Хочу предложить вашему вниманию труд , написанный Ольгой Андреевой о событиях, которые происходили в Петергофе ровно 84 года назад, в сентябре 1941 года.
"События, о которых я хочу рассказать, глубоким шрамом прошлись по моему сердцу, когда я узнала о них, читая книги и статьи.
Расскажу вам о боях, происходивших между Ленинградом и Ораниенбаумским пятачком. Это не моя малая Родина, но я здесь живу, работаю, ценю и уважаю этот край и это малая Родина моих троих сыновей - деревня Низино, которая граничит в Петергофом.
Деревня Низино до начала ХХ века как и все деревни вокруг, которые переименованы императором Николаем Павловичем в честь своих детей и членов императорской семьи: Санино, Сашино, Ольгино, Марьино, Владимирово, Мишино, Костино, Князево, Луизино, входили в состав Петергофского уезда и были неотделимой частью императорской резиденции.
В середине ХIХ века Николай I и его лучшие архитекторы и садоводы сделали на болотистой и ничем не примечательной местности практически невозможное - создали архитектурно-ландшафтный Луговой парк, соединяющий Петергоф и Бабигонские высоты. По площади этот парк превосходит Нижний парк Петергофа в несколько раз. Император Николай Павлович потратил на создание Лугового парка с его павильонами, прудами, образцовыми деревнями и территориями более двадцати лет, а его наследники на троне сохраняли и поддерживали жизнь парка. Жители и гости Петергофа и окрестностей любили здесь отдыхать, наслаждаться природой, архитектурой, водой, небом, жизнью.
В сентябре 1941 года Луговой парк стал местом кровавой бойни за Петергоф, за Ленинград. Больше 1000 бойцов 264-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона, созданного из студентов Кораблестроительного института, рабочих судостроительного завода и завода по обработке цветных металлов за семь дней с 19 по 25 сентября 1941 года погибли здесь, в Луговом парке и окрестных деревнях.
264-ый ОПАБ был создан в июле 1941 года, когда стало ясно, что нужно принимать все исчерпывающие меры для защиты Ленинграда от нападения врага. В батальон вошли только те, кто прошел отборочную комиссию. Это были хорошо подготовленные, опытные, обученные, надежные студенты, преподаватели, инженеры, рабочие…
18 июля 1941 года батальон выдвинулся из Ленинграда в отведенный батальону участок обороны – часть Петергофского укрепленного узла от Гранильной фабрики (Часового завода) до Настолово (Велигонты). В этот участок обороны вошел и Луговой парк.
Основная работа по созданию оборонительного узла заключалась в рытье котлованов для будущих дотов, дзотов, окопов, ходов сообщения. Лето 1941 года выдалось на редкость сухим и жарким. Рыть котлованы приходилось в плотном глинистом слое. Ладони у большинства быстро покрывались волдырями. Работали по 16 часов в сутки.
Два месяца ушло на подготовку.
С 8 сентября враг уверенно, жадно и быстро продвигался к Ленинграду.
В ночь с 19 на 20 сентября пылала Стрельна, Горбунки, Настолово (Велигонты).
Разведка донесла, что от Настолово (Велигонты) по Ропшинскому шоссе в сторону Марьино движется пехота, танки, бронетранспортеры.
20 сентября пикирующие бомбардировщики бомбили аэродром в деревне Мишино (Жилгородок). Одновременно начался артиллерийско-минометный обстрел переднего края батальона. Появились первые раненые, убитые.
Бои корабелов осенью 1941 года во всех подробностях описаны в книге «Корабелы в боях за город Ленина» Л.М. Видуцкого. Эта душераздирающая летопись не может оставить никого равнодушным и эту историю нужно знать как пример героизма и мужества.
Один за одним гибли гарнизоны, гибли бойцы. Силы противника превосходили численность батальона в 10 раз!
Я расскажу о значении в этих боях объектов культурного наследия, расположенных в Луговом парке.
Церковь св. Александры была занята фашистами как стратегически важный объект – с её колокольни велась корректировка огня уже 20 сентября.
21 сентября был дан приказ выбить фашистов с высоты. Корабелы действовали уверенно, но фашисты открыли ураганный огонь по атакующим, на корабелов двинулись танки. Именно в этот день у церкви совершил свой подвиг Женя Мармур. С противотанковой гранатой в руке он вышел прямо на центральную дорогу. Даже когда мимо него просвистел вражеский снаряд, он не сдвинулся. Никто не слышал второго снаряда, но все видели, как Женя упал. Многочисленные попытки корабелов прорваться и взять высоту не увенчались успехом, и бойцы отошли к Бельведеру.
Церковь значительно пострадала в результате обстрелов и последующей оккупации 1941-1944 гг. Она стала первым объектом культурного наследия из комплекса объектов Лугового парка, которому был нанесен урон.
В рощице напротив Бельведера располагалось артснабжение батальона. Из складов, врытых в землю, бойцы получали оружие и боеприпасы. 22 сентября велись ожесточенные бои у Бельведера. На скатах высоты окопались бойцы пулеметных взводов. Место было открытое, но удобное – отсюда простреливалось все пространство от Луизино до Низино. Однако, 21 сентября фашисты захватили колокольню церкви, установили там пулемет и обстреливали наши позиции.
Начиная с 20 сентября высота в районе Бельведера подвергалась частым атакам с воздуха. Вместе с ополченцами здесь стойко отражали натиск превосходящих сил противника морские пехотинцы и моряки-зенитчики. Рассыпавшись по всему склону, моряки и ополченцы смело шли на врага.
Фашисты не приняли открытого боя и отступили. Вскоре появились их танки. Силы были не равны. Наши бойцы стали отступать в сторону штаба батальона.
Во время оккупации 1941-1944 гг. фашисты устроили у Бельведера кладбище для немецких офицеров, хранили в самом Дворце снаряды.
Дворец значительно пострадал во время Великой Отечественной войны, во время сентябрьских боев и оккупации. Исчезли кони Клодта – скульптурные группы, уничтожены многочисленные скульптуры, вазоны, уничтожен сад у Бельведера. Три раза Дворец реставрировался в ХХ веке.
Расположенные на господствующих Бабигонских высотах Дворец Бельведер и Церковь св.м.ц. Александры, стали точкой опоры для наших бойцов и лакомым куском для фашистов, которые с остервенением, вгрызаясь в землю и изрыгая огонь из многочисленных танков и орудий, ползли, отступали, опять ползли на высоты.
Штаб 264-го ОПАБ находился в сердце Лугового парка – в Розовом павильоне (Озерки). Этот чудесный по красоте павильон фашисты уничтожили практически до основания вместе с героическими защитниками.
22 сентября разгорался бой в районе штаба батальона. Фашисты пристреливались: снаряды ложились совсем рядом – огромные фонтаны вздымались над прудами. Вода, земля, тина, камни вперемешку с осколками обрушались на обороняющихся. На отдельных участках дело доходило до рукопашных схваток. Фашисты выбили наших из штаба батальона. Пришлось отступать к Английскому парк. Однако совсем скоро была предпринята контратака….
К исходу 25 сентября из 1100 добровольцев 264-го ОПАБа невредимыми оставалось не более пяти процентов личного состава. Добровольческий батальон ленинградских судостроителей перестал существовать как самостоятельная единица, до конца выполнив поставленную перед ними задачу по обороне заданного района."
Автор: О.Н. Андреева
https://vk.com/wall-218156425_15415Добавлено спустя 7 минут 8 секунд:Каким бы красивым мог оставаться луговой парк, если бы не война.
По прежнему розовый павильон - руина, "эхо войны".
Немцы ведь думали - "сейчас по-быстренькому зайдём, всё возьмём, и войне конец, пойдем домой сосиски жарить".
Поначалу так и было, они стояли в Петергофе и Стрельне, когда в Ленинграде ещё пиво на улицах продавали - сентябрь 41 (в декабре уже возили саночки с трупами умерших от голода).
Но, как итог, не только у бельведера немцы организовали кладбище, вся эта земля пропитана кровью от Петергофа до ленинского проспекта, поэтому он и назывался раньше "проспект героев", к юбилею Ленина переименовали.
Вся эта земля страшнейшего сопротивления с целью не допустить наступавшего врага к Ленинграду.