Декабрь 2012 год Е.В.
Я, конечно, большой фанат т.н. современных, духовных и свободных расстановок, но также я за то, чтобы хорошо знать историю и классику и понимать глубокие отличия разных традиций.
Для интересующихся - под катом текст об основных отличиях "классики" от более поздних стилей работы. А также объяснение, почему классические расстановки работают и работают хорошо, несмотря на то, что в их теории есть заметные логические нестыковки.
Первое отличие - философское (которое, в свою очередь, обусловлено историей развития метода). Когда Хеллингер и его ближайшие коллеги начинали и развивали расстановки, популярной была "краткосрочная терапия, ориентированная на решение". К этому добавился энтузиазм первооткрывателей и первые отклики о решении проблем, не поддающихся иным методам терапии. И расстановки как-то "само собой" стали методом решения проблем клиента
Метод виделся таким: найти исключенного члена семьи клиента, включить его и тем самым проблема решится.
В какой-то момент казалось, что достаточно "провключать" всех членов семьи и решатся все проблемы!
(В современных/духовных расстановках считается, что надо интегрировать исключенный опыт системы, а как это повлияет на желаемое решение проблемы - предугадать сложно. Нередко получается "как по заказу", но иной раз - категорически иначе. Жизнь человека будет более свободна от переплетений, но вот будет ли она такой, как он заказывает - это неведомо. В этом, кстати, отличие духовных расстановок и от магических практик, там тоже выполняют заказ.)
Из этой философии следовала и технология. Расспросив клиента о проблеме, расстановщик расспрашивал его также и о семье. Если в семье находилось "что-то тяжелое", то расстановку туда и делали. Если ничего с ходу не находилось, то ставили маму и папу. Дальше смотрели, у кого что тяжелое проявлялось, еще расспрашивали и туда работали.
Нетрудно заметить, что чисто логически в таком подходе есть нестыковка: почему именно эта тяжелая история связана именно с этой проблемой клиента? Историй много, проблем тоже может быть много. Почему именно эта?
Фактически, эту связку делал расстановщик по своему усмотрению
Вторая логическая нестыковка: а почему мы ищем именно тяжелое? Исключение не имеет знака. Например, женщина, выбравшая научную карьеру, была вполне счастлива (ей не было тяжело), но родственники ее не принимали.
Еще одна очевидная сложность такого подхода: с его помощью можно найти исключенные истории, о которых есть хоть какая-то информация. Либо если нам повезет поставить того члена семьи, который связан с исключением другого члена семьи.
Но если, например, брат дедушки никогда не говорил, что сотрудничал с гестапо, то вряд ли мы его поставим...
Исключенные истории не всегда тайные, но тайные истории часто потому и тайные, что исключенные.
В классических расстановках считается, что исключен человек. ( В современных - что отвергнут его опыт)
Поэтому в классических расстановках всегда ставят людей, членов семьи клиента и тех, кто с ними связан. Изредка ставят большие фигуры типа Тайна или Судьба, и "по показаниям" - симптомы. (В современных - что угодно). Все эти фигуры связаны с конкретными соратниками Хеллингера, которые их и ввели в оборот, "только и всего".
Итак, расспросив клиента и найдя тяжелое, ставим клиента и тех, кто в тяжелом участвовал. Наблюдаем. Дополняем картину исключенными фигурами, если требуется.
С помощью фраз работаем на включение исключенных. Фразы - излюбленный инструмент классических расстановок и почти не используются в современных.
По большей части фразы восстанавливают принадлежность и иерархию.
"Я твой сын, а ты мой отец. Ты большой, а я маленький. Ты даешь, а я беру".
"Ты первая жена моего мужа. Я вторая. Спасибо, что ты освободила мне место рядом с моим мужем. "
"Ты первый. Ты второй. Я третий брат. Ты четвертый"
Такой способ работы почти всегда попадал в сильную и трогательную историю, вызывал катарсис и облегчение у клиента и у группы.
А теперь важный вопрос: почему, несмотря на вышеперечисленные логические дыры, это все равно работает?
Ответ очень простой.
Как вы с полем договоритесь, так он вам информацию и подаст. Поле жаждет целостности и готово ее получать любым способом и в любом размере.
На нашу группу 26 декабря я буду договариваться с полем о классическом стиле
)
Если вы не готовы ни к чему, кроме как к информированному поиску исключенных людей с тяжелыми историями, то вам придут клиенты, у которых так и достигается целостность. Будьте уверены, что-то найдете!
Если вы готовы выжидать тонкие резонансы и ждать любых непроявленных историй с любым знаком, любой известности - к вам придут "неклассические" клиенты.
Поэтому спор о том, какие расстановки "лучше работают", не имеет никакого смысла. У вас - лучше работают ваши расстановки.
Умея делать работу в разных стилях - получите более разнообразную и богатую практику
Главное, творчески подбирать стиль по показаниям