иеродиакон Никон (Муртазов)Родился о.Никон в 1939 году в верующей крестьянской семье в прикамском селе Ново-Шешминек. В раннем детстве перенес он тяжелую болезнь, которая надолго приковала его к кровати. Не имея возможности посещать школу, обучался на дому. Как пишет о.Никон в одном из своих рассказов, соседская девочка приносила ему задания на дом, а выполненные им уроки относила учителям. После выздоровления о.Никон окончил заочный Всесоюзный народный Университет Искусств им.Крупской, и в 1979 году Московскую Духовную семинарию. Долгое время служил в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. Будучи иконописцем, создавал иконостасы в Иоанновском монастыре на р.Карповке, в часовне блаженной Ксении на Смоленском кладбище, в других храмах и монастырях. Некоторое время жил в Печорах Псковских и служил диаконом в эстонском храме св.вмц.Варвары. В 1999 году жил трудником на святой Земле, где был пострижен в монашество с именем Никона.
"Что заставило меня писать рассказы? Единственно любовь к Богу и человеку, желание помочь людям через чудо познать величие и власть Творца, познать истину, которая делает человека свободным от плена страстей и примиряет нас с Богом. А началось все с того, что однажды мне в руки попала книга Л.Запариной "Непридуманные рассказы", которые понравились мне правдивостью и глубиной содержания. В подражание я стал вести дневниковые записи чудес Божиих, которым был свидетелем сам и о которых мне рассказывали простые русские люди, имеющие детскую веру и горячую любовь к Богу. Впервые я показал свои записи писателю Ю.Куранову. "Хорошо. Пиши", - одобрил он. В дальнейшем получил я благословение на творчество и от старцев. А в 1995 году произошла промыслительная встреча с редактором газеты "Православный Санкт-Петербург" А.Раковым, которая переросла в дружбу. В этой газете и стали печататься мои рассказики, родившиеся из дневниковых записей. Да не осудит дорогой читатель мой малоискусный труд во славу Божию, и для меня будет большой радостью, если принесу кому-нибудь пользу для души. Промысл Божий ведет каждого из нас своим путем ко спасению. Дивны дела Твоя, Господи".
РАЗМЫШЛЕНИЯ
Бог меняет время, а время меняет человека. У каждого поколения людей своя судьба, своя вера, свои отношения, свое воспитание и условия жизни. И разными путями Господь призывает человеческую душу к себе. Чаще всего скорби, болезни приближают нас к Богу. У А.Майкова есть такие строки:
Чем ночь темней, тем ярче звезды.
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
Всю жизнь я общался с верующими людьми и много видел добра, любви, сердечной теплоты, понимания, сострадания, простоты и детской веры, жертвенности и трудолюбия ради спасения души своей и ближнего. Старшие поколения, перенесшие на своих плечах и в сердцах тяготы жизненных испытаний, уходят в вечность. На смену приходят новые. Среди них много молодежи и интеллигенции. И среди званных много избранных, живущих по заповедям Божиим.
Французский писатель Виктор Гюго, переживший Парижскую коммуну, писал: "Надо судить тех родителей, которые отдают своих детей в школы, на дверях которых написано: "Здесь закон Божий не преподается". Парижская коммуна просуществовала 72 дня, а наша православная страна пережила 73 года атеистического воспитания. И сейчас мы видим поистине чудо, духовное возрождение народа. Церкви дана полная свобода. Мы видим, как много открыто и строится храмов, монастырей, открываются воскресные школы. Массовыми тиражами печатается духовная литература. Это великая милость Божия к нам, грешным. Как сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в интервью журналу "Русский дом": "Разве не чудо, что за десять лет более 132 тысяч храмов построено и отреставрировано, в них возобновилась богослужебная жизнь. И, вступая в XXI век, хотелось бы верить, что наш народ своим терпением и своей верой заслужил лучшей доли в новом веке и что это будет век мира и согласия для нашего народа, век духовного возрождения".
НА СВЯТОМ МЕСТЕ
У человека, который долгое время живет рядом с великой святыней, появляется привыкание к ней. Как не впасть в уныние, если почувствуешь, что вблизи святыни ты стал даже хуже, чем когда жил в суете мирской?
Если мы грешим на святом месте, где постоянно пребывает благодать Божия, то усугубляем свой грех тем, что пренебрегаем святыней. Своим сомнением, леностью, нерадением мы оскорбляем ее и Бога. Человек освящает место, а не место человека, хотя и место помогает человеку в приобретении добрых качеств. Когда мы переехали в Пюхтицу, то пригласили знакомого профессора МДА о.Алексия Остапова, ныне покойного, посетить наш земной рай. Ответил нам о.Алексий так: "Чтобы жить в раю, надо иметь прародительскую чистоту".
Святое место освящает наши труды, помогает осознать смысл своей жизни, подвигает сравнивать ее с тем светом святости, который ее окружает. Святое место помогает смириться, напоминает о Боге, но насильно никого к Нему не ведет.
Когда я впервые приехал в Пюхтицу, то для меня там все было свято: люди, храмы, природа. Сам дух, пребывающий там, как-то особенно сладко умиротворял душу, ослаблял страсти. Об этом мне тогда говорили и приезжие рабочие-трудники.
Я стоял в храме, у самых входных дверей, приютившись в уголке, и видел, как священник, о.Петр Серегин, седой, с суровым, как мне казалось, пронизывающим всех взором, похожий на ветхозаветных пророков, медленно кадил в храме. По лесенке на хоры безшумно поднимались монахини и послушницы. Покаянно пел хор, далеко ввысь уносились голоса певчих… Казалось, что ты уже не на земле стоишь, а на небо вознесся. Но враг, видя, что человек начал молиться, каяться, непременно найдет на него своими помыслами или подошлет человека, работающего ему. Постепенно благоговение уходит, начинается оценка людей и явлений. Приходит самооправдание, безстрашие, дерзость, окаменелость сердца. А с ними даже неверие. И лишается человек духовного рая. Живет в раю земном. Это происходит потому, что мы еще носим в себе ветхого человека со всеми его страстями и похотями. Мы не истребляем в себе осуждение ближних. Мы "не бываем у себя дома, как в душе своей", по образному выражению святого Иоанна Кронштадтского, а часто рассеянно бродим по стихиям мира, окраденные врагом нашего спасения. Мы не оцениваем своих слов, поступков, не боремся воздержанием со своими страстьми, как надлежало бы бороться. Жалеем себя, ищем покой телу, жаждем земных, плотских удовольствий.
В святой источник Пюхтицкого монастыря вначале я окунался постоянно, а потом все реже и реже. Наконец почти перестал ходить, хотя и знал, что в нем совершалось и совершается множество исцелений по вере людей. Я вдохновляю паломников идти на источник, а сам в стороне стою - духа не хватает опуститься в холодную воду. Почему так? Да потому, что вера слабеет.
Один известный русский поэт писал о святынях Палестины: "О, если б я мог упасть на горячий песок и землю обнять ту святую./ Один, где Спаситель Отца умолял, где чашу он ждал роковую". И вот приехал человек на святую землю, упал на горячий песок, пролил слезы. Один день, второй, третий… А враг-завистник, видя все это, зашепчет ему, как Ева в раю: "Может быть, это не то место, где Спаситель Отца умолял. Может, и камни не эти, и деревья".
Если не бороться с помыслами, то горе тому человеку - пленит его враг сомнением и окамененным нечувствием. Уйдет из души умиление, вера начнет угасать. А внешне все будет хорошо, потому что он продолжит соблюдать правила, посты, жить на святом месте. Везде надо быть на страже своей души, своей веры. Необходимо возгревать себя постоянным напоминанием о святости того, что тебя окружает. Везде нужна борьба со своим ветхим человеком. И везде нужно призывать на помощь Бога, Царицу Небесную и святых Угодников Божиих.
Сказано: "Не все в монастыре спасутся, и не все в миру погибнут". Спасает не место или одежда - спасает Господь. Но бывает и так: приходят женщины, к примеру, в монастырь, поживут, поработают, а потом жалуются, что нет молитвы, нет того умиления и чувства близости Бога, которые были у них, когда они жили в миру. Жалуются, что чувствуют как бы опустошение. Иногда посещает не только духовная пустота, но и телесные болезни. Причина всему этому в том, что там, в миру, с ними все-таки была призывательная благодать Святого Духа, которая дается всякому грешному человеку втуне, незаслуженно, за крестные страдания Господа Иисуса Христа. Писание говорит о жизни в миру: "Где умножается грех, преизобилует благодать". Благодать окружает подобно свету, воздуху, защищает, умудряет, просвещает ум, освящает сердце и умиляет его. Когда Бог загонит Свою овечку в стадо, закроет за ней двери, то сокроется от нее. И теперь она должна зарабатывать благодать своим трудом. Терпением, смирением, безропотным послушанием. Это уже трудовая благодать, которая уйдет с душой в вечность. Теперь Господь только наблюдает за ней, но уже не ведет, как в миру, за руку. Оттого и тоскует по Бозе душа наша.
И потому мы знаем, что "блаженны не званые, а избранные". Званы мы в крещении все, но избрание достигается молитвой, добрыми делами, постом, терпением скорбей и болезней. Благодать может отступить от уже призванного человека, особенно живущего на святом месте. Благодать может отступить и для того, чтобы человек смирился. Преподобному Силуану Афонскому однажды было сказано: "Держи ум твой во аде и не отчаивайся!" И преподобный внял этим словам.
РАИСА
Прошел год, как после трехдневного молитвенного затвора улеглись в монастыре волнения. Блаженная мать Екатерина, отец Петр и сестры, севшие было на свои чемоданы, вновь с любовью приступили к обычным послушаниям. Все благодарили Царицу Небесную за спасение обители от закрытия.
Уже не звонили колокола на привратной звоннице. Надолго закрылось окно колокольни, через которое на всю окрестность разносился этот Божий глас. Было запрещено возвещать истину Небес и созывать людей на молитву по воле игумении. Требовалось разрешение местных властей. Те говорили, что звон нарушает покой больных, но на самом деле звон раздражал хозяина больницы, разместившейся в бывшей монастырской гостинице.
Сестры смирялись. Вставали и уходили на службу по келейным будильникам и по зову сердца. Вставала и Раиса, новая насельница, молодая, пока даже еще и не послушница, месяц назад приехавшая сюда из далеких Чебоксар. Там Раиса работала поваром. Никто лучше ее не умел готовить, но некоторые, зная ее религиозность, не любили девушку. Сначала между собой, а потом и при всех выражали неприязнь: "Не будем есть из ее рук".
Пришлось Раисе уйти с работы. Живя под благодатным покровом, загорелась девица желанием посвятить себя Богу, которого возлюбила всей душой. Действующих монастырей в те годы было мало. Услышала она, что есть в Эстонии женский монастырь, куда паломники ездили со всех сторон, в том числе и из Чувашии. Благословившись у родителей и у местного батюшки, отправилась Раиса в далекий путь.
Матушка игумения приняла девушку с любовью. Сестер в монастыре было мало, да и те в большинстве старые, немощные. "Пусть потрудится на послушании хотя бы три месяца, - решила игумения, - а там видно будет". Поселили Раису на скотном дворе. В трудах время прошло незаметно, уезжать не хотелось, и девушка старалась не думать о расставании с обителью и возвращении в Чебоксары. "Нам нравится эта послушница, - говорили старшие сестры игумении. - Как бы нам прописать ее в монастыре?"
Когда душа нашла свое место и выбрала жизненный путь, любое послушание приносит благодатную радость. Она предается воле Божией, а от своей воли отказывается ради Христа. Рая чувствовала себя в монастыре словно в земном раю.
Живя в миру, трудно исполнять заповеди Божии христианину. Самые ревностные о спасении своей души уходили из мира в пустыни, леса и горы, чтобы там, живя в уединении, научиться безмолвию, посту и целомудрию. Такое подвижническое отшельничество доступно далеко не всем, и постепенно отшельники объединялись под началом опытного старца - игумена. Так созидались монастыри.
Три обета дает монах Богу: целомудрия - отсечения злых помыслов, нестяжания - добровольной нищеты, послушания - отсечения своей воли и предания ее воле Божией. Этим самым он усыновляет себя Христу. Когда человек начинает жить под благодатью Святого Духа, весь мир для него становится раем. Потому и сказано в Писании, что "Царство Божие внутри вас есть".
Раиса любила сестер, животных, природу, храм. Ей казалось, что даже солнце светит и греет здесь по-иному, оживотворяя землю. Так, под покровом Царицы Небесной, прожила она полгода. Но однажды игумения вызвала девушку к себе и сказала: "Тебе пора ехать домой. Потому что больше оставаться в монастыре нельзя. Ты хорошо потрудилась в обители Божией Матери, и Она Сама управит твой путь. Молись за нас, не забывай, приезжай. Сестрам ты понравилась, но ничего не поделаешь - против закона идти нельзя". Игумения Ангелина хорошо знала, что прописывать новых сестер, особенно молодых, было трудно, но все же благословила сходить в паспортный стол. В прописке Раисе отказали.
Для девушки отказ оказался страшным ударом. Она зарыдала и упала в ноги игумении, которая тоже заплакала. Опечаленная Рая стала готовиться к отъезду. В одну из ночей приснился ей владыка Алексий, тогда только-только принявший Эстонскую кафедру, - ныне здравствующий Патриарх. Владыка спросил Раю: "Ты помнишь молитву "К кому возопию, Владычице"? "Нет, не знаю", - ответила Раиса. "Выучи ее и молись Царице Небесной. Она заступит и возьмет тебя в Свою обитель". Возрадовавшись от виденного, Раиса переписала у сестер молитву и стала читать. Слезы градом лились из глаз, и Матерь Божия услышала молитву, внушив мысль матушке игумении еще раз зайти в паспортный стол.
На этот раз к Раисе отнеслись очень хорошо, даже ласково. "Пропиши ее, Иван Семеныч, - снисходительно сказала женщина в погонах, - она все равно сбежит от тяжелой монастырской работы". И Раису прописали в Пюхтице. Здесь у нее открылись новые дарования. Она стала певчей, а потом и регентом. Напрасно ждала та женщина в погонах побега молодой девчонки, которая приняла постриг с именем Руфина. Ее трудолюбивые руки и звонкий голос неустанно славят Царицу Небесную.
В ПУТИ
Когда над страной сгустились тучи и первые раскаты грома прокатились над Прибалтикой, Владыка Иоанн, помолившись, собрался в дорогу. Он направлялся в далекую Пюхтицу, в женский монастырь, где с подвигом добрым подвизались его многочисленные духовные чада. Обитель Царицы Небесной давно ждала дорогого гостя. Монахини знали, что получат утешение доброго пастыря.
Владыка вошел в купейный вагон скорого поезда. Проводница закрыла двери. После проверки билетов и необходимых формальностей он погрузился в раздумье. Что-то писал, с грустью иногда посматривал на мелькавшие за окном родные пейзажи русской природы, которую он любил всей душой с раннего детства. Любил леса, поля, синие дали, одинокие и кучкой сомкнутые домики, в которых жили безхитростные русские люди. Русь обреталась своей жизнью, не отрешенной от грехов, утех и забот, не ожидала ничего худшего. Но Владыка духовными очами уже прозревал другую, страшную картину. Больное сердце сжалось в его святительской груди. Он отложил ручку в сторону. "Господи, спаси и помилуй Россию…" - шептали губы. Слезы катились из глаз: "Да будет, Господи, над ней Твоя Святая воля".
Помолившись, Владыка прилег отдохнуть. В этот миг купе осветилось неземным светом. Перед ним предстала Царица Небесная. Она по-матерински коснулась его лица Своей десницей и ушла. Это радостное благодатное посещение Матери Божией умиленным сердцем принял Владыка как благословение на дорогу.
Радости сестер не было конца. Праздничная встреча, прием у матушки игумении, богослужение и проповедь, в которой Владыка говорил о призвании монахов быть светильниками горящими. От сердца звучали слова о том, какое счастье жить под покровом Царицы Небесной. Со слезами на глазах поведал он собравшимся о своем видении в вагоне. Это чудо глубоко тронуло священнослужителей, сестер, прихожан и паломников. Все они воздали хвалу Матери Божией за Ее великую к нам милость.
Недолго был Владыка в обители. Все посмотрел, всему порадовался, некоторых исповедал. Благословил сестер и с хвалебным пением Царице Небесной поехал к себе на родину, в далекую Самару.
ЗА СВЯТОЕ ПОСЛУШАНИЕ
Есть на северо-востоке Эстонии православный женский монастырь, в народе называемый "Пюхтицей", что в переводе с эстонского означает "святое место". По преданию, это место избрала Своим земным уделом Божия Матерь, явив людям икону Своего славного Успения. В конце прошлого века здесь был основан женский монастырь и потекли в него будущие насельницы, желающие посвятить себя Богу. Много их собралось со всех сторон. Пришла туда по благословению печорского старца иеромонаха Симеона и своих родителей и пятнадцатилетняя отроковица Мария Лешкина. Пришла посмотреть, поработать, да так и осталась, плененная красотой места и жизнью монахинь. Благодарность Святого Духа коснулась ее юного сердца, и она безропотно приняла тяжелый крест послушания.
Вскоре установилась в Эстонии советская власть, которая добралась и до русского монастыря. Сестрам предложено было разъехаться по домам. Запретили заготовку дров, сбор грибов и ягод. Некоторые молодые насельницы со слезами на глазах уехали из обители. Некоторые остались, предав себя на волю Божию. Осталась и Мария Лешкина. А через несколько месяцев началась Великая Отечественная война и Пюхтицкий монастырь был захвачен немцами. Продукты кончились, денег не было, паломников тоже. Сестры начали голодать, и вот тогда игумения Иоанна позвала к себе послушницу Марию: "У нас осталась картошка мерзлая, да вода, а к празднику хотелось бы утешить сестер рыбкой. Сходи в свою деревню и спроси у людей: может, кто подаст для нашей обители. Знаю, что самим им трудно, и тебе будет трудно в пути. Благословись на дорогу у чудотворной иконы Божией Матери. Она тебе поможет".
Так и сделала Мария. Кое-как: где "зайцем" на поезде, где пешком добралась она до своей деревни, в которой жил ее дядя. Дядя встретил племянницу ласково: "У самих-то у нас ничего нет, а ты сходи в соседнюю деревню. Там хоть староверы живут, но люди очень добрые, они помогут. А я отвезу тебя обратно на лошади до Печор". В соседней деревне Любницы, куда отправилась Мария, действительно жили добрые люди. Набрала у них Мария полный мешок сушеной рыбы. Нести такую ношу ей было тяжело, и она волоком потащила мешок по дороге. На выходе из деревни повстречалась ей старуха.
- Куда идешь? - спросила она Марию.
Мария назвала деревню.
- Ты иди прямо. Здесь будет полтора километра, а кругом отмахаешь все шесть. И люди там ходят. Иди - не бойся.
Поблагодарила Маша старушку, свернула с дороги в поросший мхом лес. Немного прошла и вдруг резко провалилась в топь. Мария поняла, что тонет и спасения нет. Она подняла глаза к небу и, как никогда раньше в жизни, от всего сердца возопила: "Матерь Божия, спаси меня за святое послушание". Стала призывать Святителя Николая, а особенно молилась Архистратигу Михаилу: "Помоги мне, вынеси меня с этого болота на сушу". Тем временем Мария все глубже погружалась в тину. Ей особенно стало страшно, когда холодная вода подступила к горлу, и от страха смерти она потеряла сознание…
Очнулась Маша на зеленой лесной опушке. Встала, осмотрелась. Деревня, в которую она шла, была совсем рядом. "Как я сюда попала?" - задумалась Мария. И тут, воскресив все в памяти, упала она на колени и со слезами возблагодарила Силы Небесные за спасение. Потом встала и вновь осмотрелась. Позади лежал мешок с рыбой. "Миленькая рыбка, и ты со мной спаслась!" - и опять слезы радости и благодарения потекли из глаз.
Вернулась Мария в деревню и все рассказала дяде. Дядюшка долго дивился такому чуду: "Я здесь родился и вырос, но никогда не видел, чтобы здесь кто ходил. Это не болото, а Псковское озеро, только оно у нашего берега покрылось мхом, заросло травой. Глубина здесь такая же, как в озере". Долго молчал дядя, потом перекрестил свою широкую грудь крестом и произнес: "Есть Господь и будет. Дивны дела Твои, Господи. Слава силе Твоей, Господи!"
Мария переоделась в сухое платье, а утром отправилась с дядей в Печоры, чтобы оттуда вернуться в свой монастырь.
СЕРАФИМОВ ДЕНЬ
Накануне престольного праздника преподобного Серафима в Пюхтице выпал снег. Он лежал влажными пухлыми шапками на ветвях деревьев, на высоких копнах искусно сложенных березовых поленниц, на крышах и дорожках. У входной калитки с раннего утра, чтобы очистить дорожку к Успенскому собору, трудилась, не выпуская лопату из рук, старушка монахиня. Согнутая в три погибели, она медленно скребла снег, шептала Иисусову молитву и чуть слышно призывала на помощь преподобного Серафима. Чуть забрезжил рассвет, и в окнах келий то загорались, то тухли огни. На белом фоне снега, в отраженных сполохах скользили темные тени насельниц, спешащих в храм на полунощницу и правило для причастников.
По воле Божией я стал свидетелем детской любви сестер к преподобному Серафиму. Любят здесь этого святого. Его лик согревает русскую душу, умиляет той любовью к Богу, которой жил сам преподобный. Необъяснимая духовная тайна особенно доступна и понятна русскому монашеству. В каждой келье есть его образ: то он стоит в смиренной молитвенной позе, то благословляет десницей, то в лесу кормит медведя, то молится коленопреклоненно в келье пред образом Царицы Небесной. Всюду простота и святость пронизывают наши огрубевшие в мирской суете души. И невольно хочется просить его заступления пред Богом в наш гордый строптивый век. В праздник преподобного Серафима мне вспомнился рассказ насельницы монастыря монахини Зиновии о своей жизни. До монашеского пострига ее звали Зиной. Она родилась в Грузии, в семье партийного работника, который занимал высокую должность в Тбилиси. Мать была верующей христианкой и передала свою веру дочери. Отец, конечно, противился воспитанию дочери в вере, хотя сам отличался простым и добрым характером. Зина вместе с матерью молилась о нем, чтобы Господь смягчил его сердце, просветил его познанием истины. Втайне от отца Зина ходила в храм, навещала она и двух стареньких монахинь, живших на окраине города. У старушек был чудотворный образ преподобного Серафима. Часто матушки, став рядышком, читали ему акафист.
Зина полюбила этих бедных и скромных старушек за простоту их кельи, за мудрые слова о Боге, о душе, о спасении. Жили они свято и уединенно, никому не мешая и никого не осуждая. С ними молилась и Зина. Но вот пришло искушение от врага. Кто-то из людей шепнул матушкам, чтобы они не привечали Зину: "У нее отец - большой начальник. За религиозную агитацию дочери он посадит вас в тюрьму". Монахини испугались и запретили Зине ходить к ним. Долго и много плакала Зина за свое отлучение, но ничего нельзя было поделать. Старицы строго наказали не ходить к ним, и она не ходила, хотя очень хотелось. А время шло.
Однажды Зина увидела во сне преподобного Серафима. Согбенный старец с клюкой в руке быстро шел к дому монахинь. Девушка почувствовала такую необъяснимую радость, что утром сразу же побежала к старицам, чтобы рассказать им свой сон. Каково же было ее удивление, когда монахини встретили ее с такой же радостью, сказав: "Мы рады, что ты пришла. Всегда ходи к нам и прости нас за все". Не давая раскрыть девушке рот, старшая поведала, что сегодня ночью к ним пришел преподобный Серафим и сказал: - Зачем вы не принимаете скорбящую девицу Зинаиду?
- Мы боимся ее отца, грозного начальника.
- А вы принимайте ее тайно, чтобы никто не знал. Благословив матушек, святой ушел. Но осталась благодатная, серафимовская радость. С этими радостными чувствами они и встретили Зину на пороге своего дома. Зина рассказала им свой сон. И они вместе опустились на колени, просили друг у друга прощения.
До самой кончины стариц Зина ходила к ним. И теперь матушка Зиновия хранит добрую молитвенную память о своих наставницах. Монахини помогли сохранить ее юность и целомудрие для Бога…
В храме продолжалась служба. Матушки становились рядочком к причастию. Среди них была и матушка Зиновия. С опущенной головой она шла ко святой чаше, а на холодный серый кафель падали горячие крупные слезы из ее глаз.
ВЕЩИЕ СНЫ
Жила у нас на горке в Пюхтице одна раба Божия. Звали ее Евдокия, а в тайном постриге - монахиня Вера. Было матери Евдокии всего 55 лет, когда умерла она от инсульта, и старшие пюхтицкие сестры до сих пор помнят ее. Мне тоже довелось общаться с матушкой и сейчас я расскажу вам одну историю, которую она мне поведала.
На родине матери Евдокии, а родом она из Тамбовской области, жила одна женщина, которая вела крайне безнравственный образ жизни. Все ее грехи были на виду у людей, и одни ее жалели, другие осуждали, третьи были просто равнодушны. Была у этой женщины взрослая дочь, но она не в силах была помочь матери выбраться из греховного плена, тем более, что у самой была семья, домашние заботы. Шло время, и однажды женщина заболела и скоропостижно скончалась. Несчастную грешницу похоронили, помянули водкой и… забыли, а мир продолжал готовить для ада новые жертвы.
Если бы все заканчивалось просто смертью!.. Но человек безсмертен. И за гробом для каждого из нас только начинается вечная жизнь. ТАМ решается судьба души человека. К сожалению, многие в это не верят: греховные страсти заглушают и усыпляют совесть. Но нашлась одна добрая женщина, которая не только пожалела умершую, но и тайно подала на вечный помин ее души в Пюхтицкий монастырь. Деньги на это она долгое время копила от своей скудной пенсии.
По прошествии некоторого времени покойница явилась во сне своей дочери и попросила ее сходить по такому-то адресу, поблагодарить незнакомую рабу Божию за милость. "Ее помин вынес меня со дна ада", - сказала она дочери.
Вот что такое христианская любовь и какое великое значение имеет милость.
† † †
В Пюхтицком же монастыре жила монахиня Олимпиада, которая несла послушание в алтаре уже много лет, а до нее это послушание несла покойная мать Максима. "Однажды я увидела во сне мать Максиму, - рассказывала мать Олимпиада. - Прошла она в алтарь через двери, сделала низкий поклон с крестным знамением и повернулась ко мне лицом. Я, зная, что она умерла, спрашиваю: "Как вам живется там, матушка? Есть ли вашей душе польза, когда мы вас здесь поминаем?" "Большая польза всем душам от поминовения, - ответила мать Максима. - Особенно, когда священники на проскомидии частицы за нас вынимают. Мы тогда причащаемся, освящаемся, и все видят Свет". Вот как велика проскомидия в очах Божиих. "А когда я умру?" - поинтересовалась мать Олимпиада. Покойная подняла свой взор к небу и ответила: "Ты еще поживешь, а вот мать Варвара скоро уже к нам придет".
И в самом деле, монахиня Варвара сильно болела в это время, а недели через две после вещего сна, приснившегося матери Олимпиаде, скончалась. Сама же мать Олимпиада жила еще много лет, служа Господу на земле.
Такие бывают откровения через сон чистым душам.
ОТЕЦ КАРП
В семидесятых годах жил в небольшом эстонском городке Кивишли старый православный священник - эстонец Карп Тинц. Занимая лишь одну комнату с кухней в деревянном старинном домике, он после смерти матушки одиноко проводил жизнь. Дети были уже взрослые и жили отдельно. Единственным его радостным утешением была служба в храме и забота о его украшении.
Храм был единственным в Эстонии, где молились православная и лютеранская общины. Это у многих вызывало удивление. В воскресные дни закончится православная литургия, требы, - приходят лютеране, переносят на середину храма свой престол с иконой-картиной "Моление о чаше", расставляют скамьи, и пастор под звуки фисгармонии начинает свое молитвословие. Присутствующие поют псалмы и слушают проповедь. Очень тихо, мирно, как пришли, так и расходятся по домам - довольные, что были в церкви лютеранской. Местная эстонская власть благосклонно смотрела на этот храм, находящийся в ведении эстонского православного епископа.
Эти неудобства создала жизнь. До Отечественной войны православные собрали деньги на строительство большого храма, но война нарушила все планы, и храм остался только в проекте. Православные вынуждены были приютиться в небольшой деревянной церковке, а тут и лютеране на "квартиру" попросились, и им в регистрации и благословении не отказали. Так вот и молятся более пятидесяти лет в одних стенах христиане двух конфессий. И не тесно им, и не питают они вражды друг к другу - благодаря заботам и внимательности отца Карпа, который жил любовью, дорожил миром и согласием двух народов.
В юности своей отец Карп, получив богословское образование, был учителем Закона Божия в школе на юге Эстонии. Батюшка был строгим к ленивым и шалунам, но милостивым и добрым к тем, кто учил Закон Божий и старался исполнять его. За это его боялись и любили. Худой, невысокого роста, с узкими прищуренными глазами, с редкой седой острой бородой, он запомнился мне после необычной встречи. Однажды его храм посетила беда - случился пожар. Расстроенный отец Карп приехал в Пюхтицу и стал просить помощи в восстановлении закопченного и частично обгоревшего иконостаса. Староста с прихожанами помыли стены храма, покрасили их белой масляной краской; с иконостасом дело было сложнее. Так я впервые встретился с отцом Карпом. По благословению священноначалия и матушки игумении я поехал к нему на квартиру, взяв все необходимое для работы.
Мудрым, рассудительным, практичным и глубоковерующим был отец Карп. Неделю жил я с ним в одной комнате, с утра до вечера трудились мы в храме. Несмотря на преклонные годы, он проявлял удивительную работоспособность. К концу недели все было восстановлено. Заодно я обновил и лютеранский образ "Моление о чаше", за что получил сердечную благодарность и конверт с вложенными в нем десятью рублями. Отец Карп хранил церковный мир, жил любовью ко всем людям и твердо верил в Таинства Православной Церкви.
Как-то за ужином он рассказал: однажды при совершении таинства Крещения крестная мать, молодая еще девица, начала смеяться над словами отречения от сатаны. Заметив это, отец Карп возмутился духом и сказал ей: "Ты смеялась не надо мной, а над Таинством, которое установлено Богом, а Бог поругаем не бывает", - и пошел в алтарь за миро. Вдруг позади раздался шум. Выходит батюшка из врат и видит: крестная мать лежит на полу без чувств…
Рассказывал отец Карп и еще об одном случае. Старушка прихожанка тяжело заболела и на смертном одре просила дочь пригласить на дом священника, чтобы пособороваться и причаститься. Дочь была коммунистом и не хотела даже слышать о просьбе матери. Были званы лучшие врачи, но ничего не помогало. Наконец, дочь сдалась и сказала: "Ладно, пускай придет, утешит тебя", - и согласилась позвать батюшку. Отец Карп исповедал больную, пособоровал и причастил запасными Дарами. Старушка сразу начала поправляться. Через несколько дней встречает ее отец Карп и спрашивает: "Как вы себя чувствуете?" "Хорошо, батюшка. Господь по своему милосердию и по вашим святым молитвам поднял меня на ноги, но я не только за себя радуюсь, но и за дочь. Другая, батюшка, стала. Ничего не признавала, а тут смирилась, ходит по избе вечером и все твердит: "Ничего не понимаю, все врачи маму к смерти приговорили, отказались лечить, а поп пришел, что-то сделал - и она встала. Ничего не понимаю!.."
И действительно, она тогда не понимала действия благодати Духа Святого - исцеляющего, просвещающего, освящающего душу и тело человека. "Вот какие чудеса делает наша вера православная", - заключил свой рассказ отец Карп.
До глубокой старости отец Карп не уходил на покой со своего прихода. Умер он недавно - ослепший, оглохший, но духовно бодрый до самой своей кончины.
ПРИВРАТНИК АВВАКУМ
"На божественной страже богоглаголивый Аввакум", - несется в воздухе высокое звонкое пение вместо ответа на вопрос: как твое имя, отец? Привратник Аввакум был особенный монах, не похожий на остальных.
Был он слишком мал ростом, но велик душой. Вся жизнь его прошла в святом послушании - пропускать людей чрез святые врата монастыря, ни о чем другом не заботясь и ничего другого не делая. Живая вера ищет спасения не только своей душе, но ревностно жаждет спасения душ ближних. Монах Аввакум служил Богу через людей страждущих, духовно немощных, чающих утешения словом Божиим. Он нес это слово с любовью и они отвечали взаимностью. Инок смиренно трудился на своем поприще, как опытный старец, не теряя молитвенного духа, принимая все как волю Божию о себе.
Сам вид этого монаха - кроткое молчание или краткое душеспасительное слово, смиренный взгляд - говорили входящему многое. Он был словно драгоценной маркой на монастырском конверте. По нему судили о насельниках. Потому что привратник - это первый свидетель внутренней монашеской святости пред лежащим во зле миром. Нередко ему, как духоносному сосуду Божией благодати, открывалась тайна сокровенной жизни человеческих сердец и он, молясь, скорбел или радовался о них, никогда не оставаясь равнодушным, как неравнодушен к нам Сам Господь Бог.
Без ропота и недовольства претерпевал он морозы и ветры. Он сидел на табурете и смотрел в маленькую квадратную щель на проходящих людей. Порою тяжело вздыхал, когда паломники не творили при входе в обитель Иисусовой молитвы или крестились небрежно, махая рукой. С неверующими был сострадателен, как с больными людьми, наставления и замечания делал кротко, если находил их необходимыми. Во времена, когда дух атеистической пропаганды поражал человеческие души, как смертоносный яд, внезапная встреча туристов с монахом Аввакумом ослабляла его действие в обманутых людях. Они уже не могли автоматически верить, что в этих стенах живут порочные, безполезные люди. Аввакум покорял их смирением, кротостью и любовью.
Менял Аввакума на посту другой монах, Савватий. Закутанные в шубы, теплые скуфьи, они сидели поочередно на морозе и сквозняке, творя Иисусову молитву. Савватий иногда роптал, тогда Аввакум его успокаивал. Однажды мальчишки бросили камень, разбили стекло в оконце врат и чуть не поранили Аввакуму глаз.
Любил Аввакум кормить голубей. Они стайками кружились над площадкой у врат, ожидая корма. Монах Аввакум, взяв ведро с зерном, громко кричал: "Все, все". Все голуби, слушая его зов, поднимались ввысь и летели к Тайловской башне, где Аввакум высыпал содержимое на землю и шел обратно на пост. Среди голубей были больные, которых он жалел, поручая кому-нибудь из знакомых горожан подлечить их. Были и испорченные колдунами. Они мучались особенно ужасно, изгибали шеи и лапки, корчились на земле. Аввакум горестно вздыхал об этих птицах и молился, чтобы Бог исцелил их и простил грехи злых людей. Жил Аввакум неподалеку, под горкой, у Никольского храма в маленькой келье, уставленной мешками с зерном, что для голубей покупали паломники. Поводом послужил рассказ, прочитанный когда-то Аввакумом. Он пересказывал его всем, у кого были в роду самоубийцы.
- Однажды, - начинал он, - один рыбак на Чудском озере, изрядно выпив водки, умер прямо на берегу. Братья и друзья умершего, скорбя о его смерти, собрали деньги и послали на Святую гору Афон, чтобы монахи помолились о нем. Вскоре деньги вернулись вместе с письмом. В нем братия Святой горы отказывалась молиться об умершем от запоя, а для утешения советовала кормить зверей и птиц… Так потекло зерно в закрома привратника Аввакума, ибо во многих семьях были самоубийцы. Нелегко и хлопотно это было монаху, но по благословению он это совершал. Ведь надо жалеть людей и птиц. Накопилось в келье много всякого зерна, а стая голубей убавлялась. Повадились ходить в башню кошки, другие зверюшки. Жалостью наполнялось сердце монаха:
- Целое ведро нынче мертвых набрал, - скажет он сокрушенно.
Утром, чуть забрезжит рассвет, открывал монах Аввакум тяжелые скрипучие монастырские ворота и выходил в полумрак к людям Божиим, что уже стояли и ждали, опустив головы, темными тенями у самых ворот. Начинает беседу о крестном знамении. Говорит громко и четко, что крест - это печать, вспоминая наставления Иоанна Златоуста. Ведь если печать фальшивая, то и документ не действителен. Так и неправильно наложенное крестное знамение. Не имеет на демонов отгнательной силы. Монах просит у всех прошения и святых молитв, потом отступает от врат. Молча идут люди Божии в храм на молитву, истово крестясь и храня слова монаха Аввакума. Он снова встает на пост, охраняя покой обители.
Однажды привратник смертельно заболел, был облачен в великую схиму, и тихо преставился ко Господу, пронеся крест святого послушания.
† † †
С дедушкой Афанасием я встретился в одной обители много лет тому назад и теперь едва помню его образ. Был он уже в годах, убелен сединами, с лицом, изрезанным глубокими морщинами… Но наши задушевные беседы и рассказы его, тронувшие меня до глубины души, до сих пор сохраняются в моей памяти. Два из них я сегодня хочу рассказать вам…
ИКОНА
Случилось это в уральском селе, где дедушка Афанасий работал тогда пчеловодом. Жили они с женой хорошо. Особого богатства, правда, не было, но и нужды тоже не знали. Сколько силы Господь давал, трудились, молились да и церковь не забывали. Слава Богу, в селе у них храм работал, было куда за утешением прийти. И батюшкой местным дедушка Афанасий очень доволен был. Всех встретит, всех наставит. С какой скорбью не придут к нему - каждого утешит. И молитвенник такой был, что самые дивные чудеса происходили. Одно из них - с дедушкой Афанасием.
Приближался праздник преподобного Сергия Радонежского, чудотворца нашего. Накануне дедушка Афанасий сходил с женой в храм. Когда вернулись домой, хозяйка прилегла отдохнуть и заснула, а дедушка Афанасий сел за стол и, пока было светло, читал Евангелие, а как только стемнело, отложил книгу и, стараясь не разбудить жену, стал творить про себя Иисусову молитву.
И вот тут-то и увидел он Икону. Она плыла к нему от двери… Приглядевшись, дедушка Афанасий ясно различил на иконе лик преподобного Сергия. Заплакал он от радости, а икона исчезла.
- Что ты плачешь, Афанасий? - спросила проснувшаяся жена.
Дедушка рассказал ей о видении, огорчаясь, что супруга не видела этого дивного чуда. Но та только радостно улыбалась и крестилась. А потом сказала, что слышала во сне, как поют где-то молебен преподобному Сергию. Голоса такие чистые, такие нежные, все вторят: "Преподобный Отче Сергие, моли Бога о нас" - и так, пока не проснулась.
Но на этом чудо не кончилось. На другое утро, в самый праздник угодника Божия, пришла из села матушка и принесла икону преподобного Сергия.
- Мы, - рассказала она, - сидели вчера вечером с батюшкой и думали, кому бы нам отдать один образ преподобного Сергия. Ведь у нас их два... А батюшка и говорит: "Давай отдадим икону Афанасию" Вот... Принесла. Примите на молитвенную память.
Дедушка Афанасий рассказал тогда матушке о чуде, свидетелями которому был он с женой, и втроем возблагодарили они Господа за Его великие милости и угодника Божия преподобного Сергия.
ВСТРЕЧА
Однажды дедушка Афанасий попросил меня найти художника, который смог бы написать картину его юности и святую встречу с великомученицей Варварой. Видя доброе расположение ко мне старца, я попросил его рассказать этот случай. И вот что он поведал.
"Давно это было, в годы Гражданской войны. Служил я, тогда еще молодой солдат, в Красной Армии, в Туркестане. Родители мои были глубоко верующими людьми, и сам я веровал и молился, как умел, Богу. По малограмотности многого не понимал и не знал, но боялся греха больше всего, и в свободные минутки, а их было очень мало, старался молиться. Однажды мне посчастливилось встретить одну рабу Божию, старую монахиню, которая и научила меня - как лучше молиться. "Ты человек служивый, - говорила она, - везде и всегда в опасностях ходишь, смерть не за горами, а за своими плечами носишь, так будь мудр, и где бы ни был, что бы ни делал, куда бы ни шел, я тебе советую: читай про себя "Царю Небесный", "Трисвятое", "Отче наш", а потом добавляй: "Святая великомученица Варвара, будь в час смерти моея". Она, святая страдалица и помощница в наших скорбях, имеет дар от Господа приходить к нам при смерти и причащать нас Святых Христовых Таин. Если мы ее просим… Видишь, и изображена-то она с чашей в деснице". Послушал я мудрый совет старицы и стал молиться, как она меня научила. Много времени прошло. И вот однажды иду я дорогой, кругом - ни души, только полуденное солнце палит землю, да вдали темнеется гряда урюковых деревьев. Иду по дороге и молитвы читаю, один на приволье. Вдруг вижу - показалась впереди фигура девушки. Высокая, стройная, неземной красоты, одетая в длинное царское или уж дворянское платье. И идет мне навстречу. Я смотрю на нее удивленно, а про себя думаю: "Откуда она появилась? Верно, какого-то богатого рода и большого ума девица: идет, словно царица". Поравнялась она со мной, окинула меня строгим взглядом и промолвила не громко, но четко: "Надо быть достойным". И прошла мимо. Лишь через несколько минут пришел я в себя. В недоумении сделал еще машинально несколько шагов вперед, потом встал как вкопанный и стал соображать: "Почему она мне это сказала? И кто она? И что значат эти слова?" Обернулся, чтобы догнать эту девушку и спросить, но уж никого не увидел на пустынной дороге. Только солнце палило в выси. Как явилась таинственно, так и исчезла Небесная гостья. Ибо понял я, что это была святая великомученица Варвара… Вот и хочется мне запечатлеть это чудесное событие моей жизни на холсте… Кто бы мог это сделать?.."
† † †
Не знаю, жив ли теперь этот дедушка Афанасий с далекого Урала, но дивные рассказы его хранил я все эти годы в памяти, пока не нашел удобного времени записать их.
НЕ ОСТАВИ МЕНЯ
Юбилейная награда к пятидесятилетию победы над фашистской Германией нашла ее в Снетогорском монастыре, в небольшой тихой обители, недавно открывшейся на берегу реки Великой. Нашла и потерялась где-то в келье старицы. И лишь воспоминание, которое медаль принесла из далеких лет, на какое-то время всколыхнуло душу, растрогало сердце. Тронуло и опять ушло. Словно прибрежная волна, с шумным плеском омывая камни, захлестнула, омочила их и отпрянула назад.
Тихо, мирно в душе старицы. Медленной поступью идет матушка Гавриила на молитву в храм, устремив свой взгляд в землю, как бы никого и ничего не замечая. Годы и болезни согнули ее спину, земля стала ближе. "Земля еси и в землю отыдеши", - скажет она себе в душевной печали по Боге, смиряясь со всеми невзгодами, негодами и немощами - своими и чужими. Странники и пришельцы мы на земле сей, ничего не возьмем с собой, кроме дел. Эти грустные мысли приходят ей не только в наступившем посту, но все чаще с каждым днем наступающей старости и особенно с принятием монашеского пострига, великой схимы. Внутренне озарилась ее душа от нашедшей благодати Святого Духа, растаяла в умилении и от благодарных чувств к Богу, Его безконечной любви к падшему роду человеческому.
Часто слезы текут из ее глаз. Сутулясь, слегка прихрамывая, она идет на послушание читать Псалтирь, и это радует ее душу. С юных лет, молясь Богу, она не расставалась с Ним никогда, стойко переносила все испытания. Бог хранил ее, помогая нести жизненный крест.
В молодые годы она работала токарем на одном военном заводе в Горьком. Быстро и качественно выполняла заказы Родины, за что снискала уважение начальства, но и нажила себе немало завистников по работе. Завистников раздражало ее трудолюбие, скромность и религиозность. Понимал ее только мастер, Виктор Александрович. Он происходил из семьи раскулаченных, верил тайно. Однажды Виктор подошел к Лиде (так звали матушку Гавриилу в крещении) и спросил ее: "Лида, а скоро какой будет церковный праздник?" Не ожидая такого вопроса, девушка смутилась, но ответила ему. С тех пор она осмеливалась отпрашиваться у Виктора на каждый церковный праздник. Мастер опускал Лиду на свой страх и риск. Время было военное, за нарушение трудовой дисциплины наказывали сурово, можно было ожидать всего.
Однажды, накануне праздника Пасхи, отпуская Лиду в храм, мастер вздохнул и сказал: "Будь что будет моей голове, иди. Все на себя возьму". В церкви псаломщик Павел Алексеевич спросил ее: "Как тебе, Лида, удается уходить с работы?" Девушка открыла тайну. "А ты не делай этого, не подводи человека, не вводи в искушение себя", - сказал Павел Алексеевич. С тех пор Лида перестала отпрашиваться с работы, а вскоре подала заявление об уходе. Начальство отклонило ее просьбу и велело забрать заявление. После этого случая Лида еще долго трудилась на заводе, получила медаль за доблестный труд. Но душа ее жаждала другой - небесной - славы.
И вот все раздав, отрекшись от мирских похотей, что тяготили ее душу, она предала себя в руки Божии и приехала в Пюхтицкий женский монастырь. Оттуда Промыслом Божиим жизнь ее сроднилась со Псковским Снетогорским монастырем. Теперь она приняла на свои старческие плечи великую схиму. Чувствуя себя недостойной этой милости Божией, матушка Гавриила читает Псалтирь, творит молитву Иисусову, молится о всех живых и усопших. Она не забывает и того мастера, который отпускал ее в церковь. После своей кончины Виктор сам пришел к ней во сне и, положив руку на плечо, сказал: "Лида, не оставь меня". Старица записала имя в помянник вместе с родными и близкими, молится о упокоении его души.
Скользят последние уходящие лучи вечернего заката по выложенной плитами дорожке, над Снетогорьем опускается темная ночь, оставляя тусклые огоньки лампад в окнах келий. Сестры молятся.