- Спойлер
- Из Википедии:
Терпение — добродетель, спокойное перенесение боли, беды, скорби, несчастья в собственной жизни[1]. В западном христианстве входит в число «Семи добродетелей».
В христианстве
В христианстве, «Бог есть Бог терпения и утешения» (Рим. 15:5), а Иисус Христос считается образцом терпения для всех верующих (Ис. 53:7). По словам апостола Павла: «С терпением, будем проходить предлежащее нам поприще, говорит он, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12:1—3).
В Ветхом Завете образцовым примером терпения служит Иов. Апостол Иаков говорит: «вы слышали о терпении Иова, и видели конец оного от Господа» (Иак. 5:11).
Тертуллиан считал образцом терпения Бога, а Киприан утверждал, что терпение христиан — общее с Богом, и призывал к подражанию Богу[2].
В исламе
Исламский термин сабр (араб. صبر — терпение, выносливость) используется для обозначения терпения при исполнении религиозных обязанностей, воздержания от запретного, упорства в «Священной войне», благодарности и т. д. Коран предписывает мусульманам быть терпеливыми и стойко переносить все тяготы жизни. Только терпеливые могут добиться успехов в обоих мирах, и заслужить милость Аллаха. Терпение присуще только человеку. Пророк Мухаммед называл сабр половиной религии. Терпение необходимо проявлять даже тогда, когда человеку трудно переносить тяготы жизни. Мусульманин не должен жаловаться на несчастья и не причитать (сабр аль-джамиль)[3].
Наверное, в терминологии Лазарева это бы звучало как принятие болевой ситуации, умение сдерживать свои желания и инстинкты.
В этой теме мне хотелось бы рассмотреть уже накопленный в религиях и психологии опыт по этому вопросу.
Добавлено спустя 1 час 50 минут:
Как научиться терпению?
Научиться терпению можно, если учесть следующие рекомендации.
1. Представим, что терпение – это лестничный пролёт. Его проще пройти, преодолевая все ступени по очереди. Другими словами, большую цель проще достигнуть, если разделить её на более мелкие.
2. Неудачи должны быть стимулом к более решительным действиям, к новым, а если нужно, к ещё и ещё новым попыткам. Но это не значит, что нужно делать одно и тоже. Сделайте вывод и в следующей попытке используйте полученный опыт.
3. Способ, требующий душевного спокойствия – ждать с мыслями, что всё произойдёт во время. Не стоит предугадывать и предполагать ход событий, постоянно представлять конечный результат.
4. Перфекционизм или стремление доводить всё до совершенства. Критично относиться к своим действиям, посмотреть на них со стороны.
Воспитывать в себе терпение сложно и оно требует немало времени. Экнат Исваран сравнивает терпение с мускулами, которые накачать за один вечер невозможно. Это ежедневная работа. Так и терпение, с каждым разом оно становиться крепче и требует меньше усилий.
http://prodamtext.ru/65/9427/terpenie-chto-eto-zachem-nujno-kak-nauchitsya.html
Добавлено спустя 21 час 56 минут:
Понятие о добродетели терпения
Название терпения на греческом языке — ύπομονή — по своему филологическому смыслу означает «стойкость»[1] при действии (давлении) извне. У латинских церковных писателей, например у преподобного Иоанна Кассиана, понятие о терпении связывается с предметом терпения. Терпение — patientia — получает название от страданий[2] и перенесения их[3]. Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить»[4].
- Спойлер
- Добродетель терпения неразрывно связана со всеми христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина. Она находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и с постоянством в добре. Блаженный Диадох и другие святые отцы соединяют добродетель терпения со смирением. Смирение — источник терпения, оно есть родительница и охранительница терпения[5].
Святитель Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает преданность воле Божией и святому Его промышлению[6].
По блаженному Диадоху, терпение есть непрестанная твердость духа, соединенная с устремлением духовных очей подвижника к Богу[7]. Это определение терпения сделано применительно к душевному состоянию подвижника (твердость и мужество души) и его отношению к Богу, ради Которого он терпит; потому-то оно и называется терпением по Богу[8], посылающему ради его пользы то, что он должен претерпеть.
Отличительная черта человека терпеливого есть мужество. «Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения»[9]. Преподобные Нил Синайский, Иоанн Кассиан, подвижник Евагрий Понтийский, блаженный Антиох (начало VII в.), святитель Тихон Задонский и другие святые отцы указывают в терпении на эту основную его черту: мужество, неустрашимость души и готовность безропотно, охотно и великодушно переносить скорби и искушения от людей, страстей и демонов.
Согласно этому свойству терпения, оно близко соприкасается с кротостью, имея в себе такие свойства души, как великодушие и самоотвержение. Святитель Григорий Богослов указывает, что «великодушен тот, кто все переносит с благодушием, а не переносить и малости — признак малодушия»[10].
По словам преподобного Серафима Саровского, христианское «подвижничество требует терпения и великодушия... Терпение есть трудолюбие души, а трудолюбие состоит и в добровольных трудах и в перенесении невольных (скорбных) искушений. Законом терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ»[11].
Наиболее полное определение терпения дает епископ Феофан: «Терпение имеет две стороны: будучи обращено внутрь, оно есть постоянство в добре, — и в сем отношении не обусловливается ничем внешним, а есть нераздельная и всегдашняя черта доброго настроения. Будучи же обращено ковне, оно есть сносливость, перенесение всех трудностей, встречаемых на добром пути или при исполнении созревающих внутри добрых начинаний. Сия черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей»[12].
Согласно святым отцам, можно сделать следующее определение терпения: оно есть постоянство в добре, твердость и мужество души, проявляющиеся в безропотном, охотном и великодушном перенесении жизненных трудностей, скорбей и искушений, попускаемых Богом для научения христианина смирению, любви и преданности воле Божией и Его святому Промыслу.
Терпение происходит от перенесения скорбей (см.: Рим 5, 3). Святые отцы указывают, что терпеливое перенесение скорбей не означает полного равнодушия, безучастного отношения или совершенной нечувствительности к ним христианина. Напротив, чувствуя всю тяжесть постигающих его страданий, лишений, огорчений и других скорбей, христианин, однако, без ропота, смущения и гнева, стойко и бодро переносит их ради Бога, во всем предавая себя воле Божией[13].
Терпения нет в том, кто, по причине всяких внешних жизненных неудобств и скорбей, «малодушествует до изнеможения»[14].
Скорби приключаются как благочестивым, так и нечестивым людям. Но одни только благочестивые христиане терпеливо и великодушно их переносят.
https://pravoslavie.ru/53548.html