Экуменизм истинный и ложный

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Сб, 18 февраля 2017, 7:32

Экуменизм истинный и ложный
(сПХБ: с полей христианских баталий)

Речь о соотношении замкнутой, оборонительно охранительной, -
и подлинно кафолической (вселенской) позицией и традицией в православии.

У меня нет никакой позитивной программы.
Сплошь одна негативная.

1. Раздраженное, поучающее, высокомерное, снисходительное, полу-презрительное отношение к любым верованиям, не подпадающим под уголовный кодекс, -
не имеет никакого отношения к христианству.

2. Является антихристианским по духу ("Не знаете, какого вы духа") и по букве (буквально иллюстрируя притчу о мытаре и фарисее)

3. Являя по видимости пример защиты и твердости в вере, -
на самом деле является ярким свидетельством

а - неверия,

б - страха перед собственным тайным неверием,= "недо-верия",

в - "недо-верия" в другом смысле: слабое знание христианской матчасти,
Компенситуемое насмешками над теми, кто не знает ее вовсе.

г - стагнации в духовной жизни.
"Несколько часов проговорив-проспорив со своим христианским другом, но так и не убедив друг друга, Мартин Бубер и его собеседник замолчали.
Потом встали и со слезами на глазах обняли друг друга.

Ни тот, ни другой НЕ ИЗМЕНИЛИ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ.
Но….. что-то они ПОЧУВСТВОВАЛИ."
/Г. Помернанц/
В Википедии приводится близкое к этому по духу высказывание о. Александра Меня:
Что вы думаете о сказанном им?
"В словах о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт." ?
Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. В словах о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник — культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия.

Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Мейстер Экхарт, Серафим Саровский, и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились её носителями.
А вот в отличие от этого, создание универсальной всечеловеческой религии подобно тогда смешению всех любимых в одного супер-героя с предложением “любить всем одного и одинаково”.

А вот сходные слова об о. Александре Шмемане из вступительной статьи к его дневникам:
о. Александру душно от "религиозности", которую слишком многие христиане, в т.ч. православные, исповедуют вместо веры во Христа-Богочеловека. Он выводит страшную формулу: не атеизм, а "… неочищенная, непросветленная религиозность и есть средоточие демонического в мире". Он ясно видит, что и в церкви, и в культуре начинается торжество "Ферапонтов" Достоевского или, как еще называет их о. Александр - "нео-нео-славянофилов", у которых "только одни враг, - человек, свободный "во Христе", т.е. единственно подлинно свободный".
Автор: Протоиерей Александр Шмеман Дневники. 1973-1983
Занимаются доказательством превосходства своей веры (любой),
либо пряча от самого себя свои тайные сомнения,
либо компенсируя застой в духовной жизни.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель


Re: Экуменизм истинный и ложный

#3 просто Соня » Сб, 18 февраля 2017, 8:09

А вот в отличие от этого, создание универсальной всечеловеческой религии подобно тогда смешению всех любимых в одного супер-героя с предложением “любить всем одного и одинаково”.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Экуменизм истинный и ложный

#4 просто Соня » Вт, 4 апреля 2017, 11:49

Мы видим, какими колючими и враждебными друг другу лепестки Розы Мира могут быть на периферии, и сколь родными друг другу и сливающимися - в ее центре.


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Экуменизм истинный и ложный

#5 просто Соня » Вт, 4 апреля 2017, 11:52

Есть ещё один момент в православии, Соня, который, на мой взгляд, сильно помогает тем, кто использует его в политических и репрессивных целях: строгая догматичность и патриархальность.
Как и когда так получилось - не понятно, но за истину стали считать не опыт богопребывания ("товарищи, ни при каких обстоятельствах не теряйте присутствие Духа!"), а... символ веры. Не дух, а букву. Это ведь очень просто: выучил символ веры, научился им изощрённо манипулировать, и ты на коне.
Настоящее христианство - в опыте любви, в мистицизме, в с причём непосредственно в повседневной жизни. Без этого оно вырождается в нечто совершенно фашистское и сектантское.
И ещё. Имхо, у церкви не должно быть собственности, структуры, госкормушки и прочего. Если христиане хотят собираться, они должны организовываться и создавать всё сами, за свой счёт, общинно. Собственность, власть, официоз, убивают дух.
Просто, как мне кажется, сейчас христианство и церковь - это совершенно разные вещи.

Некоторая "ощетиненность" догматического православия связана с историческими причинами: прежде всего, противостояния и потому противопоставления себя католицизму.
Максимальное политическое противоборство при минимальном догматическом расхождении
(для пояснения открыла ехидную тему по сему поводу)

Раскол 1054: преступная ошибка истории

Выдающийся православный церковный историк Михаил Поснов в своем монументальном труде “История Христианской Церкви пишет:”

Если говорят, что история отнюдь не есть абсолютно безгрешная «magistra vitae», что она допускает свои парадоксы, то одним из самых ярких доказательств этого служит событие колоссальной, но печальной важности — разделение Церквей.

Когда Луи Брейэ, специальный исследователь данного вопроса, говорит: «борьба между Церковью Греческой и Латинской казалась людям XI-го века одним из тех инцидентов, которые быстро забываются, так что считают их преходящими, а не живым событием в организме Церкви», то он прав лишь со стороны фактической и принципиально-канонически-теоретической, а не исторической.

Да, фактически и принципиально какое значение для всей Христианской Церкви могло иметь событие, какое произошло 16-25 июля 1054 г. между римскими легатами уже умершего († 19 апреля) к тому времени (к 16 июля) папы Льва IX и не имеющего еще себе заместителя — и между Константинопольским только патриархом с его подчиненным ему духовенством — при отсутствии других восточных патриархов, из которых один Антиохийский высказался против разрыва Церквей?

И еще, что в то время, в июле месяце 1054 г., произошло в жизни Вселенской Церкви такого, что бы вынудило к такому ужасному шагу?
В сущности событие 16-25 июля 1054 г. не было ли столкновением двух сильных, гордых личностей, как Гумберт и Михаил?

И не преступная ли ошибка истории придавать или усвоять такому ничтожному фактически событию трагическое, прямо роковое значение в жизни Вселенской Церкви?!
История такую ошибку сделала.”
Подробнее –
http://lib.rus.ec/b/121550/read#t167
История Христианской Церкви
Михаил Поснов (1874-1931)
Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 10 декабря 2017, 3:47, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Экуменизм истинный и ложный

#6 просто Соня » Чт, 6 апреля 2017, 11:23

Личный Бог и Пустота (в отсутствии Чапаева)

Перешедший в православие выдающийся современный английский композитор Джон Тавенер погружается в буддизм.Одно из последних его сочинений - "Шуньята" (Пустота) он написал нисколько не выходя, а напротив, - погружаясь в сущность православия. Тем более не удивителен его интерес к суфизму (исламу) - /в том же фильме/.
Он (вторя Померанцу) говорит там, что понимание общего в великих религиях возможно только на их глубине и, в свою очередь, помогает самому этой глубины достигнуть.

Чапаевские же атаки на иноверие - удел таких сомнительных христиан как Чаплин.
В фельетоне Ильфа и Петрова "Рождение ангела" член творческой съемочной группы все время приговаривает: "Главное - чтобы не получилось как у Чаплина". Христианам, помятуя о нашем комике Чаплине, стоило тоже б воздерживаться от надменности в отношении других религий.
"Чтоб не получилось как у Чаплина".
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 10 декабря 2017, 22:29, всего редактировалось 3 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Экуменизм истинный и ложный

#7 просто Соня » Чт, 31 августа 2017, 6:05

Из дебатов о либерализации позиции Западной Церкви по ряду важных вопросов

\\Сконцентрируйтесь на вопросе – два тысячелетия отцы церкви анафемствовали всех кого ни попадя, налево и направо, в хвост и гриву по самым разным небожественным поводам, - а сегодня совсем другое, противоположное. Значит двухтысячелетняя история католичества коту (князю мира) по хвост?\\

Сконцентрируйтесь на вопросе – два тысячелетия отцы церкви за скудостью духовного опыта полагались на обнародованный опыт отдельных подвижников как на откровения ЦН (Царствия Небесного). За скудостью духовного опыта полагались на обнародованный опыт отдельно взятого (в Инферно и Парадизо) Данте
как на откровения ЦН (Царствия Небесного), как на ЕВУ (Единственно Верное Учение) об устройстве горних и дольних нижних миров, -
а сегодня совсем другое, противоположное. Значит двухтысячелетняя история католичества коту (князю мира) по хвост?

Так что единичный опыт аскезы, подвижничества, отречения, воздержания - вкупе с темновековыми предрассудками (не основанными на подлинном опыте суждениями; суждениями не основанными на здравом рассуждении) -
является догматом крепче мата - лишь для иного, своего опыта не имеющих.
Условное руководство более зрячих более слепыми. Не более того.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Экуменизм истинный и ложный

#8 просто Соня » Чт, 31 августа 2017, 6:24

И вообще: упирать на "католичество" как некое сомнительное христианство я б поостереглась. Все основные (до 1054г) святые у нас общие. Отличия гл. обр. политические, исторические, обрядовые и в некоторых спекулятивных (умозрительных) концепциях.
Обе главные христианские ветки носят одно и то же двойное доопределение: обе Ц. кат(Ф)олические/вселенские и православные/ортодоксальные.
Так что прятать христианское за католическое - негоже: христианство вдвое ширше (потому как протестанты - не ангелы тож).
При том что наши умыслы на католичество есть домыслы. Мы же ведем себя как схизматики (сектанты-раскольники) /психологически/ совершенно объективно:
горды, заносчивы, обидчивы.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Экуменизм истинный и ложный

#9 просто Соня » Чт, 31 августа 2017, 6:31

Соня и "Роза мира"

Не желаю никакому поклоннику Андреева и его "Розы мира" уподобляться средневековым читателям, видившим в La Divina Commedia исчерпывающую инфу о природе ультра и инфра мира.
При том что и La Divina Commedia, и Данте были канонизированы Церковью, а ни "Роза мира", ни Андреева - нет.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель

Re: Экуменизм истинный и ложный

#10 просто Соня » Сб, 9 декабря 2017, 21:59

Страх всего чужеземного и картошка
(сПХБ: с полей христианских баталий)

Для меня особенность православия прежде всего в несводимости христианства к словам, утверждениям, догматам и учениям.
А в личном духовном подвиге (или просто труде) стяжания Духа Святого.
"Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи" /Псалом 26/

Лютер говорит: "на том стою и не могу иначе"; и стоит он на своем переводе Библии,
на впитывании ее словесного содержания.
Потому что его опыт монашеский закончился неудачей и чуть не привел к катастрофе.

Католицизм готов бороться, вплоть до костров, со с л о в е с н ы м и ересями, словесными отступлениями от христианства.

В отличие от них, в православии - упор на его дух и суть, на неизреченный трансформирющий опыт личной встречи с Богом; преображающий душу и меняющий жизнь.

Поэтому только у нас название всего народа, его 90, а то и поболее,% - "христьяне-крестьяне".
Это при том, что крестьяне эти часто говорили, что не слова не понимают ни из церковной службы, ни из чтения Евангелия.

Любимый и цитируемый Кураевым евангелист (о его инославии Кураев стыдливо умалчивает) Марцинковский
говорит, что странствуя с чтениями Евангелия по России, ему приходилось видеть, как в одну избу набивалось послушать слово Божие до 200 человек. А он не проповедовал, а просто читал НЗ.
И он удивлялся: "разве в церкви вам это не читают?" - "ходим в церковь каждое воскресенье всю жизнь, но ни слова не понимаем"./Владимир Марцинковский "Записки верующего". (1927)/

Так что в православии главным был и остается тот глубинный христианский дух, который веет где хочет и передается часто вне и помимо слов.

Тот же Кураев, на вопрос, кто такие суфии, - говорит, что они пошли от православия и православной практики.

А патриарх Вселенский говорит, что "нам многому предстоит научиться и от йоги".

Поэтому, если б облекла свою позицию в благостные и правильные слова, - в этом не было бы особого смысла; скорее всего, с ней бы равнодушно согласились и все.

А когда практически то же самое высказываю и обостренном, занозистом и забористо задорном виде, - для того чтобы отвергнуть то, что говорю, в чьей-то душе может шевельнуться какая-то мысль духовная (не получилось сказать).

Исхожу из того, что все мы - от одного Адама и все стремимся к Богу.
И пути других духовных культур, даже и без имени Христова, угодны Господу, и на них тоже распространяется Его желание всех спасти и вовсе не обязательно известным нам образом.
я ничего не утверждаю; я только говорю, что крещение Духом Святым в о з м о ж н о для каких-то йогов, буддистов и индуистов.

И что их духовный опыт может принести нам духовную пользу.

А страх всего чужеземного в точности напоминает борьбу с таким дьявольским заморским зельем, как картошка.
Ели ее отравленную ботву. Вместо клубней, которых и не замечали.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5314
Темы: 259
С нами: 7 лет 2 месяца
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость