Сегодня попытаюсь рассказать о том, что я очень
, очень-очень
, очень-очень-очень
люблю – это
китайская живопись «гохуа»Необычность китайских картин «гохуа» в том, что линии (штрихи) напоминают написание старинных иероглифов (каллиграфию). В Китае изучение каллиграфии всегда высоко ценилось. Её еще называют «музыкой для глаз». Считается, что по художественным достоинствам и эмоциональному воздействию, она не только не уступает другим видам искусства, но и превосходит многие их них. А письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница - считались «четырьмя драгоценностями стола ученого».
Каллиграфия – это высокоскорострое письмо. Вначале картины (иероглифы) изображали предмет или явление, которые передавали. Со временем скорость написания каллиграфических символов увеличилась, форма начертаний изменилась, они стали более упрощенные, абстрактные. Невероятная простота и благородная строгость..., наитанчайшие нюансы...
Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых за линией горизонта...
Природа издавна понималась китайцами, как воплощение законов мироздания, в которых действуют два начала – активное, светлое – ЯН и пассивное, темное – ИНЬ.
Картина Цзян Шилуня «Бамбук и сороки»:
Бамбук в Китае считается одним из совершенных растений, это – символ мудрого, просветленного человека, преодолевшего суетность повседневной жизни, стойкого к невзгодам. Сороки же всегда и везде считаются шумными, болтливыми птицами. Противопоставление благородного бамбука и ведущих трескучую беседу птиц вызывает определённую ассоциацию с миром людей... Мягкая дымчатость, размытость говорит об иллюзорности...
Изображение на китайской картине является не только отражением реального мира, но прежде всего даёт его философское осмысление. Пейзаж в малом масштабе картины, должен передавать грандиозность окружающего, незыблемость вечных законов, которым подчиняется жизнь. В штрихах заключается восхищение миром природы, чья красота созвучна изначальной красоте души.
Раньше авторы не подписывали свои работы, но затем появился «стандарт» - картина должна иметь название, сопроводительный стих и имя автора.
Не люблю я стишки, но восточные – это нечто особенное, как и их картины. Иногда картины создаются на стихи известных поэтов, иногда автор сам пишет стих к своей картине. Но всегда это лаконично и мудро:
День уходит за днем, чтобы старости срок приближать,
Год за годом идет, но весна возвратится опять.Китайская картина в стиле гохуа пишется тушью или минеральными красками на шелке или бумаге из специальных волокон. Тушь разводится водой. Картина создаётся на одном дыхании. Если на долю секунды замешкаться, усомниться, остановиться – то вместо шедевра получится несуразное пятно, которое и будет отражать состояние автора…