Старец Паисий

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Крыс » Пн, 10 сентября 2007, 9:52

Прочла в отпуске книгу Иеромонаха Христодула Агиорита "Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)". Серия "Вселенское Православие", Свято-Покровская монашеская община, 2001.
А так же первую часть "Старец Паисий". В электронном виде нашла только пока вторую часть, которую и начну выкладывать.
Кому-нибудь будет полезным.

ИЕРОМОНАХ ХРИСТОДУЛ АГИОРИТ
ИЗБРАННЫЙ СОСУД
(Старец Паисий 1924-1994)


А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящённым и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
2 Тим 2,20-21


О том, является ли кто-либо "избранным сосудом Святого Духа", никто из нас не в состоянии решить. То, что мы пишем о Старце, пишем не с целью показать его пред народом как добродетельного, т.к. Старец, ещё будучи живым, столкнулся с единственной неразрешимой проблемой - сотнями тысяч наших братьев стекавшихся к нему. Он сам всегда подчёркивал, что "величайший враг мой - имя моё". Итак, то, что мы делаем, делаем потому, что "мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян.4,20).
О Старце первым сказал Своё слово Христос нам через святого Арсения Каппадокийского, память которого совершаем - как положила Святая наша Церковь - 10 ноября. Когда к нему привели маленького Старца крестить, тот отказался давать ребёнку имя, которое хотели родители. Но дал ему своё имя - Арсений, предсказывая в то же время, что дитя это выбрано Богом вместо него. Итак, первое свидетельство, что Старец является избранным сосудом, даёт Сам Бог, через великого Своего Святого. С этого момента начинается для нас процесс становления слова Божия. Маленький Арсений с очень раннего возраста начал желать монашеской жизни: чрезвычайно любил удаляться в лес, молиться там часами: "возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на нём" (Лк.2,40).
Бог, видя чистоту его сердца, очень рано удостоил его Своего явления в пустынной церкви святой Варвары в Конице. И когда мечта и желание маленького Арсения стала действительностью и он стал монахом на Святой Горе, то показал великое смирение, формируя же в чистой своей душе смиренное разумение, считая себя за "нечистого, загрязняющего чистый воздух Святой Горы". К тому же и покорность и совершенное послушание до смерти были у него неповторимыми. Итак, справедливо в нём действовал духовный закон, который веками нас уверял, что "всякий, смиряющий себя, возвысится". Имея единственную жемчужину, которую ищет Бог, - смирение, дана была ему от Него Благодать. И мало-помалу начали обнаруживаться первые примеры этой переливающейся через край благодати, которую он всячески старался скрывать. Однако, поскольку "Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит её под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет" (Лк 8,16), Благодать Божия его выдавала людям.
Мы же, "входящие", не делаем ничего другого, как только исповедуем всё то - выдавая его, - что Благодать устроила нам увидеть, услышать и опытно пережить.
Господь наш Иисус Христос, желая показать нам, как мы могли бы различать святых рабов Его, установил нам три чётких признака: перво-наперво сказал нам, что Благодать Свою Он даёт исключительно и только смиренному: "Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать" (Иак.4,6).
Второе, что Он нам чётко установил, есть: как бы мы узнавали, что какой-либо смиренный принял Благодать, - говоря: "потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13,35). От того узнали бы его, говорит Он нам, если он имеет любовь к людям.
И третий, последний критерий, есть следующий: тех, кто получили за смирение своё Благодать и нелицемерно любят человека, будут сопровождать различные чудесные знамения, в которых будет заключаться и небесное уверение и печать истинности верных рабов Его: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат же руки на больных, и они будут здоровы" (Мк.16,17-18). Таким способом святые рабы Его шествуют везде: "Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знамениями" (Мк.16,20).
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра


#3 Крыс » Пн, 10 сентября 2007, 9:54

Часть1

Смирение


Во всей своей монашеской жизни Старец отличался смиренномудрием. Ещё молодым он понял, что, для того чтобы не обеднеть духовно, нужно облечься одеждой смиренномудрия. И даже, не просто так накинуть её на себя, но хорошенько "пристегнуть", согласно побуждению апостола Петра: "...облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас" (1Петр.5,5-7). Нам, новоначальным в монашеской жизни, он постоянно подчёркивал, что нашей целью должно быть смирение самих себя (покорение ума Благодати). Естественным же результатом будет действие Божественной Благодати, которая дана нам в таинстве помазания во время крещения и которая совершит потом всё остальное. "Не старайтесь, - советовал он нам, - приобретать любовь, молитву, пост, бдение и добродетели. Напрасно будете трудиться, ибо вам не будет помогать Бог, поскольку отсутствует смирение. И это не по какой другой причине, но лишь потому, что, если Он поможет вам, повредитесь от гордости. Бог только смирения ищет в нас. Всё остальное - естественный плод доброго содействия, при посредстве смиренного расположения человека, виновника всех благ Божественной Благодати. "Плод же Духа: (когда человек позволит ему "возрасти") любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость, вера, кротость, воздержание..." (Гал.5,22-23).
Смотрите, как и Богородица исповедует, но и показывает нам, что Бог "...призрел на смирение рабы Своея" (Лк.1,48).
Все действия Старца истекали всегда из такого смирения. Имея полное ощущение своей человеческой немощи, он чувствовал глубокую потребность прильнуть - через горячее желание и любовь - умом к единственной благой силе, к Господу нашему Иисусу Христу. От Него, абсолютно зависимый и покорный, он получал всякое движение и действие. Когда ум его находился в таком состоянии Благодати, совершались через него все чудесные знамения. Старец не попустил ни на мгновение уму заниматься чем-либо другим и прерывать умное единение с Божественной Благодатью, чтобы не замещать Божественную энергию человеческой. Притом ум его затруднялся даже читать священные писания последований, которые он чрезвычайно любил и которым удивлялся, и нас всех побуждал вникать в священный их смысл. ("Так люблю церковные книги, - говорил он нам, - что, когда молюсь, беру канонник и прижимаю его к сердцу".)
Всё величие Старца мы почувствовали в неповторимом его смиренномудрии, которое говорило после всего этого: "Я чувствую себя, как консервная банка, брошенная в мусорный ящик, крышка которой, однако, - смотрением Божиим - обращена к Солнцу. Она принимает светлые Его лучи, так что всё Солнце отражается в ней и она становится но Благодати светлой!"
Мы удивлялись его смиренной мысли, которая считала самого себя выброшенной консервной банкой, так же как и всечистым его признанием причины, делавшей его светлым. Это признание, с одной стороны, - собственной немощи, а с другой - единственной благой силы -наполняло его совершённым смирением. Мы с удивлением видели, как он кланялся мирянам.
- Геронта, почему вы, монах, делаете поклон мирянам? - однажды я спросил его.
И тот, с выражением любви, ответил:
- Так как вижу в них Благодать Святого Духа, которую они получили при святом крещении, и её (Благодать) видит ум мой, и я кланяюсь братьям.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#4 Крыс » Пн, 10 сентября 2007, 9:58

Любовь

Из такого смирения Старца истекала истинная и нелицемерная любовь его. Прилепив ум свой к Богу, он считал самого себя самым грешным и самым низким человеком на земле, поэтому и служил смиренно каждому брату. Делался "последний из всех и всем служащий", и потому и поставлен Богом "первым".

Любовь Старца была явной, без различия ко всем равной, и имела все качества истинной любви:

Долготерпел, т.е. был очень снисходителен к грехам других, т.к. старался смотреть на грехи их через уменьшительную линзу, на смягчающие же обстоятельства - через увеличительное стекло.

Любовь его не завидовала. Чему могло бы позавидовать сердце, имеющее "жильцом" Господа всяческих? Славе? Но Старец прославлялся Создателем всей твари действием Святого Духа. Какое другое действие могло бы доставить величайшую, единственную и истинную славу? Славу, которую Старец никогда не любил и относил всегда к Самому Богу.

Любовь Старца "не искала своего", он всегда смотрел на пользу других, и это проявлялось очень ясно в последующие годы, когда больной, с непрерывным кровотечением, он служил больным людям, не рассуждая о последствиях, которые привели к истощению организма. День он посвящал людской боли, а ночь - Богу. От кровотечения дважды и трижды на литургии он падал без чувств, и его поднимали с пола. До смерти пренебрегал собой ради Бога и ближнего.

Любовь Старца всегда действовала как покров для нас грешных: хотел, чтобы у его чад не было недостатков; когда же они были, никогда не хотел обнаруживать их другим.

Любовь Старца всегда веровала и надеялась, что когда-нибудь мы исправимся: хотя мы своей безблагодатностью обманывали его надежды. Но он не отчаивался, т.к. знал, что "невозможное человекам", было возможно "Богови" (Лк.18,27). Возлагая надежду на Бога, Старец не был Им постыжён.
Но что можно сказать о терпении любви его?
У всех людей терпение имеет определённую границу, и у Старца была своя. Только эту границу положил не сам он - это была телесная смерть.
Мы никогда не видели, чтобы любовь Старца "отпадала". Но откуда она может упасть? Сам он считал себя ниже всей твари, не мог оттуда упасть. (Падать - свойство тех, кто "летает в облаках".)
Мы специально оставили на конец повествования то, что любовь Старца "не мыслит зла". Очень рано он начал заботиться об очищении ума от всякого злого человеческого помысла: а впоследствии даже и от добрых помыслов. Так уготовал он свой ум "сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело" (2Тим.2,21). Помышлял только о Христе. Не впускал "на ночлег" никого другого вместе с Ним: всё его внимание было посвящено тому, чтобы ничего не стало причиной обращения его ума к постороннему - да не лишится Благодати. Такое святое общение со Христом не позволяло ему равнодушно видеть испорченный помысел человека о своём ближнем, и он старался его исправить. "Моя работа, - говорил он, - исправлять испорченные помыслы, и эту работу все мы обязаны делать!"
- Геронта, - осмелился сказать ему однажды некий мирянин, - говорят, что такой-то - аморальный. У вас какое мнение об этом?
- Что "мытари и блудники вперёд нас идут в царствие Божие" (см. Мф.21,31), тебе не говорит ни о чём? Потому что их, в конце концов, поскольку они осознают своё скверное состояние, Бог устроит: и страдания их - за покаяние - сделает страданиями за небесное Его царствие.
Но с нами у Бога проблема, ибо мы думаем, что мы правы, и судим других, и не чувствуем нужды в помощи Его, её не просим и, следовательно, лишаем Благодать Божию права ей действовать и нас спасать.
- Геронта, родители мои всё хнычут, и я более не переношу их. Что мне делать?
- Ну, благословенный, ты, когда был в люльке, день и ночь хныкал. Они тебя тогда брали на руки и прижимали нежно и с любовью. Понравилось бы тебе, что тогда они могли задуматься, не отправить ли тебя в какое-нибудь учреждение, чтобы им отдохнуть? Правда Божия тебе даёт теперь возможность вернуть частично долг перед родителями аналогичным с твоей стороны поведением, которое было когда-то у них по отношению к тебе.
- Геронта, - спросил его другой брат, - сегодня диавол пашет по всей земле, и возит и носит там и сям, что будет?
Похлопав его по плечу, Старец улыбаясь ответил:
- Не волнуйся, парень! Христос найдёт обработанное поле и без труда посеет!
Почивший Старец из Закинфа, о. Даниил, видя у ворот обители (Кутлумушской) проходящих сотни паломников к Старцу, характерно заметил: "Он (Старец) сделает здесь так, что мы будем не в состоянии успевать замешивать хлеб и кормить столько народа". Помню, однажды, когда я привёз старца Даниила (который отцами-агиоритами считался человеком с трудным и строптивым характером) в Салоники к врачу, к нему подошёл один и сказал, что у его маленького ребёнка рак, и спросил его, что делать.
Тогда старец Даниил ответил ему:
- Веди его к врачам.
- Водил, - сказал тот, - не могут ничего сделать.
- Э, если они так сказали тебе, ступай к старцу Паисию. Тот всех их делает здоровыми!
Старец очень огорчался, когда видел, что некоторые духовники не ставили целью исправлять испорченные помыслы братьев, но любым способом их успокаивали. Он сам, конечно, всегда старался исправлять помыслы, сожалея, однако, что у братьев останется не очень хорошее мнение о таком духовнике.
- Я, - говорил Старец, - если бы использовал этот приём, успокоил бы и диавола!
Особенно в последние годы Старец старался способствовать тому, чтобы "не оскудевала любовь многих". Как нежная мать, он покрывал и исправлял своих детей, уподобляясь Отцу нашему небесному. И Тот делал то же самое, когда через таинство вочеловечения Своего обращался с людьми, - хотя наша неблагодарность и склонное ко злу наше произволение разочаровали Его, так что Он сказал: "Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Лк.13,34). И, сожалея о непостоянстве человеческих помыслов, говорил: "С кем сравню людей рода сего? И кому они подобны? ...Ибо пришёл Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьёт; и говорите: в нём бес. Пришёл Сын Человеческий: ест и пьёт; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами её" (Лк.7,31-35).
Старец только в одном случае не старался исправлять испорченный помысел человека: когда этот испорченный помысел имел отношение к нему самому. Никогда не оправдывался, если его обвиняли, и не пытался убеждать. Напротив, мы видели, что он благодетельствовал тем, кто его обвинял, и оправдывал их.
Один брат, господин К. из Ковалы, пришёл к Старцу и просил принять некоторое количество денег, но тот отказывался. Но, т.к. брат очень настаивал, сказал ему:
- Смотри и виждь, пойдёшь и отдашь эти деньги такому-то. Но поскольку он повредится такими деньгами, иди и купи эти вещи (указал ему, какие) и ему их принеси, отнюдь не сообщая, что я посоветовал тебе это!
Господин К. сделал, как он ему сказал. Удивляясь только смирению Старца, который не хотел объявляться облагодетельствованному брату.
Но когда господин К. нам открылся, что он сделал по указанию Старца, мы удивились ещё более, т.к. облагодетельствованный брат был одним из двоих-троих, которые, видя стечение тысяч паломников к Старцу, по зависти обвиняли его, называя магом и т.п. Таков был образ действия Старца: благодетельствовать совершенным способом тем, кто не любил его и говорил ложь. Он был одним из чад Божиих, уподоблявшихся Отцу нашему Небесному, Который по Своей благости "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5,45).
Ему всегда нравилось быть посрамлённым и неоправданным от людей: но именно поэтому он через всю жизнь шествовал, имея помощь и содействие Господа нашего. Так Старец исполнял третий признак верного и истинного раба, ибо он учил "...при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями" (Мк.16,20).
Предлагаем любви вашей немногое из очень многих знамений.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#5 Крыс » Пн, 10 сентября 2007, 10:36

Не для всех то, что я говорю!

Старец находился вне Святой Горы и уведомил, что приедет в исихастирий. Как только это было передано, там собралось много благочестивых братьев, взять у него благословение, используя благоприятный случай. После молебна сестёр исихастирия и благочестивых поклонников, Старец решил сказать им два слова.

Один парень беседу Старца скрытно записывал на магнитофон. Некоторые, увидев, были недовольны его действиями, боясь, что Старец заметит - всем было известно, что он отнюдь не разрешал его фотографировать или записывать на магнитофон, - и прекратит прекрасную духовную свою беседу.

Тогда паренёк, который любил Старца и имел большое благоговение к его личности, понуждаемый другими, решил подойти к нему и попросить особое благословение. Подойдя к Старцу, он спросил, не благословит ли он его записывать на магнитофон его беседу.

Старец спросил, чего ради записывать на кассете, когда он сам всё слышал и мог "записать" это на "иной кассете" своей (он подразумевал память его).

Паренёк ответил, что поскольку его родителям не удалось придти, то он хотел таким способом дать им послушать самим слова Старца.
Старец, улыбнувшись и убедившись в благоговении мальчика, не решился отказать. Однако сказал:

- Послушай, так как я не знаю, о чём беседовать и что сказать, то прошу Бога просветить меня, дабы сказать другим для их пользы. И, как результат, Святый Дух извещает меня об определённых вещах, о которых нужно сказать в данный момент данным лицам, и тогда мои слова относятся только к ним. В другой раз Он извещает меня о какой-либо вещи, необходимой в данный момент, но, опять же, относящейся к общему и ко всякому времени. Поэтому ты имеешь благословение записывать на магнитофон. Однако знай, что магнитофон твой запишет только то, что касается всех. Остальное, т.е. то, что для конкретного момента, не запишет.

Слова его подтвердились впоследствии. Когда мальчик пришёл домой послушать кассету вместе со своими домашними, то убедился, что на кассете были пустые места и отсутствовало многое из того, что сказал Старец. Мальчик и все домашние поразились невероятному событию, которое ради молитв Старца устроил Бог. "Своими ушами" они удостоверились, что Старец действовал не сам, но что в нём действовала Благодать Святого Духа. Благодать, которая совершала всё, что нужно было, нужным способом и в нужное время!
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#6 Крыс » Пн, 10 сентября 2007, 10:44

Старец Паисий, сосуд избранный Христом, по великому своему смирению, считая себя неспособным ни к чему доброму, всегда и во всём доверялся Божественной Благодати и никогда самому себе. Он никогда не хотел действовать собственными немощными человеческими умственными силами. Душа его и ум постоянно стремились быть обращёнными к Тому, Которого чрезвычайно любил в этой жизни - Христу. Хотел ли Старец беседовать? Не старался вспоминать и говорить о привлекательных вещах, не смотрел, как утешить другого говоря ему о том, что могло бы его удовлетворить: всегда смотрел на Того, Который обещал: "...не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должен говорить" (Лк.12,11-12). И Старец веровал всем словам Христа, поэтому и Христос говорил ему то, что Старцу в свою очередь нужно было сказать. Порой сам он воодушевлялся тем, что говорил другим, ибо и сам он исповедовал, что в первый раз слышал об этом, и ради братьев, как говорил, получала пользу и его собственная душа.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#7 Крыс » Пн, 10 сентября 2007, 10:46

Старец заботился лишь об одном: о чём Христос нам изъяснил, что: "едино же есть на потребу". Старался смиряться, очищать душу свою, всякое своё понятие, всякую мысль и действие, и содержать душу чистой. Единственным его желанием было - да царствует в нём Благодать Христова. Хотел, чтобы она всегда действовала, и горячо желал всегда её слушаться. С малых лет он очень хорошо понял, что когда христианин содержит душу свою чистой, то вместо человеческих энергий исходит изнутри его божественная энергия, которая помогает ему самому и всему миру; когда же он удаляется, хотя бы немного, от этой чистоты и смирения, тогда сразу, автоматически, он прекращает предоставлять возможность действовать Самому Христу. И Старец очень хорошо знал, что было бы гораздо предпочтительнее, если бы действовал премудрый, всесильный и всеблагой Бог, нежели собственная его душа со своими всебедными человеческими усилиями. Таким образом он сделался избранным сосудом и вместилищем неоскудеваемой божественной энергии!

Однажды мы спросили его:

- Геронта, не боятся ли Святые от всего того, что они делают (мы, конечно, подразумевали его самого) впасть в гордость?

И Старец со сладкой улыбкой и радостным настроением ответил следующее:

- Что, вы принимаете Святых за простачков? Гордиться, чтобы потерять Благодать и остаться лишь со своими человеческими силами? Может быть, в начале Благодать воспитывает их немного и научает их хорошенько, что "без Меня не можете творить ничесоже". Когда, однако, Святые осознают своё бессилие и что от них не может произойти ничего доброго, то прилепляются ко Благодати Божией и не осмеливаются действовать сами, дабы не потерять Божественную Благодать и энергию. Так, с одной стороны, они познают и имеют чувство собственного бессилия и немощи. Параллельно, однако, познают, что Благодать им дана даром, как и всем людям, при божественном и святом крещении, не сделавшим никаких благих дел, так чтобы они не считали её воздаянием со стороны Бога, и поэтому смиряются. И, с другой стороны, они имеют всегдашнюю любовь и горячее желание, чтобы действовала непрерывно Благодать Христова. Так они живут, и этим смиренномудрием "укрепляются" и никогда не подвергаются опасности возгордиться и потерять то, что приобрели смирением.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#8 Крыс » Вт, 11 сентября 2007, 8:25

Начало и конец с хорошим помыслом

Молодой монах, старавшийся подвизаться с любочестием, однажды спросил Старца о том, как нужно проводить пост и сколько поститься. Ответ произвёл на него впечатление:

- Не имеет значения, сколько поститься, но с каким помыслом ты постишься и к чему стремишься! Бог не смотрит на то, что мы делаем, но как мы делаем и для какой цели (с каким помыслом, по монашеской терминологии).

Чтобы пояснить своё слово, он рассказал следующий случай:

- В Австралии был один юноша, весьма благоговейный и смиренный. Однажды, рассуждая о всех благодеяниях Божиих, оказанных ему в жизни, и вспоминая их, умилилась душа его, и он решил, как малое ответное воздаяние на благодеяния Божий, совершить небольшой пост. Он размышлял о том, что безгрешный Господь ради наших грехов постился сорок дней, и насколько больше нужно поститься нам грешным?

С этим хорошим помыслом он приступил к посту, не определяя день его окончания, предоставив это Богу. Постился совершенно, т.е. не ел пищи и не пил воды, и одновременно ежедневно работал на предприятии. Проходили дни, но, поскольку его покрывала Благодать Христова, за его смиренный помысел, он совсем не чувствовал ни голода, ни жажды, ни истощения. Пост продолжался до сорокового дня.

На сороковой день помысел - и опять разумный и благой - повелел ему прекратить этот ангельский пост. (Благодать Божия позволила ему подумать, что он ничего не ел сорок дней.)

Он подумал, что, не принимая пищи и воды, была вероятность истощения и даже потери сознания. Если бы это случилось, его могли доставить в больницу, и там врачи убедились бы, что он ничего не ел столько дней. И это стало бы поводом к осуждению Церкви, т.к. безбожники говорили бы, что христиане постятся и остаются без пищи до самоубийства.

Видишь, как этот молодой брат постился? Начал и кончил со смиренным, бескорыстным и благим помыслом. Бог только тогда упокоевается, когда и мы действуем смиренно и не взираем на собственную пользу.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#9 Крыс » Вт, 11 сентября 2007, 8:32

Очистим от мусора душу нашу

На дворе Старца сидели два иерея, один адвокат из Афин, один журналист из Месолонги и некоторые другие.

В продолжение бесед журналист задавал Старцу всякие бесполезные вопросы. В какой-то момент адвокат вынул из кармана книгу и открыл её. Старец, сидевший напротив, спросил:

- Что это у тебя?

- Священное Писание, Геронта. Хочу спросить вас о некоторых вещах.

Тогда Старец сказал:

- Возьми, чадо, бумагу, карандаш и пиши!

И, повернувшись к журналисту, улыбаясь сказал ему:

- Благословенный, дай ему бумагу и карандаш! Журналист дал, и, когда адвокат взял, Старец повернулся и сказал:

- Напиши на этой бумаге все свои грехи, ступай к исповеднику твоему, исповедуйся и очисти свой ум от греха. И после того как очистишь и будешь понимать больше, приходи сюда, спросишь, что хочешь.

Адвокат "съёжился" и тихо признался:

- У меня нет исповедника.

- Знаю, поэтому и говорю тебе. Адвокат, однако, хотел оправдаться:

- Знаете, Геронта, в Афинах у нас нет хороших исповедников. Может, вы имеете в виду кого-либо, посоветуйте мне.

Ответ, который он получил, был категоричным:

- Послушай, парень, все исповедники хорошие, потому что носят епитрахиль. На них - Божественная Благодать, и, когда они читают разрешительную молитву, Бог всё погашает. Итак, иди в церковь и исповедуйся!

Старец подчёркивал, что все духовники имеют возможность на божественной исповеди, когда читают разрешительную молитву, прощать грехи, т.к. через них действует Бог. Параллельно, однако, объяснял:

- Когда кто нуждается в духовном наставнике, не следует идти наудачу, потому что могут наставлять только те, кто прежде сами позаботились о своём очищении, и уже потом, приобретя опыт через делание, имеют заповедь и учить.

Тогда один из них спросил Старца о споре трёх иерархов с Архиепископом, кто прав, а кто нет.

Старец, некоторым образом обеспокоенный этим вопросом, сказал:

- Послушайте, дети, мы все не годимся для всех работ! Каждый должен смотреть за своей работой и не вмешиваться туда, куда не следует, потому что так мы нигде не преуспеем.
Наша цель и работа - заботиться о ежедневном, насколько это возможно, об очищении души: т.е. освободиться от мусора и очистить - по любви Божией и нашему смирению - нашу душу от всякой мысли, и не наполнять её помышлениями о том, что делает тот или дугой. Поскольку же вы меня спросили об этой теме, скажу вам следующее:

а) все христиане обязаны слушаться законов Церкви;
б) мы не должны смотреть на то, что делают другие, но исполнять заповедь Христову: "смотрите же за собой", дабы не услышать нам порицания: "что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего?.." Ещё более не подобает нам судить, ибо это исключительно есть работа одного Бога - смотреть, что делают люди, и их судить, -а не наша: мы не должны "залезать в чужой огород", дабы не оказаться нам впутанными;
в) чтобы вы смогли осознать всё это, расскажу вам одну историю:


У отца было трое детей. Однажды вечером, вернувшись домой, он увидел такую картину:

Его пьяные дети валялись на полу. Весь пол вокруг них был усеян осколками разбитых стаканов и бутылок. Тогда добрый отец с трудом поднял детей и осторожно положил на свои кровати. Затем взял веник и собрал с пола все осколки. Открыв дверь, он посмотрел, куда бы выбросить стекляшки, но не нашёл места и сказал:

- Оставлю здесь, на верху стены (которая отделяла сад возле дома от улицы), а завтра утром их выброшу.
Да... потом, после того как убрал, лёг расстроенный спать. Поздно ночью, воры попытались проникнуть в дом. Однако, как только схватились руками за стену, поранились о стекло и от боли вскрикнули. Встал и отец и прогнал их.
Утром, когда дети проснулись, отец рассказал о случившемся ночью, и тогда они сказали:
- Видишь, отец? Добрый Бог попустил нам опьянеть для нашего же блага! Потому что, если бы мы не опьянели и не разбили стаканы, ты бы не положил осколки на ограду, и воры залезли бы в дом, обокрали бы нас и могли бы нас убить!
Когда Старец закончил, повернулся и спросил:

- Поняли вы эту историю? Никто не ответил, и он продолжал:

- Вот, даже благой Бог никогда не попустит нам обрести нечто плохое, если прежде не увидит, что из этого выйдет нечто доброе и получит пользу наша душа: поэтому, да имеем уверенность, что Бог и бесчинства наши перерабатывает во благое! Имейте доверие к Нему и предоставьте всё в Его руки и не беспокойтесь/
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#10 Крыс » Вт, 11 сентября 2007, 8:35

Земная и небесная торба

Отец монаха о. П., который подвизался в Г..., пришёл на Святую Гору для поклонения и обсудить некоторые вопросы со своим сыном. У него были в то время определённые проблемы с детьми и он просил отца П., сводить его к старцу Паисию.
Когда они туда прибыли, Старец подозвал отца монаха - хотя не знал его прежде - по имени, и, после того как их угостил, отец объяснил в чём дело.
Когда они беседовали, отец П. стоял немного поодаль, с монашеской сумой за плечами. Он был расстроен, т.к. в то время некий брат во Христе, которому отец П. помог и сделал благодеяние, теперь переменился и осуждал его. Скорбь и огорчение его были великими. Всё это, так же как и неправда, которой он подвергался от облагодетельствованного им брата, приходило ему на память и мучило. Он решил, едва закончит отец его беседу, поговорить со Старцем об этом деле.
В ту минуту, когда он размышлял обо всём том, Старец прервал беседу с его отцом, повернулся в его сторону и сказал улыбаясь:

- Послушай, дорогой отец П.! Когда кто в этой жизни помогает, благодетельствует и любит людей, а те, в свою очередь, воздают ему добротой и любовью, тогда всё это - как сухари в суме, которую ты носишь на спине! Но когда тот, кому ты помогаешь, благодетельствуешь, вместо благодарности и признательности осуждает тебя, тогда всё это идёт в другую "торбу", лучшую, которую имеем на Небе и которую выгодно иметь полную! Поэтому отнюдь не смущайся: лишь благодари, поскольку наполняется "торба" твоя наверху, и не обрящешь её пустой!

И повернулся и продолжил беседу с его отцом.
Отец П. вздрогнул от неожиданного ответа Старца на его внутреннюю скорбь. Одновременно он заметил, что изгоняются далеко от его души все те чувства, которые недавно омрачали её и довели до несносного мучения.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#11 Крыс » Вт, 11 сентября 2007, 8:39

Ревностный протестант

В летний день 1991 г. на дворе возле келлии Старца находилось много паломников. В это время подошёл один грек, переселенец в Германию, ревностный протестант. Старец угостил и его, как и всех остальных, лукумом и водой. Протестант обратился к Старцу:

- Вы, православные, и особенно здесь на Святой Горе, поклоняетесь Панагии как Богу, забывая, что она простая женщина. Также вы поклоняетесь иконам и полагаете, что они могут делать чудеса! И ещё хуже обращаетесь с мощами ваших Святых, и, хотя они во множестве имеют тление, вы не брезгуя их целуете! Всё это показывает, что вы, православные, находитесь в большом заблуждении!

Тогда старец Паисий - во всём подражая примеру святых Отцов Церкви, которые поношение, клевету и грешные поступки, возводимые на них, принимали без возражения, ересям же противостояли до смерти - строгим голосом ответил еретику-протестанту:

- Что сказать тебе, бедный? Ты не виноват во всём этом позоре, который говоришь, но виновата мама твоя, давшее тебе такое воспитание!

Тот, услышав заявление Старца о своей матери, разгневался и ответил раздражённо:

- Слушай, монах, маму мою не трогай устами своими, т.к. ты не достоин с ней сравниться!

Старец, не смущаясь, как будто ожидал именно это услышать, сказал ему:

- Видишь, ты обиделся, поскольку я затронул твою мать! Господь наш и мы, разве не обидимся, когда ты поносишь нашу Матерь, Панагию нашу (греки очень часто называют Богородицу Панагией, что означает - Пресвятая)? Спрошу тебя и кое-что другое: если мать твоя попросит тебя выполнить какое-либо её желание и ты сможешь ей угодить без труда, согласишься ли ты это сделать или нет?

- Конечно, и соглашусь и сделаю! - отвечает протестант.

- Вот именно то же самое бывает и с нашей Панагией. Мы просим Богородицу посредничать к Сыну Её и Господу нашему, дабы Он спас нас. То же самое делаем и со Святыми, т.к. им дано дерзновение перед Богом.

Но скажи мне, пожалуйста, и ещё нечто: есть ли у тебя дома фотографии родителей, братьев и сестёр, жены, детей, твоих друзей?

- Конечно есть!

- Вот и нам почему бы не иметь "фотографий" Отца нашего, Господа нашего, Матери нашей, Богородицы, и братьев наших, Святых и Мучеников? Почему бы не иметь образы Святых, дабы смотреть на них и вспоминать их и просить о помощи. И чем теплее, взирая на иконы Святых, просим их, тем больше они нам помогают. И поскольку они были исполнены "даже до составов и мозгов" Благодатью Божией, поэтому целуем святые их мощи, чтобы и нам приобрести немного Благодати. И если особенно сподобится конкретный Святой иметь нетленные мощи, тем большую он имеет и Благодать: и мы, в свою очередь, поклоняясь им, принимаем её!

Таким прекрасным способом убедительным тоном говорил с ним Старец. Протестант ничего не смог возразить и ушёл в большой задумчивости. И Старец, как он делал во всех случаях, приложил ещё одну душу к ночной своей чётке, молясь, да содействует Бог брату тому обрести истинный путь спасения.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#12 Крыс » Вт, 11 сентября 2007, 12:01

Добрый способ делает и зло добром

Старец всегда нам советовал, что нужно всё, что ни делаем, делать добрым способом.
Однажды брат был в архондарике Старца и тот собирался принести ему лукум и воду. Вдруг брат видит в комнате у окна пчелу и, взяв бумагу, выгоняет её, хлопая бумагой. Но, напрасный труд! Старец, увидев, говорит:
- Ну, благословенный, пчела не уйдёт, поскольку ты не выгоняешь её добрым способом! Вот, смотри! Так выгоняют добрым способом!
Он подошёл и поставил ладонь перед пчелой. Она села на руку, и тот высунул свою руку в окно. Пчела улетела.
- Добрый способ помогает и в самых плохих случаях, - объяснил Старец. Древние отцы подчёркивали, что добрый способ и злое делает добрым, тогда как злой способ и доброе делает злым.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#13 Крыс » Вт, 11 сентября 2007, 12:06

Всякому добру предшествует отказ от зла и отречение от страстей

Сказал Старец о. Николаю П.:

- Сегодня наблюдается феномен экуменизма. Все говорят о всемирном объединении, мире, любви и т.п. Католики пытаются объединиться с православными, протестанты с католиками, и, вообще, наблюдается всемирное объединительное движение, экуменизм. Это великая ошибка, и они ничего правильно не сумеют сделать. Видим, что отцы наши, чтобы приобрести любовь, тишину и, вообще, Благодать Христову, прежде совершали великий подвиг, дабы освободиться от страстей: и после того, как изгоняли из сердца гнев, естественным следствием было, что его место в сердце занимала любовь. И так достигали того, что, отбросив страсти, сперва делались хорошими и потом соединялись с Богом. То же самое должны делать и сегодня люди. Православные должны заботиться, дабы им стать хорошими православными, католики должны изгнать то, что у них кривое и т.д., и, вообще, каждый да изгонит из себя то, что не угодно Богу -только так смогут люди объединиться и возлюбить друг друга. Когда мы обладаемы страстями, как возможно говорить нам о богословии? Например, когда Папа верует в свою непогрешимость, тогда сам он показывает, что поскольку он не ошибается, то не может согласиться, или хотя бы выслушать другое мнение - он несговорчивый. Расскажу вам и маленькую историю, чтобы вы поняли, что я хочу сказать, ибо и мы хотим соединения Церквей и молимся об этом, однако не так, как они его хотят, но как хочет его Бог, т.е. отбрасывая свои притязания и страсти. Итак, однажды, когда я был на Синае, случилось следующее:

Случайно оказались вместе, в то время как они поднимались на вершину Синая, итальянец, католик, и грек, православный. Шагая, они вели разговоры о соединении Церквей. Оба они имели новейшее представление об этом (экуменическое). Итак, дорогой у них было всё прекрасно. Соединение, мир, любовь, согласие и вся соответствующая "сервировка" экуменизма. После многочасового путешествия, они достигли вершины Синая. Там они встретили двух маленьких бедуинчиков - оборванных, грязненьких, худеньких, - которые просили денег. Когда их заметил грек, он вынул что-то из кармана, однако разволновался и, обращаясь к итальянцу-католику, говорит ему:

- Знаешь, что напомнили мне эти бедуинчики? Увидев их, я вспомнил, что в таком именно и даже более худшем состоянии оказались и мы, когда итальянцы вторглись в 1940 г. в Грецию. Тогда нас захватили итальянцы) и мы тысячами умирали от голода и дошли до того, что весь народ стал нищим.

Когда это услышал итальянец, начал защищать Италию и говорить, что виновата Греция, т.к. не захотела подчиниться Аксону, и что если бы подчинилась, то не случилось бы ничего подобного. Тогда они начали ссориться, и закончили политическим разногласием: грек поддерживал Метаксаса, потому что тот ему был по сердцу, итальянец же - Муссолини. Итак, за несколько минут рассеялись все прекрасные рассуждения о любви, соединении, мире и т.д. И это оттого, что они не знали, что всякому добру, предшествует отказ от зла и отречение от страстей.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#14 Крыс » Вт, 11 сентября 2007, 12:23

"Скажи церкви"

Очень многие из нас неправильно поняли это слово. Когда у нас недоразумение с братом, мы говорим ему наедине всё, что хотим. Однако, если он не послушает нас, то используем это место (из Евангелия) "скажи церкви" и делаем известными прегрешения брата и другим: - и даже доходим до того, что опубликовываем их в журналах и газетах.
Но Старец огорчался и не хотел, чтобы братья - ибо мы братья во Христе - рассказывали и позорили один другого. Он всегда говорил, что в любом случае нельзя, когда брат увидит нечистоту, кричать, дабы её увидели и о ней узнали другие. Разумный христианин старается любым способом её покрыть, чтобы её не заметили другие: и это не должно происходить до одного определённого момента, а далее раскрывать скверну, потому что любовь - поскольку, наверное, она есть и в душе и душа руководствуется ею - всё покрывает.
Евангелие говорит, и без ограничений говорит: не говорит "несколько раз" или "до определённого предела", но всё покрывает, всё терпит... и т.д. Если кто-то раскрывает, тогда он поступает не по Духу Божиему и Дух не дает плодов Своих, потому что "плод же Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость...".


Теперь относительно "скажи церкви" нам нужно знать, что Церковь - не весь мир и, если кто хочет правильно соблюдать заповедь, должен высказать свой помысел - поскольку думает, что он правильный, - духовнику своему, и, если дело весьма важное, духовник пусть передаст епископу. Так Церковь разумеет это место в Евангелии. Если же кто действует по-другому и опубликовывает для всего мира, тогда такой не хранит заповедь. Заповедь говорит: "скажи церкви", не говорит - "скажи всему миру", чтобы услышали масоны, иеговисты, последователи других религий, еретики, безбожники и т.д., ибо таким образом мы даём им пищу для борьбы с нами. Старец, чтобы слушатели убедились в сказанном по этому вопросу, рассказал следующий случай:

"В Египте, рядом с местом, где жили в древние времена великие отцы, жил и один брат, который впал в грех и жил в своей келлии с женщиной. Постепенно этот брат стал приобретать о себе плохую молву в этом месте. Итак, когда окрестным жителям стала известна плохая жизнь его, они собрались и решили пойти туда и прогнать его. Но по промыслу Божию оказался там епископ, авва Аммон. Итак, они пошли все вместе к авве и просили его пойти с ними, чтобы изгнать брата. Авва Аммон охотно последовал за ними. Когда брат увидел приближающуюся толпу, то скрыл женщину в глиняном сосуде, и покрыл его. Епископ, войдя внутрь, заметил женщину, которая была в глиняном сосуде: подошёл сразу же и сел на него, и дал повеление искать всюду, пока не найдут. Через некоторое время они сказали авве Аммону, что не нашли её, и авва тогда их побранил:
- Смотрите, что вы натворили? Осудили несправедливо брата, что у него женщина. Идите теперь в деревню и в другой раз не смотрите, что делают другие, и не осуждайте!
После того как жители ушли, авва слез с сосуда и, хотя он был "церковь", однако с большой тактичностью сказал брату наедине:
- Брате, позаботься о спасении своём.
Так поступают те, кто имеют Благодать Святого Духа".
Старец очень переживал, когда братья укоряли других, и всячески старался исправить их помыслы.
К сожалению, сегодня мы живём в эпоху, о которой Христос сказал, что охладеет любовь многих. С болью видим даже, как мать, материнская любовь которой от природы сильнее всего, укоряет детей своих - зачастую напрасно - только лишь за то, что не выполнили её какое-то желание. Все мы должны знать, что Благодать Христова только тогда будет нас покрывать, когда и мы стараемся покрывать прегрешения наших братьев, - и, аналогично, насколько велики грехи и прегрешения братьев, которые мы покрываем, настолько больше и нас покроет Благодать Божия. Писано, что какой мерой мерим, такой же отмерится нам.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#15 Крыс » Ср, 12 сентября 2007, 11:54

Мы расплачиваемся за наши бесчинства

Один брат, женатый, говорил Старцу о трудностях, с которыми столкнулся в своей семье из-за ворчания родителей, из-за странностей жены и безобразия своих детей.

Старец видел вещи несколько иначе:

- Бог попускает трудности как расплату за наши безобразия в детстве. Недовольны дедушка и бабушка (отец или мать), но и мы забыли о том недовольстве, которое они терпели от нас, когда мы были маленькими. Мы не помним, как из-за нас им не оставалось времени ни поспать, ни отдохнуть, т.к. держали нас в своих объятиях, дабы мы не плакали. Еда нам не нравилась, много делали вреда. Теперь же мы, в свою очередь, должны терпеть и заботиться о родителях с такой же любовью, какой окружали нас они в нашем младенческом возрасте. Бог справедливо предоставляет нам теперь возможность "погасить" то детское брюзжание таким же образом. Если мы не согласимся, то окажемся несправедливыми и неблагодарными, потому что и мы делали им так же, что они с любовью терпели: окажемся наконец должниками. И от жены, и от детей страдаем, дабы расплатиться за собственные безобразия.

Вот и я, будучи неженатым, - говорил Старец, - страдаю от стольких молодых людей, приходящих сюда. Так устраивает Бог, чтобы и мне расплатиться за детские мои бесчинства!
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#16 Крыс » Ср, 12 сентября 2007, 14:07

О супругах

Очень многие супруги имеют недовольство и жалобы друг на друга, т.к. не могут среди находящих на них трудностей, различить добрый план Божий. Один жалуется, что жена его с прихотями, другие, что муж гневливый. В соответствующей беседе Старцу была предложена эта тема, и тот, улыбаясь, ответил:
- Ну, дети, Бог знает лучше нас, как делать Свою работу. Если, например, один колючий, то Бог устраивает так, чтобы другой был мягкий, чтобы "не убились". Как Бог, Он видит - не годятся вместе два младенческих характера, потому что уснут стоя!

Когда некий брат женился, приехал на Святую Гору, и первый, кого он посетил, был Старец. Между ними состоялся следующий диалог:
- Геронта, я женился.
- Живите и преуспевайте. Красивую ли жену взял?
- Красивую, Геронта.
- Э, не будешь иметь награды от Бога. Э, бедный, Бог устраивает многомиллионный мир и не устроил тебя! Христиане должны жениться на некрасивых жёнах, дабы устроились и они. Обычно они имеют красоту внутреннюю, в душе, а не внешнюю, телесную. Они, бедняжки, видят, что не пристраиваются, и плачут и отчаиваются и склоняются к худшему. Если их не возьмёте вы, христиане, кто их возьмёт?
Брат опять спросил Старца

- Отец, помешают ли возможные радости этой жизни и привязанность нашей души к ним в том, чтобы преуспевать по-христиански?

- Нет, если сумеешь правильно иерархически относится к вещам. Например: детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, Святых - как Святых, Ангелов - как Ангелов, Бога - как Бога. Как сказал апостол Павел, нужно воздавать каждому честь и уважение, которое ему надлежит.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#17 Крыс » Ср, 12 сентября 2007, 14:13

Сколько нужно иметь детей

Очень многих супругов волнует проблема детей. Одни, по причине некоторых проблем, не имели детей и хотели бы усыновить чужого ребёнка, другие думали иметь одного, много - два ребёнка, и принимают профилактические средства, чтобы не иметь детей, тогда как иные поставили цель приобрести много детей... Итак, часто отцы семейств просят советов Старца и по этому вопросу.

Старец подчёркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к промыслу Божию, а не устанавливать человеческую программу, ибо детей даёт Бог. Он один знает, дать ли, когда дать, и сколько детей дать - и никто иной.
Некоторые, говорил Старец, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь от силы одного ребёнка и с трудом его вырастить, поэтому они предохраняются, чтобы не иметь другого ребёнка. Однако это великий грех, поскольку они показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог.
Будучи гордыми, они недооценивают всемудрый промысел Божий. Бог видит и душевное, и экономическое их состояние, и многое другое, которое мы не видим и не знаем, что оно существует. Итак, если семья бедная и едва хватает на содержание одного ребёнка, то родители боятся заиметь другого и всячески избегают этого, и таким образом противостоят воле Божией, что не является разумным решением, но надо верить, что если благой Бог хочет принести другого или других детей в мир, то Тот, Кто "знает, что мы имеем нужду, прежде прошения нашего к Нему", позаботится и об экономическом укреплении семьи.
Тем, кто не имеет детей и старается их приобрести или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, он объяснял, что Бог делает это, конечно, для блага их. Что-то увидит и не даёт: и им не следует насиловать изволение Его из-за какой-либо причины, потому что впоследствии, хотя бы они и добились своими человеческими способами желаемого, убедятся, что Бог, заботясь об их благе, не дал им ребёнка. И надо хорошо знать, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божией, а не по упрямству и нашими человеческими средствами.

Многим людям Бог не дал детей, и это специально, чтобы так они полюбили детей всего мира, как своих. Старец привёл и пример, что знал некоего, который не имел своих детей, но ему было "проблематично" ходить по улице, потому что все дети квартала прибегали к нему, и он продвигался по улице с большим трудом, среди группы ребят, любивших его! Его Бог лишил малой семьи, но даровал право, которое даёт только немногим, - принадлежать великой семье Христа.

Старец напомнил также и о святом Иоакиме со святой Анной, до глубокой старости остававшихся бездетными, что в то время считали большим злом, и парод их оскорблял. Бог, однако, знал, что от них родится Богородица, Которая, в Свою очередь, родила Спасителя всех человеков, Господа нашего Иисуса Христа!
Итак, он говорил, что мы не должны вынуждать благость Божию, но просить, да будет Его благая воля.
Ещё Старец говорил, что иные родители ставят цель, приобрести много детей, и Бог, конечно, попускает им - потому что уважает самовластную волю человека, а также потому, что иной раз "не выдерживает" нашего брюзжания и оставляет быть по нашей воле. Но потом они сталкиваются со множеством проблем. Мать устаёт, т.к. крепость у неё только для двоих детей. Она же, переоценивая свои силы, родила восьмерых, и в результате раздражается и не может справиться со столькими хлопотами, связанными с воспитанием многих детей. И потом она сама убеждается, что не нужно было строить свои планы.

Так он советовал тем, кто его спрашивал, и продолжал: Бог определяет число детей в семье. Бог не есть не рассудительный и злой, Он, как только увидит, что нам не поднять другого (ребёнка), прекратит рождение детей.

У одного отца было семеро детей, и он с трудом с ними управлялся. Но несмотря на это, не применял никакой профилактики с целью не иметь детей. "Оставлю на Бога", - сказал он. С тех пор, хотя был ещё молодой, не имел детей.

Тем, кто стремится с принуждением приобрести детей, Старец советовал, что не нужно смотреть на то, что говорит народ, но предоставить Богу дать им в своё время, в которое только Он знает. Некоторые, тогда как сами не умиротворены и духовно не устроены, давят на Бога, дабы дал им ребёнка в тот момент, когда они этого желают. Бог даёт им, однако они видят, что ребёнок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в ещё большую тревогу, т.к. приобрели ребёнка - без его вины - наследника их страстей, о которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ребёнка у Бога.

Итак, он говорил, что супруги должны полностью предаться в руки Божий, и не быть теми, кто своей волей препятствует Его изволению. Пусть они предоставят Богу действовать согласно Своему благому изволению и всеведению, ибо так вселится в души их и будет покрывать семью их Благодать и благословение Его.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#18 Крыс » Ср, 12 сентября 2007, 14:16

С добром

Сказал Старец:

- Детей нужно принимать с добром, потому что у нынешних детей много эгоизма и они совсем не реагируют на ругань. Если станем их ругать, сразу же душа их наполняется помыслами. Они не могут понять, что мы ругаем их для их же блага, поскольку мы их любим. И продолжал:

- Нужно их "связать" с Богом и развивать у них сознание, что необходимо творить добро.

Старательный везде преуспевает

Брат спросил:

- Геронта, как вы думаете, где может сегодня преуспеть молодой человек? И Старец ответил:

- Старательный человек везде преуспеет, а нетрудолюбивый нигде! Старательный отец семейства преуспевал бы и как монах, так же как и старательный монах преуспевал бы, если бы женился. Но не то чтобы Бог делает старательных и нестарательных, но так бывает, поскольку не у всех есть любочестие.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#19 Крыс » Ср, 12 сентября 2007, 14:19

Не испортить паркет!

Однажды, когда Старец вышел в мир по делам, один брат во Христе принял его в свой дом. Подойдя к дверям, Старец видит, как тот проходит в дом с большой осторожностью, почти на цыпочках. Старец спросил его:

- Почему, благословенный, ты ходишь так?

- Чтобы не испортить свежий паркет.

- Ну, благословенный, если речь идёт о паркете, который делает тебе трудной жизнь в своём доме, то я буду молиться Богу, да даст Он тебе много детей, чтобы они мочились на него и испортили.

* * *

Старец сказал, что очень трудно работающим замужним женщинам, имеющим дипломы, оставлять свою работу и посвящать себя материнству, тогда как другие, на простых работах, гораздо легче их оставляют.

* * *

Дети, сказал Старец, когда мы их переносим с терпением и любовию, идут хорошо.

* * *

Он сказал: - Чтобы понимать Отцов, нужно заиметь с ними родство.

* * *

Он сказал:
"Где тебе Бог повелел, там спасайся; где Он тебя упокаивает, там освящайся".

Желание к монашеской жизни должно быть прочным

Говорил Старец:

- Чтобы стать монахом, нужно не иметь никакого сомнения. Как о жене, которую любишь, говоришь: её возьму, а не другую, и без неё не могу жить, так и монашеская жизнь. Если хочешь её на 99% и колеблешься на один процент, и имеешь нерешительность, не преуспеешь! Враг силен перевернуть количество, и потом не захочешь её на 99%.

* * *

Древние ели сваренное в воде и вынимали и освящали; теперь мы стали варенными в воде!
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#20 Крыс » Ср, 12 сентября 2007, 14:23

Часть 2

Но и не пни!

Когда мы подошли к келлии Старца, с ним прощались посетители. Мы сели у дверей его келлии, и он, угостив нас, начал говорить. Он говорил нам о тревоге, что жизнь очень прекрасна, но мы сделали её трудной. Объяснял:

- Нужно жить просто, не любя роскошь, имея полное доверие к промыслу Божию. Требуется, однако, и здесь рассуждение, чтобы вы не сделали того, что сделал один врач, который якобы для упрощения жизни, выбросил салонную мебель из дома и вместо неё поставил скамейки с пнями. Но это создало проблемы, т.к. жена сильно негодовала. Однажды он пришёл ко мне и сообщил, и я говорю ему:

- Что тебе сказать? Что, и ты пень? Мы говорили о простоте, подальше от тревог, но не надо кидаться в другую крайность! Говорили, что не нужно роскошной мебели, но и не пни!
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

#21 Крыс » Ср, 12 сентября 2007, 14:25

Оглянись вокруг

Один паломник сказал Старцу:

- Геронта, меня сильно искушает помысел гордости и очень вас прошу помочь мне. Скажите что-нибудь!

И Старец:

- Откуда ты, парень?
- Из Салоник.
- Ты когда приехал оттуда?
- Сегодня, Геронта.
- Какая погода была там вчера?
- Очень плохая: туман, облака и сильный дождь.

Старец улыбнулся и говорит:

- Налил много воды, парень, в котёл и потому испортил погоду! Ладно, ничего! Но... о звёздах, луне, солнце, планетах, земле не могу сказать ничего! Их ты сделал прекрасно! На небе, однако, озоновая дыра, которую ты открыл, чтобы мы увидели, что ты с ней сделаешь,.. Что будет теперь? Тебе нужно взять замазку и её залепить!

Это сказал ему Старец доброжелательно, и потом объяснил брату, что мыслящий человек, только один взгляд бросит вокруг себя, видя дела Божий, сразу смиряется и не превозносится.
Изображение
Крыс
Автор темы
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 199
Темы: 2
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: любитель сыра

След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 5 гостей