Делюсь прочитанным

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

  • 8

#1 Марианна » Чт, 19 мая 2016, 11:18

:smile: буду делиться, вдруг кому пригодится, да и мне самой полезно, т.к. часто прочитаю и теряю ссылку.
Итак сейчас 3-я неделя по Пасхе святых жен- мироносиц
http://www.pravoslavie.ru/4209.html
Изображение
О МЕРТВОСТИ ДУХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Поучение в неделю жен-мироносиц

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Эти слова святых жен имеют свое таинственное значение. Оно так назидательно, что любовь к ближним и желание им душевной пользы не дозволяют умолчать о нем
***
Гроб – наше сердце. Было сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства Крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли, нашего отравленного ложью разума. Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением
***
Камень – это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием[3]. Что это за грех? О нем мы и не слыхали, скажут многие. По определению Отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным.
***
Всякий, кто захочет беспристрастно и основательно исследовать состояние души своей, усмотрит в ней недуг нечувствия, усмотрит обширность значения его, усмотрит тяжесть и важность его, сознается, что он – проявление и свидетельство мертвости духа. Когда мы захотим заняться чтением Слова Божия, какая нападает на нас скука! Как все, читаемое нами, представляется нам малопонятным, не заслуживающим внимания, странным! Как желаем мы освободиться скорее от этого чтения! Отчего это? Оттого, что мы не сочувствуем Слову Божию
***
Когда мы встанем на молитву, какую ощущаем сухость, холодность! Как спешим окончить наше поверхностное, исполненное развлечения моление! Это отчего? Оттого, что мы чужды Богу: мы веруем в существование Бога мертвою верою; Его нет для ощущения нашего.
***
Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Вопрос, исполненный заботливости, печали, недоумения. Ощущают эту заботливость, эту печаль, это недоумение те души, которые направились ко Господу, оставив служение миру и греху. Пред взорами их обнаруживается, во всем ужасном объеме и значении своем, недуг нечувствия. Они желают и молиться с умилением и упражняться в чтении Слова Божия вне всякого другого чтения, и пребывать в постоянном созерцании греховности своей, в постоянном болезновании о ней, словом сказать, желают усвоиться, принадлежать Богу, – встречают неожиданное, неизвестное служителям мира сопротивление в самих себе: нечувствие сердца.
***
По наставлению святых Отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью наветуется жизнь нечувствия; но одними собственными усилиями человека не умерщвляется эта смерть духа человеческого: уничтожается нечувствие действием Божественной благодати.
***
Умиление есть первый признак оживления сердца в отношении к Богу и к вечности. Что такое умиление? Умиление есть ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти. О иерусалимлянах, приведенных в это настроение проповедью святого апостола Петра и склонившихся принять христианство, Писание говорит, что они умилишася сердцем (Деян. 2:37).
***
Не нужно Богу, для Него Самого, посвящение жизни нашей, посвящение всех сил и способностей наших в служение Ему – для нас это необходимо. Принесем их, как миро, ко гробу Господа. Благовременно купим миро – благое произволение.
***
Кто по неведению или увлечению поработился греху, вступил в общение с падшими духами, сопричислился им, утратил в духе своем связь с Богом и небожителями, тот да уврачует себя покаянием. Не будем отлагать врачевания нашего день на день, чтоб не подкралась неожиданно смерть, не восхитила нас внезапно, чтоб мы не оказались неспособными к вступлению в селения некончающегося покоя и праздника, чтоб не были ввергнуты, как непотребные плевелы, в пламень адский, вечно жгущий и никогда не сожигающий.
***
Врачевание застарелых недугов совершается не так скоро и не так удобно, как то представляет себе неведение. Не без причины милосердие Божие дарует нам время на покаяние; не без причины все святые умоляли Бога о даровании им времени на покаяние. Нужно время для изглаждения впечатлений греховных; нужно время, чтоб запечатлеться впечатлениями Святого Духа; нужно время для очищения себя от скверны; нужно время, чтоб облечься в ризы добродетелей, украситься боголюбезными качествами, которыми украшены все небожители
***
Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб – сердце – снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс. 3: 8); в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение. Аминь

:smile:
Последний раз редактировалось Марианна Сб, 21 мая 2016, 15:33, всего редактировалось 2 раз(а).
Марианна
Автор темы


  • 1

Re: Делюсь прочитанным

#181 Марианна » Вс, 29 мая 2016, 12:30

dzadzen писал(а):
Марианна писал(а):dzadzen, кстати мы с тобой недавно говорили на эту тему, я такую трактовку еще не встречала
А в чем иная трактовка? Понятно же что в первую очередь обращено к душе, к нашим реакциям на обиды, несправедливости, предательства и т.п. А левая или правая это уже нюансы, ну как бы можно подтянуть трактовки что там Господь хотел))). И как раз сложно принять и смирится когда тебя несправедливо оскорбляют.
Да нет, это очень важный момент. Потому что несправедливые обиды и оскобления принимаются не так легко. Надо же чтобы на сердце была тишина и чтоб злой памяти о человеке не осталось.
Так вот эта трактовка Амвросия, это рецепт, очень действенного лекарства.
Когда обижают несправедливо, вспоминать свои грехи имеющиеся и понимать что это возможность исправить, понести лекарство мужественно, ради... Ну как и в Отче наш:
"И прости нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим"

А насчет того что не только к душе это правило, этому много доказательств в самом НЗ
Начиная с Христа, который кротко терпел оскорбления, терпел избиение, и когда висел на Кресте, то говорит:
"Отче, прости им, ибо не ведают что творят"

Что может быть выше этого?..
Или Стефан, первомученик, которого забили камнями, тоже молился об убийцах.

Серафим Саровский, когда к нему пришли грабители, а у него был топор в руках и он сам был не слаб, топор отбросил и бить их не стал. Избили его так что еле выжил. Но наказания виновникам не требовал, они сами потом пришли его о пощаде молить и каяться.

Но что касается меня :smile: так мне хотя бы научиться переносить обиды, без следа в сердце.
Марианна
Автор темы

Re: Делюсь прочитанным

#182 Марианна » Вс, 29 мая 2016, 12:57

dzadzen, вот если взять и попробовать вспомнить всю жизнь и все за что нам надо Бога благодарить, наберется такой список, что его почти невозможно охватить сердечной благодарностью. И это конечно не все, учитывая изначально нам данное и то чего не замечаем, не осознаем как причину к благодарности.
Марианна
Автор темы

Re: Делюсь прочитанным

#183 dzadzen » Вс, 29 мая 2016, 12:59

Марианна писал(а):Да нет, это очень важный момент. Потому что несправедливые обиды и оскобления принимаются не так легко. Надо же чтобы на сердце была тишина и чтоб злой памяти о человеке не осталось
Ну не знаю. Это мной давно осознанно. И в контексте этой фразы. Ну хорошо, что для тебя открытия новые.
помяни мя, Господи, во Царствии Твоем...
dzadzen
Пустота года
Аватара
Сообщения: 7760
Темы: 48
С нами: 9 лет 9 месяцев

Re: Делюсь прочитанным

#184 Марианна » Пн, 30 мая 2016, 0:22

dzadzen писал(а):
Марианна писал(а):Да нет, это очень важный момент. Потому что несправедливые обиды и оскобления принимаются не так легко. Надо же чтобы на сердце была тишина и чтоб злой памяти о человеке не осталось
Ну не знаю. Это мной давно осознанно. И в контексте этой фразы. Ну хорошо, что для тебя открытия новые.
Ну почему новые, нет. Просто иногда некоторые вещи по новому как бы осознаешь, с иной силой и впечатлением.
Марианна
Автор темы

  • 1

Re: Делюсь прочитанным

#185 Марианна » Пн, 30 мая 2016, 14:12

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

Изображение
http://www.pravoslavie.ru/35058.html
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Ин. 4:23

Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиною.

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмъ путь и истина и живот (Ин. 14:6). Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть (Ин. 17:17; Кол. 1:16). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово — Бог, это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца Ин. 1:14 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явилИн. 1:18

Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа
(Ин. 1:16-17)

Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но самая благодать, самая истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества

Истинного христианина Святой Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа. Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы. Человеки, усыновленные Богу, в молитвах своих относятся к Нему, как к Отцу, потому что Дух Святой вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека о соединении этого человека с Богом, о усыновлении его Богу. Понеже есте сынове, —говорит апостол, — посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения.

Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6), — сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать (1Ин. 2:23), иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36).

Вне христианства нет добродетели, достойной Неба! «Благое, — сказал преподобный Марк Подвижник, — не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе»[11]. Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно ко злу, как засвидетельствовал Сам Бог: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8:21). Вы, зли суще, умеете даяния благая даяти чадом вашим (Мф.7:11; Лк. 11:13). Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нее истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения.

По этой причине Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того, видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасения необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души[12], отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых.


Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Ин. 8:31-32
Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло.


Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ин. 8:43
— сказал Господь. Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным иудеям, отвергшим и Господа и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! Усвоим себе образ мыслей, предлагаемый нам Господом в Его святом Евангелии! Последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которыми оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него (Пс. 118:29).

Человек, доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться[14], он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа
Марианна
Автор темы

Re: Делюсь прочитанным

#186 FlutterShy » Пн, 30 мая 2016, 14:20

Марианна,
Спойлер
а как церковь и твоё чувство веры к рок музыке относится? :scratch:
Friendship is Magic!
FlutterShy F
Аватара
W
Откуда: Pax Britannica
Сообщения: 28490
Темы: 1143
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: Happy Pony

Re: Делюсь прочитанным

#187 Марианна » Пн, 30 мая 2016, 14:22

LadyClarick писал(а):Марианна,
Спойлер
а как церковь и твоё чувство веры к рок музыке относится? :scratch:
:smile: диссонирует
Марианна
Автор темы

Re: Делюсь прочитанным

#188 Марианна » Ср, 1 июня 2016, 0:49

Душа наша, как существо духовное, деятельное, не может оставаться праздно: или она делает добро, или зло, что-либо из двух: или в ней растет пшеница, или плевелы. Но как всякое добро от Бога, а средство получать всякое благо от Бога есть молитва, то молящиеся усердно, из глубины души, искренно, получают от Господа благодать к деланию добра, и прежде всего благодать веры, а те, которые не молятся, естественно остаются без дарований духовных, добровольно лишая себя их по своей небрежности и охлаждению духовному; и как в сердцах усердно молящихся и работающих Господу растет пшеница добрых помышлений, расположений, намерений и дел, так в сердцах немолящихся растут плевелы всякого зла…

Святой праведный Иоанн Кронштадский
Марианна
Автор темы

  • 2

Re: Делюсь прочитанным

#189 Марианна » Пт, 3 июня 2016, 14:37

phpBB [media]


Предопределение. О судьбе и свободе воли, насколько свободен наш сценарий жизненный. О том, какое влияние может оказывать Сатана на нашу жизнь и при каких условиях. Заповеди- приказание или предупреждение?
Марианна
Автор темы

  • 1

Re: Делюсь прочитанным

#190 Марианна » Пт, 3 июня 2016, 14:56

phpBB [media]

:smile: ну тут тема очевидна по названию ролика.
Кстати, я не знала о том как Достоевский умирал

О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. В ночь на 25 января у Достоевского случилось легочное кровотечение. Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выслушивать и выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. «Когда его привели в себя, – пишет в своих «Воспоминаниях» Анна Григорьевна – первые слова его, обращенные ко мне были: «Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедоваться и причаститься!..»
Спойлер
«Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтобы успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Св. Таинств, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь огорчил меня… Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор, и тотчас попросил послать за двумя докторами, А.А. Пфейфером и профессором Д.И. Кощлаковым, с которыми муж мой иногда советовался… Ночь прошла спокойно.
Проснулась я около семи часов утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону. «Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой?» – спросила я, наклонившись к нему.
«Знаешь, Аня, – сказал Федор Михайлович полушепотом, – я уже три часа как не сплю и все думаю, и только теперь сознаю ясно, что я сегодня умру…»
«Голубчик мой, зачем ты это думаешь, – говорила я в страшном беспокойстве, – ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет… Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя…»
«Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие».
Он сам открыл святую книгу и просил прочесть: открылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. 14-15. («Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»…)
«Ты слышишь – «не удерживай», – значит, я умру, – сказал муж и закрыл книгу…»
Я не могла удержаться от слез. Федор Михайлович стал меня утешать, говорил мне милые ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил со мной. Поручал мне детей, говорил, что верит мне и надеется, что я буду их всегда любить и беречь. Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни:

- Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!

Я была до глубины души растрогана его задушевными словами, но и страшно встревожена, опасаясь, как бы волнение не принесло ему вреда. Я умоляла его не думать о смерти, не огорчать всех нас своими сомнениями, просила отдохнуть, уснуть. Муж послушался меня, перестал говорить, но по умиротворенному лицу было ясно видно, что мысль о смерти не покидает его и что переход в иной мир ему не страшен.

Около девяти утра Федор Михайлович спокойно уснул, не выпуская моей руки из своей. Я сидела не шевелясь, боясь каким-нибудь движением нарушить его сон. Но в одиннадцать часов муж внезапно проснулся, привстал с подушки, и кровотечение возобновилось. Я была в полном отчаянии, хотя изо всех сил старалась иметь бодрый вид и уверяла мужа, что крови вышло немного и что, наверно, как и третьего дня, опять образуется "пробка". На мои успокоительные слова Федор Михайлович только печально покачал головой, как бы вполне убежденный в том, что предсказание о смерти сегодня же сбудется. Среди дня опять стали приходить родные знакомые и незнакомые, опять приносили письма и телеграммы...

Я весь день ни на минуту не отходила от мужа; он держал мою руку в своей и шепотом говорил: "Бедная... дорогая... с чем я тебя оставляю... бедная, как тебе тяжело будет жить?.." Несколько раз он шептал: "Зови детей". Я звала, муж протягивал им губы, они целовали его и, по приказанию доктора, тотчас уходили, а Федор Михайлович провожал их печальным взором. Часа за два до кончины, когда пришли на его зов дети, Федор Михайлович велел отдать Евангелие своему сыну Феде...

Около семи часов у нас собралось много народу в гостиной ив столовой и ждали Кошлакова, который около этого часа посещал нас. Вдруг безо всякой видимой причины Федор Михайлович вздрогнул, слегка поднялся на диване, и полоска крови вновь окрасила его лицо. Мы стали давать Федору Михайловичу кусочки льда, но кровотечение не прекращалось... Федор Михайлович был без сознания, дети и я стояли на коленях у его изголовья и плакали, изо всех сил удерживаясь от громких рыданий, так как доктор предупредил, что последнее чувство, оставляющее человека, это слух, и всякое нарушение тишины может замедлить агонию и продлить страдания умирающего. Я держала мужа в своей руке и чувствовала, что пульс бьется все слабее и слабее. В восемь часов двадцать восемь минут вечера Федор Михайлович отошел в вечность".
Марианна
Автор темы

Re: Делюсь прочитанным

#191 Марианна » Вс, 5 июня 2016, 12:28

Поучение в неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии

Изображение
http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom4/28.shtml
Святитель Игнатий Брянчанинов

Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос по исцелении слепорожденного, о чем мы слышали сегодня в святом Евангелии, сказал: И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
(Иоан.9:39). Этих слов Господа не могли равнодушно выслушать гордые мудрецы и праведники мира, каковыми были иудейские фарисеи. Самолюбие их и высокое мнение о себе признали себя оскорбленными. На слова Господа они отвечали вопросом, в котором выразились вместе и негодование, и самомнение, и насмешка, и ненависть к Господу, соединенные с презрением к Нему. « неужели и мы слепы?
(Иоан.9:40)» – сказали они. Ответом на вопрос фарисеев Господь изобразил им душевное состояние их, служившее начальною причиною вопроса. « если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
(Иоан.9:41)»

Какой страшный недуг душевный – самомнение! Оно в делах человеческих лишает гордого помощи и совета ближних, а в деле Божием, в деле спасения, оно лишило и лишает надменных фарисеев драгоценнейшего сокровища – дара Божия, принесенного с неба Сыном Божиим, лишило и лишает Божественного Откровения и соединенного с принятием этого Откровения блаженнейшего общения с Богом.

Фарисеи признавали себя видящими, то есть удовлетворительно и в высшей степени знакомыми с истинным богопознанием, не нуждающимися ни в каком дальнейшем преуспеянии и учении, и на этом основании отвергли то учение о Боге, которое преподавалось непосредственно Богом.

Добродетель, противоположная гордости и особенному выражению ее в самом духе человеческом – самомнению, – есть смирение. Как гордыня есть по преимуществу недуг нашего духа, грех ума, так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть по преимуществу добродетель ума. По этой причине она весьма часто именуется в Священном Писании и в писаниях святых Отцов смиренномудрием. Что такое смиренномудрие? Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве, следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе. Прямое действие смирения, или смиренномудрия, заключается в том, что правильное понятие человека о человечестве и о самом себе примиряет человека с собою, с человеческим обществом, с его страстями, недостатками, злоупотреблениями, с обстоятельствами частными и общественными, – примиряет с землею и небом. Добродетель – смирение – получила свое наименование от рождаемого ею внутреннего сердечного мира. Когда имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением. Когда же намереваемся вместе с состоянием указать и на источник состояния, тогда именуем ее смиренномудрием.

Не подумайте, возлюбленные братия, чтоб данное нами определение, в котором смиренномудрие названо правильным образом мыслей человека вообще о человечестве и в частности о самом себе, было определением произвольным. Такое определение смирению и смиренномудрию указано Самим Господом. Он сказал: «Аще уразумеете истину: то истина свободит вы» (Ин.8:31–32). Но что такое духовная свобода, преподаваемая Истиною, как не святой благодатный мир души, как не святое смирение, как не евангельское смиренномудрие? Божественная Истина – Господь наш Иисус Христос (Ин.14:6). Он возвестил: «Научитеся от Мене, от Божественной Истины, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29). Смиренномудрие есть образ мыслей человека о себе и о человечестве, внушенный и внушаемый Божественною Истиною[1]. Самомнение есть горестное и пагубное самообольщение, есть убийственный обман, которым обманывает себя ослепленное человечество и которым обманывают его демоны.

Ложны взгляды и основания человеческой гордыни, человеческого самомнения. Гордый смотрит на себя как на самобытное существо, а не как на создание Божие; земная жизнь представляется ему бесконечною, смерть и вечность – несуществующими. Промысла Божия нет для него: он признает правителем мира разум человеческий. Все помышления его пресмыкаются по земле; жизнь его принесена всецело в жертву земле, на которой хотелось бы ему учредить непрестанное наслаждение грехом. И к этой-то безумной, несбыточной цели стремятся со всем усилием слепотствующие фарисей и саддукей.

Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкою среди громадного мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и грядущих. Ум и сердце смиренномудрого способны принять Божественное христианское учение и непрестанно преуспевать в христианских добродетелях; ум и сердце смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны признать и принять Искупителя.

Смиренномудрие не видит достоинств в падшей природе человеческой; оно созерцает человечество как превосходное создание Божие, но вместе созерцает и грех, проникший во все существо человека, отравивший это существо; смиренномудрие, признавая великолепие создания Божия, признает вместе и безобразие создания, искаженного грехом; оно постоянно сетует об этом бедствии. Оно смотрит на землю, как на страну своего изгнания, стремится покаянием возвратить себе Небо, утраченное самомнением. Но гордость и самомнение, исходатайствовав падение и погибель человечеству, не видят и не сознают падения в природе человеческой: они видят в ней одни достоинства, одни совершенства и изящества; самые недуги душевные, самые страсти почитают доблестями. Такой взгляд на человечество делает мысль об Искупителе совершенно излишнею и чуждою. Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины. К сему-то и относятся слова Господа: «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящий видят, и видящий слепи будут». Приняли Господа смиренные, и просветились Божественным Светом; отвергли его гордецы, довольные собою, и еще более омрачились отвержением и хулою Бога.

Ярко светятся на чистом небе ночною порою бесчисленные звезды, препираясь одна с другою обилием света; но при появлении солнца звезды исчезают, – исчезают, как бы делаясь вовсе несуществующими, хотя в сущности все они остаются на своих местах. Так и добродетели человеческие, когда сличаются одни с другими, имеют свой свет; при появлении же добра Божественного они исчезают пред Светом Божества. Апостол, беседуя о добродетелях патриарха Авраама, сказал, что Авраам «имать похвалу, но не у Бога; относительно же Бога, верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду» (Рим.4:2–3). Так следовало бы поступить фарисеям, хвалившимся своим происхождением по плоти от Авраама, но отчуждавшимся от него по духу. В противоположность образу действий Авраама они захотели удержать за собою мнимые достоинства ветхого человека и чрез это соделались неспособными к самопознанию и богопознанию; они услышали страшный приговор Господа: «Аще бысте слепи были, то есть если б вы признали слепоту свою, не бысте имели греха, ныне же, будучи слепыми, глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает». Вы усвоили его себе и запечатлели в себе вашим самомнением.

Был в юности своей воспитанником фарисеев святой апостол Павел; но он не последовал ожесточению и самомнению фарисеев. Был он, как поведает сам о себе в назидание наше: 5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
(Фил.3:5-8)


Возлюбленные братия! Будем подражать святому апостолу Павлу и прочим святым угодникам Божиим: приступим к Богу, вполне отвергнув пагубное самомнение, при посредстве смирения. При посредстве смирения прилепимся к Богу; привлечем к себе посредством смирения внимание и милосердие Бога нашего, Который сказал: «На кого воззрю, точию на кроткого и смиренного и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:2). Видением и сознанием грехов своих включим себя в число грешников, возлюбленных Богу; отвержением самомнения исключим себя из числа ложных праведников, иначе отречется от нас Бог, сказавший: «Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13). Сердце наше да будет наздано смирением в духовный жертвенник Богу[2], и жрец Бога Вышнего – ум наш – да возносит Ему духовные жертвы, да возносит жертву умиления, жертву покаяния, жертву исповедания, жертву молитвы, жертву милости, преисполняя всякую жертву смиренномудрием: яко «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Аминь.
Последний раз редактировалось Марианна Вс, 5 июня 2016, 13:33, всего редактировалось 1 раз.
Марианна
Автор темы

Re: Делюсь прочитанным

#192 Марианна » Вс, 5 июня 2016, 12:43

Марианна писал(а):Что такое смиренномудрие? Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве, следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе. Прямое действие смирения, или смиренномудрия, заключается в том, что правильное понятие человека о человечестве и о самом себе примиряет человека с собою, с человеческим обществом, с его страстями, недостатками, злоупотреблениями, с обстоятельствами частными и общественными, – примиряет с землею и небом. Добродетель – смирение – получила свое наименование от рождаемого ею внутреннего сердечного мира.
Умом понять это можно и представить, а вот прочувствовать, сделать это состояние своим... Очень сложно. Это каждый отдельный и мелкий и большой случай в жизни, где нужно учиться смирению, бороться с возникающими: возмущением, чувством несправедливости, осуждением, презрением, обидой и гордыней, униженной... Каждый шажок как у той русалочки по битому стеклу... А сдашься в каком-то случае и насмарку все усилия. Как каждый шаг в нужную сторону за собой тянет все добродетели, так и каждый в сторону страсти, тянет за собой еще большее погружение в них...

Добавлено спустя 38 минут 27 секунд:
Марианна писал(а):смиренномудрие, признавая великолепие создания Божия, признает вместе и безобразие создания, искаженного грехом; оно постоянно сетует об этом бедствии. Оно смотрит на землю, как на страну своего изгнания, стремится покаянием возвратить себе Небо, утраченное самомнением. Но гордость и самомнение, исходатайствовав падение и погибель человечеству, не видят и не сознают падения в природе человеческой: они видят в ней одни достоинства, одни совершенства и изящества; самые недуги душевные, самые страсти почитают доблестями
Очень контрастное восприятие мира... Все что видится прекрасным в человеческом, на самом деле не прекрасно. Но вся среда пестрит превозношением именно этого. Все что изменчиво- ценности не имеет. Сюда же попадает и влечение полов, которое называется любовью. А сколько об этом написано, снято, спето, а на самом деле вся эта красота- лишь миг, влюбленность и огонь обязательно уйдут, поблекнут :smile: вернуть невозможно и если не начать искать, что же есть любовь на самом деле, выхода не будет, кроме как вечного поиска этого кратковременного мига прекрасной эйфории, потери ее и все заново... Ну или еще можно продолжать в своей фантазии развивать этот миг и экзальтировать.

Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:
Еда, одежда, комфорт, условия жизни, украшения, как много сил и времени уходит на это, тогда как на молитву лишь 5-10 минут, тогда как все это лишь миг и не приносит настоящего счастья, а вот душа действительно нуждается во внимании постоянно.
Марианна
Автор темы

Re: Делюсь прочитанным

#193 Марианна » Вс, 5 июня 2016, 13:30

Марианна писал(а):по правде законной - непорочный
Был Павел, но отбросил весь опыт свой и все свои представления, заслуги, ради Христа и начал заново.
Марианна писал(а):Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
Наверное можно смело также говорить и о себе, что все, что кажется опытом и заслугами- тщета и пустота, перед тем путем который перед нами открыл Христос. Только вот не идешь иногда за этими призывами, а все потому что Ветхий человек намного сильнее и душа подчинена ему, а не Христу...
Марианна
Автор темы

  • 1

Re: Делюсь прочитанным

#194 dzadzen » Вс, 5 июня 2016, 16:17

Невозможно, чтобы в одном человеке уживались одновременно зависть и любовь. Если даже у него есть немного любви, любовь его нечистая, потому что в этой любви есть его «я». Зависть портит, делает негодной любовь и доброту, как дохлая мышь делает негодным масло, когда упадёт в глиняный горшок.

Старец Паисий Святогорец.
помяни мя, Господи, во Царствии Твоем...
dzadzen
Пустота года
Аватара
Сообщения: 7760
Темы: 48
С нами: 9 лет 9 месяцев

Re: Делюсь прочитанным

#195 Марианна » Вс, 5 июня 2016, 16:39

dzadzen писал(а):
Невозможно, чтобы в одном человеке уживались одновременно зависть и любовь. Если даже у него есть немного любви, любовь его нечистая, потому что в этой любви есть его «я». Зависть портит, делает негодной любовь и доброту, как дохлая мышь делает негодным масло, когда упадёт в глиняный горшок.

Старец Паисий Святогорец.
:approve: :vom: меткое сравнение)

Иф писал(а):Марианна,
ты читала ДОСТОЕВСКОГО
УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ ?
на мой взгляд - отпад .
женщина готова быть униженной для достижения своей цели - БЫТЬ ГЛАВНОЙ
Нет, читала только Идиот и Братья Карамазовы. Но верю, Достоевский такие моменты всегда четко и глубоко освещает.
Марианна
Автор темы

  • 1

Re: Делюсь прочитанным

#196 ilga » Вс, 5 июня 2016, 18:03

Марианна писал(а): Был в юности своей воспитанником фарисеев святой апостол Павел; но он не последовал ожесточению и самомнению фарисеев. Был он, как поведает сам о себе в назидание наше: 5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
Был Павел, но отбросил весь опыт свой и все свои представления, заслуги, ради Христа и начал заново. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

Марианочка! Благодарю! :rose:
:yahoo:
Живите так, чтоб хотелось повторить..
ilga
Приколист года
Аватара
Сообщения: 7095
Темы: 23
С нами: 12 лет 9 месяцев
О себе: ♥♥♫♥ ☼♥ ☺♥ ♥

Re: Делюсь прочитанным

#197 Марианна » Вс, 5 июня 2016, 21:15

ilga, :smile: мне тоже понравилось
Марианна
Автор темы

Re: Делюсь прочитанным

#198 ilga » Вс, 5 июня 2016, 21:18

Марианна писал(а): понравилось
не так :no:
Живите так, чтоб хотелось повторить..
ilga
Приколист года
Аватара
Сообщения: 7095
Темы: 23
С нами: 12 лет 9 месяцев
О себе: ♥♥♫♥ ☼♥ ☺♥ ♥

Re: Делюсь прочитанным

#199 Марианна » Вс, 5 июня 2016, 21:19

ilga писал(а):
Марианна писал(а): понравилось
не так :no:
А как?
Марианна
Автор темы

  • 1

Re: Делюсь прочитанным

#200 ilga » Вс, 5 июня 2016, 21:26

я не могла понять. Сидело это как заноза. Как не-доверие... А сейчас я поняла всё от и до!
Радость и легкость! Такое счастье!
Живите так, чтоб хотелось повторить..
ilga
Приколист года
Аватара
Сообщения: 7095
Темы: 23
С нами: 12 лет 9 месяцев
О себе: ♥♥♫♥ ☼♥ ☺♥ ♥

Пред.След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 12 гостей