Ефрем Филофейский. Разве всерьёз можно считать, что в ином мире будут котлы и костры?
Мирское благочестие стартельно избегает темы смерти и ада, а монашеское, напротив, ставит их во главу угла.
Публикуем впервые замечательную беседу о. Ефрема об Аде. Наверняка каждый из нас слышал не раз: «Разве всерьёз можно считать, что в ином мире будут сковороды и костры?». Мнение отца Ефрема не просто авторитетное, оно доказательное, что для некоторых людей, перегуженных информацией, гораздо важнее. - Святая Гора Афон
Многие считают, что в аду будут только душевные терзания, а в действительности телесного ада нет. Они выражают сомнения так: «Разве всерьёз можно считать, что в ином мире будут котлы и костры?»
Как-то в Греции я разговаривал с одним человеком на эту тему. В своих воззрениях на этот вопрос он ошибался.
Он сказал мне так:
- Отче, это вопрос совести.
- Я с Вами не согласен, — ответил я.
- Неужели, отче, Вы можете думать, что существует ад с котлами, кострами, червями и так далее?
Я сказал ему на это вот что:
- Когда придёт Господь во Второе Своё Пришествие, то скажет стоящим по левую руку: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его». Не так ли?
- Так.
- У диавола есть совесть?
- Что Вы имеете ввиду?
- Диавол испытывает муки совести, когда творит свои непотребные дела? Нет. Он торжествует, он ликует, потому что его цель — борьба против Бога. Следовательно, не стоит и думать, что ад для диавола состоит в муках совести. Если так, то ада для диавола просто не существует.
Он ничего на это не ответил.
- Следовательно, на самом деле есть ад, но не
материальный, а духовный. У духа нет ничего об
щего с материей.
Видно было, что он несколько поколебался в своих убеждениях, и я ему сказал так:
- Мы верим в истинность предания Святых
подвижников, которые общались с Богом и непо
средственно приобщались истине? Они на опыте
познали, что есть ад, и ясно свидетельствуют, что
он состоит не в мучениях совести.
На это он сказал:
- Со временем из-за множества переизданий в тексты отцов вкралось много ошибок.
- Вот Вы как повернули. Ну, если так, то нужно признать, что все церковные книги полны ошибок, потому что много раз переиздавались.
- Нет, — сказал он.
- Святой Андрей, Христа ради юродивый , — продолжал я, — как-то со своим учеником Епифаниемчитал святого Василия Вдруг Епифании почувствовал сильное благоухание и спросил: «Отче, откуда такое благоухание?» И святой ответил: «Это, чадо, запах кадила, которым Ангелы кадят глаголы Святого Духа, написанные в книге Великого Василия». - «Отче, разве у Ангелов есть кадила?» - спросил Епифании. А святой Андрей ответил: «Чадо, у плотских людей кадила вещественные, а у духовных — духовные».
Значит, есть и духовная мера вещей, и нам необходимо признать, что ад состоит не только в мучениях совести.
http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=2104
Πυξίδα μου, Κύριε, με τη δύναμη του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, Σου, και σώσε με από κάθε κακό