А. (частушка) Часто используемую эту фразу (часто приписываемую самому Иисусу) часто считают сутью христианства (благовестием христианского интернационализма). Часто забывая при этом начало фразы (условие, преамбулу, предикат, квантор ) - "во Христе".
То есть такой благодатно преображенный христианин не различает уже не только ни иудея, ни язычника, - но не различает уже мужской и женский туалет, мужскую и женскую баню, да?
Сама, используя это знаменитое в НЗ (Новом Завете) место (1,2) для троллинга юдофобствующей православной публики, конечно не думаю трактовать сохраняемую в НЗ (3) избранность еврейского народа в каком-то расистском националистическом смысле. Ровно такая же эксклюзивная избранность существует буквально во всех религиях (включая мирный буддизм ), и прежде всего, - в самом христианстве . (4)
"Иудей (еврей)" в контексте Библии, ВЗ, иудаизма - правильно читать и понимать как просто "верующий"(отчасти - священствующий"). В этом смысле настоящих иудеев (евреев) среди иудеев (евреев) - так же мало как настоящих христиан среди христиан.
О чем постоянно и идет речь в посланиях ап. Павла, начиная с первого (к Римлянам). Вот о смысле этих авансов, часто выдаваемых религиями, и хотелось бы сказать несколько слов.
Б. "Нет уже иудея, ни язычника;.. нет ни мужеского пола, ни женского.."
Просто Павел(1,2) говорит о времени Мессии: (реальном) психологическом или (мифологическом) историческом.
Когда человек влюблен, когда человек находится в состоянии божественного озарения, - весь мир расцветает. Это можно (как его близкие) считать субъективным,
а можно (как он сам) счесть подлинным преображением мира: тикун олам, Малхут Яхве, ЦН(Царствие Небесное).
И с точки зрения его самого и диамата, - прав именно он. Ведь по диамату(5), истина, реальность - это то что дано нам в ощущениях.
/Другой вопрос, что с точки зрения истинной реальности, во сне, в Матрице, находятся именно здравомыслящие, но никак не просветленный./
Так что в Мессию (Христа) надо не верить. Мессией (Христом) надо стать. Именно это и есть благовестие Евангелий(6) Именно это и есть весть Христа. Именно об этом натужно старается забыть христианство. Что (по мере сил и каждая по-своему) - делают и все прочие массовые (всенародные) религии.
Конечно же, даже восторженный Павел ничего такого [преображение по волшебному щелчку пальцами] не утверждает.
Призывает он не к религиозной халяве ("Адам вкусил - и все погибли, Христос пришел - и все спаслись"). Не к спорам и доказательствам кто мессия, а кто - так себе.
Павел (подобно всем учителям до и после него) призывает к личному духовному подвигу, утверждает процесс преображения: "ветхого человека" надо "совлечься"; в нового человека надо "облечься".(2)
Иначе, чем по вашему все века христианства занимались монахи и подвижники? Какого такого спасения взыскивали? Ежели все так просто: "крестился - спасся, а согрешил - покайся"?
В. Лжерелигии есть не ложные утверждения. Лжерелигии есть ложное понимание. Ложное понимание того что возможно понять (а главное - пережить) на много более глубоком, содержательном уровне.
Христианство не есть лжехристианство, занимающееся раздачей христианских партбилетов и контрамарок в рай. (При желательном условии изучения партийных документов и следовании парт.линии.)
Религия (в т.ч. - христианство) есть духовный труд по особому развороту, переориентации сознания.
Мера сочетания труда и благодати: "медленный духовный труд"/Миркина/ или мгновенное преображения, - дело не спора, а диалектического единства.
Много более постижимого, чем единство света как волны и частицы.
Но всегда тут было и остается много непонимания.
В свое время этому была посвящена длительная и почти полностью для нас утраченная дискуссия Северной и Южной школ дзен(7)
Ключевые (якобы несовместимые) стихотворения Шэнь-сю и Хуэйнэна о зеркале (8) - просто отражают разные аспекты природы практики, сознания и самой реальности.
Пробуждение (преображение) мгновенно, но редко случается без длительного труда, само по себе. В момент крещения (причастия, любого другого мистерийного акта) благодать Святого Духа нисходит, но, коль ей "не за что зацепиться", - так же быстро и отлетает или проходит вовсе незамеченной
(так же мимолетно и бесследно для нас происходит наша встреча и соединение с Богом сразу после смерти).
Г. Да, религия говорит о разом взмывшей и вольно летящей к неведомой цели стреле (освободившейся от пут лука, как христианская благодать - от пут Закона). Однако прежде для такого верного, дальнего и успешного безусильного полета - тугой лук надо натягивать в противоположном направлении(!) с большим усилием.
/Даже и не всем посильному (вспомним неудачливых женихов-соперников вернувшегося Одиссея)./ Этот образ (лука) имхо лучше всего раскрывает диалектику свободы-несвободы, спонтанности-дисциплины, мгновенности-практики и пр.
Иначе, "свободно" выпущенная из ненатянутого лука стрела, не достигнув цели, просто шмякнется о землю. Что по своему печальному опыту хорошо знают "дети цветов" (поколение хиппи) /"возлюби - делай что хочешь" блаженный Августин/.
Это подобно свободно рассылаемым на западе уже готовым кредит картам с вашим именем.
Кредитки эти (обряд крещения) почти настоящие; но просто на них нет (или совсем мало) денег. Деньги на кредитке надо постепенно накопить собственным трудом.
(Другой вопрос, что по сути она уже безлимитна; но именно это и предстоит познать, в этом и есть труд.
"Жизнь это такая загадка,
в начале которой - ответ.
...Но надобно времени горы,
чтоб данное в руки найти"
/Миркина/ )
Так что обетования христианства не ложны (мгновенное пробуждение; рррраз - и ты во Христе), но изобилует ложное, спекулятивное их понимание.
Д. Потому по одному факту своей принадлежности к христианству присваивать себе враз все христианские совершенства так же не вполне основательно, как на основе текстов мистерии литургии считать себя уже, подобно Христу, - Богом во плоти.
Или столь же наивно, как, лишь выбрав красную таблетку (и еще по сути не проглотив ее), - считать себя уже способным останавливать пули. Для реализации обетований религии подлинное преображение должно произойти не на интеллектуальном и даже не на экзистенциальном (как у сподвижников Нео), - а на самом клеточном уровне, на уровне разума клеток. Лишь тогда можно останавливать пули. А не лить пули, делая радикальные утверждения лишь на основе священных текстов.
Увы: как нет царского пути в геометрии, в религии нет волшебной таблетки
(хоть есть утверждающие это мистерии; но мистерия /крещение, причастие/ - тоже вид практики).
/Есть степени религиозной одаренности (кто-то, можно сказать, уже рождается Христом, Буддой), но это совсем другое./ Да, есть религиозные лекарства, практики (созерцание с верой определенных текстов и догматов входит в их число). Но одно только чтение медицинской рекламы (о радости быть излечившимся) не заменяет самостоятельного приема самих лекарств.
Как говорила моя бабушка, "Боженька работу любит", а Иисус - "Царствие Небесное (силою) нудится, и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают е" (Мф. 11:12)
А потом вдруг наступает благодатное преображение, казалось бы, никак ни от каких усилий не зависящее (по сути так оно и есть). И тогда "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".
--
1) "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:28).
2) "совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос." (Послание к Колоссянам; 3:9-11)
3) «Во–первых иудею , потом и эллину» ,«Иудеови же прежде и еллину» (Римл. 2:10)
4) Если в иудаизме отношение иудея к неевреям (верующего к неверующим) подобно (в отличие от с геббельсовской настойчивостью внушаемых нам тенденциозных подборок) отношению священника к безразличной к нему пастве, - то Павел обзывает неверующих сатанинским отродьем и призывает к (уж не менее жесткому, чем в иудаизме) отделению от них
Например: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? 15. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 16. Какая совместность храма Божия с идолами? .. И потому выйдете из среды их и отделитесь, ..и не прикасайтесь к нечистому; (2-Кор. 6:14-17)
5) в упрощенном смысле всем (по рассказам) достопамятного учебника Спиркина
6) простительная тавтология: Евангелие и означает "благовестие".
7)
8)"Различие между Южной и Северной школами дзэна обусловлено различиями, свойственными человеческому духу: если одну школу мы назовем школой интеллекта и интуиции, то другую – прагматической. Причина, по которой Южная школа известна под названием "внезапной" или "моментальной" в отличие от "постепенной" школы Севера, заключается в том, что она считает, что просветление приходит внезапно, и не допускает никаких градаций, так как в нем нет никаких стадий прогресса, в то время как Северная школа подчеркивает естественную постепенность процесса просветления, требующего много времени и сосредоточенности".
Шэнь-сю:
Тело – это древо Бодхи.
Сознание – это подставка ясного зеркала.
Все время мы должны полировать его
И не давать пыли оседать на него.
Хуэй-нэн:
Бодхи изначально не имеет никакого древа.
У зеркала также нет подставки.
Природа Будды всегда ясна и чиста.
Где же здесь место для пыли?
/пер. Торчинова/