#2361 возвращение надежды » Чт, 29 мая 2008, 13:06
Предлагаю вниманию читателей некоторые мои статьи из журналов, может быть понадобятся родителям.
Это подростковое «назло».
- Привет, Ань. Сто лет не виделись.
- О! Галь, здарова, подруга. Богатой будешь, не узнала, - я оглядела Галку с ног до головы. – Ты что тут-то ешь? Дома готовить неохота? Или выгнали?
Я кивнула на яркий поднос с закусками, пирожным и чаем, который Галя бережно водрузила у кассы.
- Да… - подруга неопределенно махнула рукой и расплатилась.
- Погоди-погоди, - я спешно кинула на свой подносик чашку с кофе и пахлаву. – Что-то ты не договариваешь.
Мы прошли в дальний угол кафешки, повесили куртки и сумки на вешалки, разместили свой ужин и мобильники на столе и, наконец, сели на диванчик.
- Уфф, ну и денек. Давай рассказывай, что у тебя стряслось.
- Ничего особенного не стряслось, - Галка с аппетитом начала поглощать содержимое пластмассовых тарелочек фаст-фуда. – Слушай, Ань, дай поесть спокойно,а?
Она умоляюще глянула на меня.
- Да ешь ты, ешь ради Бога, - я подозрительно покосилась на нее. Гм, странно. Обычно Галка следит за калориями, вечно высчитывает сочетание жиров, белков, углеводов… А тут на тебе! И майонезик, и картошечка, и бутербродики. Видно, и правда что-то стряслось. Я молча уставилась в свой стакан с горячим кофе. Прошло минут десять в полном молчании, прежде чем я услышала Галкин сытый вздох:
- О, кажется отпустило.
- У тебя еще пирожное и чай. Сладкий! – я брезгливо поморщилась.
- Ой-ой-ой, скажите, пожалуйста. Каменская и Марпл в одном лице, - Галина ехидно сощурила глаза. – Небось, все уже просчитала, прикинула, догадалась и вынесла вердикт?
- Ну, допустим, что еще не все.
- Слышь, подруга, вот почему у меня с тобой всегда так, а?
- Как так? – я допила кофе и отставила стакан.
- Да вот так. Ты вечно материализуешься именно тогда, когда ты мне нужна. Вернее, нужен твой диплом психолога.
- А-а-а, так ты об этом, - я откинулась на спинку дивана. – Могу тебе копию с него сделать. И со вкладыша. И с дипломной работы. Пользуйся пока я добрая.
- Нет уж, Ань. Мне эти ваши психолого-педагогические заморочки мозг напрягают. Одна терминология чего стОит, брррр. А голова у бухгалтера должна быть какой? – Галка риторически подняла палец, и сама же ответила. – Правильно. Чистой и… прибыльной.
Мы обе рассмеялись, и я отметила про себя, что кажется подруга наконец расслабилась и может адекватно отвечать на мои вопросы.
- Галь, на работе как?
- Нормуль.
- А муж как поживает?
- Отлично, опять на буровую на три месяца уехал.
- Неужели с сыном, с Димкой что-то?
- А вот тут ты угодила прямо в яблочко, дорогой ты мой психолог, обремененный большим жизненным опытом.
- Кончай ехидничать. Что с Димкой? – я уже требовательно посмотрела Гале в глаза.
- Вырос он, Ань. Рос, рос и вдруг ррраз – и вырос! Пятнадцать лет!
- Поздравляю тебя.
- Да не с чем, - Галка смяла салфетку и отшвырнула ее на пустой поднос. – Вот ты спрашивала, уж не выгнали ли меня из дома, типа, ем в кафе. Нет, Ань, не выгнали. Сама сбежала, - Галюша погрустнела и опустила глаза вниз. – Подростковый возраст, будь он неладен! Вот веришь, домой идти – ноги не несут?
- Верю.
- Ну, веришь, и хорошо. Значит, мне особо и говорить-то нечего.
- Получается, что так.
Мы обе помолчали.
- А знаешь, Галь, пригласи-ка ты меня завтра в гости. А? Прям вот с утра пораньше и на целый день!
- Зачем это? Нет, извини, я, конечно, не это хотела сказать. Я всегда тебе рада, - Галка явно покраснела.
- Ну а раз рада, то и жди давай. Суббота завтра, Галюшкин! Надеюсь, Димка твой дома будет?
- Я тоже… надеюсь.
- Ну, вот и хорошо. А в воскресенье устроим «разбор полетов». Идет?
- Идет! Договорились. Завтра жду к десяти у себя, а послезавтра в этом же месте в 18.00!
Весь следующий день я провела «в гостях» у подруги. И к воскресенью насобирала «богатый материал» для «разбора полетов» и продуктивного диалога с Галкой. В том, что диалог получится именно продуктивным, я ни капли не сомневалась. Галина очень толковая, умеет слушать, слышать, умеет учиться и никогда не обижается, считая это дело пустяшным и вредным для здоровья.
После того, как мы разместились за столиком, я начала:
- Галь, а ты никогда не измеряла в децибелах свой голос при разговоре с сыном?
- Нет, а что?
- А то, что они у тебя явно зашкаливают. Слушай, неужели тебе было бы самой приятно, если бы муж, Димка, я, твой шеф, мама или еще кто-то постоянно орали бы на тебя? Да еще в приказном порядке?
- Да ты что! Неужели я так громко разговариваю? – Галка раскрыла глаза от удивления.
- Не то слово, у меня до сих пор в ушах звенит, - я демонстративно почесала пальцем в ухе. – Вобщем, вспомни, как в институте умные преподаватели наше внимание собирали. Они вдруг начинали говорить очень тихо, очень спокойно и очень отчетливо.
- А ведь точно, - Галка положила перед собой записную книжку и стала что-то писать.
- Ты бы еще ноутбук притащила, отличница наша, - я одобрительно посмотрела на подругу. Галя никак не отреагировала, вся поглощенная писаниной.
- Ну что ты там написала?
- Говорить тихо, спокойно, отчетливо.
- Допиши еще – «доброжелательно».
- Угу, - Галя быстро-быстро водила ручкой. – Ань, а когда он хамит, тоже доброжелательно?
- Ну, во-первых, это еще неизвестно, будет ли Димос тебе хамить, если ты сменишь тон и высоту звучания, - я улыбнулась. – А во-вторых, понимаешь, Галь, ты ведь сына своего любишь априори, ну то есть что бы он ни сделал, как бы с тобой ни спорил, в какие бы рваные джинсы ни влез, в какой бы компании ни тусовался. Верно?
- Угу, верно, - Галкины глаза смотрели куда-то в себя.
- Вот и поступай так, чтобы Димка чувствовал постоянно твою любовь! Не скрывай этого!
- А как же воспитание, как же критика, замечания и т.д.?
- Да так же, Галь, так же. Критикуй не его самого («Ах ты дрянь, балбес» и все в таком духе), а критикуй его поступок.
Галина старательно вывела в записной «Показывать всегда, что я его люблю. Критиковать поступок, а не Димку. Не обзывать».
- Очень важный момент, Галюша, еще такой. Вот вчера пришли два друга и девочка эта. Как ее? Лена кажется?
- Да, они вместе учатся.
- Ну так вот. А ты что?
- А что я? Я им чаю сделала и ушла к тебе в комнату. А что не так?
- Галь, ты вспомни. Ведь пока ты чай делала, только и знала, что при ребятах Димку критиковала. И то он не так делает, и это не эдак. Ты ж его перед друзьями унижаешь.
- Но ведь по делу! Я же хотела, чтобы ему стыдно стало. Ну, хотя бы перед другими.
- Это самый плохой вариант, подружка. Самый-самый-пресамый. Ты его таким образом и малышом выставила, и унизила. К тому же мужчина растет. Для парня в этом возрасте мнение друзей важнее мнения родителей. Так что пиши: «Не критиковать, не одергивать, не делать замечания и т.д. при посторонних».
- Ой, как сложно, - Галя тяжко вздохнула.
- Сложно. Согласна. Я вот вчера только за утро у тебя насчитала почти двадцать замечаний.
- Это неправда! Я ничего такого не делала.
Тут пришла моя очередь доставать компромат и зачитывать вслух с листа:
• Постель убери!
• Шею почему не вымыл?
• Одень тапки нормально, не шаркай ногами!
• Мог бы и спасибо сказать матери! (это после завтрака)
• Куда собрался? Когда будешь?
• А про уроки ты забыл? Сейчас же раздевайся! Ишь, на гулянку он идет. Быстро учи физику, у тебя двойка «висит» незакрытая вторую неделю!
• Я от тебя устала! Сколько можно носки раскидывать!
- Ну и особый, Галь, шедевр: «Это ты мне НАЗЛО делаешь!».
За столом установилась тишина.
- Продолжать? – я перелистнула страницу.
- Не надо, я все поняла, - сдавленным голосом сказала Галя.
- Угу. И допиши еще, что ребенка нельзя обвинять. А уж тем более в форме «я от тебя устала».
Галка что-то долго записывала в свой блокнот.
- Убрать командный тон, не обвинять, сократить число ЦУ. Что я еще забыла?
- Не командовать в мелочах. Или ты думаешь, что в пятнадцать лет сыну самому приятно ходить в грязных ботинках и с нечищеными зубами? Еще допиши вот что. Не заставляй сына оправдываться, не заставляй его постоянно и во всем чувствовать себя виноватым.
- Слушай, Ань, а как же быть, когда он заведомо говорит или делает то, что неверно?
- То есть, в каком смысле верно или неверно?
- Ну, иногда он рассказывает мне о своих друзьях, о школе, о каких-то делах.
- А-а. Поняла. А ты обычно как ему отвечаешь? – я отметила про себя, что это замечательно: Галка сохранила доверительный контакт с сыном, несмотря на такие проколы в воспитании чада.
- Ну как как, - Галка задумалась. – Ну, говорю, что нет, ты неверно поступил.
- Угу. Поняла. Тогда пиши: «Никогда не начинать свою речь со слова НЕТ».
- Почему?
- А потому что природная задача подростка – самоутвердиться как индивидуальность в обществе и одновременно быть в обществе своим. Позиционировать себя как отдельную личность, будучи таким же, как все, иначе говоря. И выделиться, и не выделяться. А еще, как пишут в специальной психолого-педагогической литературе…
- Ой, нет! Нет! Только не «как пишут в специальной психолого-педагогической литературе». Умоляю, пощади! – Галка прервала мой чудный экскурс к учебникам, театрально воздев руки. – Ань, давай попроще и пожизненней. Ок?
- Ок. Ладно. Тогда запомни. Если ты начинаешь со слова НЕТ, то таким образом игнорируешь личность сына.
- Ух, ты, неужели так серьезно?
- А ты думала? Лучше говори так: «Да, я понимаю тебя, только вот….». Или «Ну да, я бы тоже, наверное, в твоем возрасте так поступила. Только есть еще варианты…Например…». Ну, ты уловила мою мысль?
- Уловила, - Галка опять застрочила в блокнотик.
- И еще, Галь, ты вот в течение часа о своих чувствах, мыслях, переживаниях мне вчера рассказала больше, чем сыну за целый день.
- Здрасти, приехали. А ему-то какое дело до этого?
- Как это, какое? Ты же утверждала, что сын скрытный, с тобой почти не делится, порой его не разговорить. А сама что же? От него требуешь, а сама так не поступаешь? Ну и какое будет у вас взаимоуважение, взаимовнимание, и какая же после этого дружба?
На Галкином лице появилось сомнение:
- Да надо ли ему знать об этом?
- Ну, Галь, а как же иначе сын научится сопереживать, сочувствовать? Или ты хочешь вырастить из него сухаря и эгоиста?
- Нет.
- Ну вот. Не вижу ничего дурного в том, чтобы после работы выпить с сыном чаю на теплой кухне, рассказать что-нибудь.
- О проблемах с балансом? Или что у меня вчера комп на пол дня завис? Или про недоразумение с ежегодной премией?
- Да хотя бы это, Галь! И не надо стесняться. Скажи Димке, как было трудно, как ты устала и как переживала. Поверь, сын поймет, что он необходимый для тебя человек. Важный. Близкий. И родной. Тем более, когда отец так долго отсутствует.
- Попробую.
- Вот и попробуй, Галь, - я сложила свои бумажки в сумку. – Попробуй обязательно. А главное, не забывай, общайся с Димкой без раздражения, без чувства превосходства, уважительно, с любовью. Будут вопросы, звони! И передавай от меня привет сыну!
- Спасибо, передам обязательно.
22 ноября 2007 г.
*******************************************
В продолжение темы о подростках.
Дела хозяйственные.
На этот раз мы с Галиной повстречались в магазине. Она деловито укладывала в тележку овощи, банки с помидорами, огурцами, мясные полуфабрикаты…
- О-о-о, подруга, смотрю, ты на неделю закупаешься, - я обняла Галку и чмокнула ее в пухлую щечку.
- Ой, если бы на неделю. Хорошо бы дня на три хватило.
- Ну у вас с Димкой и аппетиты, - я рассмеялась, показав на сетку с пятью килограммами картошки. – Или муж приехал?
- Нет, Ань, Андрюха все на буровой, ему месяц еще черное золото выкачивать.
- Тогда кому столько провизии?
- Ну, ты настоящая одесситка – любопытная до самых костей, - Галка торжественно водрузила поверх тележки упаковку бумажных полотенец. – Да у Димки, у сына, аппетит просто зверский проснулся. Пусть уплетает на здоровье, я рада только. Сам тощий, а лопает за троих, не успеваю готовить. С работы еле ноги переставляю, прихожу, а дома хоть шаром покати. Димка стал по четыре раза в день лопать. И куда только влезает? – Галя покатила тележку к кассе, искоса глянув на мою корзиночку. – А ты, я смотрю, кефирчик, помидорчики, сыр и хватит? И как только умудряешься не набирать гору продуктов?
- Галь, да я просто на провокации супермаркетов не поддаюсь, - я улыбнулась, поставила корзинку на ленту и стала выкладывать продукты. – Видишь, я никогда не беру тележку, только корзинку. А иногда и ее не беру. Покупаю столько продуктов, сколько сможет поместиться у меня в руках. А это, как правило, лишь самое необходимое, - я рассчиталась с кассиром и сложила покупки в пакет. Галка стала выгружать свою тележку.
- Ну, а как же твой Женька? Ты его не кормишь, что ли? – Галя достала кредитку и приготовила ручку, чтобы расписаться на чеке.
- Почему же не кормлю? Кормлю. Только у нас закон такой – готовить одно блюдо в день. Или щи, или кашу, или котлеты… И так далее. А еще он также ходит в магазин.
- То есть как это «также»? – Галя убрала карточку и стала укладывать необъятное количество покупок в полиэтиленовые пакеты.
- Также – это значит, что без тележки и без кредитки, подруга! Только самое необходимое и только за наличный расчет. А иначе ребенок никогда не будет знать счет деньгам, это раз. И не будет уметь с умом рассчитывать свои желания, это два. А еще есть хорошая привычка – кушать всегда свежее, это три. А эта привычка вырабатывается годами.
- Та-а-ак, - Галя уже не слушала мой педагогический монолог, а пыталась сразу схватить все пакеты.
- Э-э-э, ты без машины, что ли? – я округлила глаза.
- Что ли, что ли, - передразнила меня подружка и, согнувшись, как замученная очередями женщина советских времен, направилась к выходу.
- Вот это номер! Дай хоть пару банок-то, мать-тяжелоатлетка, - я выхватила у Галки две сумки с консервами.
- Бери, тащи. Помощь подруги никогда не бывает лишней, - философски заметила она и быстрым шагом направилась к дому.
- Уфф, ну, теперь открой мне одну тайну, Галинкин, - я блаженно вытянула ноги в стоптанных Галкиных тапках.
- Ммм? – Галя вынырнула из недр холодильника и, наконец, сложив все пустые пакеты из-под продуктов около мусорного ведра, села на табуретку.
- Почему ты одна носишь, нет, таскаешь такие сумки?
- Потому что ребенка кормить надо, а у отца…
- Работа такая, - я закончила за подругой фразу и кивнула головой. – Угу, я не об этом. Я о сыне, подружка, и не увиливай.
- Ой, Ань, ну ты же знаешь моего Димку. То у него школа, то секция, то эти, как их там, факультативы. То погулять. Короче говоря, некогда мальчику по магазинам бегать.
- Так-таки и некогда?
- Некогда, - Галка посмотрела на меня, явно ожидая подвоха. И не ошиблась.
- То есть вот по четыре-пять раз в день лопать время есть, а купить то, что ему есть, нету?
- Нету.
- Угу. И около дома у тебя ни одного магазина нет?
- Есть.
- И по дороге из школы до дома твой Димка шагает по пустыне в составе каравана верблюдов?
Галка рассмеялась.
- Да ну тебя, Ань. Ну да. Да! Идет он мимо магазинов, ларьков, киосков. Идет! И что с того?
- А то, что двухметровый 15-летний вьюнош, коим является твой драгоценный сыночек, может и прикупить и пакетик кефирчику, и батончик хлебушка, и пару килограмм картошки. Хоть сразу, хоть по отдельности. Так? А, Галь?
Я смотрела, как Галка переодевает сапоги, молча ставит чайник и достает чашки.
- Слушай, Ань. А ведь это гениально! Добрая половина покупок может быть приобретена сыном по дороге!
- Ну, наконец, дошло до нее, - я обрадовалась за подругу и пошла мыть руки.
- Вот давай посмотрим, что можно на Димкины плечи переложить, - я оглядела кухонные полки. – Открывай свою святая святых!
- Это что? – Галка притворно-глупо хлопнула ресницами.
- Не юлите, товарищ главный бухгалтер, открывайте холодильник! – я решительно шагнула к белому двухэтажному красавцу. Галя распахнула двери.
- Ну вот, гляди, что у нас получается, - через некоторое время мы, дружно прихлебывая чай, составляли список того, что Димка может купить по дороге из школы. – 1. Палатка хлебная. Значит, хлеб, булки, мука. 2. Палатка овощная. Значит, морковь, лук, картошка, свекла, фрукты на его вкус. Всё верно? – я смерила взглядом список.
- Нет, Ань, не все. Еще молочного нету. А это только в магазине.
- А где у нас магазин?
- Ну, по дороге из школы Димос в него не попадает, это около дома, но с другой стороны, обходить долго и неудобно. Крюк получается. Не пойдет он.
- Хорошо, сколько раз в неделю Димка в секцию ходит?
- Два.
- Вот два раза пусть молочным и затаривается. Молоко, сыр, кефир, йогурт, творог, сметана, майонез. Что ты там еще сегодня понабирала?
- Яйца!
- Не-е-е, Галь. Вот яйца уж ты сама, мать, он же со спортивной сумкой будет и с пакетом. Куда ж ему яйца, в зубы?
- Правильно, теть Ань, яйца и всякие хрупкие печенья-галеты-вафли я не буду носить! – Димкин басок заставил нас поднять головы от бумаги.
- Ой, нельзя же так людей пугать, - Галка чуть не уронила карандаш.
- Так, мать, давай я посмотрю, что вы там понаписали в целях моего трудового воспитания, - Димка выхватил листок и недоверчиво уставился в него.
- Гм, - через некоторое время скептически отдал обратно.
- Что? Ну что тебе опять не нравится?! – Галка сразу заговорила громким нервным голосом. – Хоть бы раз уступил матери! Стараешься для него, стараешься, - Галина готова была уже привычно начать упрекать сына в неблагодарности, невежестве, неуважении и прочих «не».
- Стоп, стоп, стоп, дорогие мои, любимые люди, - мне пришлось вмешаться и перехватить инициативу, тем более, что Димка демонстративно развернулся и пошел уже было в свою комнату, показывая всем своим видом, что ему до чёртиков надоели эти Галкины попрёки и скандалы.
- Дим, а Дим, а мы тебе чаю налили, бутербродики вот с колбаской и «Виолой». А запаааах! Садись, а? – я погремела чайной ложкой в чашке. – Тебе сколько сахару?
- Три, - Димка буркнул себе под нос и подвинул табуретку.
Я наступила Галке под столом на ногу и выразительно глянула на нее. Слава Богу, Галка все поняла.
- Я это, сынок, я вот из магазина, вот тетю Аню встретила. Ты ешь, ешь, - она пододвинула Димке поближе тарелку с бутербродами. Минуты две мы молчали. Димка с удовольствием уплетал бутерброды, мы чинно прихлебывали чай.
- Устала я что-то, - Галка вдруг опустила голову и тяжко вздохнула. – Андрюшка на буровой, Димка в школе занят. Тяжко…
- Да мы понимаем, Галь, понимаем.
Было видно, что Гале и самой уже неудобно за вырвавшееся внезапно раздражение, что она бы и рада извиниться, да как-то вот не получается…
- Да ладно, мать, да не заморачивайся ты, чесслово, на эти магазины. Я чо, пожрать себе не притащу? Притащу. И себе, и тебе. Короче, мать, забей. Это не траблы. Давай сюда свою писульку, - Димка сложил наш список и положил к себе в задний карман брюк. – Аффтар, пишы исчо!
Он подхватил спортивную сумку в коридоре, одел обувь и куртку.
- Мать, баблосики я взял! Чмоки-чмоки, сконнектимся!
За Димкой захлопнулась дверь.
- Ань, а Ань, - Галка обалдело смотрела на остывший чай. – Переведи, что это он мне сейчас сказал, а?
- Ну, это, ну, чтобы ты не расстраивалась из-за проблем с магазинами, что он принесет продукты и себе, и тебе сам. Потом попросил пису… тьфу… бумагу нашу попросил, чтобы ты писала еще, если надо. Деньги он взял, целует, увидитесь… Как-то так вроде.
- А-а-а, - Галя встала из-за стола и стала собирать посуду. – Ну надо же, а я и не думала, что все так легко может получиться.
- Просто, Галь, доверять надо своим детям. Они ведь не глупее нас с тобой, да и дУши их еще не зачерствели. Объяснять, просить, показывать свою слабость все-таки, Галочка, не надо стесняться, ладно? – я уже стояла одетой в коридоре и ждала подругу.
- Ладно, ладно, Ань.
- И обвинять не надо сына сходу, не набрасывайся ты на него, не кидайся. Агрессия – не лучшая спутница любви.
Галка вызвала мне лифт, помахала рукой.
- Ладно, подруга, сконнектимся!
Двери лифта закрылись, и я поехала вниз.
5 января 2008 г.
***************************************************
Рубрика «Детский сад».
Праздник и дети.
- Так вот, я ей и говорю, почему я должна заниматься подготовкой и проведением праздников? – голос Танюхи в трубке уже стал переходить на крик. – Что, больше нет никого?
- А она?
- А она говорит, что раз Вы, Татьяна Валерьевна, музыкальный руководитель, то Вы и должны этим заниматься!
- А ты?
- А я говорю, что в нашем детском саду есть еще воспитатели, которые тоже обязаны готовить утренники!
- А она? – я уже задавала вопросы автоматически, прижимая трубку телефона плечом к уху, натягивая сапоги и застегивая пальто.
- А она говорит, что раз наш детский сад уже десять лет – Негосударственное Образовательное Учреждение, раз родители платят немаленькие деньги за содержание, воспитание и развитие детей, раз она, в конце концов, заведующая, - Танюха сделала многозначительную паузу. – То спорить с ней, Ань, бес-по-лез-но!!!
- Ну что, Тань, она права, - я бросила быстрый взгляд в зеркало и взяла ключи.
- Что значит права?!
- Так, Тань, я сейчас сбегаю в книжный, а потом сразу к тебе. Ты на работе долго еще будешь?
- Да пока не прорасту сквозь пол! 8 Марта на носу! Забегай, буду очень ждать! – Танюшка заметно обрадовалась.
- Бегу, - я отключила трубку и стремглав выбежала из квартиры.
Почти через час я заходила в здание детского садика, где работала моя давнишняя подруга (которую читатели наверняка помнят по материалам о детях-копушах и новогоднем утреннике). Да… И холл тут попросторней, и банкетки получше, и вся необходимая родителям информация развешана по стенам так, чтобы ее удобно было читать, ярко и толково. Время было как раз такое, что дети уходили домой. За кем-то пришли мамы, за кем-то бабушки. Но в основном ребят забирали няни. «Тенденция, однако», - подумала я и стала подниматься по лестнице в музыкальный зал, кивнув Петровичу, охраннику в отутюженной форме и начищенных до блеска ботинках. Да, умеет заведующая поставить дело!
Около дверей музыкального зала собралось некоторое количество мам, бабушек и воспитателей. Шло обсуждение предстоящего утренника, посвященного 8 Марта. Я отозвала Татьяну Валерьевну в сторону и предложила ей пригласить всю толпу зайти вовнутрь, рассадить по детским стульчикам и позвать, раз уж такой чудный повод подвернулся, методиста и психолога.
- Не, Ань, этот номер не пойдет, - Танюха развела руками.
- Почему это?
- Потому что методист у нас уже месяц в больнице лежит, гипертония, - Танюшка шепнула мне в самое ухо. – Любимая болезнь педагогов.
- Угу, я поняла. А психолог?
- А психолог у нас работает на договорной основе по отдельному графику и занимается только индивидуальным консультированием родителей и детей. Причем только в том случае, если нужна помощь, т.е. когда родители сами видят проблемы у ребенка и обращаются к ней, как к специалисту.
- Странно, - я оглядела сидящих передо мной мам и бабушек. – А разве родители всегда могут увидеть эти проблемы, зафиксировать их и, уж тем более, четко и понятно описать специалисту?
- Ну, я не знаю, подруга, это уж не мое дело. Мне бы вот, - она кивнула на присутствующих. – С этим вот разобраться. Поможешь?
- А для чего ж я здесь, по-твоему? Начинай, - я улыбнулась и сняла пальто.
Минут пятнадцать Татьяна рассказывала взрослым о предстоящем утреннике, потом еще столько же раздавала готовые стихи, песни, слова из сценария, потом подробно объясняла, кому какой костюм надо пошить и как одеться. В общем, только через час очередь подошла выступать мне.
- Я расскажу вам об особенностях психологической подготовки детей к празднику, - начала было я.
- Неужели детей нужно еще и психологически к этому готовить? – задала вопрос чья-то мамочка.
- Час от часу не легче, - пробурчала бабушка и стала демонстративно одевать куртку.
- Давайте сделаем так. Кому эта тема актуальна, оставайтесь. А кому не очень, можно уходить. Кстати, а Вы что так спешите? – я обратилась к уже одетой бабушке. – Ребенок-то с мамой у Вас, дома?
- С матерью, конечно, - бабушка взяла сумку и повесила ее на плечо. – Только мне еще в аптеку надо. Верочка моя, внучка, болеет. Вот как нарочно, Татьяна Валерьевна, - это она уже к Танюшке повернулась. – То после новогоднего праздника заболела, то на 23 февраля. А так ей хочется танцевать, так она наряжаться любит! – бабушка часто болеющей Верочки закатила глаза. – Вот думаем, может она хоть сейчас отболеет, а на праздник, на 8 Марта, уже выступит хорошо. Хотя нет, - бабушка обреченно махнула рукой. – Я точно знаю, заболеет!
- Ну, если Вы так ее программируете, то зачем же тут битый час сидели, про наряды записывали? – я взяла стул повыше, покрепче и подставила его Верочкиной бабушке. Та молча села и отложила сумку.
- Вы посидите, Антонина Ивановна, послушайте, - Танюшка повела в мою сторону головой.
- Давайте сначала определимся, из каких возрастных групп тут остались представители, - начала я беседу.
- Да из всех практически, Анна Петровна. Вот мама Илюши, полтора годика, самый малыш. Вот мама Коленьки, почти три. Вот бабушка Лиды и Маши. Двойняшки из средней группы. Им сколько, Валентина Петровна? – Таня смотрела в свой блокнот-подсказочку.
- Четыре, - ответила бабушка Валентина Петровна и спросила. – А как Вы нас всех запоминаете, Татьяна Валерьевна?
- Ну, во-первых, детский садик-то у нас навелик, а во-вторых, по вашим анкетам у меня есть сведения, я их вот себе и записываю, не люблю безличных обращений, - Танюшка подняла вверх блокнот. Родители одобрительно переглянулись. Да, за двадцать с лишним лет работы Танюха научилась правильно разговаривать с родителями.
- Еще вот мамы из старших и подготовительных групп, - Танюша указала мне на группку из шести человек молодых, красивых, стильных женщин, которые были чем-то неуловимо похожи друг на друга.
- Очень хорошо. Спасибо всем, кто остался, - я благодарно кивнула.
- А можно без специальных терминов поговорить? А то обычно психологи и педагоги так намудрят, что мы уже не понимаем ничего, - попросила Валентина Петровна.
- Обещаю, только обычная речь, - я клятвенно приложила ладонь к сердцу и улыбнулась. – Прежде всего, дорогие взрослые, примите следующий тезис как неоспоримый. Ритуал праздника нужен и важен, прежде всего, вам. Да, да. До определенного возраста это так и будет. Во всяком случае, до школы.
- Почему это? – одна из мам детей подготовительных групп заинтересованно посмотрела на меня.
- Да потому что ваши детки и так постоянно живут в атмосфере праздника, так сказать. Ведь что такое по сути праздник? Это отдых от обязанностей, это развлечение, это возможность, наконец, заняться приятным для себя делом. Верно?
- Верно, - мама согласно кивнула головой.
- Ну, вот давайте рассмотрим этот вопрос на примере недавнего Нового Года. Будем исходить из того, что дети считают так - заниматься в жизни нужно только приятными, интересными делами в комфортных уловиях. Скажите, а разве поездка на дачу будет отличаться от новогоднего утренника по своей сути тогда? Нет. А поездка в новый супермаркет с веселыми игротеками и клоунами, с подарками и покупками? Тоже нет. Ну а поход в цирк? А на юге, на пляже с аниматорами? Тоже нет. Вот видите, все «мероприятия» в детской жизни по сути, я подчеркиваю, именно по сути, ничем друг от друга не отличаются. Это праздник, это весело, это рядом любимые люди, это новые впечатления, игрушки, вкусности и прочее, и прочее.
- Так что же делать? Как помочь ребенку ощутить отличия того же Нового Года от остальных праздников? – спросила мама Коленьки и деловито достала школьную тетрадку для записей.
- Я вижу, у Вас и старший ребенок есть? Школьник, наверное? – я кивнула на тетрадку.
- Есть, уже во втором классе. Сын, - она довольно кивнула.
- Ну и как Вы сами думаете, он уже отличает Новый Год от, например, 8 Марта?
- Конечно, столько уже раз всё говорено-переговорено, делано-переделано.
- Вот Вы сами и ответили на свой вопрос. Для ребенка очень важна именно подготовка к празднику. Мы должны читать им книжки про дед Мороза и Снегурочку, про зимний лес, про новогодние волшебства. Обязательно с хорошими иллюстрациями. Мы делаем с ними гирлянды из бусинок и пуговиц. Мастерим снежинки, фонарики из бумаги. Ребятам постарше, уже предшкольного возраста, можно рассказать об истории елки, почему люди ее наряжают. Можно сделать большое изделие – макет новогоднего леса или сложную корону для Матушки Зимы. Важно, чтобы ребенок заранее окунулся в эту атмосферу. После четырех лет можно сводить ребенка на кукольный спектакль на тему праздника, посмотреть вместе с ним хороший новогодний мультфильм, нарисовать зайчат, медвежат, снеговика, домик Дед Мороза и еще много чего. Тут уж ни ваша фантазия, ни фантазия вашего ребенка не ограничена. Только будьте осторожны. Не перегружайте любимое чадо большой информацией. Иначе к самому празднику мы получим не веселые глаза, а усталость и стресс.
- Разве может быть стресс у детей? – это задала вопрос бабушка Лиды и Маши, девочек-близняшек из средней группы. – Мы вот росли и слова-то такого не знали – стресс. И детей вроде вырастили, - она оглядела сидящих вокруг, как бы ища поддержки. – А сейчас что придумали? Стресс да стресс.
- Ну, давайте уж не будем сравнивать времена, ладно? – я примирительно улыбнулась. – Давайте разберемся. Что же такое, собственно, стресс? Это психический механизм защиты ребенка, его внутреннего мира, когда (в нашем случае) привычный ход вещей нарушается любым нововведением, чем-то необычным для неокрепшей психики малыша. Кстати, и болезни – одна из форм защиты организма, - я многозначительно посмотрела на Антонину Ивановну. – Может не стОит перегружать ребенка большим количеством стихов, танцев, песен, которые он должен выучить и продемонстрировать без сучка и задоринки на утреннике? Подумайте об этом.
- Да что Вы, Анна Петровна, она у нас толковая, шустрая, любит быть в центре внимания, - Антонина Ивановна махнула рукой в мою сторону.
- Так вот как раз именно такие дети чаще всего и реагируют болезнями на стрессы. Они ведь еще весьма и весьма неустойчивы эмоционально. Пусть вот она выучит что-то одно, но назубок, так, чтобы не волноваться и приносить всем вокруг и себе радость.
- Кстати, о волнении, - это вступила в разговор еще одна мамочка из подготовительной группы. – Вот сколько своего ни уговаривала, чтобы не нервничал, все равно все стихи забыл, пел невпопад и вообще, - она горестно вздохнула.
- Ну, милый Вы мой человечек, - я удивленно вскинула брови. – Ну попробуйте Вы сами поставить себя на место сынишки. Представьте себе, что Вам при каждой встрече будут говорить: «Не бойся! Не переживай! Не волнуйся! Не нервничай! Все будет хорошо!». И опять: «Не бойся! Не переживай! Не волнуйся! Не нервничай! Все будет хорошо!». И так раз несколько перед утренником. Даже если Вы и были спокойны, как Штирлиц на допросе у Мюллера, то после такой психической лжедоброжелательной атаки Вы уж точно начнете не на шутку переживать и думать, что повод для нервотрепки имеется. И повод ого-го какой! Так?
- Вообще-то так, - мамочка рассмеялась. – Ну надо же, а я даже никогда и не подумала бы. Надо будет перед 8 Марта держать язык за зубами.
Тут уже рассмеялись все присутствующие, и обстановка сразу стала спокойной и по-деловому дружественной.
- Ну хорошо, - сказала Татьяна Валерьевна. – А что можно сказать по поводу «елок», на которые наши дети ходят на Новый Год? Ведь не секрет, что на детсадовский утренник многие уже попадают такими уставшими, будто годовой отчет сдавали, а не хороводы с Дед Морозом водили.
- Тут надо обратиться к особенностям восприятия пространства детишками. До годика – это кроватка, диван, манеж, комната, квартира. Потом двор или пространство около дома, дачи. Я не одобряю, когда детишек до двух лет водят на большие массовые елки. Их психика не может охватить такой объем информации, не воспринимает таких огромных новых пространств.
- Кстати, - я повернулась к маме Илюши. – Вы, наверное, заметили, что у Илюшки утренник был без Деда Мороза. А куклы были не огромные, не ростовые, а небольшие, не очень яркие, и их было буквально две-три. Да еще вон Татьяна Валерьевна кружевную занавесочку перед родителями натянула, чтобы ребята на мам, пап не отвлекались.
- Заметила, конечно. И была очень воспитателям за это благодарна. Потому что когда мой старший попал на новогодний утренник в возрасте где-то двух-двух с половиной лет, то так напугался, так расстроился от одного вида дед Мороза, что и ночь не спал, и вскрикивал и вообще потом года три заболевал при одном только виде елки.
- Верно, - я кивнула. – Дед Мороз воспринимается малышами как огромный страшный волосатый дядька, говорящий громким голосом, размахивающий огромной палкой-дубиной. А маски, особенно бабы Яги, ростовые куклы вообще представляются малышам чудовищами. Поэтому для ребят одного года, двух, а иногда и трех лет лучше проводить маленькие камерные елки, не более одной-двух. В маленьком зале, со знакомыми персонажами типа зайчат, ежат. Лучше вообще дома и в детском саду, где обстановка им хорошо знакома.
А уж ребят постарше можно пригласить помимо садовской елки еще и в театр на утренник. Но я бы до шести лет все же не рекомендовала ходить на более, чем три представления. Ведь сбивается режим, появляется эмоциональная перегрузка, ребенок наедается сладостей.
- А вот как быть с подарками? – Татьяна Валерьевна перебила мой монолог.
- Ну, тут вообще-то дело внутренней культуры каждой семьи, ее традиций и финансовых возможностей. Но я бы посоветовала одно – не зацикливаться самим и не заострять внимание ребенка на получении подарков. Все же возможность собраться всем вместе, ощутить любовь, внимание и заботу близких людей, побыть немножко детьми, как бы попасть в сказку, где добро непременно побеждает зло, намного, конечно, важнее. Иначе у ребенка разовьется лишь потребительское отношение к празднику, и он будет думать, что Новый год – это такой праздник, когда все дарят ему лично подарки, а 23 февраля – день получения подарков мальчиками, 8 Марта – день для получения подарков женщинами. Да, это верно, безусловно, это неотъемлемая часть праздника. Но тогда исчезает главное – содержание праздника, через которое ребенок познает наш мир, познает отношения между людьми, вырабатывает свое мировоззрение, свою, если хотите, жизненную позицию.
Через десять минут музыкальный зал опустел, мы шли с Танюшкой по темной улице.
- Ну, что загрустила? – я подхватила подругу под руку.
- Да вот жаль, что другие мамы, папы, бабушки не слышали нашего разговора. Было бы полезно…
- Ну, это дело поправимое, Танюш. Сейчас в журнале опубликуем, и будет всем счастье!!!
Мы дружно прыснули от смеха и направились по домам.
6 января 2008 год.
*************************************************************************
Копуша.
Мы гуляли с подругой уже второй час по заснеженному парку, а Танюшка все никак не могла успокоиться.
- Нет, ну ты только представь себе! – уже в сотый раз восклицала она. – Первый раз за двадцать лет работы! Какой позор! Как я теперь буду родителям в глаза смотреть?
- Да перестань же, в конце концов, - устало возражала я. – Ну подумаешь, ну опоздал ребенок с выходом, ну с кем не бывает?
- А Снегурочка? Она тоже «с кем не бывает»? Два прокола за один утренник, - Танюшка хмыкнула. – Веселенький праздничек, однако, получился.
Тут я должна, дорогие читательницы, рассказать все по порядку, иначе вы не сможете понять, о чем, собственно, весь сыр-бор. Дело в том, что моя подруга работает музыкальным руководителем в детском саду, причем работает уже больше двадцати лет, и кроме благодарностей от руководства и родителей никогда и ничего не получала, ни порицаний, ни замечаний, ни выговоров. Она всей душой прикипела к детям, искренне любит свою работу, и поэтому случай на новогоднем утреннике для старших и подготовительных групп ее просто выбил из колеи. Мальчик, который должен был изображать Новый Год, Антон, так долго надевал костюм и шапочку с цифрой «2008», что Танюшке пришлось раз пять сыграть на пианино музыкальную тему Нового Года и еще два раза танцевать с ребятами вокруг елочки (правда, дети были только рады возможности подвигаться, но Танюшка восприняла подобное приключение просто как личную трагедию). И все было бы ничего, если бы не Снегурка. На роль внучки Деда Мороза воспитатели попросили взять Аленушку, девочку, которая почти два месяца перед праздником проболела, но которая была истинной общей любимицей: беленькая, голубоглазая, с прозрачной кожицей, неконфликтная, дружелюбная, вся такая застенчивая и светлая. Аленушка враз могла запомнить любое стихотворение, песенку, плавно двигалась и говорила голоском, похожим на журчание чистого ручейка. Просто прелесть, что за девчушка! Что-то случилось уже на самом утреннике. Снегурочка из нее получилась сонная, медлительная, грустная и какая-то даже печально сосредоточенная. Дети готовы были уже перенять настроение Аленушки-Снегурочки, а праздник готов был превратиться в некое скучное и размытое действо. Но, слава Богу, выручил Танюшку Дед Мороз, по совместительству охранник нашего детского сада, или просто – Петрович. Вот не зря он уже шестой год надевает рукавицы, валенки и шубу! Петрович так развеселил ребятню, родителей и воспитателей, что даже заведующая смеялась до слез, когда мальчишки из подготовительной группы во главе с Дедушкой Морозом спели про нее частушки.
- Ань, вот ты мне скажи, как могло так случиться, что два ребенка-копуши оказались задействованы на ведущих ролях в одном утреннике? А? – Танюшка деловито одернула свою шубу и поправила шапку.
- А с чего ты взяла, что Аленушка – копуша? Ты же сама видела, что она уже три года в садике и заторможенностью никогда не отличалась?
- Ну, как с чего? Гм… Двигалась как-то медленно, говорила тихо, глазки не поднимала, не улыбалась и вообще… Да слова даже, Ань, она с паузами чуть ли не МХАТовскими произносила, - Танюшка задумчиво перешагнула через огромную льдину, лежавшую на аллее.
- А-а-а. Ну, тут дело вот в чем, - я тоже перешагнула через льдину и постучала по ней сапогом. Крепкая какая. – Аленушка ведь почти два месяца болела, верно?
- Ну да.
- И болела вроде сильно? С температурой и постельным режимом, да?
- Да, грипп тогда пол садика скосил, даже прививки не всем помогли.
- Ну вот, а потом еще и осложнение, небось, было?
- Было, Ань. Аленкина мама говорила, что кашель держался долго, а лечился очень и очень тяжело.
- Ну вот тебе и причина, Танечка. Аленка – девочка ответственная, боялась, что не справится, что подведет всех из-за того, что мало репетировала. Поэтому и делала она все медленно, тщательно, аккуратно. Что внешне выглядело для всех как заторможенность.
- А вокруг почему она не смотрела? – моя подруга потерла красные с мороза щеки варежками.
- А потому что стеснялась и боялась. А страх он вообще, Тань, парализует. Помнишь об этом?
- Помню-помню.
- Так что ты ее не ругай и родителей попроси, чтобы не особо показывали свое недовольство ею. Потерпите немножко. Девочка оклемается, попривыкнет и опять будет веселой и подвижной.
- Ой, Ань, хорошо бы, - было видно, что Танюха заметно успокаивается. – Теперь расскажи мне про Антошку. С этим-то чудом что не так? Вроде скакал только что, гримасничал перед зеркалом, снежинки в гримерной все ободрал и вдруг – ступор. Его выход, а он шапку напяливает две минуты! Всю цифру «2008» помял!
- Кстати, а чего ты няню с ним не оставила? – я тоже потерла замерзший нос и покосилась на Танькину сумку, из которой торчал термос.
- Да я оставила, Ань, но этот Антошка успел выдернуть шнур из розетки, который идет к елке. Дети кричат «Ёлочка, гори!!!» уже раз дцать, а елка не горит! Вот няня и рванула проверять. Пока нашла, пока включила, пока в музыкальный зал добежала, пока к выключателю встала за спинами родителей, - Таня махнула рукой.
- Ну, поняла, поняла. Запарка.
- Угу, гостей полно с камерами, фотиками, подарками. А «Нового Года – 2008» все нет и нет. Тут я няню за Антохой и отправила.
- Слушай, Тань, а кто пришел на Антошу смотреть? Мама с папой? Бабушка?
- Да. Мама одна и пришла. Они же с отцом развелись. А бабушка от переживаний с сердцем в больницу угодила как раз перед утренником.
- А развелись давно?
- Гм, дай-ка вспомню. На празднике «Золотая осень» они еще вместе были, ну, Вика с Димой, родители Антохи. Точно, вместе были! Еще Димка мне гирлянду из осенних листьев к потолку приделывал. Значит, недавно.
- Ну, Тань, у мальчика невроз по-видимому.
- Что-о-о? Невроз у шестилетнего пацана?
- А что тебя удивляет? Вот представь себе. У тебя сколько праздников в учебном году?
- «Золотая осень» - раз. «Новогодний утренник» - два, - Танька начала перечислять. – «День Защитника Отечества» - три. «8 Марта» - четыре. И выпускной «Здравствуй, школа!» - пять. Если без выпускного, то четыре обязательных.
- Ну, вот и смотри сама, Танюшкин. Антошка ходит в сад с трех лет. Значит, вторая младшая, средняя, старшая группы. Сейчас он уже в подготовительной. Следовательно, двенадцать праздников у него за спиной. И один этого года был, осенью.
- Верно, - Танюшка от такой железной логики даже затормозила.
- Вот и думай сама, как должен вести себя маленький человечек, если тринадцать раз он видел довольных и сияющих папу, маму, бабушку, а на четырнадцатый праздник – одну маму с потухшим взглядом.
- Ну, с чего это ты взяла, что с потухшим? Может наоборот, радостным и подбадривающим?
- Тань, только вот не надо сейчас меня убеждать, что а) Вика – великая актриса, а не менеджер по кадрам без театрального диплома. И б) что дети не могут чувствовать душой и сердцем. Сердце детей, Танюшка милая, это такой безупречный камертон, который, надень ты хоть самую бесшабашную улыбку и хоть хлопай громче всех, а все же различит и мамину печаль, и грустные мысли, и тревогу за сына, бабушку, Димку… Кстати, ты ж сама говорила, что смена настроения у Антохи произошла просто мгновенно. А это, Тань, один из признаков того, что у мальчика серьезные нелады с нервной системой. И хорошо бы Вике и к психологу сходить, и литературку почитать.
- Ой, я ей передам.
- Угу, передай, Тань, только очень аккуратно, тактично, не называя диагнозов, а то еще неизвестно, какая у самой мамочки реакция будет.
- Слушай, Ань, а какие еще бывают причины «копушести» у детей?
- Да их много, Тань. Особенно медицинского плана.
- Ну, медицинского мне-то как раз и не надо. Ты мне про жизнь, про обычных ребят, без патологий которые. Я же в обычном саду работаю, а не в специализированном.
- Тогда доставай свой термос, сидеть-то холодно, хоть по ходу горячим погреемся.
Мы разлили чай по кружкам и продолжили нашу прогулку уже медленней.
- Про все причины я не расскажу, подруга, а вот тебе две наиболее распространенные. Медлительность детей бывает эдакой особенностью их характера, особенностью организации нервной системы. Ребенок-флегматик. Такой малыш вообще не выносит никакой спешки. Но он очень рассудительный и солидный, все у него по полочкам, все на своем месте. Он неконфликтен, неагрессивен, его чувства постоянны и очень глубокие. Тут, Танюш, родителям надо просто принять его таким, какой он есть. Ничего не поделаешь. У меня сын такой. Причем эта черта характера сохранилась почти до юношеского возраста.
- Ага, знаю. Женька твой терпеть не может, если порядок вещей нарушается, режим сбивается, мебель переставляется, на Новый Год должен из года в год быть один и тот же набор блюд и одна и та же компания. Он у тебя прям заболевает от разных изменений в жизни. До сих пор не могу понять – и как ты его только приучила все делать вовремя? Помнишь, в детском саду? Все уже на прогулке, а твой тщательно проверяет, выключена ли вода в кранах, правильно ли стоят босоножки в шкафчиках, и взяла ли воспитательница ключи от группы.
Мы обе рассмеялись, поскольку воспоминания и правда были какими-то теплыми и нежными.
- Да, Танюш, он весь в мужа. Тот у меня так. Подходим к двери, роняет ключи. Пока он их поднимает, я успеваю свои достать, дверь открыть, обувь скинуть и чайник поставить, - я рассмеялась.
- Так как же ты с Женей-то справилась?
- Да было у меня, Тань, два секретных способа. Первый – моральный так сказать. Хвалила Женюху по любому поводу – «Молодец, успел раньше меня покушать», «Ах как я рада, что ты быстро, как взрослый, собрался на улицу», «Ура тебе, Жень! Ты сделал уроки до «Спокойной ночи, малыши». А второй способ – технический. Купила таймер и стала приучать сына к выполнению тех или иных задач по времени. Кстати, он и часы быстро поэтому выучил, за стрелкой наблюдал, когда она до какой-то цифры добежит. Я ему говорила, чтобы к этому времени то или иное дело успел сделать.
- Ну а еще что за причина медлительности? – Танюша долила в кружку остаток чая.
- А вторая причина, Тань, печальная. Дети в ходе жизни становятся копушами. Проблема много работающих мам. Такая мама теряет, к сожалению, эмоциональный контакт со своим ребенком. Вечно спешит, перекладывает воспитание на бабушку, няню, детский сад. Ни погуляет с ребенком, ни сходит в зоопарк, ни посидит с ним рядом, ни почитает своему малышу. А тому ничего не остается как вот таким скрытым образом выражать свой протест против недостатка внимания, тепла, заботы, любви наконец! – отчаянно махнув головой, я отдала кружку Танюшке. Она положила пустой термос в сумку и грустно посмотрела на меня.
- Погоди, Ань, а что же делать-то с такими копушами?
- С какими?
- Ну, с Антоном, Аленкой и твоим Женькой мы разобрались. А вот с теми «эмоциональными скрытыми протестантами»?
- А вот тут как раз не с ними, а с их мамами беседовать надо. Только вот надо ли им это? Вот в чем вопрос. Есть ведь еще одна категория копуш – дети авторитарных родителей. Такие детки обычно подавлены, боятся сделать что-то не так. Улыбку-то редко увидишь на их лицах. Ну очень неуверенные в себе детки. Таких просто необходимо поддерживать и убеждать, что все у них будет хорошо, что все получится. Да и просто в том, что их любят вне зависимости от результатов их действий.
- Ну, Ань, это мы можем вот в детском саду или в школе так. Но ведь маму не заменишь. Порой она как бетонная плита давит на ребенка. Вот что обидно.
- Да, ты права, Танюш, - я подхватила подругу под руку. Мы вышли из зимнего парка. – Но это – уже совсем другая история.
Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь
(1 Кор, 4:3-4)