- Мы же еще путаем смысл слова «любить», это у нас всегда какое-то душевное влечение. А это не так, любить значит терпеть. Терпеть вот этого несчастного человека, которого обуяла злоба и ненависть, смотреть вот как он мучается, бедненький, когда он кричит, напирает, отталкивает. Надо понять, что ему ТЯЖЕЛО. Но надо знать, что вот это есть любовь, этого от нас Бог хочет. Он не хочет, чтобы мы несчастного обняли, чтобы он нам стал родным, нет.
- А как же деятельная любовь?
- А вот она и деятельная. Вы знаете, как пишут святые наши старички: «Терпеть прекословного брата вменяется в мученичество»1. Есть вот такие люди, чего им не скажешь, они всегда наперекор.
- А как же терпеть хама, откровенного насильника?
- Суропить головой. И здесь есть лакмусовая бумажка: обижают тебя или другого? Если другого, слабого – вступись, драться надо, воевать надо – Родину защищать.
Но надо все время суропить: «Что я делаю? Во имя чего? Во имя чего я прощаю?» Потому что мир дороже, чем ссора, если даже я поступился своими принципами.
Вот обратимся к истории, к авве Агафону, египетскому пустынннику. Молодые братия решили его испытать:
- Отец, а ты же – блудник и гордец, которого не видывал свет.
Он говорит:
- Да, братья, блудник.
- А ты же, говорят, ворюга, только и смотришь, что бы стибрить?
- Да, каюсь, ворюга.
- Так ты же еще и еретик?
- А вот этого нет.
Братия удивляются:
- Отчего же ты все эти несправедливые обвинения терпел, а последнего слова не перенес?
Он говорит:
- А потому что нахожу в себе все кусочки и кончики этих страстей, хоть и не делаю дел. А признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего.
Вот так и нам в каждом поступке надо соотносить: где мое, а где – Божье. Это очень сложно, потому что можем вместо миротворства заняться человекоугодием. Я сплошь и рядом так делаю. Но все-таки лучше ошибиться в человекоугодии, чем скандал раздуть. И никаких готовых рецептов нет. Не знаешь как, а делать-то надо! Все в душе кипит, битва идет. Как же быть, как жить?
- Спойлер
- Жить надо, как живет ребеночек девять месяцев в утробе маминой. Для чего? Чтобы выйти потом на свет Божий. Вот и нашу жизнь надо воспринимать как временную, чтобы потом выйти в вечность. Человек подобен лучу: он имеет начало, но не имеет конца. Это же приятная мысль, почему мы ее все время отпихиваем?
Это же великолепная мысль, что мы родились раз и навсегда, что мы будем всегда жить. И вот эту жизнь воспринимать как утробу, как подготовку, а ТАМ уже будет ништяк полный!
- Но ведь отличие наше от ребенка в утробе в том, что ему там трудиться-то не надо.
- Как это не надо? Откуда мы знаем? Мы это не помним, памяти у нас этой нет. Как и в вечности, когда мы выйдем туда, у нас памяти об этой жизни не будет. Это не то, что мы будем смотреть за какой-то краешек на здесь живущих – вон они там, а я – здесь. Нет! Дух Святой так зальет каждого в свою меру, что мы не будем видеть эти разницы: кто хуже, кто лучше. Этого не будет, мы будем опьянены, как пишет святой Исаак, что Божественная любовь заливает всего человека, и он уже не понимает где он. Это как пьяный напивается и уже не помнит горя.
- Ну, это же предположительно?
- А быть пьяным – это ведь не всегда отрицательно. Можно и пить, и есть, главное помнить меру. Был такой Блез Паскаль, который говорил, что человек неверующий, он и здесь проигрывает и Там, а верующий и здесь ничего не теряет, а Там – выигрывает.
Человек верующий ЗДЕСЬ ничего не теряет. Жизнь — это не мука, а Бог это не дядька, наказывающий палкой, нет.
Бог говорит мне: «Миленький, не делай грех, а то тебе будет плохо, поверь». Но я не поверил Ему, сделал, и мне очень плохо — вот что такое грех.
- Вот вы вспомнили преподобного Исаака Сирина, а сейчас, в наши дни, может быть такой уровень духовного подъема, прозрения, как у него?
- Я думаю, да. Меры могут быть разные у людей, но Дух Святой – тот же, Евангелие — то же. Мы часто и не знаем, что с нами происходит, но у каждого бывает на душе хорошо, мирно, тихо, спокойно. Сказано, что Царствие Небесное не приходит приметным образом.
Я вот по себе скажу. Поехали мы как-то с ребятами на Афон, мне так там было хорошо, я весь горел, был еще новоначальным.
Меня там посетило одно удивительное чувство. Там ходит паром, на котором много греков и мирян, и монахов. А греки – шумный народ, крестиками, иконками торгуют, шум, суета. Стало меня это раздражать. Я все-таки – актер, могу по внешним движениям определить человека: дай-ка, думаю, найду человека хуже меня.
И на Афоне было так хорошо, здорово и светло, что я поглядел вокруг, а ведь я – хуже всех. Спрашиваю товарища:
- Как же это, Саша, что я вижу себя хуже всех?
А он мне отвечает:
- Это хорошо, значит доброе начало положено.
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3224/