Больше всего Аллах не любит того, кто...
«Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов»
Вопрос: В чем с точки зрения ислама заключен вред споров?
Ответ: Любые споры, направленные на то, чтобы завоевать превосходство над оппонентом, являются вредными. Если желание завоевать превосходство, возобладает над стремлением к отстаиванию истины, то это станет основой всех злодеяний.
Существуют десять видов вреда, которые заключены в спорах:
1. Спор открывает путь к зависти. А, как известно, зависть уничтожает благодеяния человека подобно тому, как огонь пожирает дрова. Человек, который потерпел поражение в споре, начинает испытывать зависть к тому, кто одержал верх, а одержавший верх начинает испытывать высокомерие.
2. Принижение истины. Спорщик неспособен избавиться от болезни высокомерия, желая всегда быть судьей и арбитром и находиться в центре внимания. Тем, кто говорит ему: «А почему всегда говоришь только ты один?», он отвечает: «Тем самым мы сохраняем сладость знания». Такой человек не придает значения доводам и доказательствам противоположной стороны, считая их ничтожными.
3. Спор может стать причиной возникновения ненависти. Человек, чье мнение в споре не было принято, может начать испытывать ненависть к своему оппоненту. Эта ненависть может продолжаться очень долго и отравить жизнь в первую очередь тому, кто испытывает это чувство.
4. Споры могут стать причиной злословия. Человек, который рассказывает другим об имевшем место споре, говоря: «Я ему сказал то-то, а он мне ответил то-то», не сможет уберечь себя от злословия, как бы он не старался, а злословие подобно поеданию мяса мертвого человека.
5. Споры становятся причиной самодовольства. Человек, одерживающий верх в спорах, непременно начинает испытывать самодовольство, которое является оной из самых скверных черт характера. Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (Лукман 31/18).
Разве возможны братские отношения в обществе, где человек испытывает самодовольства от поражения своего брата? Самодовольство проистекает из высокомерия и презрения к другим людям.
6. Спорщик всегда ищет недостатки в других людях. Для победы в споре заядлый спорщик старается узнать скрытые недостатки своего оппонента. Однако известно, что попытка узнать скрытые недостатки других людей является грехом.
7. Спорщик радуется, когда его оппонент оказывается в трудном положении или его постигает какая-то беда. Тогда как в одном из хадисов говорится: «Не станет совершенным верующим тот, кто не желает своему брату того же, чего желает себе» (Бухари).
8. Спор открывает путь к показухе и двуличию. Внешне спорщик может демонстрировать хорошее отношение к своему оппоненту, но сам он знает, что это является ложью. Такое поведение является признаком лицемерия. Спорщик старается понравиться зрителям, а это уже признак отсутствия искренности.
9. Спор ведет к отрицанию истины. Спорщик испытывает отвращение, когда его оппонент говорит истину. Это является великим бедствием, так как в одном из хадисов говорится: «Больше всего Аллах не любит того, кто упрямо не признает истину» (Бухари).
10. Споры становятся причиной упрямства. В свою очередь упрямство непременно ведет к вражде и ненависти. В одном из хадисов говорится: «Не возражай своему брату по религии, не говори пустых слов, не допускай обидных шуток, и не нарушай своих обещаний» (Тирмизи).
http://m.islam-today.ru/veroucenie/nravstvennost/bolse-vsego-allah-ne-lubit-togo-kto/