"... всем сердцем твоим"

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Вт, 22 августа 2017, 8:55

"... всем сердцем твоим"

Есть два пути в духовной жизни; по методу и направлению противоположные, но ведущие к одной цели.
Первый можно назвать толстовским: резкое и принципиальное разделение на добро и зло, чистое и нечистое, белое и черное.
Так, отрицая секс, проницательному Толстому так же пришлось отрицать и музыку ("Крейцерова соната") и многие явления культуры как основанные на чувственности.
Видя, что движение цивилизации и развитие и усложнение общества несет в себе много дурного,
он призывал к опрощению как к средству упрощения мира.
Видя запутанность духовного и душевного мира человека, Толстой в дневнике писал: "Только сделаю доброе дело и тут же горделивая мысль: какой же я молодец. и тут же зло, горечь, отрава".

Такой метод широко применяется в монашестве. Рассечение своего внутреннего мира и человеческого естества надвое помогает отделить духовное, душевное и телесное.
Поставив под контроль и резко ограничив даже такие, казалось бы безгрешные, естественные побуждения человеческого тела, как еда и сон, монах легче может ощутить и определить тот изначальный импульс, откуда исходит его волевое помышление.
Такая борьба с собой подобна капанию йодом на срез картофеля в школьном опыте, позволяющее увидеть сложную организацию душевного мира, без этого казавшегося сплошь белым и пушистым; помогает познать структуру внутреннего "я"*.

Противоположный метод основывается на трактовке заповеди "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим" в смысле объединении всех его побуждений, добрых и злых, к единой цели.
Возлюбить Бога " всеми силами твоими”, всеми силами души, - означает тут перенаправить все свои природные наклонности, не изменяя их природы (что считается невозможным) к благой цели.

Именно так понимаются несколько загадочные слова (Втор.11:13-21)
"И дам Я траву в поле твоём для твоего скота, и будешь есть и насытишься."
Почему скот ест траву в поле, а насыщаемся (тут же!) - мы?

Имеется в виду "скот", который в нас; наша животная природа, которая в этом случае считается естественной, но требующей нашего должного ею управления и перенаправления.
Выглядит это примерно так:
"если я жаден, - направлю свою жадность к стяжанию венцов царствия небесного;
если я зол, - направлю свою злобу на свои недостатки;
если я суетен, - направлю это к мелочному исполнению заповедей
если я похотлив, - направлю свою чувственность к райским удовольствиям
если я тщеславен, - буду гордиться тем, какой я хороший христианин" и так далее.

При этом не предполагается, что "скотине" в нас доступны истинные религиозные устремления;
однако, следуя своим животным побуждениям, она все таки будет пахать нас нас, работать на наши цели, а не против них.

Это только один пример. В целом же второй метод, который можно назвать методом осознанности
(в высшем его проявлении - дзогчен), связан с просвещением и преображением нашего естества светом Христовым, вместо самостоятельной (хоть и с Его помощью) борьбы с ним.

Интересно узнать ваше мнение о разных подходах к духовной жизни.
Что вы думаете о методе борьбы с собой и об осознании себя и своей природы?
Критики борьбы с собой называют его "борьбой нанайских близнецов", состязанием правой руки с левой.
Критики метода осознанности называют его потворством и вседозволенностью, вульгаризацией понятия греха, ведущей к полному его отрицанию.

---
* такой метод в прошлом веке часто называли "гурджиевским"
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель


Re: "... всем сердцем твоим"

#3 просто Соня » Вт, 22 августа 2017, 8:56

Вот что мне написали:
насколько я поняла, в православии как раз преображение считается не только возможным, но, даже целью всего жизненного пути. В этом-то и суть: быть, а не казаться.

хотя, я в преображении мало что понимаю))).
Но, считаю преображение очень интересной темой для обсуждения. Может быть, когда-нибудь обсудим))
И вот, что я ответила:
Вряд ли я сумела скрыть в теме свое личное к ней отношение: да, конечно, только преображение,
которое дается как чудо, как дар (и бывает при этом поэтапным, хоть по началу и кажется, - что полным. Типа - "все! ура!" Но кто кричит во мне это "ура"? Все та же ветхая Ева ).
Но за это преображение все равно приходится бороться; умело и неумело, ошибаясь, приходя в отчаяние, падая и вставая.
Хоть само преображение приходит совсем нежданно и кажется вовсе независимым от наших усилий.

А вы что и как думаете?
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: "... всем сердцем твоим"

#4 просто Соня » Вт, 22 августа 2017, 8:57

1-ая Заповедь Христа без второй - мертва. Потому стоило бы ко второму пути добавить и "Возлюби ближнего своего как самого себя"
Скорее, вторая есть критерий правильного исполнения 1й, ее следствие.
Есть нерелигиозная, гуманистическая любовь к бдижнему и есть самообманная любовь к Богу.
Любовь к Богу есть соединение с Ним

А если душу доглядеть до Бога ...
I
Но если розу доглядеть до чуда ...
А как не видеть?! Как же не понять:
откуда эта розовость, откуда,
каким потоком льется благодать?!

Упругость лепестков ... Какая сила
в одном зерне была заключена
и так безмолвно лепестки раскрыла
и держит ... держит ... Боже, - вот Она!

А как благоухает! Неужели
весь этот вал не опрокинул вас?
И вы не услыхали, не прозрели? ...
Но как же так? ... Ведь вот же ... Вот сейчас...

II
А если душу доглядеть до Бога ...
Но как не видеть?! Как же это - нет?..
Нас в этом мире бесконечно много,
Но если - насквозь, если на просвет ...

Но если в грудь волной неодолимой
навзрыд и навзничь ... если суждено
до дна себя ... О, только бы не мимо,
а в глубину, в которой мы - одно.

(З.Миркина)
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: "... всем сердцем твоим"

#5 просто Соня » Вт, 22 августа 2017, 8:58

//...//
я не философ и не специалист по части любви вообще и прочих категорий.
Есть загадочные слова "Бог есть Любовь". То есть это другая, неведомая любовь, которая нам пок столь же неведома, как и Бог. Эта такая Любовь, которая есть, =, Бог.

а на подступах к этому, могу сказть, что лично я под любовью понимаю не чувство, а другое, преображенное состояние бытия.

БОЛЬШАЯ ЭЛЕГИЯ

1.
Мы не кончаемся в пространстве,
Как и во времени.
Есть что-то,
Что, начинаясь в этой точке "я",
Уходит постепенно в бесконечность.
Мы продолжаемся, как длится звук
И свет, -- великой трепетной волною --
Волна к волне и -- новая волна.
Душа, как звук и свет. Но волны Духа
Стократ неуловимей и бесплотней,
И только на какое-то мгновенье
Сгущаются вот в этот плотный ком.
Так, как бутон, что должен развернуться
И, источая тонкий аромат,
Проникнуть в даль, и в высь, и внутрь куда-то...

О, нет, мы не кончаемся в пространстве,
Как и во времени!
Само пространство
И время -- это только переход
В еще не представимое "куда-то",
Которое звучит, как "никуда".
Ничто, что временно и постижимо,
туда не входит
Но ведь мы идем...
Идем...
И, начинаясь в этой точке "я",
Уходим постепенно в Бесконечность.


2.
"я" исчезает, как исчезла точка
на линии, на плоскости, в пространстве,
которое растет из этой точки
так, как росток из семени.
я -- семя. Мы -- семена неведомо чего...
Кто нас забросил в этот непонятный
мир, точно в землю темную,
и ждет
грядущих всходов?

Кто Ты -- незнакомый,
но более родной, чем вся земля?
Кто Ты, непостижимый и любимый
до помраченья разума, до боли
немыслимой, до муки на кресте...
Кто Ты,
неотделимый от меня, как собственное
сердце?
Кто же Ты ?


3.
Что значит слово "Бог"?
Лишь только знак того, что больше
и дальше нас.
но через нас проходит,
включает нас в Себя
и весь наш смысл
хранит в Себе.

Само же слово есть только знак,
не более того...
Не дай нам Бог вдруг спутать знак со смыслом!
Мы тогда
лишимся смысла,
и Бога умалим и низведем
до нас самих.
Зачем же мы низводим?
Затем, что не желаем восходить.
Да, восходить, -- всходить из этой точки
И становиться целостным простором.
О, как же нас пугает тот простор,
который нам обещан,
тот простор, к которому мы призваны,
который
и есть Сам Бог!..

4.
Пространство бытия -- пространство духа,
Таинственная связь всего со всем
И каждого отдельного с Всецелым, --
Та непомерность, бесконечность наша,
Которая клокочет там, в груди
Непостижимым валом ликованья,
Смывающим в единый миг всю боль!
Нет Бога, если нету погруженья
В Простор
и выхода из самого себя!
Нет Бога, если семя не взошло,
Не вырвалось из плотности земной
Туда, где все -- одна волна и ветер!
О, эта океанская волна!
Огромное пространство небосвода
И запах жизни, хлынувший мне в грудь!

5.
Так почему мы так дрожим тогда
над этим жарким маленьким комочком,
над этим тесным узелком всех связей,
над этою крупинкой бытия?
Вот так дрожим, как будто если вдруг
ее не станет, -- в тот же самый миг,
все небо распадется на куски,
которые бессмысленно повиснут...

И каждая морщинка на щеке
твоей любимой -- это нож по сердцу
и тайная мольба: повремени...
Вся жизнь моя сейчас -- в морщинке этой...
Повремени!..
И эти слезы... слезы... Пускай они текут.
Слеза и есть волна того немого Океана,
в который Бог мне повелел войти.
И я вхожу. А почва из-под ног
Уходит.
Я больше не надеюсь и не верю.
Надежда, вера -- перед мукой этой --
ничто.

И я вхожу в НИЧТО.
И я кричу: зачем меня оставил?!
И мне одно молчание в ответ.
Один немой великий Океан...
О, океан, принесший мне тебя!
О, океан, пришедший за тобою...
О, эта океанская волна!
Она сейчас в груди моей бушует.
Она -- любовь, любовь, любовь моя!

Люблю тебя и этот океан.
Тебя и даль,
Тебя и Бесконечность,
лишь на мгновенье ставшую тобой,
чтобы позвать в незримое "куда-то".
Иду... Иду... Иду на этот зов.
Любовь моя размыла все пределы.
Передо мною -- только Океан,
огромное пространство небосвода
и запах жизни, хлынувший мне в грудь!


/Миркина/
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: "... всем сердцем твоим"

#6 просто Соня » Сб, 30 июня 2018, 5:34

А насчёт методов борьбы, то скорей не борюсь, а наблюдаю, как оно внутри происходит, и где там частичка Бога, а где "яколка",
Это вот просто замечательно.
А Толстой говорил:
Человек говорит: "я - Бог" И он прав, потому что Бог есть в нем.
Человек говорит: "я - свинья" И он прав, потому что свинья есть в нем.
Но когда он свою "свинью" называет Богом, - вот тут он очень и очень неправ.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: "... всем сердцем твоим"

#7 просто Соня » Сб, 30 июня 2018, 5:37

\\....\\

Есть такая монашеская история.
В одном монастыре подвизался совершенно никудышный монах.
Не было такого правила в уставе, которое бы он не нарушил. Не было такого доступного монаху греха, который бы он не совершил.
И тем не менее, смертный свой час монах встречал с радостию и спокойной уверенностью.
Окружившие его другие монахи были весьма удивлены: "как же ты не боишься ответа на Страшном Суде Христовом?", - спросили его они.

"Братия", - ответил им сей монах со смирением. "Я был самым плохим монахом на свете. Одно меня утешает: за всю свою жизнь я ни разу никого не осудил. И потому, по словам Господа нашего:
"Не судите, да не судимы будете", имею я твердое упование дать добрый ответ на Суде Христовом".
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: "... всем сердцем твоим"

#8 просто Соня » Сб, 30 июня 2018, 5:41

Интересную мысль в этой теме высказали:
Как мне понимается, страх является чуть не базовой первоосновой нашего существования и фундаментом различного рода страстей
Это глубокое замечание.
Страх, действительно, сопровождает всю нашу жизнь.
Причем, важно то, что 99% его мы совершенно не осознаем.
Страх - источник напряжений в нашем теле и уме, страх - источник всей нашей несвободы.
(Жаль, что не дают мне постить выписки, а то у меня есть краткие конспектики двух прекрасных о том работ.)


«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Иоанна 4:18)
говорит о глубине постижения "человеческой ситуации".
Психологи утверждают, что антагонистом любви не является ненависть. Антагонистом любви является страх.

Другая сторона страха - "страх Божий", есть фактически благоговение, но благоговение интенсивное, свойственное и дикарю перед молнией, и язычнику перед его святыней.
Это замечательно и глубоко исследовал Рудольф Отто
Отто, Рудольф : Портал Богослов.Ru
в его выдающейся работе "Священное". Это та классика, которую стоит читать. (есть в сети)
Кратко же можно так:

"Феноменология. Рудольф Отто и опыт «совершенно иного».

Если Макс Шелер лучше других разработал феноменологию ценностей, то сочинение Рудольфа Отто (1869—1937) «Святое» (1917) стала классической работой в области феноменологии религиозного опыта.

Книга имеет подзаголовок «Иррациональное в идее божественного и его связь с рациональным». Чтобы говорить о Боге, в христианстве есть немало прозрачно ясных понятий, как, например, всемогущество, целенаправленность, благоволение, дух, разум и т. п. Все они в сумме указуют на превосходство божественного над любой формой и стадией религиозного опыта. Становится очевидным, что рациональные выражения не исчерпывают сущности божественного.

Аспектом, типизирующим религиозный опыт, сферу сакрального, полагает Отто вслед за Шлейермахером, является «чувство зависимости», ощущение себя сотворенным (тварным). Религиозный человек погружается в сознание собственной ничтожности перед лицом Вседержителя. Авраам, обращаясь к Господу, говорит по поводу участи содомитов: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Бытие, 18, 27). Здесь чувство абсолютной зависимости совмещается с тварным чувством недоступности Того, Кто абсолютно вне тебя. Лишь религиозному человеку доступно восприятие святого как mysterium tremendum (ужасающей тайны). Кому не знакома особо торжественная атмосфера храмов во время богослужений, когда душа постепенно сбрасывает с себя все мирское? Mysterium есть не что иное, как потаенное, необычное и непривычное, оно связано с шутит, изумляющим. Дух трепетного удивления перед тем, что по ту сторону привычного, понятного, погрешимого никогда не покидает верующего.


Рудольф Отто и опыт "совершенно иного"
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: "... всем сердцем твоим"

#9 просто Соня » Сб, 30 июня 2018, 6:20

Какая же любовь и Любовь - без чувства? Вспомните Св. Терезу! и Гляньте на ее изображение у БЕРНИНИ! :) Ну и конечно все ЭТО - здесь у МИРКИНОЙ!
Вопрос
- градации верховных переживаний
- их неоднородности, многосоставности, "примесности"
- очень непростой :)

Либидо Фрейда - не просто сексуальная энергия человека, а вся его энергия вообще.
То есть либидо есть проявление, манифестация Шакти
(иногда можно даже сказать - сама Шакти и есть).
Так что Бог не просто есть Любовь, а та Любовь, что движет солнце и светила.
То есть вся творящая сила Бога. И, как Шакти неотделима от Шивы и есть единственно возможное проявление Шивы в мире, -
так Любовь (не просто любовь, а та Любовь, которая есть Бог) -
не только Творец всей твари и вообще всего сущего, но просто напросто и есть Бог, в любом смысле этого слова, о котором можно говорить.

Ровно так же, как о любой вещи (явлении в мире) можно говорить только в той степени, в какой она доступна восприятию ("вещь для нас" Канта *)
поскольку о "вещи (явлении в мире) "как она есть", никем не могущая быть познанной "вещь в себе" - говорить не имеет смысла.
-----
*) https://studfiles.net/preview/2868292/page:2/

А теперь снизим планку :)
Об "эротизированности" католицизма назлопыхательствовано немало.
Так что сказать: Бернини просто не видел других изобразительных средств, чтоб передать состояние экстаза,
или мы в экстазе святой видим только то, что внятно нашим глазам, уму, опыту, -
сказать не берусь. :)


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: "... всем сердцем твоим"

#10 просто Соня » Чт, 19 июля 2018, 8:36

Re: "... всем сердцем твоим" (сПХБ - с полей христианских баталий: отсюда и выбор лексики, примеров и крайне осторожная критика монашеского пути и столь же осторожное указание на преимущество мягкий, но более действенных восточных упайя (методов, "искусных средств")

Тут один тов-щ все целибатом интересуется и прочей борьбой с плотью. По уму - это чисто технический метод. А уж не по уму....
Дхаммапада начинается недаром с этих замечательных парных строф
1. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены.
Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом,
то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.
2. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены.
Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом,
то за ним следует счастье, как неотступная тень.

Понятно, что 1й, "монашеский метод", борьба с собой (и с плотью) без ума - чреват катастрофическим раздутием тонкой гордыни.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5711
Темы: 279
С нами: 7 лет 10 месяцев
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость