"Oн и мы одно". 5Именно академическая засушенность, умственность иудаизма и привели к яростному бунту против него раннего хасидизма.
Не все отдают себе отчет, что экстатические танцы с Торой* на Симхастойру (мистерийно как раз и обозначающие "Oн и мы одно"
) появились только с хасидизмом.
Некоторые трактовки трясения лулавом как объединения с сефирот**, хоть и высказаны на каббалистическом языке, но тоже исходят их хасидских кругов.
(Хасидизм вообще невозможно оторвать от Каббалы).
Встреча невесты-Субботы как Unio Mistica, мистический брак
«Ани ле-доди ве-доди ли, Я (принадлежу) моему возлюбленному, мой возлюбленный (принадлежит) мне», -
еще более интенсивные уровни Unio Mistica до чувства слияния и исчезновения в Боге, -
все это примеры той новой мистической (и мистериальной!) жизни, которую хасидизм вдохнул в постепенно кальцинирующийся иудаизм.
Потому-то величайший каббалист и мистик Ха-Гра (ха-Гаон рабби Элияху) ,Виленский Гаон, прекрасно интимно знакомый с глубинной мистической стороной иудаизма, -
все же наложил херем на все хасидское движение.
Именно по причине таящихся в нем опасностей для иудаизма в его привычном понимании.
Чем дело кончилось? А ничем. Бывают разводы, ведущие к обновлению брака.
Хасидизм присмирел, понял опасность раскола. Об эксцессах и экстазах первых 20 лет его существования, которым мало кто поверит, теперь уже мало кто слышал.
А иудаизм не без удовольствия впустил в себя целый ряд радостных хасидских обычаев.
И на здоровье. Ведь теперь тоже мало кто вспомнит, что и Хабад как мы его ныне понимаем,
еще пол века назад подвергался жесточайшей критике как явление чуждое иудаизму.
---
*) (реально видеть можно только грустные на них пародии)
**) Если один из четырех элементов лулава символизирует Пардес*** ("рай" в широчайшем смысле этого слова), еще хоть в каком-то смысле достижимые 7 сефирот.
то три других - три абсолютно трансцендентные человеческому сознанию. О любом виде не то что постижении, но и даже приближении к ним - нечего и думать.
Хохма, Бина и Кетер (Эйн Соф все же благоразумно и "реалистично" заменяется на его отражение - Кетер.)
И вот только в мистериальном соединении (внешне выражаемом в танце-объятии Торы, экстатическое трясении лулавом)
Unio Mistica, мистический брак трансцендирует то, что невозможно всем прочим силам ума.
***) Многим Пардес известен лишь как четыре уровня понимания и толкования Торы.
Не важно, что написано. Важно, как понято.