Не то чтоб это было неверно, но исторически неточно((Соня: "Ведь первые несколько веков христианство распространялось исключительно среди евреев".))
// Христианство в первые века активно распространялось в Риме, не только среди евреев.//
Эта неточность возникает из чтения Деяний и прочей христианской литературы, а также из самого названия "Послание к римлянам" ап. Павла.
Тут впору воскликнуть: "Да о каком же еще чтении и понимании может идти речь?"
А речь идет о неверном понимании самого употребляемого в Деяниях слова эллины [Еллины],
а также кто такие были эти римляне (как впрочем и адресаты других посланий Павла).
Лоренцо Венециано (до1336-п1378) - Пределла алтаря со сценами из жизни апостолов Петра и Павла - Проповедь св Петра
Современная библеистика говорит нам, что эллинами называли ассимилированных евреев рассеяния
{то есть евреев, но почти что уже не иудеев, позабывших и уже не понимавших еврейский язык и говоривших в основном на койне (греческом)}
- но все же достаточно иудеев, чтобы соблюдать заповедь о ежегодном паломничестве на пасху в Иерусалим.
Впрочем, мы и сами можем сообразить:
откуда возьмутся на пасху в Иерусалиме толпы
(не ведающих об иудейском культе или презирающих его)
греков?
А также других народов? (Насколько они были "язычниками", а насколько иудеями - мы сейчас увидим.)
Прочие же сошедшиеся из разных мест и якобы понимавшие язык только своей местности эллинизированные евреи рассеяния были слушателями и свидетелями чуда "говорения языками" (часто путают с голоссалией).
"И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом(!) Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием(!)
И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?
Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты"
(Вот это как раз и есть иудействующие этнические неевреи, о которых ЕБЖ далее пойдет речь.)
"критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?"
События Пятидесятницы. Деяния апостолов (2:1—13).
Однако, разумется, Петр обращался прежде всего не к понаехавшим
"Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!..." /Дн 2:14/
Явно предполагая, что все это сборище паломников владело по крайней мере арамейским. (Говори он на койне, ни о каком чуде речи идти не могло)
Апостол Пётр проповедует в катакомбах (Ян Стыка, начало XX века)