об иконах

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Око » Вт, 19 мая 2015, 7:17

сначала текст. Потом буду добавлять иконы.

Икона для православного сознания - это прежде всего рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах (по выражению Василия Великого (IV в.), ставшему своего рода богословской формулой, - "книга для неграмотных"), т. е. практически - реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно - и стремление к подражанию изображенным персонажам. Отсюда нравственная функция иконы - формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому - выразитель и носитель главного нравственного принципа христианства - человечности, всеобъемлющей любви к людям, как следствия любви Бога к ним и людей к Богу.

Изображение

Икона - это отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой Печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово; поэтому икона - Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда достаточно регулярное требование византийских отцов Церкви особого иллюзионизма и даже, сказали бы мы теперь, - фотографичности от иконы (прежде всего икон Христа), ибо в ней, по их убеждению, - залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что он утверждает древнюю традицию делать живописные изображения Иисуса Христа, ибо это "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". Икона выступает здесь в роли зеркала или документальной фотографии, запечатлевающих только материальные объекты: если есть отражение в зеркале или какой-либо иной отпечаток, то, следовательно, реально существует или существовал сам материальный объект - в данном случае - человек во плоти Иисус Христос. Иконопочитатели ссылаются при этом на первый практически механиченский отпечаток - "Нерукотворный образ" Иисуса, сделанный им самим путем прикладывания матерчатого плата к своему лицу.

Изображение

Икона - символ.
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного на иконе персонажа или священного события. Благодатная сила иконы, согласно иконопочитателям, обусловлена самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем иконы (отсюда, напротив, - условность и символизм образа). Икона в сущности своей, как и ее главный божественный Архетип, антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древние антитетические архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в иконе антиномическое единство.

Икона реально являет свой первообраз. Отсюда поклонная и чудотворная функции иконы. Верующий любит икону, как сам архетип, целует ее, поклоняется ей, как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз"- были убеждены отцы Церкви), и получает от иконы духовную помощь, как от самого архетипа. Икона поэтому - моленный образ. Верующий молится перед ней, как перед самим архетипом, раскрывает ей свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении.
http://www.philosophy2.ru/library/bychkov/icon-avantg-ru.html
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)


спас интересный

#121 крыгл » Вс, 13 января 2019, 23:46

Изображение
с обратной перспективой

Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:
http://ikonavdom.ru/product/ikona-spas-nerukotvornyj.html
крыгл

улыбающаяся икона

#122 крыгл » Вс, 7 апреля 2019, 12:00

ИзображениеЧудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Образ расположен в нескольких метрах справа от спуска в Пещеру Рождества Христова, у стены, в деревянном киоте.

Эта икона особо отличительна тем, что Пресвятая Дева изображена на ней улыбающейся, тогда как традиционно в иконографии Богородица обычно изображается серьезной, скорбной или умиляющейся.http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Icons_12/Vifleemskaya_Ikona.htm
крыгл

Re: улыбающаяся икона

#123 tatpit » Вс, 7 апреля 2019, 14:34

Ну, хоть какое-то разнообразие.
Вроде и Христос говорил, мол, радуйтесь всегда. А все мимо пролетает
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Аватара
Сообщения: 27545
Темы: 123
С нами: 15 лет

Re: об иконах

#124 Око » Вт, 14 мая 2019, 8:12

интересная икона. ее называют "Отечество" или "Троица новозаветная"
Старообрядческая икона. Первая иконография « Отечества» относится к 14-15 векам в новгородской школе

Спойлер
Изображение

Изображение
Отечество или Новозаветная Троица - особый вариант изображения Триединого Бога, известен с XI века. Ветхий Деньми в белых одеждах с охряным клавом восседает на высоком престоле. Его ноги опираются о подножие. Поднятой правой рукой Он именнословно благословляет, левой прижимает к груди полуразвернутый белый свиток. На коленях Отца восседает юный Христос Эммануил, Который обеими руками держит перед Собой круглую сине-голубую Славу с белым голубем - символом Святого Духа. Над спинкой престола симметрично изображены два шестокрылатых Серафима. Около подножия красные крылатые престолы с очами. Слева от престола Даниил столпник, справа - Симеон столпник. Оба столпника в коричневых мантиях, у Симеона голубой куколь. Справа, у подножия - юный апостол Фома или Филипп, двуперстно благословляющий правой рукой и держащий свиток в левой. На нем голубой хитон с клавом и лилово-коричневый гиматий. Престол коричневато-охристого цвета с круто изогнутой спинкой, красной и зеленой подушками на седалище.
http://icons.pstgu.ru/icon/2010

Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:
Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства Господа. Перед иконой молятся об искуплении всех, даже смертных, грехов.

Икона «Отечество» также известна как «Новозаветная Троица». На святыне изображен образ Господа в трех обличьях, символизирующий Его Триединство. Эта икона — основание всей христианской религии. К ней молятся о многом, но особую силу обретают молитвы о прощении грехов. Ведь все в руках Божьих, и лишь Он способен простить и понять прегрешения наши.

История иконы «Отечество»
Следует отметить, что данный святой образ имеет особый статус среди православных икон, так как заключает в себе человеческий облик Бога-Сына, Бога-Отца, а также Святого Духа в образе Голубя. Такое изображение Святой Троицы не внесено в канон, поэтому и зарождает противоречия. Как известно, в XVII веке Большой Московский Собор принял решение о запрете изображения Господа на иконах. Но, несмотря на это, лик Бога как в самостоятельной композиции, так и в составе других икон можно встретить практически в каждом православном храме России.

Пришел данный образ Бога-Отца из Византии. Там были обнаружены первые настенные росписи с человеческим обличьем Господа. Икона «Отечество» берет свое начало в XV веке и является одной из древнейших образов Всевышнего. В наши дни икона широко распространена среди православного народа и имеет большую популярность. Верующие приходят в храм, чтобы вознести свои молитвы перед иконой, изображающей Пресвятую Троицу в непривычном для православия обличьи.

Где находится икона
В настоящее время икона «Отечество» украшает практически каждый храм России. Наиболее известный и почитаемый образ находится в Суздальском районе, в селе Санино, в Свято-Никольском женском монастыре. Также не менее значимые по своей силе святыни хранятся в Нерехте, в церкви Николая Чудотворца, и в Тульской области, в городе Плавск — в Сергиевской Церкви.

Описание и значение иконы «Отечество»
Важно отметить, что данная икона заключает в себе глубокий смысл единения Отца и Сына. На святыне «Отечество» изображен Бог — Царь Небес, восседающий на престоле. Он снял с Себя длинное покрывало, расположенное на Его плечах, и опустил на колени. Оно символизирует некую материю, которая отделяет земную, телесную жизнь от духовной. В Его левой руке — рукописный свиток в развернутом виде, указывающий на христианское учение. Пальцы другой руки сложены в ораторском жесте, отождествляя Слово Божие. Смысл данного жеста заключается в истинном учении и просветлении, которое возможно обрести лишь через общение с Господом.
Иисус Христос, истинный Божий Сын, изображен сидящим на коленях у Отца, с точно таким же нимбом, как у Господа. Их соединенные посередине фигуры символизируют единство их разума и души. У Спасителя на коленях находится Голубь, олицетворяющий ангела. За ними — небесного цвета сфера, которая является воплощением двух миров: разума и духа, объединенных в одно нерушимое целое.

Икона «Отечество» — единственный образ, который наиболее глубоко передает связь между Отцом-Богом и Сыном-Богом, раскрывая их единение.

В чем помогает чудотворный образ
Перед иконой «Отечество» православные верующие молятся о прощении и отпущении грехов, просят о благословении. Часто христиане обращаются к божественному образу с просьбами наделить их силой, чтобы одолеть нечистые мысли, злые умыслы и дать отпор дьявольскому плену.

Икона является олицетворением Троицы и самого Господа, поэтому в молитвах перед святыней можно просить о самом личном, о том, что имеет огромное значение для вас или может полностью изменить жизнь.

Молитва Святой Троице перед иконой
«О, Великая Святая Троица! Воздаем молитвы к Тебе, Священная! Прости нам грехи наши, деяния злые и неблагочестивые! Все мы грешные и просим покаяния! Молим Тебя, Величественная Троица! Отпусти все грехи наши, подарив Свое благословение! Спасибо Тебе за благодеяния и щедрость Твою, за помощь и заступничество. Убереги нас от зла и напастей. Направь на путь истинный и праведный. Озари светом Своим ярким и чистым. Не дай сойти с дороги безгрешности и благочестия. Будь рядом от начала и до конца жизней наших земных! Ибо все мы дети Твои и нуждаемся в защите Твоей. Да восславим Тебя, Святая Троица! Да почести Тебе воздавать мы никогда не перестанем! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
https://dailyhoro.ru/article/ikona-otechestvo/
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

  • 1

Re: об иконах

#125 крыгл » Вт, 14 мая 2019, 9:08

https://www.google.ru/url?sa=i&source=images&cd=& ... 3gteHLfY6&ust=1557900039073075

да староверы оигинальны..

обратите внимание
что кресло на котором сидит бог отец
того же цвета что и одежда бога сына...


то есть по образам-сын в отце
а по цветам
отец в сыне

изящно

Добавлено спустя 2 минуты 17 секунд:
а в езультате получае не слиянно не раздельно
крыгл

  • 1

Спорительница хлебов

#126 крыгл » Сб, 1 июня 2019, 7:57

Изображение

Добавлено спустя 38 секунд:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спорительница_хлебов

Добавлено спустя 53 секунды:
«Спори́тельница хлебо́в» — чудотворная икона Богородицы, почитаемая в Русской церкви.

На иконе Богородица изображена сидящей в облаках, а её руки распростёрты на благословение сжатого поля со снопами и цветами. Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского[1].

Амвросий Оптинский дал название образу и установил его празднование на 15 (28) октября[1].

Добавлено спустя 8 минут 6 секунд:
ребят никто не хочет заняться структурированием икон на форуме?
что бы
богородица
или спас
или другие иконы имели свой раздел


а то уж больно интересная инфа
https://ru.wikipedia.org/wiki/Благодатное_Небо

https://ru.wikipedia.org/wiki/Неувядаемый_Цвет

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мадонна_с_гвоздикой
крыгл

Re: об иконах

#127 Око » Чт, 7 ноября 2019, 9:39

Как правильно читать икону


Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба - таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это - граница между нашим миром и миром, представленным в иконе - духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу - тоже символичное растение. Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом - чаще всего красным. Эта граница называется "лузга" (как тонкая пленочка в семечках, которые "лузгают"), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход - дался кровью...




Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное - говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета - самые "высокие" в византийской традиции. Белый цвет - цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет - цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа. На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению - на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси - то, среди чего жил этот святой.
Символические цвета
Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах. Этот цвет - серый, цвет, получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, "для красоты", серый цвет не нужен. Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах - мученики. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет - это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном - знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием. Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

Re: об иконах

#128 Око » Чт, 7 ноября 2019, 9:42

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам "ключи" к их пониманию. Какие же самые частые атрибуты святых на иконах?
Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру. Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие. Преподобные - четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский. Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие. Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто - с орешками в руке, которыми играл перед гибелью. Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова... собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.



Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое - нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник - с Вечностью и так далее. Круг - фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

  • 1

Re: об иконах

#129 Око » Чт, 7 ноября 2019, 9:43

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, - центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой - так это о сторонах. Ведь если икона пишется "с другой точки зрения", то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая - с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники - справа, а не наоборот.


В центре иконы обычно изображается самое главное - то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной "Троицы" Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга). Часто живописным центром иконы является Евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. "Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой", - пишет один из исследователей. © Русская Семерка russian7.ru

Добавлено спустя 1 минуту 34 секунды:
http://nowimir.ru/DATA/060023.htm

Добавлено спустя 3 минуты 56 секунд:
Символика фигур и жестов
Икона и иконопись
Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.

Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Фигура с рукой, прижатой к щеке — символ печали. Раскрытая рука, протянутая вперед — знак покорности.

Символика вещей
Икона и иконопись
Дуб — древо жизни.

Дом — символ домостроения, созидания.

Гора — символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Красный крест — символ мученичества (и Возрождения).

Цветок анемона — знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

Посох у ангела — символ небесного вестничества, посланничества.

Юноша с трубой — ветер.

Пеликан — символ чадолюбия.

Золотой венец — символ духовной победы.

Правая и левая стороны на иконе или фреске — тоже символы. Средневековый зритель знал, что слева от Христа — девы неразумные, справа — разумные.

Два-три дерева символизируют лес.

Луч с небесных сфер — символ Святого Духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Действие перед храмом, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма.
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

  • 1

Re: об иконах

#130 Обитель » Чт, 7 ноября 2019, 9:51

Изображение
Чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость». Это как бы икона в иконе. На ней запечатлен человек, взывающий к образу Богоматери. Запечатлен в тот момент, когда внутренним зрением внезапно увидел кровоточащие язвы Христа и понял, что он
вместе с другими грешниками продолжает распинать Христа. После покаяния и моления он получил не чаемую им уже радость прощения и искупления грехов. Отсюда и название —«Нечаянная Радость».
Обитель
Сообщения: 15687
Темы: 9
С нами: 15 лет 10 месяцев

Re: об иконах

#131 Око » Вс, 3 октября 2021, 22:43

интересные иконы в коптских храмах.
стиль коптской иконографии отличается большими и непропорциональными глазами, ушами и головами святых. Однако праведные фигуры часто изображаются с маленьким ртом. Причина такого написания в особой символике коптского искусства: праведный христианин больше слушает Бога и посвящает себя молитве, поэтому уши и голова у него крупные. Маленький рот, в свою очередь, указывает на источник пустых слов.

Архангел Михаил

Изображение

Спойлер
Изображение

Изображение
https://vk.com/album-36524265_162125167
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Автор темы
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 13326
Темы: 126
С нами: 10 лет 9 месяцев
О себе: мать драконов)

Пред.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя

cron