Oн и мы одно

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Вт, 1 августа 2023, 21:34

"Oн и мы одно". /Авраам бен Шмуель Абулафия/ 1

Восточные и авраамические религии идут к Одному и тому же с разных концов*. И в каждом пути есть свои преимущества и есть свои опасности.
Восток исходит из махавакий: великих утверждений глубинного единства.
И задача теперь заключается в том, чтобы этой глубины достичь.
«Сознание есть Брахман»
«Атман есть Брахман»
Тат твам аси — «то ты еси»
Ахам брахмасми — «Я есмь Брахман»
"Каждый обладает природой Будды; уже является Буддой"
и т д
"Цели указаны, задачи поставлены, - за работу, товарищи!"
--
* Такое нередко случается в области религии даже в малом. Так, восточное и западное христианства выстраивают иерархию грехов в противоположном друг другу порядке (в православии корневой грех - обжорство, в католичестве - гордыня).
И при этом тоже: правы обе.
/"Онтологически" первогрехом несомненно является гордыня, чувство своей отдельности. Но с точки зрения практической аскезы (икономии спасения) удобнее всего ухватиться за самое первое и легко различимое: видеть разницу между нижними, животными импульсами души и более высокими слоями сознания/.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель


Re: Oн и мы одно

#3 просто Соня » Вт, 1 августа 2023, 21:38

Сонечка, сейчас пришла мысль о том, что очень жаль, не придется читать Ваши строки, когда Ваши Знания пройдут через сита Времени ( прожитых лет)! Вы будете оперировать уже лишь Истинами!))
Да уж и сейчас пора начинать помалкивать :smile:
Если чувство отдельности - грех, то зачем Г-дь сотворил и продолжает творить мириады отдельных живых существ?
Помалкивать пока рано: диалог - путь к истине. Ещё намолчимся...
Простая диалектика :smile: Адаму надлежало выйти из рая, чтобы потом стремиться в него вернуться. По Уилберу: младенческое райское единение - досознательно; просветленной - сверхсознательно.
Грех - в абсолютизации отдельности, а не в ней самой.
Понятие греха, падшести, неудовлетворительности существования себя и мира (дуккха) , - понятия религиозные: то есть возникают на определенном этапе личностного развития: на этапе "возвращения". До того (до того как религиозная тематика, императив преображения) не становится личностно актуальной, - религиями не стоит и заморачиваться: достаточно просто нравственности.
Я имел в виду просто "ошибка".
Почему ошибка? Это просто нормальный путь диалектического развития. (Который личностно может восприниматься как трагедия).
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 2 августа 2023, 7:57, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Oн и мы одно

#4 просто Соня » Ср, 2 августа 2023, 7:55

Самодовольство и самолюбование - смерть для любой религии
/на статью с исчезнувшей ссылкой/

Замечательный автор, и отвратительная статья. Образчик "совкового иудаизма". То есть отрицания духа иудаизма под видом его прославления.

Прежде всего, дух истинной религии не может быть самохвальским, чужд всякому самохвальству. Только у "совкового иудаизма" настолько отшиблено чувство вкуса, что он способен обжираться сахаром ложка за ложкой, пытаясь наполнить им бездонную бочку вековой униженности; детских и школьных обид.

Иудаизм подчеркивает:
А: Отказ от идолослужения никак не может быть поставлен евреям в заслугу.
Евреи то и дело впадали в этот кульпа магнус, главный грех, грех par excellence.
И видя, что люди не в состоянии с ним справиться, мудрецы Великой Синагоги взмолились к Всевышнему, чтобы Тот раз и навсегда отбил у евреев вкус к идолослужению.
Даже заплатив за это страшную цену: так же раз и навсегда лишения дара пророчества.

Б. Многократно, постоянно и многоразлично в ответ на вопросы "что есть идолослужение?" еврейские учителя отвечали так, чтоб в каждый вопрошающий мог укорить себя в этом грехе.
Обычно суть ответа сводится к максиме, приписываемой многим учителям*: страх перед людским суждением есть современная форма идолопоклонства.
Ну и, разумеется, идолопоклонством считается (объявляется) все, что в сердце, в душе, в приоритетах человека ставится выше Бога.

---
* Так, раби Исраэль Салантер перед смертью сказал (как суть своего учения):
"Бойтесь бога так, как вы боитесь людей."
Ученики стали горячо ему возражать: Бога надо бояться много больше!
Раби Исраэль слабо усмехнулся и сказал:
"Не надо "больше". Бойтесь Его хотя бы так же. Этого достаточно."

Глубинный подход каббалы выразить словами одного из ее выдающихся авторитетов:
"Полагать Его отдельными от себя - заблуждение.
Но иначе: как же мы иначе познаем Его?
Полагать Его отдельными от себя - ошибка.
Но иначе: как же мы иначе можем стремиться к Нему?

Точно так же чтимый еврейский мудрец, кабалист Авраам бен Шмуель Абулафия, учил, что "Oн и мы одно".

* Такое нередко случается в области религии даже в малом. Так, восточное и западное христианство выстраивают иерархию грехов в противоположном друг другу порядке (в православии корневой грех - обжорство, в католичестве - гордыня).
И при этом тоже: правы обе.
{"Онтологически" первогрехом несомненно является гордыня, чувство своей отдельности. Но с точки зрения практической аскезы (икономии спасения) удобнее всего ухватиться за самое первое и легко различимое: видеть разницу между нижними, животными импульсами души и более высокими слоями сознания}

***
Я есмь орган, но органист не я.
Во мне волна Его святого хмеля.
И тот разрушит песню бытия,
Кто нас смешает или нас разделит.
По клавишам бесчисленным скользя,
Он трогает мои живые раны.
Я есмь орган, но мне самой нельзя
Дотронуться до клавишей органа.
Я есмь орган. Но лишь Создатель мой,
вдохнув свой дух, играет на органе.
Я -- глубь и тайна для себя самой,
Я оживаю от Его касаний.
Вот Он пришел -- предвечный органист.
О, это свет, вонзенный в темень ночи!
Да будет звук мой первозданно чист,
Чтоб передать все то, что Он захочет.
В бескрайнем мире -- только Ты и я.
Во мне -- волна божественного хмеля,
И тот разрушит песню бытия,
Кто нас смешает или нас разделит.

/Миркина/
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Oн и мы одно

#5 просто Соня » Ср, 2 августа 2023, 8:05

"Oн и мы одно". /Авраам бен Шмуель Абулафия/ 2

Понятно, что любая остановка на пути; воображение, что первый попавшийся островок в плавании - уже достигнутая Новая Индия и Земля обетованная;
любой "недокоп" вглубь тоннеля, ведущего вглубь и сквозь себя, вглубь и сквозь все миры, -
совершенно исключаются.

Но тут мы вступаем в область, где никакие привычные физические образы и психологические представления перестают работать.
Если «Я есмь Брахман», то только такое Я, что взаправду способно творить миры.
Если "Бог есть Любовь", то только такая Любовь, которая ни в каком отношении и качестве не уступает самому Богу!
Потому всяческие (заниженные относительно этого постулируемого тождества) сюсюканья на сей счет есть невыносимая метафизическая пошлость.

Потому неверие в возможность такого Я и такой Любви есть законнейшее право каждого. Равно как и право неверия в Бога.

//Любовь- есть! Любовь есть Бог!//
Какая Любовь? Если она хоть в чем-то менее Бога - то такое понимание утверждения Иоанна есть богохульство и обвинение его/апостола в богохульстве :wink:
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Oн и мы одно

#6 просто Соня » Ср, 2 августа 2023, 8:08

"Oн и мы одно". /Авраам бен Шмуель Абулафия/ 3

Рассказывая, держу в уме математическое понятие "инверсия круга".
Где движение вглубь, к центру круга вполне сопоставимо и даже вполне тождественно движению от его края - к бесконечности. Кто не помнит - лучше глянуть в вики.
Потому что одного этого образа вполне достаточно для моего понимания этого вопроса: сравнения условно западного (авраамического, теистического) и восточного путей богооткровения.

//как поймать льва в пустыне. строим клетку в форме окружности. два случая. если лев уже в клетке, то задача решена. если лев вне клетки, делаем инверсию относительно этой окружности,- и лев оказывается внутри. (с) джон литтлвуд//

правильно :Meditation:
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Oн и мы одно

#7 просто Соня » Ср, 2 августа 2023, 8:10

"Oн и мы одно". /Авраам бен Шмуель Абулафия/ 4

Конечно, и Восток, и Запад полагают Бога совершенно внепространственным.
Конечно, религиозные идиоты вольны полагать все что им заблагорассудится.
Конечно, Все утверждения и сравнения в такой области редко бывают ловкими и обычно страшно уязвимы; а потому заслуживают лишь самого снисходительного внимания.

Авраамические религии прежде всего озабочены проблемой раннего смешения; преждевременной иллюзией достижения.
Поэтому указывают на Итоговую Цель (Бога) не внутрь себя /к центру круга/,
а в бескрайнее пространство, в бесконечность. В надежде, что хоть так-то с Ним не спутают ничто конечное, ни что пусть и великое, но конкретное.
В отличие от трудно верифицируемых духовный прозрений и состояний.

Но полагание непроходимой пропасти между собой и Богом - тоже не выход, а скорее тупик.
Поэтому и в авраамических религиях идея тайного глубинного единства непременно присутствует.

И в заключение - притча о скороспелых достижениях, просветлениях и даже гуру, которая придется по вкусу не одному только "авраамическому сердцу".

Послушайте нашу курицу!

Вдоль всего плетня, окружавшего птичий двор, расселись ласточки, беспокойно щебеча друг с другом, говоря о многом, но думая только о лете и юге, потому что осень стояла уже у порога — ожидался северный ветер.
Однажды они улетели, и все заговорили о ласточках и о юге. «Пожалуй, на следующий год я сама слетаю на юг», — сказала курица. И вот минул год, ласточки вернулись. Минул год, и они снова расселись на плетне, а весь птичник обсуждал предстоящее отбытие курицы.
Ранним утром подул северный ветер, ласточки разом взлетели и, паря в небе, почувствовали, как ветер наполняет их крылья. К ним прилила сила, странное древнее знание и нечто большее, чем человеческая вера. Высоко взлетев, они оставили дым наших городов.
— Ветер, пожалуй, подходящий, — сказала курица, расправила крылья и выбежала из птичника. Хлопая крыльями, она выскочила на дорогу, сбежала вниз с насыпи и попала в сад.
К вечеру, тяжело дыша, она вернулась и рассказала обитателям птичника, как летала на юг до самого шоссе и видела величайший в мире поток машин, мчащихся мимо. Она была в землях, где растёт картофель, и видела питающие людей злаки. И наконец, она попала в сад. В нём были розы, прекрасные розы, и там был сам садовник.
— Потрясающе, — сказал весь птичий двор. — И как живописно рассказано!
Прошла зима, прошли тяжёлые месяцы, началась весна нового года, и опять вернулись ласточки. Но птичий двор ни за что не соглашался, что на юге — море. «Послушайте нашу курицу!» — говорили они.
Курица теперь стала знатоком. Она-то знала, как там — на юге, хотя даже не ушла из городка, а просто перешла через дорогу.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Oн и мы одно

#8 просто Соня » Ср, 2 августа 2023, 12:42

"Oн и мы одно". 5

Именно академическая засушенность, умственность иудаизма и привели к яростному бунту против него раннего хасидизма.
Не все отдают себе отчет, что экстатические танцы с Торой* на Симхастойру (мистерийно как раз и обозначающие "Oн и мы одно" :wink: ) появились только с хасидизмом.
Некоторые трактовки трясения лулавом как объединения с сефирот**, хоть и высказаны на каббалистическом языке, но тоже исходят их хасидских кругов.
(Хасидизм вообще невозможно оторвать от Каббалы).

Встреча невесты-Субботы как Unio Mistica, мистический брак
«Ани ле-доди ве-доди ли, Я (принадлежу) моему возлюбленному, мой возлюбленный (принадлежит) мне», -
еще более интенсивные уровни Unio Mistica до чувства слияния и исчезновения в Боге, -
все это примеры той новой мистической (и мистериальной!) жизни, которую хасидизм вдохнул в постепенно кальцинирующийся иудаизм.

Потому-то величайший каббалист и мистик Ха-Гра (ха-Гаон рабби Элияху) ,Виленский Гаон, прекрасно интимно знакомый с глубинной мистической стороной иудаизма, -
все же наложил херем на все хасидское движение.
Именно по причине таящихся в нем опасностей для иудаизма в его привычном понимании.

Чем дело кончилось? А ничем. Бывают разводы, ведущие к обновлению брака.
Хасидизм присмирел, понял опасность раскола. Об эксцессах и экстазах первых 20 лет его существования, которым мало кто поверит, теперь уже мало кто слышал.
А иудаизм не без удовольствия впустил в себя целый ряд радостных хасидских обычаев.
И на здоровье. Ведь теперь тоже мало кто вспомнит, что и Хабад как мы его ныне понимаем,
еще пол века назад подвергался жесточайшей критике как явление чуждое иудаизму.

---
*) (реально видеть можно только грустные на них пародии)
**) Если один из четырех элементов лулава символизирует Пардес*** ("рай" в широчайшем смысле этого слова), еще хоть в каком-то смысле достижимые 7 сефирот.
то три других - три абсолютно трансцендентные человеческому сознанию. О любом виде не то что постижении, но и даже приближении к ним - нечего и думать.
Хохма, Бина и Кетер (Эйн Соф все же благоразумно и "реалистично" заменяется на его отражение - Кетер.)
И вот только в мистериальном соединении (внешне выражаемом в танце-объятии Торы, экстатическое трясении лулавом)
Unio Mistica, мистический брак трансцендирует то, что невозможно всем прочим силам ума.

***) Многим Пардес известен лишь как четыре уровня понимания и толкования Торы.
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 2 августа 2023, 12:53, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Oн и мы одно

#9 просто Соня » Ср, 2 августа 2023, 12:51

5а.
Христианский развод 500летней давности окончился не так счастливо. И это при том, что контрреформация пошла на куда большее и более радикальное очищение католицизма,
чем то, о чем его критика Лютером могла только мечтать.
Расхождения между ранним хасидизмом и традиционным иудаизмом были куда более глубокие.
//Кто сказал, что хасидизм "присмирел"?//
В смысле экстравагантности и бунта против традиционного иудаизма. Теперь он, пожалуй, стал своей полной противоположностью (себе прежнему; 3‑й четверти 18 века).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя