А что значит Богословие это такая монета,
лицевая сторона которой подлинная,
а изнанка -фальшивая?
В скорлупу такого непонятного иероглифа (высказывания) заключила ответ на незаданный вопрос. Но даже и сейчас(когда вопрос вроде бы задан)
не знаю, сумею ли сейчас сказать что-то вразумительное.
Все богословские утверждения, догматы, кредо
выражают глубочайшие истины.
Но пользуются для выражение невыразимого. внесловесного
обычным нашим привычным словарем
_ а каким же еще?!
Это и есть лицевая, подлинная сторона монеты.
А мы, в свою очередь, понимаем сказанное привычным образом,
то есть, своим лжеименным разумом (ап. Павел)
И слова высокой подлинности
в наших руках и умах
тут же неизбежно становятся фальшивыми.
Почему лжеименным?
Потом что,
за неимением других,
приходится пользоваться бытовыми словами
для передачи опыта,
далекого не только от нашей повседневности,
от всего привычного, от нашего быта (бытования),
но и удаленного от всего нашего опыта!
Это относится буквально ко всему.
Начать можно с любого места.
Ну вот хоть "Бог есть Любовь".
Ничего кроме ереси (не чуши, - а именно ереси)
ни разу ни от кого еще не слыхала.
А высказывание это предельно важное, емкое, содержательное,
короче - символ, иероглиф.
То есть - совершенно не могу объяснить, передать вразумительно, что я хочу сказать.
Поэтому так верно и не раз говорено:
"Написанное Духом Святым
можно и прочитать лишь Духом Святым".
То есть, слова святого может понять лишь имеющий хотя бы проблеск опыта такого святого
(опыта собственной, а не заимствованной святости, разумеемся.)
На этот факт
- свою невозможность передать и неумение других принять -
с горечью постоянно указывают все святые учителя человечества.
Поэтому понять, познать, ощутить, впитать
подлинный смысл коренных слов Писаний
(их лицевую сторону),
можно, лишь обретя собственный опыт
И тогда эти тексты, эти слова приходится переоткрывать заново.
Так Миркина в своих стихах то и дело не может сдержать восклицания
"Так вот что значит ...!"
(Например, что значит "Ангелы подхватят" и т.п.)
С другой стороны, с постепенным приобретением такого опыта
свой глубинный смысл раскрывают не только иероглифы слов,
но и весь мир, в котором Бог как бы зашифрован,
Его надо суметь разглядеть.
Мир и каждый предмет
раскрывается как иероглиф, как Смысл, как раскрытая Книга.
***
О, научи меня, сосна,
Безмолвью!
Тысячелетия одна
На всхолмье.
Тысячелетия одна
На свете,
Полна покоя и полна
Столетий.
Ты каждый миг внутри хранишь,
Владыка,
Вот почему и стала тишь
Великой.
Равны столетьям полчаса
В Эдеме,
Ведь разрослось, как небеса,
Здесь время.
И вот ветвей твоих извив
Случайный
Остался как иероглиф --
Знак тайны.
Кто эти знаки прочитал,
Тот сможет
Войти сквозь камень этих скал
В рай Божий,
Туда, где не имеет свет
Обрывов,
Туда, где мертвых вовсе нет --
Все живы.
Ведь нету дней у бытия
Вчерашних...
Так научи, сосна моя,
Бесстрашью.
Ты даришь сердцу благодать
В избытке.
Так помоги мне устоять
В час пытки.
В глухой чернеющей ночи
Без срока
Своей молитве научи
Высокой...
/Зинаида Миркина /
Не важно, что написано. Важно, как понято.