Хлеб живый, сшедший с небес. "Крестник - Сегодня хотелось бы поговорить о Таинстве Св.Причащения.
Крестный - Охотно, точное знание об этом Таинстве весьма нужно нам для того, чтобы с пользой принимать его.
Крестник - Итак во время Причащения мы вкушаем Тело и Кровь Христову, хотя воспринимаем и зрительно, и при помощи других органов чувств - то, что это ничем не отличается от хлеба и вина.
Крестный - Совершенно верно. Видится, обоняется, осязается, чувствуется на вкус - вино и хлеб. В действительности же имеется Тело и Кровь Христа со всеми необходимо присущими им свойствами.
Крестник - На сколько мне известно, во время Литургии происходит преложение вина и хлеба в Тело и Кровь Христову. Куда же тогда исчезают хлеб и вино?
Крестный- Хлеб и вино, приготовляемые и используемые для совершения этого Таинства, никуда не исчезают, а переходят в состав Тела и Крови Христовой, и происходит это чудесным, таинственным образом. Впрочем, это не должно нам казаться слишком удивительным, ведь всякая пища, вкушаемая нами, переходит в состав нашего тела и крови.
Крестник - Итак во время совершения пресуществления появляется то, что возникает из хлеба и вина и является Телом и Кровью Христовой?
Крестный - Ситуация пресуществления не исчерпывается простым превращением вина и хлеба в Тело и Кровь Христа, в ней имеется и еще нечто весьма важное.
Крестник - Поясните.
Крестный - Для начала уясним то, что мы причащаемся Тела и Крови, которые имеют своим первоисточником не хлеб и вино, а Пречистую Деву. "Тело есть воистинну соединенное с Божеством , еже от Святыя Девы начало восприя" - так пишет преп.Иоанн Дамаскин о
Теле Христовом, присутствующем в Таинстве Св.Причащения (2, кн.4, гл.13). Таким образом, хлеб и вино лишь переходят в состав того, что имеет своим началом Пресвятую Богородицу.
Крестник - То есть, то, что мы вкушаем, когда -то родилось от Пресвятой Богородицы в Вифлеемском вертепе?
Крестный - Совершенно верно. Но это еще не все, что характеризует Св.Дары (Тело и Кровь Христову). Согласно учению Православной Церкви, все, что родилось от Девы, претерпело распятие, смерть и вознеслось на небеса.
"Слово пострадало за нас на кресте собственно и истинно, и умерло истинно тем истинным естеством человеческим, которое Оно приняло от Девы Марии" (5, отв.44).
"Он (Господь Иисус Христос) воскрес в том же теле, в котором родился и умер" (5, отв.53).
"Иисус Христос вознесся на небеса, и сел одесную Отца со славою и честию, в том самом теле, в котором пострадал истинно, и воскрес из мертвых" (5, отв.56).
Крестник - Таким образом, мы вкушаем то, что воссело на небесах?
Крестный - Совершенно верно. Неслучайно мы называем Св.Тайны - небесными. "Прости приимше божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных...Христовых Таин, достойно благодарим Господа" - возглашает священник или диакон во время Божественной Литургии.
«Хлеб тела Господня есть самое всесвятое Владычнее тело, истинно приявшее все оные укоризны, поношения, раны, - распятое, прободенное, свидетельствовавшее при Понтийстем Пилате доброе исповедание (1 Тим.6:13), претерпевшее заушения , биение, заплевание, вкусившее желчь. Подобным образом и вино есть самая кровь, истекшая из прободенного тела. Это – та плоть и та кровь, которые соединены Духом Святым в одно тело, рожденное от Святой Девы, погребенное, воскресшее в третий день, восшедшее на небеса и сидящее одесную Отца» - писал о Святых Христовых Тайнах святитель Николай Кавасила (15, гл. 27).
Крестник - Каким же образом Тело и Кровь Христа, пребывающего на небесах, появляются на престоле и попадают в Чашу?
Крестный - Это есть тайна. Впрочем, нам известно немало из того, что открывает нам учение Церкви в связи с этими вопросами. Для начала нам надо рассмотреть подробнее, что представляют собою Св.Тайны.
Св.Тайны суть живое Тело и Кровь Христова, соединенные с душей и Божеством Спасителя. "Веруем, что в каждой части до малейшей частицы, преложеннаго хлеба и вина, находится не какая либо отдельная часть тела и крови Господней, но тело Христово всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по существу Своему, то есть с душею и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек" (9, член 17). В силу того, что в Св.Тайнах присутствует живой Христос, они имеют на нас совершенно особенное воздействие при Причащении.
Крестник - Какое?
Крестный - При Причащении Св.Христовых Таин происходит наше соединение со Христом, так, что все в человеке, принявшем Св.Тайны, становится Христовым. Ядый Мою плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Иоан.6,56). Человек в таком состоянии может вслед за Апостолом Павлом сказать, что уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2,20). Так в связи с этим результатом принятия Св.Христовых Таин писали Св.Отцы:
" Ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он (Господь) от пречистой Марии Богородицы и в коей от Нея родился, преподает нам в Таинстве (Причащения), и вкушая ее, мы имеем внутри себя, разумеется каждый достойно причащающийся, всего воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Девы, пренепорочныя Марии, седящаго одесную Бога и Отца, по слову Его же Самого: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем" (Ин.6,56). Вселяясь же в нас, Он не познается сущим в нас телесно... но есть бестелесно в нас, и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно, и нас обоготворяет, так как мы соделываемся сотелесниками Ему, бывая плоть от плоти Его и от костей Его" (3, слово 45).
"Если, будучи испытаны в трудах добродетели и предочищены слезами, приступая вкушаем от хлеба сего и от чаши сей пием, то сугубое Слово, с двумя естествами нашими (т.е. с душей и телом - прим. авт.) в кротости нашей срастворяясь, всецело претворяет нас в Себя - Самого, яко воплощенное и нам по человечеству единосущное..." (7).
Крестник - Не понятно, каким образом при таком изменении естества человека, не исчезает его личность, его "я".
Крестный - Личность не исчезает, но обновляется в своем составе - в душе и в теле. Заметим, что при вкушении обычной пищи, при котором имеет место изменение химического состава нашего тела, личность также остается той же самой.
Крестник - Обновление естества человека при принятии этого Таинства мне понятно в силу общего свойство всех Таинств. Как я читал в Пространном христианском катихизисе, всякое Таинство "запечатлевает веру", поэтому при его совершении происходит соединение человека с Церковью, в которой всяческая и во всех Христос (6,ч.1, "О девятом члене", "О десятом члене").
Крестный - Ситуация, имеющая место при Св.Причащении, известна нам более подробно. При принятии Тела и Крови Христовой человеком, в том случае, если он причащается достойно, весь его состав (душа и тело) не просто переходят в состав естества Христова, а переходят в состав Св.Таин, принятых при данном Причащении. При принятии нами всякой пищи, ее состав переходит в состав нашего тела и крови. При принятии же Святых Христовых Таин происходит нечто противоположное. Мы переходим в состав Тела и Крови Христа, попавших в наш организм при Причащении. Вот что в связи с этим мы находим у святителя Николая Кавасилы: "Можно жить посредством пищи; таинство же имеет не такой вид, ибо пища, не будучи сама живой, не может сама по себе ввести в нас жизнь. Поелику же она помогает жизни, присущей телу, то и представляется, что она есть причина жизни для приемлющих ее. А хлеб жизни сам жив, и ради него истинно живы те, коим преподается он, почему и пища претворяется в питающегося, и рыба, и хлеб, и все иное вкушаемое в кровь человеческую, здесь же все напротив. Ибо хлеб жизни сам движет питаемого, и изменяет, и прелагает в себя самого, и что свойственно только сердцу и голове, мы движемся и живем, и в сем уподобляемся Ему, как и Он имеет жизнь; что показывая и Сам Спаситель внушает, что не вид пищи поддерживает жизнь нашу, но Сам Собою вдыхает Он ее и доставляет, как сердце или голова, членам жизнь, потому и назвал себя хлебом живым, и сказал: ядый Мя, и той жив будет Мене ради (Ин.6:57)" (8, слово четвертое).
Вот в чем причина того, что в результате Причащения все причастники становятся единым телом во Христе Иисусе, как писал об этом преп.Иоанн Дамаскин. "Хлеб общения - не простой хлеб, но соединенный с божеством; тело же, соединенное с божеством; не - одно естество, но одно, конечно, принадлежит телу, другое же - соединенному с ним божеству. ... Так как мы причащаемся от единого хлеба, то все делаемся единым телом Христовым и единою кровию, и членами друг друга, будучи составляющими одно тело со Христом"(2, кн.4, гл.13).
Крестник - Вы рассказали сегодня про то, что происходит с достойно причащающимися, а что происходит при недостойном причащении?
Крестный - В том случае, если человек приступает к Св.Тайнам с нечистой совестью, разумеется никакого соединения его со Христом быть не может, поскольку Христос безгрешен. Нераскаянному грешнику в этой ситуации существует только один путь - покаяние по Уставу Церкви, смывающее всякую скверну греха. Принимающий же Св.Тайны в состоянии нераскаянного греха довершает свои грехи еще одним страшным грехом - принятием в свой оскверненный сосуд Св.Тайн. Вот что в связи с этим писал
Св.Григорий Палама : "Таким образом предварительно смыв с себя скверны, сущия в глубине души, приступим. Потому что таким образом мы приидем во спасение. Если же с дурной совестью , и не получив, благодаря исповеди, отпущения грехов от приявшаго власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самыя Божии щедроты и терпение Его к нам. Иже Сына Божия поправый, говорит Апостол, и Кровь заветную скверну возмнив, и Духа благодати укоривый (Евр.10,29)" (4, "Беседа о Святых и страшных Христовых Тайнах").
Крестник - Но если Св.Тайны все-таки приняты таким человеком, то куда же они тогда деваются?
Крестный - Христос ктому уже не умирает (Рим.6,9), поэтому Св.Тайны никогда не перевариваются желудком так же, как и остальная пища и не выходят из организма как остатки обыкновенной пищи. Недостойное принятие Св.Христовых Тайн приводит к тому, что они исчезают из человека. Вот что в связи с этими писал тот же св. Григорий Палама: "Так разорвавший царскую порфиру и запачкавший ее, конечно, подвергнется наказанию; также - выливший какое драгоценное благоухание в грязь, или же заключивый его в зловонный сосуд, одинаковое сделал зло. Божественный Дар, конечно не терпит ущерба: потому что он - неуязвим; но он тайно улетает от нас; если же этот Дар потерпит урон в том смысле, что окажется безполезен, то за это взыщется с того, кто недостойно принял его" (4, "Беседа о Святых и страшных Христовых Тайнах").
О причащающихся недостойно так писал Св.Игнатий Брянчанинов: "Иное значение имеет причащение святых таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии, совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительныя, навлекающие вечную муку (Точное изложение православной веры преп. Иоанна Дамаскина). Преступление это подобно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека ( Святый Иоанн Златоуст. Нравоучение 16-е в беседах на Иоанна. Точное изложение Православной веры святаго Иоанна Дамаскина), осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его лице, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. Иже аще яст , сказал великий Павел, хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойно, повинен будет телу и крови Господни (1 Кор.Х1, 27). Страшное некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящего сопротивныя. Отвергся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или троих свидетелях умирает, колико, мните, горшия сподобится муки , иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. Х, 28,29). Да искушает человек себе (1Кор. Х1,28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к святым таинам, - и, если он погряз в скверне греховной, да устрашится страшного причащения, чтобы не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над святыми таинами Христовыми, наруганием над Христом" (11, гл.21).
Впрочем, недостаточно серьезная подготовка к принятию Святых Христоввых Таин и недостаточно внимательное и серьезное поведение после Их принятия, даже и при отсутствии "произвольно и намеренно греховной жизни", хотя и не ведут к столь драматическому концу, однако также могут приводить к весьма чувствительным для нас отрицательным последствиям. Так об этом писал тот же Св.Игнатий: " Достойное причащение святых таин возможно только при постоянно благочестивой жизни, или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительном оставлении ея, засвидетельствованного и запечатленнаго покаянием по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, неозаренная и неруководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственнаго разума, по влечениям грехолюбиваго сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного Богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых таинах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. Ядый и пияй недостойно суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1 Кор.Х1,29), не давая ему цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего , святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей. Не карал бы нас суд Божий, если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Господним, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. Аще быхом себе рассуждали, не быхом осуждены были (1Кор. Х1,34). Легкомысленную и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых таин, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. Судими же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. Х1, 32). Исчисляя казни, которым коринфяне подвергались за недостойное причащение святых таин при недостаточно богоугодной жизни, Апостол говорит: сего ради, ради недовольно достойнаго причащения святым таинам, в вас мнози немощни и недужни , и спят довольны (1Кор.Х1,30), т.е. значительное число умирает"(11, гл.21).
Крестник - Что в этой ситуации происходит со Святыми Тайнами?
Крестный - Об этом находим у преп.Иоанна Дамаскина: "Тело и кровь Христа переходят в состав как нашей души, так и нашего тела, не истощаясь, не уничтожаясь, проникая не в нижний проход (да не будет!), но в нашу сущность и делаясь охраною, защитительным средством от всякаго рода вреда, очищающим от всякия нечистоты; если они заметят неочищенное золото, то очищают через исследующее испытание огнем, для того, чтобы в будущем веке мы не были осуждены вместе с миром. Ибо они очищают посредством болезней и всякаго рода угрожающих происшествий, подобно как говорит божественный Апостол: Аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся. И это означает то, что он говорит: Поэтому, тот, кто причащается тела и крови Господа недостойне, суд себе яст и пиет. Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и духом Его, и делаемся телом Христовым" (2, кн.4, гл.219). Как следует из этого фрагмента, соединение со Христом посредством Св.Причащения может иметь место не обязательно непосредственно по принятии Св.Христовых Таин.
Крестник - Поскольку Св.Тайны живые, то возможно предположить наличие небольшого временного интервала между их отделением от Тела Христова на небесах и их появлением здесь на земле?
Крестный - Такое предположение вполне вероятно. "Христос...присно (т.е. непрестанно) закалается, освящаяй причашающияся" (Канон ко святому Причащению, песнь 9). И заколение Христа имеет вполне конкретный характер.
Крестник - Какой?
Крестный - Тело и Кровь имеют своим происхождение грудную клетку (ребра) Спасителя.
Крестный -Интересно, я никогда об этом не слыхал.
Крестный - Если бы ты внимательно слушал Церковные богослужения, то, вероятно, обратил бы внимание на то, что звучит в Св.Церкви во время св.Четыредесятницы: "Да будет ми купель, кровь из ребр Твоих, вкупе и питие..." (10,Великий покаянный канон преп.Андрея Критского (среда Первой недели Великого поста, песнь 4)).
А вот что мы слышим в тексте канона на Утрени Св.Пятидесятницы: "Баню божествненную пакибытия словом растворив, ссложенное естество, дождоточиши ми струю от нетленного твоего ребра, о Божий Слове, запечатлея теплотою Духа" (песнь 4) (10).
Находим мы об этом и у св.Отцов: "Не знаю, что мне делать с моими грехами, не видит мой ум, чем мне омыть и очистить себя. Если бы я вздумал омыться водами, то малы моря и реки, недостаточны, чтобы очистить меня. Но если омою себя Кровию из ребр Сына Божия, то очищусь, и изольются на меня щедроты Его" (Преп.Ефрем Сирин. Творения, т.4, цит. по 12, "Евхаристия").
"Но и Отцем нашим Он (Господь Иисус Христос) стал в силу божественнаго крещения в Него, и кормит Своею грудью, как грудных младенцев кормит любвеобильная мать; и что еще больше и удивительнее, - не только вместо молока, кормит Своею Кровию, но и Своим Телом, и не только Телом, но и духом..." - так писал св. Григорий Палама (4, "Беседа о Святых и страшных Христовых Тайнах").
А вот та же мысль и у Св.Иоанна Златоуста: « Находящееся в Чаше есть то самое, что истекло из ребра Господа; того мы и причащаемся» (14).
Крестник - И все-таки, все эти высказывания не вполне меня убеждаю в правоте ваших слов.
Крестный - Рассмотрим еще одно высказывание св.Иоанна Златоуста "Как Ева, произошла от ребра Адамова, так и мы из бока Христова. Когда Христос был вознесен на крест, пригвожден и умер, тогда один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода (Иоан.19,34); и из этой крови и воды составилась вся Церковь"(13). Итак вся Церковь имеет своим источником ребра Спасителя. А при причащении, как мы уже выяснили, весь состав человека ( и душа, и тело) переходит в человеческое естество Христово, присутствующее в Св.Тайнах. При этом в человеке все становится Христово - всяческая и во всех Христос (Колос.3,11). А это свойственно Церкви и только ей (см.6, ч.1, "О девятом члене", "О первом члене"). При этом все мы, по слову преп.Иоанна Дамаскина, становимся единым телом.
Итак, все мы при достойном Причащении имеем источником своего существования с одной стороны - Тело и Кровь Христову, появившиеся на престоле во время пресуществления, как свидетельствует Св.Николай Кавасила и другие Отцы (см. выше). А с другой стороны мы через Св.Причащение вошли в состав Церкви, которая, согласно Св.Иоанну Златоусту, происходит от ребр Христа. Учитывая все это, нетрудно заключить, что Тело и Кровь имеют своим местом происхождения грудь Спасителя.
Итак, мы, причащаясь, соединеямся по нашему вещественному составу с естеством Христовым, в которое, пресуществляясь, переходят хлеб и вино, с естеством, сущим на небесах, имеющим своим источником грудь Спасителя. Поэтому " когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самаго ребра" (1, беседа LXXXV)."
Литература
1.Св.Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, М., 1993.
2. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, СПб., 1894.
3. Преп. Симеон Новый Богослов. Слова, М., 1892.
4. Св.Григорий Палама. Беседы, ч.3, М., 1993.
5. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, М., 1900.
6. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, М., 1911.
7.Преп.Никита Стифат. Вторая естественных глав сотница, в кн."Добротолюбие", т.5, ТСЛ, 1993 ).
8.Св.Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. в кн. «Христос, Церковь, Богородица», М., 2002.
9. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. В кн." Догматические послания православных иерархов ХУШ-Х1Х веков о православной вере", ТСЛ, 1995.
10. Великий сборник. ч. 3, Мукачево, 1992.
11. Св.Игнатий Брянчанинов. "Аскетическая проповедь", Сочинения, т. 4 - СПб., 1905.
12. Настольная книга священнослужителя, т.6, М., 1988.
13.Св.Иоанн Златоуст. Беседа о том, каких должно брать жен. В кн. "Избраннные поучения", М., 2002.
14.Св.Иоанн Златоуст. 24-я беседа на Первое послание к Коринфянам (цит. по кн. Свт.Иоанн Златоуст «Таинство Чаши Господней», гл.6, М., 2004).
15.Св.Николай Кавасила . Изъяснение Божественной Литургии, в кн. «Христос, Церковь, Богородица», М., 2002.
http://slovotech.narod.ru/dispute_07.htm