Аскетические опыты

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

Куратор темы: Сима

  • 6

#1 Сима » Пт, 9 декабря 2016, 10:04

Двигаясь по Аскетическим опытам застряла на гл.10 О любви к ближнему
С первых же строк:
"Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое."
Потребовалось вникнуть в ветхость сердца и что такое "ветхий человек" Оказалось, что это-я.
Советшенно точно там сказано:
"В каких язвах – наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва – пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей."
Действительно в своей жизни я всё время страдала и боялась за всех своих родных. Заболели, на связь перестали выходить,неприятности у них, и т. д. - я всегда была этим озабочена и реально мучилась от терзающих переживаний. Получается, я по-другому и не могла со своим "ветхим" сердцем. В этой главе подробнейшие указания как эту ветхость отринуть. Я честно говоря изумлена Словам Игнатия, они как-то по-другому воспринимаются. Хотя многими авторами написано о любви Божественной. Христианский взгляд в полном смысле раскрывает мне глаза.
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев


  • 1

Re: Аскетические опыты

#381 monroe » Вс, 15 января 2017, 18:56

Марианна, пупсик! ты с нами! :drink: :beer_for_two:
Вы можете делать все, что хотите, безо всяких оправданий или обязательств
monroe F
Аватара
Сообщения: 45910
Темы: 321
С нами: 10 лет 8 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#382 Сима » Вт, 17 января 2017, 23:12

Спешу передать предостережение Св. Игнатия от оставления молитвенного подвига:
"Священное Писание научает нас, что подвиг служения Богу, подвиг молитвы, должен быть совершаем от всей души, постоянно и непрерывно. Скорби внешние и внутренние, долженствующие непременно повстречаться на поприще этого подвига, подобает преодолевать верою, мужеством, смирением, терпением и долготерпением, врачуя покаянием уклонения и увлечения. И оставление молитвенного подвига, и промежутки на нем крайне опасны. Лучше не начинать этого подвига, нежели, начавши, оставить."
Для меня это загадка, почему лучше вообще не начинать, чем остановиться. Почему на подготовленную почву не приходит что-то доброе, а усиливаются страсти и ещё сильнее захватывают душу. Конечно я помню про бесов из Евангелия, которые видя оставленное место свободным приводят с собой ещё целую кучу! Так почему они всё-таки не уходят насовсем и норовят вернуться? Тайна!
Спойлер
"Душу подвижника, оставившего предпринятое им упражнение в молитве Иисусовой, можно уподобить земле обработанной и удобренной, но впоследствии заброшенной; на такой земле с необыкновенною силою вырастают плевелы, пускают глубокие корни, получают особенную дебелость. В душу, отрекшуюся от блаженного союза с молитвою, оставившую молитву и оставленную молитвою, вторгаются страсти бурным потоком, наводняют ее. Страсти стяжавают особенную власть над такою душою, особенную твердость и прочность, запечатлеваются ожесточением и мертвостью сердца, неверием. Возвращаются в душу демоны, изгнанные молитвою; разъяренные предшествовавшим изгнанием, возвращаются они с большим неистовством и в большем числе. «Последняя человеку тому бывают горше первых» (Мф.12:45), по определению Евангелия состояние подвергшегося владычеству страстей и демонов после избавления от них при посредстве истинной молитвы несравненно бедственнее, нежели состояние того, кто не покушался свергнуть с себя иго греховное, кто меча молитвы не вынимал из ножен его. Вред от промежутков или от периодического оставления молитвенного подвига подобен вреду, происходящему от совершенного оставления; вред этот тем значительнее, чем промежуток продолжительнее. Во время «сна» подвижников, то есть, во время нерадения их о молитве, «приходит враг», невидимый чувственными очами, непримеченный подвижниками, попустившими себе увлечение и рассеянность, «насевает плевелы посреде пшеницы» (Мф.13:25). Сеятель плевелов очень опытен, коварен, исполнен злобы: легко ему посеять плевел самый злокачественный, ничтожный по наружности в начале своем, но впоследствии обхватывающий и перепутывающий многочисленными отпрысками всю душу. «Иже несть со Мною, – сказал Спаситель, – на Мя есть, и иже не собирает со Мною, расточает» (Лк.11:23). Молитва не доверяет себя делателям двоедушным, непостоянным; «стропотна есть зело ненаказанным, и не пребудет в ней безумный: яко камень искушения будет крепок на нем, и не замедлит отврещи ея. Слыши, чадо, и приими волю мою, и не отвержи совета моего; и введи нози твои в оковы ея, и в гривну ея выю твою. Подложи рамо твое и носи ю, и не гнушайся узами ея. Всею душою приступи к ней, и всею силою твоею соблюди пути ея. Изследи и взыщи, и познана ти будет и емся за ню, не остави ея. Напоследок бо обрящеши покой ея, и обратится тебе в веселие; и будут ти пути ея в покой крепости, и гривны ея на одеяние славы» (Сир.6:21–22, 24–30). Аминь. "
Хоть я и озадачилась вопросами выше, получается этот труд- на всю жизнь. Как дышать. Я верю.
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#383 Марианна » Ср, 18 января 2017, 0:34

Сима писал(а):Так почему они всё-таки не уходят насовсем и норовят вернуться? Тайна!
Потому что: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/9
1. Адам, преступив заповедь Божью и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность дьяволу, и в душу – эту прекрасную тварь – облекся лукавый. Душа называется телом лукавой тьмы, пока в ней пребывает духовная тьма, потому что там живет и содержится она в продолжение лукавого века тьмы, как и Апостол, упоминая о теле греховном и о теле смерти, говорит: «да упразднится тело греховное» (Римл. 6:6), и еще: «кто мя избавит от тела смерти сея» ? (Рим. 7:24). Душа – не от Божьего естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий, и лукавство темных страстей вошло на нее вследствие преступления (1, 7).

28. В нас действует зло со всей силой и ощутительностью, внушая все нечистые пожелания, однако ж срастворено с нами не так, как иные говорят сие о смешении вина с водой, но как на одном поле растут и пшеница сама по себе, и плевелы сами по себе, или как в одном доме находятся особо разбойник и особо владетель дома (16, 1).

Вот молитва, это вспахивать, удобрять поле, выдергивать плевелы, насаждать пщеницу, причем не самостоятельно, молитва общение с Богом. Так помочь может только Он. А тут молитва начата земля вспахана и удобрена, кое-где прорежена и тут-то, если оставить молитву, плевелы начнут расти с особой силой, пышнее и краше.

А если взять пример с хозяином дома и разбойником, то молитва это прогнать разбойника, вычистить дом, красиво убрать, взять хороших слуг, нанять охранников, позвать друзей. А потом раз и оставить все это- и красиво убранный дом, и накрытые столы, и удобные постели, уйти... Прибежит целая куча разбойников и завладеет всем.
Марианна

  • 2

Re: Аскетические опыты

#384 Сима » Ср, 18 января 2017, 9:22

Да,Марианна, всё именно так. Я почему-то не учла повреждённости, поэтому не отнеслась внимательно к плевелам.
Мне не хватает внимания к себе.
Не могу перестать удивляться невидимому, но в то же время совершенному руководству и проведению меня в именно то место, какое мне уготовано.
перелистываю страничку и Свт. Игнатий уже спешит поведать о внимательной жизни в миру!
гл. 29
"Душа всех упражнений о Господе – «внимание». Без «внимания» все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять «внимание к себе» не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять «внимание к себе», и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума."
Спойлер
Далее напоминает о благоразумной умеренности в пище, дабы не разгорячаться , не порождать множество помыслов и мечтаний и не рассеиваться.
Совет пробудившемуся ото сна:
"Проснувшись – в образ ожидающего всех человеков пробуждения из мертвых, – направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполнив все нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со «вниманием», и, по причине «внимания», чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением. После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь «о внимании», читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтоб по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние"
Для новоначального Святые Отцы советуют частые молитвы, но непродолжительные.
"Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человек на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная человекам в евангельских заповедях."
"Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение «со вниманием» некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира."
Так и начинаю свой день и всем желаю доброго утра и удачи на дневном поприще.
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

  • 2

Re: Аскетические опыты

#385 Сима » Чт, 19 января 2017, 7:55

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ
6 / 19 января

Изображение
Спойлер
"КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Святитель Димитрий Ростовский

Господь наш Иисус Христос, по возвращении своем из Египта, пребывал в Галилее, в городе своем Назарете, где был воспитан, сокрывая от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего возраста, ибо не возможно было у иудеев никому ранее тридцатилетнего возраста принять сан учителя или священника. Посему и Христос не начинал Своей проповеди и не являл Себя Сыном Божьим и «первосвященником великим, прошедшим небеса» (Евр.4:14), до тех пор, пока не достиг означенного возраста. В Назарете Он пребывал с Пречистою Своею Матерью, сначала при мнимом отце Своем, Иосифе древоделе, пока тот был жив, и занимался вместе с ним плотнической работою; а потом, когда Иосиф умер, Сам продолжал то же дело, добывая трудами рук Своих пропитание для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и нас научить трудолюбию (Лк.3:23). Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни и наступало время Его Божественного явления народу Израильскому, то, как говорит Евангелие, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:2), – глагол, посылавший его крестить водою и возвестивший ему знамение, по коему Иоанн должен был узнать пришедшего в мир Мессию. Об этом говорит в своей проповеди сам Креститель такими словами: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33).

Итак Иоанн, внимая глаголу Божьему, ходил по всей стране иорданской, проповедуя «крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3), ибо Он был Тот, о Котором предрек Исайя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3; ср Лк.3:4). И выходила к нему вся иудейская страна, и иерусалимляне, и крестились все у него в реке Иордане, исповедуя свои грехи (Мк.1:5). Тогда пришел и Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него (Мф.3:13). Он пришел в то время, когда Иоанн возвестил о Нем народу, говоря: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк.1:7-8). После сего возвещения пришел Иисус креститься. Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Пришел Он креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить купель святого крещения. Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот, узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога Отца, был неложным свидетелем о Христе.

«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14) Он духом узнал Того, о Ком за тридцать лет «взыграл радостно» во чреве матери своей (Лк.1:44), потому и сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим с Адама на весь род человеческий. Но Господь сказал Иоанну: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:15).

Под правдою святой Златоуст разумеет здесь заповеди Божьи, как будто бы Иисус говорил так: «поелику я совершил все заповеди, какие даны в законе, и осталась только одна – относительно крещения, то Мне подобает исполнить и эту». Крещение же Иоанново также было Божественною заповедью, как это видно из слов Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне» (Ин.1:33). Кто же посылал? Очевидно, Сам Бог: «был – сказано в Евангелии, – глагол Божий к Иоанну» (Лк.3:2). И еще потому крестился Иисус, будучи тридцати лет от роду, что возраст тридцатилетнего, – по словам Златоуста и Фефилакта, удобопреклонен ко всякому греху. Ибо возраст юношеский подвержен огню плотских страстей, при тридцатилетнем же возрасте – времени полного раскрытия сил мужских – человек подчиняется златолюбию, тщеславий, ярости, гневу и всяким грехам. Посему-то Христос Господь медлил принятием крещение до этого возраста, дабы во всех возрастах человеческой жизни исполнить закон и освятить все естество наше и подать нам силу побеждать страсти и остерегаться смертных грехов.

После принятия крещения Господь тотчас же, без всякого замедления, вышел из воды. Есть сказание, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его, доколе тот не исповедовал все грехи свои; после сего крещаемому дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов не был задержан в воде, и потому евангелие прибавило, что Он вышел из воды тотчас (Мф.3:16).

Когда же Господь выходил из воды, над Ним отверзлись небеса, блеснул свыше свет в виде молнии и Дух Божий в виде голубя сошел на Крестившегося Господа. Подобно тому, как в дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя предуказало на окончание потопа греховного. А в виде голубя святой Дух явился потому, что эта птица чиста, любит людей, кротка, незлобива и не терпит ничего смрадного: так и святой Дух есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и устроитель мира: притом же Он всегда удаляется от человека, пресмыкающегося во смрадной тине грехов. Когда же Дух Святой сходил, как голубь, на Христа Иисуса с неба, то слышался глас говоривший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). И ему подобает слава и держава во веки веков. Аминь.

СЛОВО СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО НА БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий деньми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий деньми крещается ныне с грешниками, даруя Меру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младенцев как младенец, для матери – сыном, волхвам – как дар пастырям – как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин.10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.

Что же еще сообщает Евангелие? «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:13-14). Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника ристаний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах[1]? «Мне надобно креститься от Тебя», – т.е. преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь преподать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахожусь под бременем прародительского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал говоря: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9). Как же, Сам подавая избавление, Ты ищешь очищения? Крещаемые, по обычаю, исповедуют грехи свои; Ты же что имеешь исповедать, когда Ты вовсе безгрешен? Зачем Ты требуешь от меня того, чему я не научен? Не отваживаюсь сделать то, что превышает мои силы; не знаю я, как омывать свет не умею осветить солнце правды. Ночь не освещает дня, золото не может быть чище олова, глина не может исправить горшечника, море не заимствует струи у источника, река не нуждается в капле воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускает на свободу судью. «Мне надобно креститься от Тебя». Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет врача, и я знаю немощь моего естества! «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф.10:24). Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не покланяются и не возглашают трисвятое[2]. Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Моисей, угодник Твой, едва сподобился видеть «сзади тебя» (Исх.33:23), как же я дерзну прикоснуться ко пресвятой главе Твоей? Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосходит мои силы? Не имею я длани, которою бы мог окрестить Бога: «мне надобно креститься от Тебя». Я родился от престарелой, ибо Твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь в утробе моей матери и не имя возможности говорить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам своими устами, прославлю Тебя Невместимого, Которого вместил девический ковчег[3]. Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что Ты – Владыка, Который только на время принял вид раба, чтобы уврачевать человека; знаю, что Ты явился для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты – камень, отсеченный от горы без посредства рук, – камень, верующий в который не будет обманут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки Твоего смирения, и я духом уразумеваю величие Твоего Божества. Я – смертен ты же – бессмертен; я – от бесплодной, а Ты – от девы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить Тебя: я знаю, что Ты – секира, лежащая у дерева (Мф.3:10), та секира, которая подсекает бесплодные деревья иудейского сада. Я видел серп готовый отсекать страсти и возвещал что скоро повсюду откроются источники исцелении, ибо какое место останется недоступным для Твоих иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных течение крови прекратится чрез одно прикосновение к краю риз Твоих от одного Твоего повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи слепому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки? «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне; Призирает на землю, и она трясется» (Мф.3:14; Пс.103:32), по водам как по земле ходят, – Ты, о Ком я много раз восклицал во время проповеди: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его!» (Мк.1:7) Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надеюсь на Твое безмерное человеколюбие, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистые Твои ноги и прикоснуться к Твоей пресвятой главе.

Что же говорит ему Господь? «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:15). Послужи Слову, как глас человеческий, поработай, как раб – Владыке, как воин – царю, как глина – горшечнику. Не бойся, но смело крести Меня, потому что Я спасу мир; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человеческое. Ты, несмотря на Мое повеление, все-таки медлишь простереть руку свою, иудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистью руки для того, чтобы предать Меня на смерть. «Оставь теперь, ибо так надлежит». По Своему человеколюбию, Я прежде всех веков решил спасти род человеческий. Ради людей Я стал человеком. Что может быть удивительнее того, что Я как простой человек прихожу креститься? Это делаю Я потому, что не презираю создание моих рук, не стыжусь земного естества. Я остался таким же, каким был от века, и принял новое естество, причем однако Мое существо осталось неизменным: «оставлю вас теперь». Ибо враг человеческого рода, будучи свержен с неба и изгнан с земли, гнездится в естестве водном, а Я и оттуда пришел изгнать его, как возвещал о Мне пророку: «Ты сокрушил головы змиев в воде» (Пс.73:13) Оставь теперь». Ибо сей враг хочет искусить Меня как человека, и Я претерпеваю это для того, чтобы доказать его бессилие, ибо скажу ему: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7; Втор.6:16).

О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь[4]: Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение: к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает С своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой, Сына, кресающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь."
https://azbyka.ru/days/prazdnik-svjatoe-bogojavle ... -i-spasa-nashego-iisusa-hrista
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

  • 2

Re: Аскетические опыты

#386 Сима » Пт, 20 января 2017, 18:10

Наблюдая за собой, заметила, что мой ум постоянно что-то прокручивает и анализирует. Причем норовит не себя придерживать, а всё касаемо окружающих людей и событий. Кто не так что-то там сказал или сделал, вот холодно за крещенской водой стоять, вот то-то....вот сё-то....
Как только я это заметила- ум, хитрец этакий, затаился и притих. Причем так покорно и смиренно притих, что я подумала - не может быть такого послушания) Ан нет, может, может вполне!
"Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! – Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: «Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9). Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата «внимания» к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство."
Спойлер
"Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит «внимательную жизнь», такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине «внимания к себе» уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи Богомыслием день, начатый Богомыслием."
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#387 Марианна » Сб, 21 января 2017, 14:56

Сима писал(а):Наблюдая за собой, заметила, что мой ум постоянно что-то прокручивает и анализирует. Причем норовит не себя придерживать, а всё касаемо окружающих людей и событий. Кто не так что-то там сказал или сделал, вот холодно за крещенской водой стоять, вот то-то....вот сё-то...
:yes: хорошо это болтание ума прогонять иисусовой молитвой.
Марианна

  • 1

Re: Аскетические опыты

#388 Сима » Пн, 23 января 2017, 23:43

Стою и стучу,жду и снова стучу. Я ранее думала- Господи, куда я стучу, что это за двери такие, в которые я всё время прошусь и не отпираются мне?
Это двери моего собственного сердца, именно в собственном сердце ищу Спасителя и уповаю на милость и благодать Бога, только там в самой сокровенной глубине вопию, чтобы открылось мне.
гл. 30
"Затворились двери чувств: язык безмолвствует, глаза закрылись, слух не внемлет ничему, что вне меня. Ум, одеянный в молитву, сложив бремя земных помышлений, нисходит к сердечной клети. Двери клети замкнуты; повсюду темнота, мрак непроницаемый. И ум, в недоумении, начинает стучаться молитвою в двери сердца; стоит терпеливо при дверях, стучится, ждет, опять стучится, опять ждет, опять молится. Нет никакого ответа, не раздается никакого голоса! Мертвая тишина и мрак отвечают гробовым молчанием. Ум отходит от дверей сердца, печальный, и в горьком плаче ищет отрады. Он не был допущен предстать Царю царей в святилище внутренней клети.

За что, за что ты отвергнут?

На мне печать греха. Навык помышлять о земном меня развлекает. Нет во мне силы: потому что Дух не приходит ко мне на помощь, Дух всесвятой и всеблагий, возстановляющий соединение ума, сердца и тела, которые разобщены страшным падением человека. Без всемогущей, творческой помощи Духа, одни мои собственные усилия тщетны! Он многомилостив, человеколюбив бесконечно: но нечистота моя не допускает Его ко мне. Умоюсь в слезах, очищусь исповеданием грехов моих, не дам телу моему пищи и сна, от изобилия. которых сообщается дебелость душе; весь, облеченный в плач покаяния, сойду к дверям моего сердца. Там встану, или сяду, как евангельский слепец, буду претерпевать тягость и скуку мрака, буду вопиять к Могущему помиловать: «помилуй мя!» (Мк.10:48)"
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

  • 4

Re: Аскетические опыты

#389 Сима » Ср, 25 января 2017, 9:53

Кажется чуть достучалась. В гл. 27 Том 1 было поучение про "ложную мысль" /viewtopic.php?p=3031375#p3031375
Что ложные мысли-это начало всякого зла. Мало того, ложь окутывается в одежды правды и имитирует благовидность! И человек,подпав под влияние лжи впадает в самообольщение. И далее живет и действует и помышляет уже повреждённый искажениями.
"ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность."
В общем я тогда так и оставила себя в неполном усвоении этого наставления, так как не прониклась! Только поняла, что восторги, полёты, ощущения вселенской любви- это ложь, самообман. Засим и затаилась. Но и до этого недоразумения дошла очередь, за что благодарю.
гл 30.
"«Истину и суд мирен судите во вратех ваших»: ум, судия, сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений и впечатлений принимать одни истинные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть, истекающая от Господа, Который Един – «Истина», приносят с собою в душу несказанный мир и тишину, по этому познаются, что они от Истины, от Христа, дающего ученикам Своим мир, или (что – то же) смирение, чтоб не смущалось сердце их никаким земным бедствием. Напротив того “помыслы, происходящие от демонов, говорит Великий Варсонофий, прежде всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть, внушают мысли, по-видимому правые, внутренне же суть «волци хищницы» (Мф.7:15), то есть, восхищают и «прельщают сердца незлобивых» (Рим.16:18) тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно."
Вот и получилось, удивительно всё просто оказалось.
"Диавольский помысл, приходя ко вратам души, старается принять вид праведности, приносит уму, этому судии, сидящему и судящему во вратах, бесчисленные оправдания, чтоб получить вход в душу. Но лживых этих уверений, этой клятвы лживой Пророк не велит любить. Не только не должно принимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном появлении греховного помысла, прибегать молитвою к Господу Богу, чтоб Он отгнал врага от врат душевных. Аминь. "
Получается все помыслы порождающие беспокойство-ложные. Только мир и тишина приходят от истинных помыслов. Для меня это откровение! Я же забеспокоившись о чём-то всегда вижу оправдание- ну я же о добром беспокоюсь, типа как принять приехавших, как накормить, почему со здоровьем у кого-то не так, чем помочь и что-как дальше жить - это же вроде благое беспокойство. Ан нееет. Это ложь, а я в этом стрессе бесконечном живу и в бесконечном беспокойстве о чем-то там. И в мусоре житейском теряю что-то важное.
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#390 Джулия » Ср, 25 января 2017, 10:36

Сима писал(а):Получается все помыслы порождающие беспокойство-ложные. Только мир и тишина приходят от истинных помыслов. Для меня это откровение!
Сима, и правда неожиданность.
Получается то же что и Ошо, и адвайта, все это в развитии перестаёт спорить между собой. Везде ум - лжец.
Джулия
Аватара
Сообщения: 6290
Темы: 35
С нами: 10 лет 3 месяца

  • 1

Re: Аскетические опыты

#391 zoe » Ср, 25 января 2017, 11:19

Сима писал(а):Только поняла, что восторги, полёты, ощущения вселенской любви- это ложь, самообман.

Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать себя. (Толстой Л.Н.)

Сима, я как то давно читала про одного подвижника в Добротолюбии, он себя замуровал в пещеру, забрав только милитвослов и книги священного писания, недалеко от монашеского общежития, и оставил лишь окошко для того, чтобы ему приносили пищу. Сама пещера была на возвышении, куда можно было добраться только по веревке. На веревке кажется был колокольчик, чтобы инок носящий пищу мог позвать подвижника. Таким образом устремившись всецело к Богу, оставив все свои земные попечения.
У монахов того времени был обычай, наверное он сохранился до сих пор на Афоне, смотреть в каком состоянии останки, по ним как бы можно было увидеть, достиг ли человек Бога, очистившись от грехов. Когда пришло время, иноки открыли вход в пещеру и им сразу открылось некое благоухание и свет, который вырвался из пещерки.
Стало быть утверждение из ДК - "я есть любовь" - это довольно сильно искаженная профанация..
zoe
Откуда: Центральный ФО
Сообщения: 5321
Темы: 14
С нами: 12 лет

  • 1

Re: Аскетические опыты

#392 Марианна » Ср, 25 января 2017, 12:25

Джулия писал(а):
Сима писал(а):Получается все помыслы порождающие беспокойство-ложные. Только мир и тишина приходят от истинных помыслов. Для меня это откровение!
Сима, и правда неожиданность.
Получается то же что и Ошо, и адвайта, все это в развитии перестаёт спорить между собой. Везде ум - лжец.
Нет, это не тоже самое.

В православии ум:
Ум – разумная (мыслительная, познавательная) сила души. Выделяется святыми отцами наряду с вожделевательной (желательной) и раздражительной (чувствующей) силой в трехчастном строении души, принятой в православной аскетике и антропологии.
Следуя святым отцам, ум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу. Именно к уму святые отцы, прежде всего, относят Образ Божий в человеке.

В православии также не отдается предпочтение сердцу, т.к. ветхое сердце- обманывает, работает на страсти, вместо того чтобы вести человека к Богу. А ум, должен быть обновлен и просвящен Духом Святым, сердце очищено: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
(Матф.5:8)

Священное Писание и святые отцы именуют ум «оком души». Подобно телесному оку, душевному оку также присуще зрение. Зрение ума называется созерцанием или ведением (познанием). Ум может созерцать как вещественный мир, так и невещественные и невидимые предметы. Созерцание ума может быть естественным, например, научное размышление и философствование, но может быть и сверхъестественным. Именно в сверхъестественном созерцании человек познает Бога. Сверхъестественное созерцание осуществляется при помощи и содействии Божественной благодати Святого Духа. Для него недостаточно одних усилий тварного человеческого ума. В сверхъестественное созерцание человеческий ум вводится Самим Богом, объединяясь с Самим Божественным Умом, по Образу Которого он создан. По своей природе человеческий ум ищет Бога, «с Тем ищет соединиться, от Кого получил начало, Кем движется и к Кому устремляется по естественным своим свойствам» (св. Никита Стифат).

До грехопадения человеческий ум был здоровым и бесстрастным, поскольку созерцал Святого Бога и не подвергался воздействию разрушительных страстей. После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. После грехопадения ум стал «плотским» (Кол. 2:18), суетным (Еф. 4:17), превратным (Рим. 1:21, 1:28), поврежденным и развратным (1Тим.6:5, 2Тим.3:8), оскверненным (Тит. 1:15). После падения человеческий ум отпал от созерцания Бога и впал в неестественное (противоестественное, нижеестественное) состояние.

Слепотой поражены наши ум и сердце... Ум не может отличать истинных помыслов от ложных, а сердце не может отличать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных...

Сердечные чувства, которые окаменил смертный грех... становятся стеной, не допускающей Слову Божию действовать на сердце.

Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышенной добродетели.

Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу произошли от нашего падения в грех.

Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе.

Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем.

То есть и ум и сердце у нас падшие, как у потомков Адама, у нас одна с ним природа.
Христос, погибнув и воскреснув- оживил, исправил природу человека и следуя Ему, перерождается человек- ум и сердце.

Но утверждение: слушайте свое сердце, а не ум, сердце не обманет- это не про православие, обманет еще как.
А также все, про отключенное сознание, бесознательные техники и всяческие техники где следует "выйти за пределы сознания"- это опять же, не про православие.
Также и из действия одним умом, но чисто человеческим, падшим, ничего хорошего не выйдет, кроме греха.

Поэтому святые и дают советы как поступать, чтобы и ум, и сердце стали служить нам на пользу.
Марианна

  • 1

Re: Аскетические опыты

#393 Марианна » Ср, 25 января 2017, 12:45

Сима писал(а):Получается все помыслы порождающие беспокойство-ложные. Только мир и тишина приходят от истинных помыслов. Для меня это откровение! Я же забеспокоившись о чём-то всегда вижу оправдание- ну я же о добром беспокоюсь, типа как принять приехавших, как накормить, почему со здоровьем у кого-то не так, чем помочь и что-как дальше жить - это же вроде благое беспокойство. Ан нееет. Это ложь, а я в этом стрессе бесконечном живу и в бесконечном беспокойстве о чем-то там. И в мусоре житейском теряю что-то важное.

Да, это для меня тоже было итересное открытие, которое привело к тому что было отброшено многое приводящее к беспокойству, смятению, печали, все что крадет мир. Но сюда можно многое отнести...
Вот еще к примеру, приснился человеку сон, странный, тревожный, человек раскрывает сонник, копается в значении символов, находит что грозит опасность ему, от такого то человека. И начинает: бояться, относиться плохо к тому человеку, печалиться, унывать и так далее.
Вот поэтому святые отцы призывают вообще не придавать снам значения, бесы вполне себе через сны могут человека сводить с пути. Только сны приводящие к видению грешности своей оправдывают.

Или вот пример. Показалось( почувствовалось) человек плохо о Вас думает, плохо говорит за спиной- пошли ответные злые мысли, переживания, мучения, беспокойство... Вот действие беса тоже, если человек своей чувственности доверяет.
Ну и так далее.


Но вообще, мы будем и грустить, и беспокоиться, и эмоциями реагировать, пока страстны. Другое дело что с этим делать, куда направлять. :smile: Смирение, терпение, видение своей грешности, молитва( а в ней как раз Господь и подает утешение, умирение сердцу)

А бесстрастие это ведь совсем не отсутствие чувств, эмоций, реакций на происходящее. Иначе будет эдакая сонастройка как раз на "вселенскую любовь" и "мир в душе", иллюзорные, где всего этого нет, получится как раз прелесть.

Но суета мирская, беспокойство о земном, черезмерное, это да, проблема, даже грех, при отсутствии внимания к душе и духовному. Но и забота о ближнем нам положена, и доме, и работе.

Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
(1Тим.5:4)


Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
(1Тим.5:8)


Вот хорошо сказано:
Кратко скажу, что непрестанным подвигом всей жизни твоей должно быть хранение мира сердца твоего, не допуская его приходить в какое-либо беспорядочное смятение и все дела свои делая под сенью сего мира тихонравно как написано: «Чадо, в кротости (тихости), дела твоя препровождай» (Сир. 3:17), да сподобишься обещаемого тихонравным блаженства: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф. 5:5).

https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/2_14

Смятение и беспокойство до сердца не допускать, но все стараться делать кротко, тихо, со смирением, учиться терпению :smile:
Марианна

Re: Аскетические опыты

#394 Сима » Ср, 25 января 2017, 22:07

Джулия писал(а):Везде ум - лжец.
Я немного не так поняла, что сказал Свт. Игнатий. Он пишет, что "судия, сидящий во вратах и производящий суд – ум наш". То есть роль ума очень важная и для меня оказалась совершенно ранее непознанной. Ум призван рассматривать помышления и впечатления, когда они приходят ко вратам души и впускать только истинные. Истинность исходит от Господа и чтобы удостовериться, что это точно она мы смотрим, что этот помысел или впечатление несёт с собой. Если неизречённый мир и тишину и смирение Христово, то мы познаём Истину и сердце не смущается всякими земными бедствиями и трудностями.
Я так понимаю, что совершенно по-другому живёшь получается, и что-бы ни случилось, действуешь исходя из обстоятельств , но без трясучки или тревоги и паники, а наоборот спокойно, внимательно и благоразумно. Потому, что ум не впустил ложь!
А помыслы ложные из страстности порождённые, бесовские- они всегда вызывают смущение и печаль. И даже когда они самооправдываются внушением мне вроде как праведных мыслей, чтобы получить вход в душу, типа: ну ведь разумно же что я тревожусь за родного, попавшего в трудную ситуацию? Видно, какой змий мудрый, как блеет в овечьей шкурке. Игнатий не советует соглашаться с его лживыми уверениями, и не вступать в беседу с такими помыслами, а незамедлительно при появлении греховного помысла прибегать молитвой ко Господу, и отойдёт враг от врат души!
Это действительно не бесчувственность. Я убедилась. Это несказанное благо для верующих, так как при прогнании лжи открываются ясно и светло в мирном состоянии необходимые и действенные пути и решения, а нужные поступки совершаешь в нужное время и всё успеваешь, вот!

Добавлено спустя 3 минуты 20 секунд:
Еллада, да, я тоже читала и слышала про благоухание мощей и вообще я с Вами согласна! И спасибо! Потихоньку до Добротолюбия тоже доберусь!

Добавлено спустя 6 минут 16 секунд:
Марианна, спасибо за примеры наглядные и цитаты- это большое подспорье в понимании!
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#395 9999 » Ср, 25 января 2017, 22:21

Сима, вот :smile: :rose:


Ок,окей ,вот читаю с интересом ,тему ,,,,но хотелось бы, как бы это сказать , приблизить это' к практике...
Вот ,это слово ,вот вызвало у меня добродушную улыбку,что это лживая страстность ?
Или это праведная эмоция?

:smile:
______________

______________
9999
Аватара
Сообщения: 5393
Темы: 11
С нами: 14 лет 11 месяцев

Re: Аскетические опыты

#396 Сима » Ср, 25 января 2017, 22:47

9999, приветствую!
"Вот" - это у меня слово-сорняк))) Прошу простить) Повыдергаю в итоге плевелы, оставлю пшеницу. Но надо подождать, чтобы всходы подросли :grin:
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Аскетические опыты

#397 Мадера » Ср, 25 января 2017, 22:52

9999, мы здесь лишние! Идёмте - выпьем! :smile:
Мадера
Сообщения: 31083
Темы: 13
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Аскетические опыты

#398 9999 » Ср, 25 января 2017, 22:55

Сима, ну почему же? Именно по нему ,мне например услышалась интонация ...вот...
:smile:
______________

______________
9999
Аватара
Сообщения: 5393
Темы: 11
С нами: 14 лет 11 месяцев

Re: Аскетические опыты

#399 Сима » Ср, 25 января 2017, 22:58

Ух, сейчас прочитала название очередной главы 32:
Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы
и испытала вожделение скорее-быстрее кинуться в эту вечность неземную. Думаю- потерплю, пережду чтобы страсти поулеглись и с чистым сердцем тогда возьмусь. Всем хорошего вечера и спокойной ночи!
Сима F
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 518
Темы: 4
С нами: 8 лет 11 месяцев

Re: Аскетические опыты

#400 9999 » Ср, 25 января 2017, 22:59

Мадера писал(а):9999, мы здесь лишние! Идёмте - выпьем! :smile:
Не , у меня давно зреет мысль завязать с этим делом ,вообще, ,,,,,очень плавно подхожу к этому
, :smile:

Добавлено спустя 5 минут 46 секунд:
Сима, а мне ссылка Марианны понравилась , спасибо ей ,немного почитал ,
______________

______________
9999
Аватара
Сообщения: 5393
Темы: 11
С нами: 14 лет 11 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя