Очередной билет из конвертика с билетами на концерты недели звал меня сегодня в Малый зал консерватории. Александр Штаркман. Как всегда, не знала о нём ничего, кроме имени, причем, фамилию произносила неуверенно.
Устроилась в 4 ряду партера, 10 место - почти по центру. Удивилась, думала у меня привычный балкон. Не удивилась 5-7 свободным местам в 2-3 ряду.Теперь изумляюсь! Ладно, я темная и глупая, но москвичи не знают, кто такой Александр Штаркман?!!!!
Первое произведение - 17 соната Л.ван Бетховена. Минуты три я настороженно слушала, поняла, что неприятных сюрпризов не будет, чуть сползла в кресле и устроилась в своей любимой колыбельной позе. Места передо мной были свободны, поэтому пианист был отлично виден.
Первое впечатление - играет сонату на контрастах : пиано у него пианиссимо, форте ..огого.. затихая.. устремляясь.. потом..это даже не паузы.. он оставлял звучать ноту..потом другую.. Кто знает первую часть сонаты, может представить... Александр замирал, погружался в отдельно звучащую ноту, как будто кроме него и нее ничего и никого не было. Таких, достойных его особого внимания, слава Господу нашлось немало. Подумалось : какой смелый пианист. Играть с таким отклонением от канонов. (что думала, то и пишу..).
Слушала и задавалась вопросом : а мог бы так играть сонату сам Бетховен? Обычно Бетховена преподносят как нечто усредненное - прекрасную музыку. Александр как-то умудрился показать больше. И красивую музыку, и образ самого Бетховена. Мог Бетховен играть именно так. Мог. Он был смелым, независимым, в чем-то человеком крайностей.
Ко второй части сонаты я уже блаженствовала в полной уверенности, что открыла для себя ещё одного русского пианиста, и теперь буду его слушать и слушать) Только непонятно было, откуда его Jovanka знает. Наивная я девушка )
Звук... Мне уже приходилось слышать в МЗК вроде бы правильный у рук пианиста звук, тусклый и плоский в зале. У Александра звук был сочный, почти роскошный. Я оочень подозрительно прислушивалась, и проверяла этот аспект дольше всего. Александр очень слушающий пианист. Ни у кого другого слушание не было столь очевидным и тотальным. Сергей Доренский "Звук – это самое главное. У нас есть только звук и время. Из этого мы образуем музыку".
Третью часть я переживала уже в нирване.
И. Брамс Шесть пьес для фортепиано, соч. 118
И.Брамса люблю, много слушаю и даже много думаю о нем со всей его любовью .. Концерты, симфонии, квартеты и квинтеты ... В основном крупные формы, богато звучащие.
Но такого Брамса я ещё не слышала. Эти шесть пьес звучали, как концерт. Такого богатства образов, звучания, наслаждения...
В антракте я планировала бросок в кассы, выкупить очередной десяток бронированных билетов. Ноги меня не держали, голова кружилась, руки почти тряслись. Сил для броска не было. Поэтому неуверенно вышла в коридор, купила программку (чего никогда не делаю), прочла огорчительное "преподает в Балтиморе"
Во втором отделении был Скрябин, соната 4. Мало было Скрябина
Последнее произведение 8 соната Прокофьева. Феноменально? Пожалуй так.
И два щедрых биса, которые, надеюсь, удастся разгадать.. со временем. Второй минут на 10 плюс-минус. Щедро.
На афише удачная фотография, но мне понравилась эта. Хотя, сегодня Александр не был столь мрачен. Как он держался!!!! Мама рОдная! Так и поймешь почему про Ойстраха было сказано "принц".
Принц крови! Это даже не скромность, а тотальное не знаю что... но того же ряда. Но одновременно столько силы, вкуса, стиля. Вызвал полное доверие к человеку и музыканту.
Меня даже не качает, а штормит. Получила сегодня сотрясение жизни! Мозга тоже. ))
В жизни никому не аплодировала стоя, не хотелось. Сегодня Александру устроили стоячую овацию к моему глубокому удовлетворению. Никогда не кричала "браво", просто не умею )), но сегодня голоса позади кричали "браво", и я их мысленно благодарила "и за меня покричите". Потому что это было именно БРАВО!
Теперь надежда на Мариинку! Поеду и спрашивать никого не буду! )))
нельзя отвергать "зло", "зло" необходимо преодолевать через ДОПОЛНЕНИЕ до того целого, частью кот является "зло". И этим обращение его в "добро". Тема ПРИНЯТИЯ.