Вопрос: "Некоторые православные утверждают что ад вечный, некоторые утверждают что ад временный. Как вы считаете, что более логично: то что ад временный или то что ад вечный?"
Имхо, тут дело не в логике. Конечно, с точки зрения логики, абсурдно полагать, что временные причины (грехи /ни один из коих не может превысить милосердия Божия/) могут иметь вечные следствия.
Со временем пришла к убеждению, что высказывания Иисуса лучше, плодотворнее всего воспринимать как парадоксальные. Даже если кажется, что они вполне остаются в рамках традиции (современного Ему иудаизма), полезно задуматься, что именно они в ней подчеркивают, а каким противоположным тенденциям противоречат. (Ведь в любой традиции, учении, Писании сосуществуют разные, часто диаметрально противоположные высказывания, трактовки и взгляды).
И напротив: наивно благочестивое желание принимать все слова Иисуса "за чистую монету"; в их прямом, буквальном, а тем более, в преломленном через призму современного (нам, а не Ему) сознания виде, - делают многие Его высказывания по меньшей мере странными.
"Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в наказание вечное... " (Мф.25:45-46)
Любой, задумавшийся над этими словами и поставивший себя на место этих "не сделавших", поневоле содрогнется.
А по поводу страшной участи душ лицемеров
"и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов"
/от Матфея, 24:51/
верно, не один только Пелевин задумывался
"Там про это немного написано. Главное, тьма там и скрежет зубовный. Я как прочел, полчаса потом думал, какие у души зубы. Чуть крыша не съехала." /Пелевин. Чапаев и пустота./
======
Меня вопрос о вечных муках тоже, конечно же, озадачивал.
Сейчас я понимаю их в смысле, открытом в ходе многолетних экспериментов Грофа.
Состояние страшной угнетенности, безнадежности, предельной депрессии - переживается именно как ВЕЧНОЕ. Вне зависимости от "реальной" длительности самого переживания.
Можно предположить, что в существовании за пределами связанности с телом есть пространства-состояния "вечного ада", чья вечность никак не связана с другими системами временного отсчета.
Интересно, можно ли это связать с сугубой относительностью понятия времени в современной физике и космологии?