Правда и ложь о крещении Руси

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 acolyte » Пт, 22 февраля 2013, 17:19

***** очень часто любят утверждать, что христианизация Руси сопровождалась массовым насилием. В качестве доказательства обычно приводят расхожую поговорку, о том что "Добрыня и Путята крестили новгородцев огнем и мечем". Хотя немедленно возникают вопросы - потому что и Добрыня, и Путята были не священниками, а воеводами Владимира и никого собственно крестить не имели права. Предлагаю в этой теме рассмотреть исторические аргументы за и против массового насильственного уничтожения язычества на Руси.

Для начала, статья, взятая из блога http://enjinrer.livejournal.com

Изображение

В последнее время неоязычники разных толков (и примкнувшие к ним воинствующие антиклерикалы) любят рассказывать леденящие душу истории о чудовищном насилии при крещении Руси, о пролитых при этом реках крови и 1/3 убитого населения. Правда, когда спрашиваешь об исторических подтверждениях, в лучшем случае приводят разве что эпизод из Иоакимовской летописи.


Но вот, попалась мне работа советского историка проф. И.Я. Фроянова "Загадка крещения Руси", в которой автор также выдвигает утверждение, что "христианство начинало свой путь в покоренных Киевом землях обрызганное кровью". И в качестве доказательств приводит несколько исторических эпизодов, по его мнению, подтверждающих этот тезис.

Эпизод 1:

Епископ Леонтий, деятельность которого в Ростовском крае падает на 70-е годы XI столетия, нашел в Ростове массу людей, «одержимых многым неверьством». Когда Леонтий начал проповедовать христианство, его выгнали «вон из града». Тогда он расположился за городом и поставил «церковь малу» и, взявшись снова за проповедь, сочетал ее с обильным угощением. Но к нему шли только младенцы и старцы. Как только проповедник опять попытался обосноваться в городе, на него язычники «устремишася»: одни «с оружием, а друзии с дреколием». В конце концов, «невегласи» убили Леонтия.

Итак, мы видим, что кровь действительно пролита. Но не язычникам, а язычниками.

Эпизод 2:

Введение христианства в Туровской земле, соседствующей с Киевщиной, отразилось в местной легенде, говорящей о том, что к городу Турову по реке приплыли каменные кресты. Когда же они остановились напротив городских ворот, речная вода покрылась кровью. Легенда, несомненно, запечатлела отголосок кровавой борьбы в ходе христианизации Туровской земли.

"Несомненность", понятное дело, из разряда домыслов. Но если даже и так, то откуда следует, что эта "кровь" именно языческая, а не наоборот, как в предыдущем эпизоде? Очевидно, что эта легенда ничего определенного сказать не может.

Эпизод 3:

Способы воздействия на язычников при обращении в христианство, идущее из Киева, наглядно демонстрирует «Сказание о построении города Ярославля». До возникновения города на его месте располагалось селище, именуемое Медвежий угол, в котором жили люди «поганыя веры — языцы, зли суще». Они поклонялись Волосу, пока сюда не прибыл князь Ярослав Владимирович «с сильною и великою ратью». Ярослав взялся за наведение «порядка», повелев дружине своей «устрашити и разгнати шатание сих беззаконных… И дружина князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасе скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же князя и сам Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих».
Ярослав покорил население Медвежьего угла и обложил данью. Люди согласились «оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися». Вскоре Ярослав «умысли паки прибыти в Медвежий угол». На сей раз он явился сюда «со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники»,а также, разумеется, «и с воины». Язычники напустили на князя и «сущих с ним» псов и «лютого зверя». Ярослав «секирою своею победи зверя», а псы, как агнцы, никого не тронули. В поединке Ярослава с «лютым зверем» слышны отзвуки кровавых стычек киевских пришельцев с местным населением, отчаянно боровшимся за свою свободу. Несмотря на военную силу, Ярославу так и не удалось принудить «насельников» Медвежьего угла принять крещение.

Хорошо видно, что главной целью Ярослава были "административно-материальные" дела, а обращение в христианство - менее важно. Князь, как мы видим, удовлетворился тем, что местные пообещали ему "жить в согласии и оброки ему давать", хоть и остались в язычестве. Если бы действительно, как утверждает Фроянов, на князей - сыновьями Владимира "возлагалась обязанность утверждения христианства среди управляемого ими населения любыми мерами и средствами", то очевидно, что результат был бы иной. Поэтому, приписывание жертв описанных стычек именно процессу христианизации - некорректно.

Эпизод 4:
Из «Повести о водворении христианства в Муроме» черпаем сведения о распространении христианства в Муромской земле князем Глебом Владимировичем. На требование принять его князем и креститься муромцы ответили решительным отказом. Глеб вынужден был расположиться в 12 «поприщах» от города на речке Ишне. Ему все-таки удалось приобщить к новой вере какую-то часть местных жителей, что породило жестокие кровопролития «поганых» с «верными» — христианами.

Давайте подумаем чисто по-житейски, стала бы небольшая группа новообращенных христиан "прыгать" на языческое большинство? Ответ очевиден. Стало быть, ответственность за бойню - на "поганых".

Эпизод 5:
Дальнейшие происшествия в Муромской области «Повесть» связывает с неким князем Константином
(Ярославом Святославичем?). Они датируются, судя по всему, концом XI столетия. Муромцы, как сообщает «Повесть», вновь отказались принять святую веру, несмотря на обещание Константина облегчить их повинности, уменьшив дань. Посулы, стало быть, не подействовали. И только устрашенные войском, муромцы впустили князя в город, «точию не хотяще крестися». Тот упорно склонял горожан к христианству, угрожая им «муками и ранами». Наконец он сломил сопротивление язычников, но ценой больших усилий. Силой оружия князь «идолы попраша и сокрушиша и без вести сотвориша».

Итак, здесь мы действительно видим некий "силовой вариант", который заключался в угрозах и разрушении идолов. Однако, ни о каком кровпопролитии "Повесть", по-видимому, не сообщает. Иначе профессор не преминул бы вставить соответствующую цитату оттуда.

Эпизод 6:
И, наконец, пресловутая Иоакимовская летопись. Не будем спорить сейчас о её сомнительном происхождении. Просто рассмотрим описанные в ней события.

Иоакимовская летопись, дошедшая до нас в изложении В.Н. Татищева, повествуя о крещении русских людей «просветителями» из Киева, указывает на главное средство, с помощью которого они вершили свое дело: церковники, разошедшиеся по древнерусским землям «с вельможи и вой Владимировыми, учаху люди кресчаху всюду стами и тысячами, колико где прилучися, асче людие невернии вельми, о том скорбяху и роптаху, но отрицатися воев ради не смеяху».
...
Князь Владимир поручил крестить жителей города на Волхове епископу Иоакиму и Добрыне, который в свое время принудил Новгород поклоняться Перуну. Когда новгородцы узнали о приближении непрошеных гостей, то созвали вече и поклялись все не пускать их в город «и не дати идолы опровергнута». «Разметавше мост великий», соединяющий Софийскую и Торговую стороны Новгорода, они укрепились на Софийской стороне, превратив ее в оплот сопротивления. Миссионеры между тем появились на Торговой стороне и начали свое дело, обходя «торжища» и «улицы» и призывая людей креститься. Два дня трудились «крестители», но обратить в новую веру им удалось лишь «неколико сот». А на Софийской стороне кипели страсти. Народ, рассвирепев, «дом Добрыни разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша». И вот тогда тысяцкий Путята переправился ночью в ладьях с отрядом в 500 воинов на противоположный берег и высадился в Людином конце Софийской стороны. К нему устремилось 5 тысяч новгородцев. Они «оступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла». Когда одни новгородцы сражались с Путятой, другие – «церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху». На рассвете Путяте на помощь подоспел Добрыня. Чтобы отвлечь новгородцев от битвы, он повелел «у брега некие дома зажесчи». Люди кинулись тушить пожар, прекратив сражение. Устрашенные новгородцы «просиша мира». Добрыня «дал мир»: «...идолы сокруши, древянии сожгоша, а каменнии, изломав, в реку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика». Затем он «посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению». Тех же, кто не хотел креститься, «воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жен ниже моста».


Итак, мы видим, что Добрыня не предпринимал никаких "боевых действий" до тех пор, пока подзуженная волхвами толпа не устроила кровавый погром. И только после этого пошли в ход "огонь и меч". Как только погромщики прекратили вооруженное сопротивление и запросили мира, "боевая фаза" сразу закончилась. И уже после всего этого, собственно, началось крещение. Да, к несогласным было применено насилие: их "влачаху и кресчаху". Однако, не "убиваху".

Вывод: утверждение, что крещение Руси осуществлялось лосредством масштабных кровопролитий, в очередной раз осталось бездоказательным. Да, имели место "административный ресурс", посулы, угрозы, разрушения капищ. Однако, обещанной "кровавой бани" обнаружить так и не удалось.

Примечательно, кстати, что, по Фроянову, противодействие "периферийных" язычников крещению было сопротивлением не столь христианству как таковому, сколь политической экспансии Киева:

Борьба в Новгороде 989 года – это борьба не только религиозная, но и политическая и, быть может, не столько религиозная, сколько политическая.
...
Противодействие христианству в Новгороде ослабевало по мере того, как новгородская община завоевывала независимость от Киева. Интересные данные может дать динамика строительства церквей в волховской столице. Как показывают изыскания исследователей, в Новгороде было построено в X веке только 2 церкви, в XI – 5, а в XII – 75 церквей. Резкое увеличение количества церквей, построенных в Новгороде на протяжении XII века, вряд ли может быть случайным. Именно в XII, а точнее, в 30-х годах этого столетия Новгород приобретает полную независимость от киевских князей. Со времени падения власти Киева христианизация Новгородской земли теряет политическую остроту, что содействовало ее оживлению, а это, в свою очередь, нашло отражение в значительном расширении храмового строительства.
Последний раз редактировалось acolyte Сб, 23 февраля 2013, 1:03, всего редактировалось 2 раз(а).
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев


#101 acolyte » Сб, 23 февраля 2013, 20:51

Nadin писал(а):
Подлинность "Велесовой книги" исследовал выдающийся русский филолог - О.В.Творогов, внесший значительный вклад в изучение "Слова о полку Игореве".
Вот его мнение о т. н. "Велесовой книге":
http://www.russiancity.ru/books/b32.htm

Вы текст по ссылке читали? Там Творогов доказывает, что Велесова Книга - фальшивка.
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев

#102 Nadin » Сб, 23 февраля 2013, 21:01

ну значит Творогова вычеркиваем, у меня не открылось)))
Nadin

#103 Zabava » Сб, 23 февраля 2013, 21:45

acolyte писал(а):Так для этого они, Кирилл и Мефодий, вначале славянскую азбуку и создали. А потом уже и Библию перевели на славянский.

Знаете, логика детского сада. Давайте доказательства и не менее серьезнее тех, что выложила я.

acolyte писал(а):Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку — глаголицу. В настоящее время среди историков преобладает, но не общепризнана точка зрения В. А. Истрина, согласно которой кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником святых братьев Климентом Охридским (о чём имеется упоминание и в его Житии). Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг.

Это что? На заборе было написано?
Греческий алфавит вы видели? Он и рядом не стоял со славянским. А вот с еврейским очень может быть.

Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку — глаголицу.

Вам может глаголицу показать? Торговое письмо. Там совсем другие символы. Для библии буквы взяты из букувицы.
Нет, правда, если есть интерес, я вам кучу материала дам. Научные труды по древней письменности ученых 19 века....ну там ещё чего. Ну чтоб хоть знали о чем речь. И так, для расширения кругозора, кем были твои предки, а не то ущербное представление о облагодетельствовании греками, западом и так далее.

А вообще хорошо, благодаря вашей теме можно многих заинтересовать :smile:
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 329
С нами: 16 лет 5 месяцев

#104 Zabava » Сб, 23 февраля 2013, 22:00

Вот ещё на тему письменности.

1) да'Арийские Тьраги. Это Образные Символы, которые соединяют в себе сложные объёмные знаки, передающие многомерные величины и многообразные Руны. Часть этих криптоиероглифических символов легла в основу криптограмм критомикенской культуры, иероглифического письма Древнего Египта и Междуречья, китайских, корейских, японских и других видов иероглифического письма.

2) х'Арийская Каруна (Союз из 256 Рун). В просторечии называется жреческим письмом. Каруна легла в основу древнего санскрита, деванагари, и использовалась жрецами Индии и Тибета. В упрощённом виде с меньшим количеством Рун Каруна использовалась западными Славянами и Ариями, населявшими в древности Скандинавию, Исландию (48 Рун), территорию нынешней Германии (19 Рун), Франции, Шотландии (33 Руны), Дании, Ирландии (38 Рун) и других Славяно-Арийских стран.

3) Расенские Молвицы (Образно-зеркальное письмо). Данную письменность называли Этрусским письмом, так как им писали Расены или Этруски - Славяне и Арии, населявшие в древние времена Италию. Сие письмо легло в основу древнего финикийского алфавита. Впоследствии, древние греки взяли финикийскую письменность за основу, выхолостили её и выдали за свою, на основе которой, позже, появилась "латынь".

4) Святорусские Образы (Буквица). Данное письмо было самым распространённым среди всех Славяно-Арийских Родов в древности. Письмо применялось для межродовых и междержавных договоров. Известны различные варианты сокращённой Буквицы: византийский унициал, церковнославянский алфавит, древлесловенская (древнерусская) азбука. Сюда же можно отнести Велесовицу или шрифт Велесовой книги, и шрифт Святорусских Волхварей - текстов, записанных на дощечках из священных древ: дуба, берёзы, кедра и ясеня.

Древлесловенский или древнерусский язык лег в основу многих европейских языков, в том числе, английского, слова которых писались "латиницей", а по звучанию и смыслу слов были Славяно-Арийскими.

5) Глаголица или Торговое письмо, использовалась для ведения реестров, подсчётов, оформления сделок и торговых договоров.

6) Словенское народное письмо было самым простым. Оно использовалось для передачи кратких сообщений. Впоследствии стало называться "берестяное письмо" или "Черты и Резы". Это письмо постоянного обихода. Каждый Русич владел этим письмом и на куске бересты мог написать сообщение на бытовую тему своему родственнику.
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 329
С нами: 16 лет 5 месяцев

#105 Ярогор » Сб, 23 февраля 2013, 22:22

Zabava писал(а):Нет, правда, если есть интерес, я вам кучу материала дам.
Zabava, не парься!
acolyte получил у батюшки благословение на борьбу с ересью, вот и отрабатывает по полной проге... :-D
Правь - уравновешивание Нави Явью до состояния Правды
http://forum.f-dk.ru/viewtopic.php?f=163&t=29452
Ярогор M
Аватара
W
Откуда: Україна
Сообщения: 30041
Темы: 76
С нами: 17 лет 4 месяца

#106 Zabava » Сб, 23 февраля 2013, 22:50

Ярогор, так может еще кому интересно будет) Мне самой даже интересно стало)))
Вот ещё накопала.

Материал в пдф, пришлось перепечатать.

Глаголические памятники, сравнительно с памятниками кириллицы.
Труд И.И. Сризневского
Санкт-Петербург 1866 г.



«Нельзя отвергать, что не только с кириллицы были переписываемы разные писания глаголицей, но и наоборот, написанное глаголицей было переписываемо кириллицей….

В записи попа Упыря Лихого 1047 года сказано, что он списал книгу из кирилловицы, а списал, судя по спискам не глаголицей, а греко-славянской азбукой, обыкновенно называемой кириллицею. Следовательно, он списал с глаголицы и и понимал под словом «кирилловица» глаголицу.
….Прежде всего надо было бы разобрать, что Упырь Лихой имел ввиду под словом «кирилловица»


Какой из этого можно сделать вывод. Изобретённая азбука на основе славянской буквицы, выкинутых оттуда 5 букв, некоторых заменённых на греческие, из-за сложности произношения, была названа кириллицей. О изобретении греками глаголицы вообще речи нет. Однако глаголицей переписывали с кириллицы. А глаголица, там вообще сплошные закорючки, больше на вязь похожие. К греческому письму вообще отношения не имеют.
О чем это говорит, что письменность была, и довольно сложная и разнообразная.
А кириллицу подправляли и дальше. Повыкинули ещё кучу букв Петр 1, Луначарский. Последней была Ять. Вот Ё еще на очереди.
Последний раз редактировалось Zabava Сб, 23 февраля 2013, 22:58, всего редактировалось 1 раз.
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 329
С нами: 16 лет 5 месяцев

#107 acolyte » Сб, 23 февраля 2013, 22:55

Zabava писал(а):
acolyte писал(а):Так для этого они, Кирилл и Мефодий, вначале славянскую азбуку и создали. А потом уже и Библию перевели на славянский.

Знаете, логика детского сада. Давайте доказательства и не менее серьезнее тех, что выложила я.

Так дело в том, что мне они не представляются серьезными. Кто такой Филипповский, почему ему нужно верить? При чем тут ираноязычные скифы и Александр Македонский? Что за детская логика - раз Библию перевели на славянский, значит, славянская письменность была. Правильно, ее перед этом специально и создали, чтоб перевести Библию. Наконец - где эти дохристианские произведения написанные на "буквице"?

То есть, сначала придумывается какая-то древняя культура, куча систем письма. Потом, когда возникает вопрос - а где доказательства, литературные памятники, исторические источники - начинается истерика "подлые христиане все уничтожили". Хотя скандинавские руны никто не уничтожал почему-то, как стояли их камни, так и стоят.
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев

#108 Zabava » Сб, 23 февраля 2013, 23:09

acolyte писал(а):Наконец - где эти дохристианские произведения написанные на "буквице"?

А каким образом я вам обязана предоставить? Сфотографировать, отсканировать и выложить? Много чести будет.
А то, что христиане пожгли немеряно, это факт. Вон недавно книги Рериха жгли во дворе церкви. А сжечь свитки, так раз плюнуть. Их по десять экземпляров не писали.

Есть еванглие написаное на глаголице. В формате пдф. Я его сюда выложить не могу. А что из себя глаголица представляет вот ниже. Кирилл с Мефодием точно к ней отношения не имеют.

Изображение
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 329
С нами: 16 лет 5 месяцев

#109 Ярогор » Сб, 23 февраля 2013, 23:13

Zabava писал(а):Ярогор, так может еще кому интересно будет)
По опыту общения на ФДК эта тема мало кому интересна. Это сразу видно по участникам. А мне эта инфа и так известна....

acolyte писал(а):Так дело в том, что мне они не представляются серьезными. Кто такой Филипповский, почему ему нужно верить?
Аналогичный вопрос: кто такой enJINRer, блох которого ты выпер в стартпост? Почему ему нужно верить?
Потому что он помогает тебе отработать благословение? :-D
Правь - уравновешивание Нави Явью до состояния Правды
http://forum.f-dk.ru/viewtopic.php?f=163&t=29452
Ярогор M
Аватара
W
Откуда: Україна
Сообщения: 30041
Темы: 76
С нами: 17 лет 4 месяца

#110 Nadin » Сб, 23 февраля 2013, 23:19

Хоспадя.....

Из лекции по берестяным грамотам:

"На территории Руси сейчас есть уже 11 городов, в которых есть берестяные грамоты. Масштабы, конечно, там совершенно не такие, как в Новгороде. В Новгороде – 959, а в других городах – совершенно другой порядок. Следующей за Новгородом идет Старая Руса, городок, который принадлежал Новгородскому государству, в 90 км от Новгорода, там сейчас 40 грамот. Одна грамота найдена даже в Москве, и не где-нибудь, а на Красной площади. Но, правда, никаких раскопок никогда на Красной площади не происходило, это были ремонтные работы, когда обеспечивали возможность пройти танкам. Там, к счастью, дали возможность наблюдать археологам, и одна грамота была извлечена оттуда, которая показывает, что эта письменность была распространена по всей Руси.

Сейчас примеры этой письменности есть и в Новгороде, и в Пскове, из маленьких городков Новгородской старой земли – в Старой Русе и в Торжке, кроме того, в Смоленске, в Твери и еще в нескольких городах. Так что совершенно ясно, что эта древняя система письма была очень распространенной. Это было письмо бытового свойства, не официальные документы, которые писались на пергамене, а записки домашнего характера, черновики того, что потом переписывалось на пергамен и становилось более официальным.

Такой парадокс истории. Какие-то роскошные книги, которые писали с исключительным старанием, драгоценными чернилами и пр., рассчитывались, конечно, на вечность. От них очень мало что осталось. Если сейчас осталось одно промилле от этих древнерусских книг, то это много. Все остальные погибли в пожарах, во время грабительских нападений, в разного рода катастрофах, и от них ничего не осталось. А малюсенькие записочки, которые писались, например, от мужа к жене: “Пришли рубашку, рубашку забыл” — или что-нибудь подобное, и которые, естественно, имели смысл ровно тот, что прочти сейчас, а больше это низачем не нужно, — они сейчас хранятся в музеях, мы их старательно изучаем. Свои 800-1000 лет они просуществовали и, надеюсь, будут существовать и дальше. В данном случае такой парадокс истории отчетливо проступает."

Фотографии самих берестяных грамот: http://gramoty.ru/
Nadin

#111 acolyte » Сб, 23 февраля 2013, 23:26

Zabava писал(а):
acolyte писал(а):Наконец - где эти дохристианские произведения написанные на "буквице"?

А каким образом я вам обязана предоставить?

Не предоставить, а просто хотя бы сказать, что это за произведения.

Глаголица как раз была изначально изобретена греками Кириллом и Мефодием, и доработана в кириллицу их учеником Климентом.
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев

#112 Nadin » Сб, 23 февраля 2013, 23:28

Nadin

#113 acolyte » Сб, 23 февраля 2013, 23:30

Nadin писал(а):Хоспадя.....

Из лекции по берестяным грамотам:


Да, Ярогор тут уже сел в лужу, объявив берестяные грамоты памятниками дохристианской письменности.
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев

#114 Nadin » Сб, 23 февраля 2013, 23:33

Вот еще первое попавшееся http://www.google.de/imgres?imgurl=http://slavyan ... ns&itbs=1&sa=X&ved=0CDAQrQMwAw

А вообще мне надоело опровергать чьи-то заявления...
Nadin

#115 Nadin » Сб, 23 февраля 2013, 23:34

какой-то еще знаменитый нерасшифровываемый диск расшифровал Гриневич.... мне просто не охота это все искать, есть куча всего на данный момент...
Nadin

#116 Zabava » Сб, 23 февраля 2013, 23:40

acolyte писал(а):Глаголица как раз была изначально изобретена греками Кириллом и Мефодием, и доработана в кириллицу их учеником Климентом.

:wacko: а подробнее можно?
Да всё с вами ясно, вампиренышь сидит, подай ему то, это. А от самого фиг каких фактов.
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 329
С нами: 16 лет 5 месяцев

#117 acolyte » Сб, 23 февраля 2013, 23:41

Nadin, рад что вы отреклись от язычества и решили мне помочь. То подогнали статью Творогова с доказательствами сфабрикованности Велесовой Книги. Теперь еще полезная ссылка от вас по которой говорится

С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

а вся языческую письменную культуру представляет

разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись «гороухща» («горушна»), что означало: или «Горух писал», или «горчица».

:-D

Надпись на кириллице, кстати, так что и тут без влияния христиан не обошлось.
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев

#118 acolyte » Сб, 23 февраля 2013, 23:51

Zabava писал(а):
acolyte писал(а):Глаголица как раз была изначально изобретена греками Кириллом и Мефодием, и доработана в кириллицу их учеником Климентом.

:wacko: а подробнее можно?

2.4.8. Проблема происхождения и относительной хронологии глаголицы и кириллицы. Дискуссия о соотношении двух азбук

Дискуссия о соотношении двух азбук

Дискуссия о соотношении двух азбук – кириллицы и глаголицы – началась еще в XYIII веке, активно продолжалась в XIX веке, имеет неоднозначное решение в XX, причем спорящие стороны для доказательства своей правоты используют одни и те же аргументы:

Основатель славистики Й. Добровский считал глаголицу очень поздним явлением – приблизительно XIY века - и считал местом ее возникновения Хорватию. Он считал, что кириллическое письмо, носившее явные следы византийского влияния, подвергалось гонениям со стороны Рима. Стремясь сохранить богослужение на родном языке, хорваты придумали глаголицу. Подобный взгляд на глаголицу господствовал до 1836 года и вполне соответствовал научным данным того времени: еще не были известны глаголические рукописи древнее XIY века и нехорватского происхождения. Именно поэтому, несмотря на то, что такая датировка глаголицы вызывала возражения, первым защитникам древности глаголицы приходилось оперировать в своей аргументации соображениями общего порядка: специфическое начертание глаголических букв, которое более соответствует древним свидетельствам о новых письменах, изобретенных Кириллом, тогда как кириллицу, опиравшуюся на греческий алфавит, назвать новой было сложнее.
Cторонниками такой относительной хронологии кириллицы и глаголицы были И.И. Срезневский, А.И. Соболевский, Е.Ф. Карский, П.Я. Черных. В качестве возможных мест возникновения глаголицы указывались также Моравия и Болгария.

В 1836 году впервые появилось реальное основание для мысли о древности глаголицы. Была найдена и издана глаголическая рукопись, известная в русской традиции под названием Сборник Клоца. На основании показаний этого памятника его издатель В. Копитар выдвинул гипотезу большей древности глаголицы сравнительно с кириллицей, считая глаголицу изобретением Кирилла. Для однозначности этого вывода в 1836 еще не хватало фактов, но последующие открытия все более и более подтверждали мысль Копитара.

В 40-е годы XIX века русский славист В. И. Григорович вывез из своего путешествия на Афон и Балканский полуостров целый ряд данных, имевших важное значение для соотнесения кириллицы и глаголицы. Им был открыт ряд глаголических памятников: графское четвероевангелие, Мариинское евангелие, кириллический памятник XIII века так называемый Боянский палимпсест, в котором на некоторых страницах кириллический текст был написан поверх смытого глаголического, Охридский апостол XII в., в котором отдельные фрагменты написаны глаголицей. Григорович нашел также греческое житие св. Климента, в котором сообщалось, что св. Климент изобрел новую "более ясную" азбуку.

В 1855 г. были открыты Пражские глаголические отрывки с чешскими чертами в языке. Анализ этого памятник позволил П.Й. Шафарику сформулировать на основании убедительных доводов научно обоснованную гипотезу соотнесенности кириллицы и глаголицы, признанную большинством славистов:

глаголица древнее кириллицы;

глаголица – изобретение Кирилла;

кириллица – изобретение Климента Охридского.

Исследования конца XIX – начала XX вв. – работы С. М. Кульбакина, А. Вайана, Б. Велчева, В. Георгиева и др. - окончательно установили, что Кирилл создал именно глаголическую азбуку. Подтвердилось и положение о том, что кириллица формировалась на территории первого Болгарского царства как результат синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголической азбуки, которые наилучшим образом могли передавать особенности языка славянского (древнеболгарского) населения.

http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=1&raz=2&pod=4&par=8
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев

#119 Nadin » Вс, 24 февраля 2013, 0:01

Многие ученые считают Велесову книгу подлинником, фамилии я уже написала, многие нет. И что? О "Слово о полку Игореве" спорили лет 50. У нас всегда так, только подлинность мощей святых в огромном количестве и коробку с последним вздохом Христа и его сандалии никто не оспаривает, так же как и молоко девы Марии в емкостях и чей-то пот, собраный в бутылку))))))).
Nadin

#120 acolyte » Вс, 24 февраля 2013, 0:06

Оспаривайте, кто вам мешает. Почитание мощей это далеко не самое важное, что есть в христианстве.
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 12 лет 5 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 5 гостей

cron