Христианская этика и рабби Салантер

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Вс, 19 декабря 2021, 20:16

Христианская этика и рабби Салантер
Рабби Салантер: Авраам и Содом

...«Может быть, у этого города есть пятьдесят праведников?» — спросил Авраам Всевышнего. Наш праотец просил пощадить Сдом не ради пятидесяти праведников в городе, а ради пятидесяти праведников города (בתוך העיר — дословно: «внутри города»), то есть причастных жизни населения. Если праведник сидит, запершись в башне из слоновой кости, и не пытается повлиять на других людей, он не достоин имени праведника. В Талмуде сказано, что после падения Второго Храма первыми погибли те знатоки Закона, которые сторонились людских забот, не жили «внутри города».
https://toldot.ru/articles/articles_1287.html

Раби Исраэль бар Зеев-Вольф Липкин (р. Исраэль Салантер; Агрис; 5571-5643 /1810-1883/ гг.) – один из духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар.
Происходил из рода Виленского Гаона.
Большинство из методов духовной работы, которые р. Исраэль Салантер впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом-Зунделем. В свою очередь, р. Йосеф-Зундель развивал те методы воспитания, которые были апробированы в ешивах р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера, а еще раньше, в доме учения Виленского Гаона – ведь именно Гаон сформулировал исходный постулат школы мусара: «Основа человеческой жизни – постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!»

Исраэль Салантер намеревался, во всем следуя путем наставника, достичь высочайшего уровня «скрытого праведника» (цадик нистар) – человека, чьи духовные достижения скрыты под обличием заурядного обывателя.

Готовясь к такому поприщу, р. Исраэль принялся изучать Талмуд наизусть со всеми основными комментариями, чтобы обрести возможность на глазах у всех незаметно и непрерывно заниматься Торой – ведь в книгах у него уже не будет необходимости. Но когда половина Талмуда уже была аккуратно размещена в хранилищах его памяти, р. Исраэль, осознав свое подлинное призвание, решил посвятить дальнейшую жизнь широкому распространению духовной практики, связанной с совершенствованием качеств характера. Обязанности перед другими людьми.

В беседах с учениками он убеждал их поставить в центр своего служения заповеди, регулирующие взаимоотношения между людьми (мицвот бейн адам лехаверо). Он говорил: «Стремясь идеально выполнить свои обязанности перед Б-гом (мицвот бейн адам леМаком), человек порой пренебрежительно относится к своим обязанностям перед другими людьми. Старательно выполняя одну заповедь, человек может одновременно с этим совершить десятки грехов. Например, собираясь задолго до рассвета на чтение слихот перед Рош ашана, он может, неаккуратно хлопнув дверью, разбудить других членов семьи и даже соседей – а если кто-то из разбуженных им был болен, то это дополнительный грех» (Сарей амеа 2:36, р. Дов Кац, Тнуат амусар). Р. Исраэль Салантер призывал своих учеников относится к заповедям «бейн адам лехаверо» хотя бы с той же педантичностью и серьезностью, как они относятся к запретам шабата или к законам о кашерности пищи.

р. Исраэль основал Мусар-штибл (дом этики), Вечерами в Доме этики собирались люди из всех слоев виленского общества: знатоки Торы, ремесленники, коммерсанты, рабочие, даже студенты и люди свободных профессий, объединенные стремлением к самосовершенствованию и духовному росту. обсуждения «сопровождались душевными бурями» и «уста высекали языки пламени». Вместе с тем занимающиеся стремились глубоко понять и осмыслить прочитанное. Каждое высказывание мудрецов «повторялось множество раз – до тех пор, пока оно не совершало свое воздействие: в конце концов, изучающий чувствовал и осознавал, что именно ему необходимо исправить в своей душе, и после этого он поднимался на следующую ступень»

Не человек для субботы, а суббота для человека

когда в Вильно вспыхнула эпидемия холеры и ученики «Дома этики» организовали штаб по борьбе с болезнью. Собрав благотворительные средства, р. Исраэль арендовал больницу, рассчитанную на полторы тысячи коек. В ней работали посменно, круглые сутки обслуживая больных, около семидесяти его учеников, молодых знатоков Торы. Он обещал родителям этих учеников, что ни один из молодых людей не заразится, и все возвратятся по домам живыми и невредимыми, поскольку заняты выполнением заповеди. Так и произошло, несмотря на то, что болезнь распространялась стремительно, унося сотни жертв. Р. Исраэль и сам постоянно навещал больных, обеспечивая их лекарствами и продуктами питания.

В субботние дни он следил, чтобы больные не ограничивали себя алахическими запретами, – ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шабата. Чтобы убедить «ревнителей веры» из числа больных, р. Исраэль и его ученики сами совершали запрещенные в шабат действия по уходу за ними – например, они рубили дрова и разводили огонь в печах, чтобы прогреть больничные помещения.

За несколько дней до Йом кипура года, когда эпидемия достигла своего апогея, он объявил своим измученным помощникам, что им не следует поститься в этот святой день, так как их здоровью угрожает опасность.
В канун Йом кипура на стенах домов были расклеены объявления, подписанные руководителями раввинского суда Вильно: «Следуя воле Б-га и законам Торы, в связи со смертельной опасностью мы разрешаем есть и пить в день поста». Тем не менее, праведные жители Вильно не решались нарушить святость этого дня.

И тогда р. Исраэль поднялся во время утренней молитвы на биму (возвышение, с которого читают Тору) и попросил, чтобы служка принес ему печенье. Громко благословив, р. Исраэль съел печенье на глазах у молящихся. Затем он обошел все другие дома молитвы, съедая в каждом из них по кусочку, – лишь после этого люди подчинились решению раввинского суда, позволив себе прикоснуться к воде и пище.

Р. Исраэль стремился воспитать новое поколение руководителей еврейских общин. По свидетельству современника, «обучение строилось на выработанных им методах совершенствования характера – причем, основное внимание уделялось избавлению от высокомерия, чрезмерного честолюбия и мирской суетности и укоренению в своей душе привычки довольствоваться малым, предъявляя к себе самые высокие требования»
Среди ближайших учеников р. Исраэля были ...
и многие другие раввины, ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Европы, Земли Израиля и Америки.

Забота о ближнем

Р. Исраэль привлекал учеников и последователей не только вдохновляющими уроками и беседами, но и магнетическим воздействием своей личности: искренностью, открытостью, простотой и, главное, чрезвычайно доброжелательным и заботливым отношением к людям. Рассказывается, что в начале своего пребывания в Ковно он некоторое время жил в доме одного состоятельного и богобоязненного коммерсанта, который тоже стал его учеником. Вскоре домочадцы хозяина заметили, что р. Исраэль берет для омовения рук лишь минимальное количество воды – несмотря на то, что в доме всегда стояли полные ведра. Набравшись смелости, хозяин дома спросил о причине этого: ведь в кодексе Шульхан арух сказано, что «лучше все же не скупиться и омывать руки большим количеством воды».
«Я видел, что ваша служанка приносит воду издалека, – пояснил р. Исраэль. – Поднимаясь от колодца, стоящего внизу, к дому на высоком холме, она чуть не падает под тяжестью ведер. Я не могу устрожать в выполнении заповеди омовения рук за ее счет».

Р. Исраэль говорил: «Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже – о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идет об его душе и его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует побеспокоиться об удовлетворении их материальных нужд».

А это – мое любимое!
Однажды его ученики, собиравшиеся в канун праздника Песах выпекать мацу, спросили: «Научите нас, наставник, на что следует обращать особое внимание при этом процессе?».
«Обратите особое внимание на то, – предостерег их р. Исраэль, – чтобы не упрекать женщину, которая будет замешивать вам тесто».

Неимущие, вдовы и сироты видели в р. Исраэле Салантере своего заступника и защитника. Ковенская ночлежка для бедных (экдеш) располагалась в старом, полуразвалившемся флигеле с заплесневелыми стенами: нищие странники и бездомные спали на полу, едва прикрытом грязной соломой, – а руководители общины отказывались благоустроить помещение, ссылаясь на то, что касса общины пуста. И тогда р. Исраэль переселился в экдеш и улегся спать вместе с нищими на грязном полу. Узнав о случившемся, все руководители общины прибежали в ночлежку, но р. Исраэль отказался возвратиться домой до тех пор, пока не приступят к ремонту здания. В тот же день необходимые средства были собраны.

Однажды, когда р. Исраэль навестил г. Салант, в котором прошла его юность, к нему обратилась за помощью бедная вдова. Она рассказала, что пришла в Салант вместе со своим сыном, чтобы собирать милостыню. По приказу руководителей общины ее сына захватили на улице и отдали в рекруты под именем одного из очередников – юноши из Саланта.
Р. Исраэль остался в городе на шабат. После утренней молитвы все почтенные граждане города пришли к нему в гостиницу на кидуш, рассчитывая получить благословение из уст праведника. Однако сразу после кидуша, р. Исраэль вскочил на ноги и начал громко обличать руководителей общины, называя их «похитителями людей» и «бандитами». Обратившись к одному из них, он сказал: «Вот ты, «праведник», настолько устрожаешь в законах шабата, что обвязываешь носовой платок вокруг шеи даже там, где есть эрув и разрешено носить платочек в кармане. Почему же ты не побоялся слов Торы: «И кто украдет человека и продаст его, …должен быть казнен смертью» (Шмот 21:16)?!». «А ты, – повернулся р. Исраэль к другому старосте, хорошо знакомому ему с детства, – ты, который так придирчиво следишь за кашерностью мацы и так педантично выбираешь себе этрог, почему ты не испугался преступить запрет Торы «Никакой вдовы и сироты не притесняйте» (там же 22:21)?!». «Запрещено находиться в обществе подобных вам нечестивцев!», – завершил р. Исраэль этот разговор и немедленно пешком покинул Салант.
Руководителям общины не оставалось иного выхода, как прямо в шабат отправиться к офицеру, ответственному за рекрутский набор, и объявить ему, что произошла «ошибка»: сданный в кантонисты ребенок не является тем, кто значится в призывном списке. Сироту освободили, и старейшины отправили посланца в погоню за р. Исраэлем. После долгих поисков его нашли в окрестностях города – он сидел на земле, обхватив голову руками. Узнав, что ребенок освобожден, р. Исраэль согласился вернуться в город и принял участие в субботней трапезе.

За обиду любовью

Непримиримый и даже жесткий в борьбе за интересы обездоленных, р. Исраэль Салантер проявлял исключительную терпимость, когда обиды и оскорбления касались лично его: за обиду он сторицей платил любовью. Однажды в поезде, по дороге из Ковно в Вильно, некий молодой аврех (молодой знаток Торы) грубо оскорбил р. Исраэля. Молодой человек и не подозревал, что перед ним был один из величайших мудрецов поколения – ведь, подобно своему учителю, р. Йосефу-Зунделю из Саланта, р. Исраэль всегда одевался, как бедный ремесленник или торговец. Однако когда на перроне в Вильно многолюдная толпа устроила р. Исраэлю торжественную встречу, аврех понял свою ошибку. Он не смог успокоиться до тех пор, пока, явившись в дом, где остановился р. Исраэль, не попросил у него прощения.
Р. Исраэль расспросил авреха, с какой целью он прибыл в Вильно, а затем, затратив значительные усилия и время, помог ему успешно завершить дело. В момент расставания, поблагодарив р. Исраэля, аврех спросил, почему тот заботился о нем, будто о своем близком родственнике.
«Я скажу тебе правду, – отозвался р. Исраэль. – Когда сразу после приезда ты попросил у меня прощения за происшедшее в поезде, я простил тебя от всего сердца. Однако проблема в том, что человек не властен над своим подсознанием, и я очень боялся, что в тайниках души у меня все-таки остался неприятный осадок и претензии по твоему адресу. Поэтому я постарался сделать для тебя как можно больше хорошего и стать твоим другом – ведь такова человеческая природа: чем больше добра мы делаем своим ближним, тем сильнее их любим».

Непрерывная работа по совершенствованию характера

Достигнув высочайшего духовного уровня, р. Исраэль продолжал непрерывную работу по совершенствованию своего характера. Он говорил, что в юности надеялся изменить весь мир, затем решил сосредоточиться на евреях своей страны, затем – на евреях своей общины, а теперь надеется хоть чуть-чуть изменить самого себя.

Р. Исраэль стремился преодолеть ту пропасть, которая пролегла в Европе между харедим (последователями традиции) и реформистами. Он говорил: «Если бы я жил в поколение р. Моше Софера (Хатам Софера; см.), то ни в коем случае не пошел бы его путем – я не стал бы отлучать реформистов от общин, объявляя их неевреями. Я попытался бы путем дискуссий и обсуждений убедить Авраама Гейгера и его сторонников в своей правоте. Если бы они не приняли моих доводов, я бы сделал вид, что согласен с ними. Я бы им сказал: «Братья, вы хотите сделать «реформированную синагогию» – давайте сделаем ее вместе. В их «синагогию» я бы посадил десять знатоков Торы, чтобы они изучали законодательные кодексы и книги мусара. И я убежден, что, в конце концов, подобная «синагогия» превратилась бы в дом учения».

***********************************************************************
Р. Исраэль Салантер умер в Кенигсберге в 1883 году. Всю жизнь р. Исраэль прожил в крайней бедности, получая лишь грошовое пособие от своих учеников, – от большего он отказывался. В наследство своим детям он оставил только поношенный талит и тфилин; у него даже не было ни одной собственной книги – необходимые ему книги он всегда брал взаймы (Гдолей адорот). Духовное наследие Его многочисленные рукописи, посвященные проблемам мусара, были собраны и изданы его учениками. В сборник Ор Исраэль (Свет Израиля), опубликованный р. Ицхаком Блазером, была включена также краткая творческая биография р. Исраэля. Другой важный сборник его статей получил название Эвен Исраэль (Камень Израиля). Ученики р. Исраэля Салантера создали целый ряд ешив, в которых изучение Талмуда сочеталось с занятиями мусаром: в штате таких ешив появился особый духовный руководитель – машгиах, помогающий ученикам в процессе их нравственного совершенствования и роста. Первые из этих ешив начали свою работу еще при жизни р. Исраэля Салантера: среди них ешива в Кельме, основанная р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма), и ешива Кнессет Исраэль в пригороде Ковно, Слободке, возглавляемая знаменитым машгиахом р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки).


https://imrey.org/раби-исраэль-салантер-раби-исраэль-ба/
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость

cron