#50 Вит@лий » Ср, 15 марта 2006, 18:36
Алхимик взял в руки книгу, которую принес кто-то из
путников. Книга была без обложки, но имя автора он нашел --
Оскар Уайльд -- и, перелистывая ее, наткнулся на историю
Нарцисса.
Алхимик знал миф о прекрасном юноше, который целыми днями
напролет глядел на свое отражение в ручье, любуясь своей
красотой. В конце концов, заглядевшись, он упал в воду и
захлебнулся. На берегу же вырос цветок, названный в память
погибшего.
Но Оскар Уайльд рассказывал эту историю по-другому.
"Когда Нарцисс погиб, нимфы леса -- дриады -- заметили,
что пресная вода в ручье сделалась от слез соленой.
-- О чем ты плачешь? -- спросили у него дриады.
-- Я оплакиваю Нарцисса, -- отвечал ручей.
-- Неудивительно, -- сказали дриады. -- В конце концов, мы
ведь всегда бежали за ним вслед, когда он проходил по лесу, а
ты -- единственный, кто видел его красоту вблизи.
-- А он был красив? -- спросил тогда ручей.
-- Да кто же лучше тебя может судить об этом? -- удивились
лесные нимфы. -- Не на твоем ли берегу, склонясь не над твоими
ли водами, проводил он дни?
Ручей долго молчал и наконец ответил:
-- Я плачу по Нарциссу, хотя никогда не понимал, что он --
прекрасен.
Я плачу потому, что всякий раз, когда он опускался на мой
берег и склонялся над моими водами, в глубине его глаз
отражалась моя красота".
"Какая чудесная история", -- подумал Алхимик.
***********
Однажды Пречистая Дева, держа на руках младенца Христа,
решила спуститься на землю и посетить некую монашескую обитель.
Исполненные гордости монахи выстроились в ряд: каждый по
очереди выходил к Богоматери и показывал в ее честь свое
искусство: один читал стихи собственного сочинения, другой
демонстрировал глубокие познания Библии, третий перечислил
имена всех святых. И так братия в меру сил своих и дарований
чествовала Деву и младенца Иисуса.
А последним оказался смиренный и убогий монашек, который
не мог даже затвердить наизусть текстов Священного Писания.
Родители его были люди необразованные, выступали в цирке, и
сына они научили только жонглировать шариками и прочим фокусам.
Когда дошел черед до него, монахи хотели прекратить
церемонию, ибо бедный жонглер ничего не мог сказать Пречистой
Деве, а вот опозорить обитель -- вполне. Но он всей душой
чувствовал настоятельную необходимость передать Деве и Младенцу
какую-то частицу себя.
И вот, смущаясь под укоризненными взглядами братии, он
достал из кармана несколько апельсинов и принялся подбрасывать
их и ловить, то есть делать то единственное, что умел, --
жонглировать.
И только в эту минуту на устах Христа появилась улыбка, и
он захлопал в ладоши. И только бедному жонглеру протянула
Пречистая Дева своего сына, доверив подержать его на руках.
***********
Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу
за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не
увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец,
которого он разыскивал.
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную
обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой
товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр
выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол,
уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие
только можно было сыскать в этом краю. Мудрец обходил своих
гостей, и юноше пришлось ожидать своей очереди два часа.
Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но
сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья.
Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через
два часа.
"И вот еще какая у меня к тебе просьба, -- сказал он,
протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. -- Возьми
с собой эту ложечку и смотри не разлей масло."
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и
спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя предстал
перед Мудрецом.
"Ну, -- молвил тот. -- Понравились ли тебе персидские
ковры в столовой зале; сад, который искуснейшие мастера
разбивали целых десять лет; старинные фолианты и пергаменты в
моей библиотеке?"
Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все
внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему
хозяин.
"Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, -- сказал
тогда Мудрец. -- Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где
и как он живет".
Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На
этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и
диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он
осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и
искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он
подробно перечислил все, что видел.
"А где же те две капли масла, которые я просил донести, не
пролив?" -- спросил Мудрец.
И тут юноша увидел, что пролил их.
"Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе
дать, -- сказал ему мудрейший из мудрых. -- Секрет счастья в
том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при
этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке".
Человек решил посетить отшельника, который по рассказам жил недалеко от
монастыря в Сцете. После бесцельного странствования по пустыне, он, наконец,
обнаружил монаха. "Мне нужно знать, какой первый шаг должен быть сделан по
пути духовного развития", сказал он. Отшельник подвел человека к небольшому
колодцу, и сказал ему, чтобы он посмотрел на свое отражение в воде. Человек
попытался это сделать, но отшельник бросил в воду камень, и поверхность воды
исказилась. "Я не увижу в воде свое лицо, если ты будешь продолжать бросать
камни", сказал человек. "Подобно тому, как невозможно человеку видеть свое
лицо в беспокойных водах, также невозможно искать Бога, если ум озабочен
поиском", сообщил монаха. "Это - первый шаг!"
Пожилой отшельник однажды был приглашен явиться в суд самого сильного
короля столетия. "Я завидую святому человеку, который может довольствоваться
таким немногим", сказал король. "Я завидую Вашему Величеству, которое
удовлетворяется даже меньшим чем я", ответил отшельник. "Что это значит? Эта
страна целиком принадлежит мне", сообщил обиженно король. "Именно так",
сказал старый отшельник. "А у меня есть музыка сфер, реки и горы во всем
мире. У меня есть луна и солнце, поскольку я имею Бога в душе. А Ваше
Величество, все же, имеет только это королевство".
Мы полностью заняты принятием мер, совершением поступков, решением
проблем, предназначенных другим. Мы всегда пытаемся что-то запланировать,
решить нечто другое, обнаружить третье. В этом нет ничего неправильного - в
конце концов, именно так мы строим и изменяем мир. Но Восхищение тоже
является частью жизни. Чтобы останавливаться время от времени, чтобы сбежать
от себя, и чтобы постоять в тишине перед Вселенной. Чтобы встать на колени
телом и душой. Не требуя чего-то, не думая, даже не благодаря за что-нибудь.
Просто чтобы получить теплоту любви, которая окружает нас. В такие моменты
могут появиться неожиданные слезы - слезы ни счастья, ни печали. Не
удивляйтесь этому. Это подарок. Слезы очищают вашу душу.
Два волка
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Преданность.( стойкая совесть)
Юдхиштхира проживал свои последние дни на земле. Индра, Царь Богов, спустился на землю и приказал ему сесть в свою колесницу, которая должна был а поднять его в высочайшие небеса. Юдхиштхира указал на верную свою собаку, пережившую с ним все ужасы странствования через великую пустыню, и сказал: "Сердце мое переполнено состраданием к собаке, позволь и ей идти на небо со мною". "На небе нет места собакам", отвечал Индра, а когда Юдхиштхира продолжал отказываться идти на небо один, он сказал с неодобрением: "Ты допустил однако братьев своих умереть в пустыне, ты оставил их там лежать мертвыми. Ты покинул умирающую Драупади, и ее труп не остановил твое движение вперед. Если братья и жена оставлены позади, зачем эта привязанность к собаке и непременное желание взять ее с собой".
Юдхиштхира ответил: "Для мертвых нельзя совершить ничего, я не мог помочь ни братьям, ни жене. Но это существо живое, а не мертвое. Грех оставления беспомощного, которые ищет защиты у тебя, равносилен греху убийства дваждырожденного, греху ограбления Брамана. Я не пойду на небо один".
И когда аргументы Индры не могла поколебать его, собака внезапно исчезла и воплощенная Дхарма встала пред ним и повелела ему подняться на небо. Сильнее, чем приказание Индры, оказалась стойкая совесть царя. Даже сияющий соблазн бессмертия не мог поколебать его преданности долгу, сладкие слова самих Дэв не могли ослепить его и отвратить от праведного пути, который указывала ему совесть.
Вера
Однажды некий бхакта (идущий путем Божественной Любви) хотел перейти море. У Вибхишаны, к которому он обратился за помощью, был пальмовый лист, на котором было написано имя Бога. Бхакта не знал об этом, Вибхишана сказал ему: "Возьми это с собой и привяжи к краю одежду. Это даст тебе возможность в полной безопасности перейти через океан. Но смотри, не разворачивай листа, потому что, если посмотришь внутрь, то утонешь."
Бхакта поверил словам своего друга и в полной безопасности пошел по океану. Но, к несчастью, его постоянным врагом было любопытство. Он захотел посмотреть, что за драгоценную вещь, которая имеет такую силу, что он может идти по волнам океана, как по твердой земле, дал ему Вибхишана. Открыв, он увидел, что это пальмовый лист, на котором написано имя Бога. Он подумал: "Неужели это все? Такая пустяковая вещь дает возможность ходить по волнам?" Как только эта мысль возникла у него в голове, он погрузился в воду и утонул.
Игра (притча в изложении Ошо)
Помните, чтобы вы ни делали - это Игра. Играйте вашу роль. Если это борьба, пусть будет борьба. Оставайтесь центрированным. Не нужно быть серьёзным. Просто играйте.
Война должна была быть начата. Обе армии стояли друг перед другом, ожидая сигнала, чтобы начать убивать друг друга. Арджуна, видя миллионы людей, немного задрожал. Он подумал: "Это глупость. Просто ради королевства, просто чтобы стать королём, убивать миллионы людей - не стоит того."
Эта мысль была такой пронзительной, что он бросил свой знаменитый лук и сказал Кришне - Кришна был его колесничим - он сказал Кришне:
- Поворачивай колесницу назад, увези меня в джунгли, брось меня там. Я хочу отречься от мира. Мне не нужно ни это королевство, ни что-либо другое, я не хочу сражаться.
Кришна спорил с ним, доказывая ему, что это бегство. И добился цели. Он сказал Арджуне:
- Это предрешено Богом - война должна начаться, это неизбежно. Даже если ты сбежишь, кто-то другой займёт твоё место, но война будет. Так что ты не беспокойся, ты уже прощён. Не ты убиваешь этих людей; Бог уже решил, что эти люди должны быть убиты, и эти люди должны быть убиты в защиту религии. Эти люди должны быть убиты ради мира. Ты должен сделать это - это твой долг!
И он добавил решающий довод. Он сказал:
- Помни, когда ты убиваешь человека - и это очень опасный аргумент, - когда ты убиваешь человека, ты убиваешь только его тело. Душа не убита - она вечна. Так о чём беспокоиться? Он родится снова. Он обретёт другое тело, фактически, новое тело. Ты отбрасываешь старую модель, а он получает новую, потому что душа вечна.
Вот почему Кришна пытался сказать Арджуне: "Не беспокойся об Игре. Играй! Если это должно было случиться с тобой, это участие в игре, в роли воина, и сражение в этой войне - сражайся. Но всегда оставайся в центре и продолжай наблюдать, так как это Игра. И в ней нет ничего серьёзного".
Для Кришны это Игра. Он обещает один день и забывает другой. Он действительно свободен, его свобода совершенна, без изъяна... потому что он знает - всё есть Игра. Если всё есть Игра и всё есть сон, так о чём беспокоиться? Он не волнуется. Он играет, оставаясь не вовлечённым.
Сила истинной веры
Жил когда-то брамин, который служил в одной домашней кумирне. Однажды он уехал по делам, оставив кумирню на попечение своего сына. Брамин сказал мальчику, чтобы тот ежедневно ставил пищу перед Богом и смотрел, как тот её ест. Мальчик, следуя наставлениям своего отца, поставил приношения перед изображением Бога и молча ждал. Но Бог ничего не говорил и не ел. Мальчик ждал долго. Он твёрдо верил, что Бог сойдёт со своего пьедестала, сядет перед приношениями и съест их. И он молился, говоря: "О, Господи, сойди и съешь это. Уже становится поздно, и я не могу больше ждать". Но Бог не отвечал. Тогда мальчик начал плакать, говоря: "Господи, мой отец велел мне посмотреть, как ты будешь есть приношения. Почему же ты не хочешь сойти? Ты же сходишь при моём отце и ешь его приношения. Что же я сделал, что ты не хочешь сойти при мне и съесть мои приношения?" Мальчик долго и горько плакал. А когда он поднял глаза и посмотрел на приношения, то увидел Бога, который, приняв образ человека, сидел и ел. Когда служба закончилась и мальчик вышел из кумирни, хозяева дома сказали ему: "Теперь служба окончена, принеси сюда приношения". - "Но Бог всё съел", - ответил мальчик. "Что ты говоришь?" - с изумлением спросили его. И с абсолютной невинностью мальчик повторил: "Бог всё съел, что я принёс, там больше ничего нет". И когда люди вошли в кумирню, они остолбенели при виде пустых блюд. Такова сила истинной веры и истинного желания.
Цель
Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит. Один ответил:
- Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой сказал:
- Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе..
Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
- А ты что видишь?
- Я не могу видеть ничего, кроме мишени, - последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:
- Только такой человек может стать попадающим в цель.
Первая ступенька
Один искатель пришел к святому Раманудже и сказал:
- Я хочу найти путь к Богу. Помоги мне!
Рамануджа внимательно посмотрел на него и спросил:
- Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь?
Искатель ответил:
- Я не интересуюсь мирскими делами, любовью и прочим. Я хочу прийти к
Богу!
- Подумай еще раз, пожалуйста, любил ли ты в своей жизни женщину, ребенка или хотя бы кого-нибудь?
- Я ведь уже сказал тебе, что я не обычный мирянин. Я - человек, желающий познать Бога. Все остальное меня не интересует. Я никого не любил.
Глаза Рамануджи наполнились глубокой грустью, и он ответил искателю:
- Тогда это невозможно. Сначала тебе следует познать, как это - действительно, по-настоящему любить кого-нибудь. Это и будет первая ступенька к Богу. Ты спрашиваешь меня про последнюю ступеньку, а сам еще не ступил на первую. Иди, и полюби кого-нибудь!