Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Пн, 23 января 2017, 12:44

Архимандрит Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"
сПХБ: с полей христианских баталий

«мы стоим перед необходимостью "раскрыть" себя для "всего" и всех, чтобы самим стать христианами». /архим.Софроний/

Церковь наша - кафолическая, вселенская. Печально было бы скатиться в национальную и конфессиональную ограниченность.
Ведь чем завоевывают сердца наиболее популярные ныне вероучения и религиозные движения? Своим отказом от исключительности ЕВУ (единственно верное учение).
Именно поэтому (наряду с ролью личности) так много было обратившихся к русскому православию англичан у митрополита Антония Блюма и американцев у протоиерея Александра Шмемана.

Я не за размытость и всетерпимость. Не за механический синкретизм.
Просто имхо есть огромная разница между утверждением, укорененностью в своей вере, - и обличением ошибок вер чужих.

Чисто даже эстетически, человечески, нравственно - чем глубже мы постигаем благодатность приобщенности своей вере, тем терпимее, с большим пониманием пытаться отыскать жемчужины зерна Духа, веющего где хочет, в том, что мы прежде со школярским высокомерием считали навозом.

Противоположная позиция, позиция ЕВУ, чревата многими духовными опасностями и ставит нашу веру в один ряд со всякими сектами, именно и отличающимися утверждением себя как ЕВУ.

----------------------
В аннотации к архиву аудиозаписей лекций православного портала ПРЕДАНИЕ архимандрита Софрония (Сахарова),
без которого нам может и не было бы известно о св. старце Силуане Афонском говорится:
-----------------------

Изображение

Архимандрит Софроний (Сахаров)

В простых словах архимандрит Софроний рассказывает о своей жизни в Боге так, чтобы сделать это понятным даже тем людям, которые считают себя неверующими.

Движимое огнем «любви Христовой», которая «есть любовь, объемлющая весь мир» и каждого человека, его свободное слово о Боге не знает каких бы то ни было ограничений религиозного, философского или политического порядка, поскольку, как он сам пишет, «всякое ограничение, всякое самозамыкание, всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу». Эта беспредельность любви его «к каждому человеку как неповторимой вечной ценности» наполняет всякое его слово, к кому бы оно ни было обращено.

Своим живым примером архимандрит Софроний показывает, как «мы стоим перед необходимостью "раскрыть" себя для "всего" и всех, чтобы самим стать христианами».
----------------


Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пн, 23 января 2023, 18:01, всего редактировалось 7 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель


Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#3 просто Соня » Пн, 23 января 2017, 12:47

Один из русских праведников - Кирилл Белозерский (1337-1427), основатель Кирилло-Белозерского монастыря, считал, что у каждого человека . своя правда, что пока люди не научатся видеть и уважать чужую правду, цепь злодеяний останется непрерывной.

Среди воспитанников Кирилло-Белозерского монастыря был и другой русский праведник. Нил Сорский.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#4 просто Соня » Пн, 23 января 2017, 13:12

Не шлите проклятий картошке
(просьба сей православный ракурс не считать "апофеозом православия": никаким высокомерием к другим конфессиям тут и не пахнет)

Для меня особенность православия прежде всего в несводимости христианства к словам, утверждениям, догматам и учениям.
А в личном духовном подвиге (или просто труде) стяжания Духа Святого.
"Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи" /Псалом 26/

Лютер говорит: "на том стою и не могу иначе"; и стоит он на своем переводе Библии,
на впитывании ее словесного содержания.
Потому что его опыт монашеский закончился неудачей и чуть не привел к катастрофе.
Католицизм готов бороться, вплоть до костров, со с л о в е с н ы м и ересями, словесными отступлениями от христианства.

В отличие от них, в православии - упор на его дух и суть, на неизреченный преображающий опыт личной встречи с Богом; преображающий душу и меняющий жизнь.

Поэтому только у нас название всего народа, его 90, а то и поболее,% - "христьяне-крестьяне".
Это при том, что крестьяне эти часто говорили, что не слова не понимают ни из церковной службы, ни из чтения Евангелия.

Любимый и цитируемый Кураевым евангелист (о чем Кураев стыдливо умалчивает) Марцинковский
говорит, что странствуя с чтениями Евангелия по России, ему приходилось видеть, как в одну избу набивалось послушать слово Божие до 200 человек. А он не проповедовал, а просто читал НЗ.
И он удивлялся: "разве в церкви вам это не читают?" - "ходим в церковь каждое воскресенье всю жизнь, но ни слова не понимаем"./Владимир Марцинковский "Записки верующего". (1927)/

Так что в православии главным был и остается тот глубинный христианский дух, который веет где хочет и передается часто вне и помимо слов.

Тот же Кураев, на вопрос, кто такие суфии, - говорит, что они пошли от православия и православной практики.
А патриарх Вселенский говорит, что "нам многому предстоит научиться и от йоги".

Поэтому, если б облекла свою позицию в благостные и правильные слова, - в этом не было бы особого смысла; скорее всего, с ней бы равнодушно согласились и все.
А когда практически то же самое высказываю и обостренном, занозистом и забористо задорном виде, - для того чтобы отвергнуть то, что говорю, в душе может шевельнуться какая-то мысль духовная (не получилось сказать).

Исхожу из того, что все мы - от одного Адама и все стремимся к Богу.
И пути других духовных культур, даже и без имени Христова, угодны Господу, и на них тоже распространяется Его желание всех спасти и вовсе не обязательно известным нам образом.
Ничего не утверждаю; только говорю, что крещение Духом Святым в о з м о ж н о для каких-то йогов, буддистов и индуистов.
И что их духовный опыт, обогащенный нашим знанием имени Христова, может принести нам духовную пользу.

Это в точности напоминает борьбу с таким дьявольским заморским зельем, как картошка. Ели ее отравленную ботву. Вместо клубней, которых и не замечали.
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 5 декабря 2021, 0:00, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#5 просто Соня » Пн, 23 января 2017, 15:43

В Википедии приводится близкое к словам архимандрита по духу высказывание о. Александра Меня:
"В словах о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт."
Что вы думаете о сказанном им: ?
"Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. В словах о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник — культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия.

Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Мейстер Экхарт, Серафим Саровский, и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились её носителями."
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 23 января 2019, 21:54, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#6 просто Соня » Пн, 28 августа 2017, 0:27

Имхо и для нас и для других, и для мира - важно не в чем наше христианское НЕТ,
а в чем наше христианское ДА.
------
и вера это - живая.
Живая.
Она растет, меняется, становится полнее, глубже.

А иногда начинает хиреть, застаиваться и подгнивать.
Тут-то самое время с гордостью оглянуться на прочих ;).
Может и есть ЕВУ (Единственно Верное Учение), но мы-то и свое собственное ЕВУ еще не постигли.
Разве что на СЛОВАХ.
Последний раз редактировалось просто Соня Вт, 2 ноября 2021, 18:46, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#7 просто Соня » Чт, 21 сентября 2017, 4:21

//...//

Не понимая окружающего мира и способов мышления других, не похожих на нас людей, мы вряд ли сможем донести до них нашу истину.
Если мы будем глухи к ним, они будут глухи и к нам.
Иисус свечерял с мытарями и блудниками; не след и нам отстраняться от всего непонятного и непохожего.
Антоний Сурожский и Александр Шмеман советовали прежде чем приступать к евангельской проповеди исповедующим восточные религии, попытаться ощутить содержащуюся в них божественную истину.
А талдычить свое легко и приятно. Только услышат и поймут ли нас те, кого мы сами не слышим и не понимаем?
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#8 просто Соня » Ср, 23 января 2019, 22:06

Экуменизм истинный и ложный
(сПХБ: с полей христианских баталий)

Речь о соотношении замкнутой, оборонительно охранительной, -
и подлинно кафолической (вселенской) позицией и традицией в православии.

У меня нет никакой позитивной программы.
Сплошь одна негативная.

1. Раздраженное, поучающее, высокомерное, снисходительное, полу-презрительное отношение к любым верованиям, не подпадающим под уголовный кодекс, -
не имеет никакого отношения к христианству.

2. Является антихристианским по духу ("Не знаете, какого вы духа") и по букве (буквально иллюстрируя притчу о мытаре и фарисее)

3. Являя по видимости пример защиты и твердости в вере, -
на самом деле является ярким свидетельством

а - неверия,

б - страха перед собственным тайным неверием,= "недо-верия",

в - "недо-верия" в другом смысле: слабое знание христианской матчасти,
Компенсируемое насмешками над теми, кто не знает ее вовсе.

г - стагнации в духовной жизни.
"Несколько часов проговорив-проспорив со своим христианским другом, но так и не убедив друг друга, Мартин Бубер и его собеседник замолчали.
Потом встали и со слезами на глазах обняли друг друга.

Ни тот, ни другой НЕ ИЗМЕНИЛИ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ.
Но….. что-то они ПОЧУВСТВОВАЛИ."
/Г. Помернанц/

Изображение

Мартин Бубер
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#9 просто Соня » Вт, 2 ноября 2021, 19:03

//вступающие  за евангельскую чистоту учения,...//

Вступающие за евангельскую чистоту учения часто выступают за его грани, оказываясь в рядах инквизиторов на позорных страницах истории Церкви.
Последний раз редактировалось просто Соня Пн, 22 ноября 2021, 0:46, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#10 просто Соня » Ср, 10 ноября 2021, 5:18

\\я так понимаю вы скорее больше конфессионалист чем христианка.?.. в смысле " за православие" как единственно верное христианское учение.\\
Если с китайцами говорю по-китайски., то да: у кого-то может возникнуть твердая уверенность, что я китаянка. Неужто еще незаметно, что с разными собеседниками язык моего общения радикально меняется? Мой разговор с атеистами легко принять за богохульство, а полемика с верующими - за христианский фанатизм. Вот за мое развернутое возражение хулящего ВЗ-Бога гностика (родониста) тему закрыли, вообразив, что я проповедую гностицизм. Хоть гностиков тут (хулящих ВЗ и/или ВЗ-Бога и полагающих, что мир - творение не Творца, а недотепы демиурга) тут хорошо если не полфорума. . Но мои слова - не речи тов. Путина, чтоб ожидать внимательного их чтения. Так что не понимать их - грех простительный.


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#11 просто Соня » Чт, 12 января 2023, 3:57

Есть люди, кто, подобно ап. Павлу, могут легко и дружелюбно общаться с иноверными.
Есть менее крепкие в вере, которые этого дара лишены.
Не считаю таких в чем-то ниже или хуже себя.
И они спасутся и в разум истины придут.
Ведь злоба и невежество (даже почитая себя благочестием) всегда исчезают без следа
в свете углубления понимания, утверждения в вере и возрастания в любви.


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Архим. Софроний: "всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу"

#12 просто Соня » Сб, 21 января 2023, 13:08

Христианам охаивающим веру бахайскую

Имхо куда как полезнее обсуждать содержательную часть высказываний.
А ну как Христос, придя, назовет Абдул-Баха своим братом?

Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры. /Еф. 5:15/
Блюдем же яко опасно плеваться на неведомые имена
и гадить на чужие
нехоженые нами тропы.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость