Авраамические религии формально можно отнести к вариациям бхакти-йоги. Но массовые религии вообще (включая буддизм и все нам известное) настолько вырождены, что имеет смысл называть их вариациями карго-культа.
Вариации бхакти-йоги - это яхты. Нынешние массовые религии - их песочные подобия*
---
* (хоть по ним можно угадать чертеж яхты; и даже построить ее самому, если не удастся в своей религии встретиться с живой ее традицией.)
---
В бхакти-йоге самой по себе и так настолько много элементов тантры (в том числе, визуализации, интенсивные переживания определенных представлений,.. - всего не перечесть.)
Сама основа бхакти: живые, сосредоточенные, яркие отношения с Богом, - глубоко тантрична.
Само использование понятия Бога - (как инструмент религиозной практики, а не как набор бессмысленных без употребления верований и словесных манипуляций)
- есть основной тантрический прием.
.
Тантра столь эффективна, что редкая религия (разве что, хинаяна) отказывается от богатого арсенала ее средств.
Они столь обширны и разнообразны, что пробовать их описать можно лишь разве что в моем непритязательном сказе.
.
Так вот. Тантра включает в себя все, что связано с живым культивированием определенных представлений.
"А разве есть что-то еще?" - А то!
=======
Православие как тантра* /вступление/
---
* (еще одно практически неизвестное слово; тантра имеет к сексу еще меньшее отношение, чем Эйнштейн - к физичке-дуре)**
---
Да и остальные употребляемые мной слова ничем не лучше -
Итак:
- религия может вполне обходиться без бога
- вера может вполне обходиться без догмы
....
Есть много еще открытий чудных.
Скажем:
я - не пуп Земли
Земля - не пуп вселенной
Солнце не вращается вокруг земли
/хоть людей, не верящих в эту очевидность, пока не встречала.
А вам знаком хоть один такой человек? Кто ощущает свое вращение вместе с Землей вокруг ее оси при относительно неподвижном солнце?
Вот она где диалектика-то очевидного и невероятного
А вы говорите /
=====================
Слово о словах//...//
Когда говорю более серьезно (хоть и оставаясь на мифопоэтическом уровне),
то конечно же слова "Бог", "религия" и пр. употребляю в менее привычном
(в наше время - почти непонятном) смысле.
Простой пример: говорю "физик", -
знаем, говорят; только не "физик", а "физичка"; вредная такая и дура-дурой.
- Но физик не обязательно дурак. И физика - великая наука
- Да не рассказывай сказки! Знаем мы эту физику; в школе проходили.
Вся физика заключена в физическом кабинете на 3‑м этаже в конце коридора.
И физичка была дура. Так что - не надо!
--
Конфуций:
Как всегда - каждый прав в рамках своих определений