Дивеево.

Список разделов Прочее Беседка Клуб путешественников ФДК

Описание: Раздел для тем, связанных с путешествиями.

  • 10

#1 Айрим » Вт, 12 мая 2015, 12:57

Нежданно-негаданно, вечером в пятницу поменялись все планы, и я поехала в Дивеево - буквально из страховой компании, за 3 часа до отправления автобуса.
Искушения начались сразу же, при посадке. Поскольку меня укачивает, то заняла место вначале автобуса, во втором ряду. Почти час ждали экскурсовода. А когда она появилась – Алла Александровна Казакова, руководитель московской паломнической службы "Воскресение" - начались проблемы. Тяжелая - в прямом и переносном смыслах, властная, жесткая женщина. Сначала она "сцепилась" с водителем, как оказалось, соединили две группы разных паломнический служб, и нужно было ехать забирать народ еще и в другом месте (водитель об этом заранее не знал, а кроме того, он курил и громко включал непотребную музыку). После чего добралась до меня – "чего это ты тут расселась, первые 8!!! мест не занимать". Короче, слово за слово (я ей пять слов, она мне 10) – пересела я сначала на третий ряд (в этот момент очень хотелось забрать деньги и уйти), а потом и на первый ряд за водителем (с его разрешения). Через какое-то время она меня и оттуда согнала - на то место, которое я занимала изначально, с комментарием: "сиди уж, Христа ради". Сижу. Через проход от меня сидит вторая экскурсовод-стажер Наталья – вполне адекватная женщина, которую тоже укачивает. Делюсь с ней мятными конфетками, она со мной шоколадкой. Автобус тронулся, все повязали платочки, молимся. Подъезжаем к месту сбора второй группы. Алла Александровна встает в проходе и не пускает людей занять и третьи ряды с начала автобуса (т.е. уже 12 мест), мотивируя "там для самых немощных". Одна из женщин, желающая занять место в третьем ряду, начинает возмущаться, опять же, слово за слово – между ними вспыхивает скандал. Алла Александровна прощения попросила, успокоились (но третий ряд оставила таки свободным!) Едем. Кто с непокрытой головой, те повязали платочки - молимся.
Застряли в Балашихе – серьезное ДТП. Экскурсовод крестит спину водителя, дорогу, "пробку". Покров. Пряники. Вышли, размялись. Едем дальше. Спим. Жутко неудобно - ноги девать некуда. Одна девушка в спальник завернулась, легла горизонтально, а ноги через проход на третье сиденье положила. Меня так укачивает. Кручусь юлой в вертикальном положении на двух местах, периодически проваливаясь в забытье. Открываю глаза – в лицо брызжет рассвет, и встречает батюшка Серафим во весь рост – проезжали мимо часовни (?). Через какое-то время – с другой стороны преподобный Сергий – тоже часовенка (?). Останавливаемся в Кулебаках, 5 утра.

Спойлер
Изображение

Едем в направлении деревни Цыгановка, к источнику, история которого такова – солдату, несшему службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Вода – 5-6 градусов, окунуться не решилась. Есть множество случаев чудесных исцелений, свидетельства есть в книжке, которая продается в обители - "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". Её автор – митрополит Серафим (Чичагов), тот, который создал систему оздоровления, суть которой биохимический баланс в организме.

Изображение

Спойлер
Изображение

Изображение

Дивное Дивеево - четвёртый удел Пресвятой Богородицы.

Изображение

Если об организационно-путевых моментах писать легко, то подобрать слова, что бы поделиться впечатлениями, ощущениями о святом месте, невероятно трудно.
Для меня сосредоточием, квинтэссенцией поездки стала Канавка Царица Небесной и Троицкий собор, где в раке хранятся мощи Саровского и всея Руси чудотворца, а также некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыга. Только на обратном пути сообразила, что в Преображенский собор я даже не зашла, что совсем уж для меня удивительно. Зато батюшке поклонилась аж трижды.

История монастыря

"История Серафимо-Дивеевского монастыря начинается в середине XVI века, когда в село Дивеево пришла Агафия Семеновна Мельгунова, ставшая основательницей и первоначальницей женской общины при Казанской церкви. Только на двенадцатой начальнице, как и предсказывал преподобный Серафим, устроился здесь монастырь. Срок с лишним лет руководила Дивеевской обителью игумения Мария (Ушакова), и при ней монастырь стал процветающим, более тысячи сестер собралось здесь; при ней состоялось прославление преподобного Серафима в сонме святых. В 1927 году монастырь был закрыт и разорен. Только через шестьдесят лет началось его возрождение. Летом 1991 года в Дивеево принесли мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они постоянно находятся в Троицком соборе."
Спойлер
Основание Четвертого Удела Пресвятой Богородицы.
Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Примерно в 1758 году прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафия Семеновна Мельгунова. Ей было менее 30 лет, когда она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александра и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.
Спойлер
Около 1758 года в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь прибыла богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, вдова подпоручика Агафия Семеновна Мельгунова со своей трехлетней дочерью и приняла монашество с именем Александры. Здесь ей было видение Божией Матери, в котором Царица Небесная повелела матери Александре: «Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!» Посоветовавшись с богодухновенными отцами Киево-Печерской лавры безбоязненно пустилась в путь, указанный ей Богоматерью.

По дороге в Саровскую пустынь мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Усталая, она сидя уснула. И снова ей было видение Божией Матери, указавшей, что это место и есть то самое, которое Она повелела искать. Царица Небесная сказала матери Александре: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России... И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

После этого мать Александра в великой радости пошла в Саровскую пустынь и просила вразумления у старцев, которые посоветовали ей исполнить все указанное ей Царицею Небесною и благословили поселиться в двух верстах от села Дивеева в деревне Осиновке. Здесь вскоре заболела и скончалась ее девятилетняя дочь. После этого мать Александра отправилась в свои поместья, чтобы окончательно распорядиться своим имуществом и имениями. По завершении дел, около 1767 года, она вернулась и поселилась в селе Дивееве у приходского священника Василия Дертева. Она выстроила себе келью на его дворе и прожила в ней двадцать лет. В 1773 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в селе Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Строительство храма было закончено в 1773 году.
Начало Казанской общины.
В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила здесь три кельи и оградила строения деревянной оградой.
Спойлер
Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить еще трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был Саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с Саровской трапезы. Сестры шили, вязали для Саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

Провидя свою кончину, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины и позаботиться о будущей обители, обетованной ей Царицей Небесной. Отец Пахомий ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь..., но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело». Мать Александра повторила свою просьбу отцу Серафиму. За неделю до ее кончины, в начале Петрова поста (начало которого в тот год пришлось на 4 июня) мать Александру постригли в великий Ангельский образ с именем Александры. В день кончины она приобщилась Святых Таин и блаженно отошла ко Господу 13 июня 1789 года.

После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили начальницей Анастасию Кирилловну, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер. Управление ее ничем особенным не отличалось, но прошло прекрасно, тихо, с соблюдением установлений матери Александры. Во всем она благословлялась у духовника отца Пахомия, который до последнего дня своей жизни продолжал отечески заботиться о послушницах Дивеевской общины.

С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году скончалась Анастасия Кирилловна, и начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Чрезмерно суровая строгость Ксении Михайловны настолько не понравилась сестрам, что из 52 выбыли в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который не вышел тогда еще из затвора, но начал уже принимать посетителей.

До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.
Создание Мельничной общины.
9 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преподобному Серафиму Царицей Небесной. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» — торжественно объявил в этот день Старец. Новая община стала называться Мельничной.
Спойлер
Батюшка Серафим хотел смягчить строгость устава Казанской общины. Он желал научить сестер простоте жизни и легчайшему приобретению благодати Духа Святого именно тем способом, какому и сам научился из многолетней собственной опытности, но Ксения Михайловна не согласилась, говоря, что им уже дан устав Саровским строителем Пахомием. Тогда батюшка Серафим оставил их и обратился к прежнему пустынножительству, успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести.

25 ноября 1825 года ему явилась в Саровском лесу Царица Небесная и сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии — монахини Александры? Ксению с сестрами ее — оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, кого именно взять, а место указала на востоке, против алтаря Казанской церкви. И указала, как обнести это место канавкой и валом, и повелела, чтобы это было сделано трудами самих сестер. И приказала сначала из саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и первые келии, а потом, по времени, соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив ее к паперти церкви Казанского явления Своего. И Сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева.

9 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преподобному Серафиму Царицей Небесной. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» — торжественно объявил в этот день Старец. Новая община стала называться Мельничной. Не имея еще келии, сестры до глубокой осени жили на самой мельнице и занимались работами. В конце октября построили келию, и в ней все поместились. Через некоторое время отец Серафим приобрел для них житницу и благословил им строить другие келии для вновь приходящих сестер.

Жизнь в Мельничной общине походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и батюшке Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

В 1833 году в Мельничной общине было 19 келий, в которых жили 73 сестры. Обе женские общины, хотя и разнохарактерные, нисколько не мешая друг другу, жили в мире и согласии. Говоря о двух общинах преподобный Серафим всегда подчеркивал их раздельность, полную друг от друга независимость и всецелую самостоятельность. После смерти Батюшки в мирную жизнь сестер двух общин — Мельничной и Казанской — самовольно стал вмешиваться саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев (иеромонах Иоасаф). Батюшка Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый послушник в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Иван Толстошеев выхлопотал указ об объединении двух общин. Он старался обратить к себе сестер, отвлечь их от исполнения заветов великого Старца. Двадцать девять лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное — разладилась духовная жизнь. Смута завершилась после личного вмешательства Государя и Святейшего Синода в 1862 году, когда община была возведена в монастырь и игуменьей ее стала монахиня Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

Справедливость в Четвертом Уделе Божией Матери была восстановлена благодаря участию таких благодатных угодников Божиих, как святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский, преподобный Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой лавры, архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) и других.

До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.
Преобразование общины в монастырь.
В начале 1862 года митрополит Филарет писал наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Молитвы отца Серафима победили. Святейший Синод определил Дивеевскую настоятельницу Елисавету постричь и произвести в игуменью». Так сбылись пророческие слова отца Серафима, сказанные в разговоре с одной из Дивеевских сестер: «Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится.
Спойлер
Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1861 года объявлено было о возведении состоящей в Ардатовском уезде Дивеевской женской общины на степень третьеклассного общежительного монастыря.

Елизавета Алексеевна Ушакова была посвящена в сан игуменьи 17 ноября 1862 года с наречением имени Марии. Устав в монастыре был взят Мельничной Серафимовой Дивеевской общинки, поэтому весь монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. Сестры с благоговением соблюдали заповеди батюшки Серафима.

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г. ), игуменский корпус (1885 г. ) с храмом св. равноапостольной Марии Магдалины (1901 г. ), трапезный храм во имя св. благоверного. князя Александра Невского (1895 г. ), колокольня (1902 г. ) и около тридцати корпусов для послушаний и жилья сестер.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания (манатея — тонкая домотканая шерсть). В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.

К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», — так отозвался о нем Нижегородский епископ Иоанникий.

Приезжавшие в те годы в Дивеево паломники видели и слышали, что сестры жили и дышали батюшкой Серафимом. «Батюшка сказал!» — поминутно слышалось в их разговорах. С. А. Нилус так писал об обители в 1900 году: «Святыня — это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек. Но несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году оставалась паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.

Монастырь от разгона до возрождения.
Батюшка Серафим говорил: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон обители.
Спойлер
В проповеди на литургии в этот день епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».

Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь закрыли. В те дни, когда разгоняли монастырь, лил дождь. Казалось, плакала вся природа. Дождь очень затруднял сестрам переезд, особенно старым и больным, жившим в богадельне. После последней службы на Воздвижение Креста Господня многие больше никогда не увиделись и не вернулись в Дивеево. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохраняла часть дивеевских святынь и главную святыню — икону Божией Матери «Умиление», принадлежавшую прп. Серафиму.

Молитвенная монашеская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. Многих арестовывали и ссылали в лагеря, были среди дивеевских сестер и расстрелянные. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители. Во время хрущевских гонений службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена дивеевские сестры принимали монашеские постриги.

Возрождение в селе Дивеево церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, вновь был освящен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. С 1 января 1991 года все уставные богослужения в нем совершаются ежедневно.

21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.

17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) при большом стечении народа посвятил в сан игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Троицкий собор

Спойлер
Изображение

И тут меня ждали искушения - умудрилась несколько раз поругаться с охранниками. Раньше были шикающие бабульки-свечницы, а теперь вот "церберы". Но это все пустяки. Благодать непередаваемая. А как поет хор :roll: На службе народу - тьма. Я заранее пристроилась на лавке в уголочке и периодически выпадала из реальности, т.к. сказывался недосып.
В этом соборе находится список иконы Божией Матери "Умиление".
Образ был написан монахинями обители в конце XIX – начале XX веков и за относительно недолгий срок своего существования успел широко прославиться чудотворениями. В честь иконы были назначены особые дни празднования, которые приходятся на 29 июля и 9 декабря, а каждое воскресенье, перед началом службы перед образом поют Параклис - особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы. "И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете" - так заповедовал сестрам батюшка Серафим. Оригинал келейной иконы в 1991 году образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, и с тех пор постоянно пребывает в столице. Хранится в патриаршем домовом храме и выставляется для всеобщего поклонения лишь 1 раз в год в Патриаршем Богоявленском Соборе (м. Бауманская) во время светлого празднования Похвалы Пресвятой Богородицы.

Канавка.
Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших". Отец Серафим говорил так: "Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста "Богородиц" прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев. Благословляется пользоваться четками. В лавках продается маленькая книжечка "Богородичное правило"
Спойлер
1-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Рождество Пресвятой Богородицы (молимся о наших детях).

2-ой десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Введение во Храм Пресвятой Богородицы (молимся о заблудших и отпавших от Церкви).

3-ий десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Благовещение Пресвятой Богородицы (молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих).

4-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается встреча Божией Матери с праведной Елисаветой (молимся, чтобы Царица Небесная соединила разлученных или пропавших без вести).

5-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Рождество Христово (молимся о возрождении души и о новой жизни во Христе).

6-ой десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Сретение Господне (молимся, чтобы Пресвятая Богородица встретила нашу душу в час кончины нашей, и провела через страшные воздушные мытарства).

7-ой десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет (молимся о том, чтобы Пресвятая Богородица помогла избежать искушений и избавила от напастей).

8-ой десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается, как Божия Матерь искала двенадцатилетнего Отрока Иисуса во Иерусалиме (молимся о том, чтобы нам найти Христа в нашей жизни и не прилепляться к суетному миру).

9-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской (молимся о помощи в делах и об избавлении от нужды).

10-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня (молимся о помощи в скорби).

11-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Воскресение Христово (молимся о даре молитвы, о воскресении нашей души).

12-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Вознесение Господне (молимся о вознесении нашей души от суетных забот и о стремлении к горнему).

13-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Сионская горница – сошествие Святого Духа на Апостолов и Матерь Божию (молимся так: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене»).

14-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается Успение Пресвятой Богородицы (молимся о мирной и безмятежной кончине).

15-ый десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся…» и молитвенно вспоминается слава Божией Матери, какой венчал Ее Господь, после переселения Ея от земли на небо (молимся, чтобы Царица Небесная, не оставляла верных, сущих на земле и защищала их от всякого зла, покрывая их Своим честным Омофором).

Спойлер
Изображение

Канавку я прошла 4 раза, в т.ч. с сестрами крестным ходом (уже в одиннадцатом часу вечера, в темноте).
Был момент, когда прочитав правило, решила сфотографировать соборы на мобильник и тут как будто кто под руку толкнул, даже испугалась, чуть телефон в темень не выронила :grin: конечно же, сама задела локтем "шишечку" на ограде.

Спойлер
Изображение

Изображение

Вынуждена прерваться.
У кого есть, что сказать и показать, дополните, пожалуйста.
Последний раз редактировалось Айрим Чт, 25 июня 2015, 15:14, всего редактировалось 1 раз.
"Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое" Шота Руставели
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2574
Темы: 10
С нами: 11 лет 9 месяцев


  • 1

Re: Дивеево.

#61 Сурия Каур » Вт, 12 мая 2015, 17:48

Расскажу пока без фото о своих впечатлениях.
Перед поездкой было очень плохо, тяжело, в груди давило. Тому были свои причины, но все равно на душе было хуже обычного даже при таких причинах.
И вот садимся в автобус, отправляемся. И мне уже легче. И чем ближе сначала к Мурому, потом к Дивеево, тем больше отпускало.
Погода была чудеснейшая, я ехала одна, в пути познакомилась с веселыми, милыми, чудесными девочками. Мы так замечательно пообщались. Было легко, просто, душевно. :heart:
Я вошла в храм в Дивеево. И все. Внутри звенящая тишина, шла служба. Почему-то подумалось, что тут и умереть не страшно. Не то, что хочется и пора. Нет. Именно не страшно. :smile:
Все прошло легко, без суеты и спешки. Все успела.
И к мощам Петри и Февронии в Муроме приложиться, и в Дивеево к мощам Серафима Саровского. Это ли не чудо?
Поездка прошла великолепно! На обратном пути попали в жуткую пробку, но это не испортило впечатление о поездке.
И вот чем ближе к Москве, тем тяжелее на душе. Вернулась я сюда, вернулись со мной мои нерешенные проблемы, конфликты, переживания.
Но часть того света и тепла в душе осталась. И она помогает мне пережить все уже с Любовью.
В Дивеево вспомнила вас всех, с кем общалась. Всем пожелала добра мысленно. Всем-всем! Чтобы у вас все было хорошо! :wub:
Вроде чужие люди, а порой и ближе друзей! :heart:
Сурия Каур

Re: Дивеево.

#62 monroe » Вт, 12 мая 2015, 17:50

Марфа Меньшикова писал(а):На цели Христианства не надо замахиваться
:huh:
и знать о них не надо?
сформировать
Марфа Меньшикова писал(а):христианское внутреннее отношение
с которым ты предлагаешь жить
без целей?
диалог надо сворачивать.
испортим тему.

хотя, именно С.С. максимально сократил разрыв между духовным и материальным в Православии.
«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»
monroe F
Аватара
Сообщения: 18502
Темы: 173
С нами: 4 года 3 месяца
О себе: оказалось техническим

Re: Дивеево.

#63 Авалока » Вт, 12 мая 2015, 17:51

Айрим писал(а):Обратно ехали спокойнее, потому как Алла Александровна осталась в Муроме, куда мы заезжали буквально на 2 часа.
да вы тут мимо нас ездите походу))
Когда молодыми мы были богами — нас не волновало, что станется с нами! И в том, что мы делали — не сомневались, все двери — одна за другой — открывались!
Авалока M
Аватара
Сообщения: 5810
Темы: 24
С нами: 8 лет 3 месяца
О себе: я это ты

Re: Дивеево.

#64 monroe » Вт, 12 мая 2015, 17:53

Вова встанет, как соловей-разбойник :-D
«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»
monroe F
Аватара
Сообщения: 18502
Темы: 173
С нами: 4 года 3 месяца
О себе: оказалось техническим

Re: Дивеево.

#65 Марфа Меньшикова » Вт, 12 мая 2015, 17:53

monroe, мне сейчас надо уйти из инета, продолжим потом, если хочешь.

Сформировать цель в голове - несложно. Сложно подтянуть свою внутреннюю картину до этой цели. Поэтому я считаю, что нужно проживать ежедневную жизнь с внутренним христианским отношением, тогда это будет движение к цели.

И вообще, кто-то помнится недавно критиковал мои цели, мол зачем тебе это нужно :wub:
Детства моего чистые глазенки
Марфа Меньшикова
Крит-Мыс-Сер
Аватара
Сообщения: 22054
Темы: 45
С нами: 9 лет 11 месяцев

Re: Дивеево.

#66 monroe » Вт, 12 мая 2015, 17:59

Марфа Меньшикова писал(а):monroe, мне сейчас надо уйти из инета, продолжим потом, если хочешь.
не хочу.
это глобальный вопрос, выходящий за рамки путешествия Айрим однозначно.

Добавлено спустя 57 секунд:
Марфа Меньшикова писал(а):И вообще, кто-то помнится недавно критиковал мои цели
цели мож кривые были? вот и критиковала.
«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»
monroe F
Аватара
Сообщения: 18502
Темы: 173
С нами: 4 года 3 месяца
О себе: оказалось техническим

Re: Дивеево.

#67 Солнышко » Вт, 12 мая 2015, 18:39

Была в Дивеево,по канавке ходила.... :smile:
Прожили там три дня...
Ломок не помню не до поездки,не после...
Хотя многим в автобусе плохо было...
Впечатлило тогда... :roll:
В Муром к св.Петру и Февронии заезжали,во Владимир,Сергиев Посад...
:wub:
Возможно всё. Для невозможного нужно больше времени...
Солнышко F
Модератор + Солнышко года
Аватара
Откуда: Гиперборея
Сообщения: 13403
Темы: 42
С нами: 9 лет
О себе: у Любви много путей....

  • 3

Re: Дивеево.

#68 Айрим » Ср, 13 мая 2015, 9:44

Иф писал(а):Айрим,на счёт расколбАса перед поездкой .помню -последний раз когда собирались уже сесть в автобус , одна женщина упала в обморок . её как то спокойно и буднично привели в чувства и .... посадили в автобус .я вообще то думал -её отправят домой .нет - посадили .
Ничего себе, а какое было ее самочувствие в дальнейшем? Нам экскурсовод рассказывала, что их служба готовит к выпуску сборник рассказов паломников об исцелениях.
Иф писал(а):Айрим , а ты там полы не мыла не где ? не просили тебя ?
Нет, выше говорила, что двух женщин из нашей группы попросили помыть посуду в трапезной.
Еще видела как людей привлекали к земляным работам (к посадке). А мне и нескольким нашим паломницам, пока мы ждали крестный ход после вечерней службы в Троицком соборе, охранники попеняли: "Раз не помогаете, выходите из храма!" :obida: Хотя помочь никто не просил - и без нас множество женщин терли подсвечники, мыли полы.

фото Мурома

Благовещенский монастырь
Спойлер
На месте Благовещенского (мужского) монастыря с 12 века стоял деревянный Благовещенский храм, в котором хранились мощи князей Константина, Михаила и Федора, обративших население Мурома в христианство. В 1547 году князья были канонизированы, а в 1552 году в Муроме по пути на Казань остановился Иван Грозный, молился о победе и дал обет в случае победы основать монастырь. Как известно, Казань была взята, царь свое слово сдержал, и в 1553 году монастырь был основан. Тогда же началось строительство Благовещенского собора (перестроен в 1660-е годы, действующий). Монастырь был закрыт при советской власти, но восстановлен в 1991 году. Здесь хранятся мощи святых муромских князей Константина, его сыновей Михаила и Феодора, а также икона преподобного Илии Муромца с частицей мощей святого. Строения монастыря пострадали в годы польской интервенции и от многочисленных пожаров, поэтому часть строений здесь возведено позже. В 1811—1812 гг. вокруг монастыря была построена каменная ограда с башнями по углам. Из более старых строений сохранился Благовещенский собор 1553 г. постройки.
Изображение


Свято-Троицкий монастырь
Спойлер
Троицкий монастырь постройки 17 века. Старейшие здания монастыря — каменная пятиглавая церковь Троицы 1642 г. постройки и возведённая 10 годами позже колокольня. Монастырь привлекает паломников мощами святых Петра и Февронии князей Муромских — покровителей любви и брака. Согласно легенде, они уже в преклонном возрасте приняли монашеский постриг и ежедневно молились о том, чтобы умереть в один день и час, и быть похороненными в одном гробу. В итоге именно это и произошло, однако, вопреки их просьбам, совместное погребение было сочтено несовместимым со званием монахом и их разделили. Но на следующий же день они необъяснимым образом снова оказались рядом друг с другом. Свято-Троицкий монастырь был основан на месте стоявшей тут ранее деревянной церкви; был закрыт в 1921 и вновь открыт в 1991 году. Приблизительно в один год с основанием монастыря построен Троицкий собор (его приделы пристраивались и перестраивались позже). Также к собору была пристроена шатровая многоярусная колокольня, составляющая вместе с собором и надвратной Казанской церковью один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей Мурома. В монастыре также сохранились стены с башнями (19 век) и настоятельский корпус (17-19 век). На территории монастыря находится (и летом действует) деревянная церковь Сергия Радонежского (18 в), перенесенная из одной из близлежащих деревень.
Изображение

Изображение

Спасо-Преображенский монастырь
Спойлер
Спасо-Преображенский монастырь — одно из самых древних сооружений на муромской земле: первое упоминание о нём датируется 1096 г. По преданию, монастырь возник на месте укрепленного двора первого муромского князя Глеба. Долгое время он служил одним из главных оборонительных рубежей города.
Как уже говорилось выше, первое упоминание о монастыре найдено в летописях от 6604 года с сотворения мира (1096 года после рождества Христова соответственно). После этого монастырь довольно мирно просуществовал еще пять веков, пока рядом с ним не был воздвигнут Спасо-Преображенский собор, из-за которого в 1616 году монастырь пострадал во время нападения вооруженного отряда литовцев под предводительством пана Лисовского.
Сам Спасский монастырь литовцев особенно не интересовал — просто попался под горячую руку, когда они направлялись в собор за серебряными ризами и драгоценными камнями с икон.
После этого территория монастыря стала постоянно перестраиваться. К 1636 году вокруг него появилась деревянная ограда, а рядом — каменная теплая (в смысле, зимняя) Покровская церковь и каменная же (но уже не теплая) церковь Кирилла Белозерского. Через полвека монастырь обзавелся некоторыми хозяйственными сооружениями и двухэтажным настоятельным корпусом — первой гражданской каменной постройкой во всем городе. Через тридцать лет к монастырю добавилось духовное училище, а еще через тридцать на его территории была построена колокольня. В начале 19 века ограда была заменена на каменную, а ближе к концу века около монастыря был возведен трехэтажный братский корпус. Территория монастыря все это время так и была 200 метров в длину и 150 в ширину, так что, видимо, к этому времени там уже было несколько тесновато.
Сейчас здесь располагается действующий мужской монастырь.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Добавлено спустя 4 минуты 51 секунду:
Авалока писал(а):да вы тут мимо нас ездите походу))
ага, проезжая поворот на Выксу, послала тебе мысленно привет :hi:
"Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое" Шота Руставели
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2574
Темы: 10
С нами: 11 лет 9 месяцев

Re: Дивеево.

#69 Сью » Ср, 13 мая 2015, 18:39

Очень интересно! :rose: Спасибо, Айрим! :smile:

Природа красивая...

А что, вот эти три монастыря, Благовещенский, Свято-Троицкий и Спасо-Преображенский, они все в одном и том же месте находятся?
Спасо-Преображенский чем-то похож на Киево-Печерскую Лавру.

А что это за черепа? :crazy: :crazy:
Сью
Модератор
Аватара
Откуда: Евпатория
Сообщения: 3429
Темы: 52
С нами: 6 лет 10 месяцев

Re: Дивеево.

#70 Сурия Каур » Ср, 13 мая 2015, 19:34

Айрим, такие у тебя фотографии чудесные. Мне даже дополнить их нечем. :smile:
Сурия Каур

Re: Дивеево.

#71 Сью » Ср, 13 мая 2015, 20:00

Сурия Каур писал(а):Айрим, такие у тебя фотографии чудесные. Мне даже дополнить их нечем. :smile:

Да, фотографии потрясающие... :approve: :smile:

Сурия Каур писал(а):Я вошла в храм в Дивеево. И все. Внутри звенящая тишина, шла служба. Почему-то подумалось, что тут и умереть не страшно. Не то, что хочется и пора. Нет. Именно не страшно. :smile:

Энергетика, видимо, такая... как там говорят - намоленная

Сурия Каур писал(а):В Дивеево вспомнила вас всех, с кем общалась. Всем пожелала добра мысленно. Всем-всем! Чтобы у вас все было хорошо! :wub:
Вроде чужие люди, а порой и ближе друзей! :heart:

:grin: :frends: :heart:
Сью
Модератор
Аватара
Откуда: Евпатория
Сообщения: 3429
Темы: 52
С нами: 6 лет 10 месяцев

Re: Дивеево.

#72 Сурия Каур » Ср, 13 мая 2015, 20:05

Сью, ты работу-то нашла? :smile:
Сурия Каур

Re: Дивеево.

#73 Сью » Ср, 13 мая 2015, 20:07

Сурия Каур, :dont_knou: наверное... пока жду ответ, я потом в той теме напишу. :smile:
Сью
Модератор
Аватара
Откуда: Евпатория
Сообщения: 3429
Темы: 52
С нами: 6 лет 10 месяцев

  • 1

Re: Дивеево.

#74 Сурия Каур » Ср, 13 мая 2015, 20:15

Сью писал(а):Сурия Каур, :dont_knou: наверное... пока жду ответ, я потом в той теме напишу. :smile:

Удачи! :rose: :smile:
Сурия Каур

  • 1

Re: Дивеево.

#75 Айрим » Чт, 14 мая 2015, 14:05

Сью, Сурия Каур,
Спасибо, девочки! :rosa1:
Сью писал(а):А что, вот эти три монастыря, Благовещенский, Свято-Троицкий и Спасо-Преображенский, они все в одном и том же месте находятся?
Да, все монастыри в Муроме (дата основания города 862 год).
Кстати, мощи всем известного богатыря, святого Илии Муромского, хранятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры :smile:
Изображение
Статья в журнале Фома

А батюшка Серафим, тогда еще Прохор, пешком из Курска в Киев шел за наставлениями и советами от тамошних старцев.
Неподалеку от Лавры в Китаевской обители схимонах старец Досифей (а на самом деле, это была старица!), имеющий дар прозорливости, указал Прохору на Саровскую пустынь: "Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение с помощью Господа. Тут скончаешь ты и земное странствие твое. Только старайся стяжать непрестанное призывание имени Божия так: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" В этом будет все твое внимание и обучение… В Сарове и настоятель Пахомий богоугодной жизни. Он последователь наших Антония и Феодосия".
Вот такая ниточки, ведущие в Киево-Печерской Лавре :smile:
А черепа из часовни-костницы. На ее месте находилось монастырское кладбище, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати. После закрытия монастыря, при размещении здесь воинской части, на месте кладбища были построены 2 казармы размещен платц. Много позже, при благоустройстве территории монастыря, были обнаружены многочисленные останки из поруганных захоронений людей. Для их погребения была устроена по афонскому образцу часовня-костница. Можно поставить свечу о упокоении и заказать панихиду.
Помимо черепов и костей, в часовне стих Ларисы Рубальской соседствует с молитвой Оптинских старцев (в кадр не вошла, т.к. уже на телефон снимала) :smile:
Изображение

В звоннице монастыря в любой день каждый желающий может превратитесь в звонаря :smile: Била-колокола - это металлические пластины разной величины и толщины, ударяют по ним специальными молоточками, а из самого большого и низко гудящего колокола звук извлекают с помощью особой конструкции с ножной педалью.
phpBB [media]


Есть в монастыре даже мини-зоопарк - собаки чау-чау, индюки, павлины, лошади, куры разных пород.
Изображение

Еще в Муроме Воскресенский монастырь в Июльском переулке на Фруктовой горе - прямо на высоком берегу реки Ока :smile: Красота окрест необыкновенная :roll:
Монастырь женский, восстанавливающийся, работы много, очень нужны помощницы-трудницы.
Мы туда, к сожалению, не успели, т.к. вынуждены уезжать рано из-за длиннющих "пробок" на дорогах.

Добавлено спустя 9 минут 3 секунды:
Иф писал(а):у нас конечно до Дивеево ехать не так долго ( 3 ,5 часа ) с отдыхом и перекурами .... но всё же ._______________________жаль что вы не были в Арзамасе .Монро писала раньше про него . там перекрёсток всех путей . там храм стоит ( как говорят изотерики ) очень сильный )))))))))))))вообще место отпАдное . __________________________может пропустил - ты окуналась ?
3,5 часа - да вы счастливчики! :smile:
Арзамас отменили из-за все тех же "пробок" :( Ну да ладно, какие наши годы, приеду еще.
С окунанием у меня беда. Моя мама большая любительница всяких народных методов лечения, активно практиковалась в том числе на мне - в детстве обливала ледяной водой из ведра (температуру сбивала), а т.к. я мерзлячка еще та, хуже пытки для меня не было. Впечатления остались неизгладимые, ужас перед холодной водой. Поэтому, будучи взрослой, в источники я смогла окунуться лишь дважды (летом, в жару, конечно же) - в Оптиной пустыни и в Переславле-Залесском.
Сурия Каур
Наташа, а ты? Смогла?
Последний раз редактировалось Айрим Чт, 14 мая 2015, 15:13, всего редактировалось 1 раз.
"Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое" Шота Руставели
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2574
Темы: 10
С нами: 11 лет 9 месяцев

Re: Дивеево.

#76 Сурия Каур » Чт, 14 мая 2015, 14:37

Айрим, нет. Я не окуналась. Я что-то трухнула.
Ты знаешь, видимо веры мало во мне. :(
Сурия Каур

Re: Дивеево.

#77 Айрим » Чт, 14 мая 2015, 15:21

Сурия Каур
понимаю :wub:

Добавлено спустя 16 минут 37 секунд:
Вспомнился автор - Наталья Горбачева.
У нее есть книги как раз про Серафима Саровского и про Ксению Петербургскую и Дивеевских блаженных - читаются легко и увлекательно.
"Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое" Шота Руставели
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2574
Темы: 10
С нами: 11 лет 9 месяцев

Re: Дивеево.

#78 Сурия Каур » Чт, 14 мая 2015, 16:27

Айрим, ты воды набрала в источниках? Как ее пить? По чуть-чуть натощак утром? Или можно просто пить? Монро вроде писала, что так ее можно пить просто.
Сурия Каур

Re: Дивеево.

#79 Айрим » Чт, 14 мая 2015, 16:32

Сурия Каур
Да, набирала.
Со слов нашего экскурсовода, можно пить в любой момент, перед этим коротенько помолится том святому, из чьего источника вода :smile:
А вообще есть молитва на принятие святой воды (лучше все же утром, натощак) и просфоры: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь."
"Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое" Шота Руставели
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 2574
Темы: 10
С нами: 11 лет 9 месяцев

Re: Дивеево.

#80 Сурия Каур » Чт, 14 мая 2015, 16:44

Айрим, :smile: спасибо.
Сурия Каур

Пред.След.

Вернуться в Клуб путешественников ФДК

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость