http://rustanec.narod.ru/Что такое русский танец? Как-то очень известный артист и балетный деятель сказал: «Что такое русский танец? Я русский и всё, что я танцую, и есть русский танец. Ни знать, ни учить его нет необходимости». Но речь идёт не об исполнительском стиле или манере, не душе и специфике восприятия. Речь идёт о хореографическом феномене, имя которому русский танец.
Формируясь в лоне народного творения за века и, особенно, последние, русский танец на основе традиций культурного пласта обрёл сценические формы и многообразие жанров. Мастера – исполнители, хореографы, исследователи – постепенно сформировали то, что стало, с одной стороны, золотым фондом русского сценического танца, с другой – создали систему обучения его лексике и манере исполнения. Естественно, что в единый пласт русского танца вошло всё многообразие его областных и композиционных видов: от северных ходючей до карагодов юга, от многообразия кадрилей до шестёр и восьмёр Урала и Сибири, отхороводов до топотух и моталок, от ланце и танков до «Барыни» и «Тимони». Да, всего и не перечислить. Но есть главное, что позволяет без ошибки отличить русский танец от танца любого другого народа, даже близкого славянского. О стати, поэтичности и грусти, раздольному веселью и лихости русских плясиц и плясунов писалось много, говорилось тем более. Но сегодня есть проблема в его существовании и развитии.
Мы не выделяем русский танец из общих проблем – финансовой нужды. Нет ни об этом речь. Речь о не знании этого языка общения, языка искусства самим народом России, особенно, молодым поколением.
«Сыграть песню» - такое выражение издавна бытует в русском языке. И возникло оно не случайно: в глубокой древности родился этот обычай - «играть песню», то есть сопровождать пение пляской. Отсюда и пошла традиция – раскрывать содержание песни выразительными движениями, красноречивыми жестами, цепью ярких пластических поз, что и сформировало ту гармонию глубокого смысла и поэтичной одухотворённости, которая отличает русскую хореографию в целом – от академических танцев на балетной сцене до самых простых бытовых плясок на праздниках, вечеринках, гуляниях.
«Русские – прирождённые танцоры», - говорила Анна Павлова. И, действительно, поют, чинно и музыкально шествуя, хороводницы в своих «ходючах», лихо «бьют дроби» исполнители озорных частушек, песней определяются замысловатые переходы участников кадрилей. А уж об обрядах и говорить нечего – и русская свадьба, и святочные гуляния, и проводы масленицы, и … Словом, все они – подлинные вокально-хореографические представления, красочные, темпераментные, с последовательно выстроенной драматургией.
И когда в 1911 году в Москве, в Дворянском собрании фольклорист и этнограф Митрофан Ефимович Пятницкий вывел на концертную эстраду крестьян-певцов из Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний, то они восхитили слушателей не только своим пением, но и гармонией своих пластических действий.
Девяносто лет прошло с тех пор. Многое изменилось в жизни людей, их взаимоотношениях, в их творчестве. Коснулись эти изменения и Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого, чья судьба перевидала за это время немало ярких и – будем откровенны – не очень ярких периодов. Из них две трети биографии коллектива – шесть с лишним десятилетий – буквально прожила в нём, рядом с артистами, его главный балетмейстер Татьяна Алексеевна Устимова – муза хора, его совесть, его вечно живое и беспокойное сердце.
…Тридцатые годы. Хор вырос, обрёл популярность, в его составе появились интересные и своеобразные исполнители певцы и плясуны. Но состояние русского танца на концертной эстраде, да и в самом хоре, не удовлетворяло его художественных руководителей Владимира Григорьевича Захарова и Петра Михайловича Казьмина. «Как поставить русские хороводы, русские пляски ярко, празднично, - вспоминал о том времени Казьмин в своей книге «С песней». – Как показать всё их своеобразие, всю красоту и величие? Без песни, без пляски не было праздников, свадеб, народных игрищ, гуляний… В плясках и танцах люди как бы преображались, выглядели более красивыми, праздничными… Но кто, кто сумеет поставить эти чудесные русские хороводы, переплясы, танцы?» Поиски того, кто это сделает, в конце концов, увенчались успехом – им порекомендовали артистку Татьяну Алексеевну Устинову, которая после окончания Московского хореографического училища работала еще и заведующей хореографической частью одного из московских ТЮЗов.
Когда Устинова начала ставить в хоре свою первую композицию - «Калининскую кадриль», Захаров, увидев её «в деле», сказал: «В её пляске много правды… Она вся наша». А Казьмин с восхищением вспоминал позже: «Как она чудесно работала! С жаром, с азартом. Сама не только показывает, но и отплясывает как женские, так и мужские колена». Так азартно, с жаром она и работала, пока хватало сил, почти до самой своей безвременной кончины. И когда её спрашивали, сколько танцев она поставила, Татьяна Алексеевна неизменно отвечала: «Точно не знаю. Ведь я ставила не только в хоре, но и в других коллективах, и в кино, и на театральной сцене. Наверное, более двухсот».
И всё, что создано ею, можно с полным основанием назвать классикой, классикой русского танца, поскольку именно благодаря её творческим исканиям он обрёл на театре свою самобытную подлинность, свою особую неповторимую красоту, свои принципы сценического воплощения и, вместе с тем, показал истинный образ России – многоликой, многозначной, многогранной. Об этом говорит даже простой перечень названий её произведений - «Воронежские хороводы», «Хохломские ложкари», «Курские колокольчики», «Северный танец с шалями», «Сибирская полечка», «Вологодская напарочка», «Пензенские дощечки», «Орловская пляска с трещотками», «Рязанская змейка», «Брянские игрища», «Тульская кружилиха», «Калужские переборы»… Достоверность, знание областных особенностей, тонкое понимание внутренней жизни людей, их характеров и взаимоотношений отличают все сочинения Устиновой, в её наследии вы не найдёте безликих танцев, русских танцев «вообще»,
Но значение долгого и плодотворного труда Татьяны Алексеевны Устиновой в Хоре имени Пятницкого не только в количестве и качестве созданного ею хореографического богатства – её творческие открытия способствовали формированию удивительно ёмкой и подвижной режиссуры концертных представлений хора – своеобразной пластической среды, которая объединяет исполняемые им песни, игры, пляски, хороводы, инструментальные пьесы в целостное народное действо.
Не смотря на то, что современные тенденции в развитии танцевального искусства все больше тяготеют к модерну, мы не должны забывать о русском народном танце, ибо в нем находится душа русского народа.