Разожми кулачок1. Наше привычное состояние отделенности от океана Бытия противоестественно.
На самом деле, на поддержание его уходит вся наша энергия.
Это энергия постоянного облечения восприятия в слова, постоянное генерирование мыслей.
А каждая мысль - это мышечное микродвижение.
И, в отличие от подлинного, полноценного движения, эти мысли-микродергалки страшно опустошают нашу жизнь.
Мы как будто зажали себя в тиски и бережем свою отдельность, свою отсоединенность от Целого, от Бога, от своего же бОльшего Я, - с судорожностью обезьяны, которая от страха и жадности не в силах разомкнуть свою лапку*.
Чтобы обрести безмерное сокровище любви и благодати Божией, которым Он жаждет одарить, осыпать нас; которое Он стремится ежесекундно отдать в наши руки,
- нужно всего лишь только одно: надо РАЗЖАТЬ свой КУЛАЧОК. В котором зажат медный грошик нашей надоевшей уже даже нам самим "личности";
стертая уже грампластинка привычных мыслей, забот и тревог,
трепещущая, на все механически реагирующая амеба нашего "ветхого Адама".
Этот "грошик медный", который мы бережем как единственное свое сокровище, - на самом деле единственное наше, нами же на себя навлеченное несчастье, на которое мы растрачиваем всю свою жизнь.
2. Да. Христианство не безличностно. Но под личностью понимается вовсе не этот "ветхий Адам" в кулачке нашей замкнутости. Вовсе не эта амеба**, все предназначение которой - стать умирающим во Христе семенем, из которого пробьется росток другого, неведомого "я", росток "нового Адама".
И жизнь во Христе, наше "новое Я" - будет так же не похожа на дрожащую амебу теперешнего,
как зеленый пробивающийся сквозь землю росток не похож на шелуху и гнилость давшего ему жизнь семени.
Но семя это "аще не умрет, останется одно" - смерть для него неизбежна. И если оно не исполнит свое предназначение, не пустит из себя росток "нового Адама", - участь его незавидна.
Но как же страшно, ка невыносимо страшно расстаться со своим единственным достоянием!
Как же страшно разжать кулачок!
+++
А идея победы над смертью - та же самая,
и она - в ясном видении
(а не вере), что я - это не мое тело, что Я - это не то"я", с которым мы так сроднились.
**) И разве то зовете вы душой,
Что в вас звенит так тонко и неровно,
Как тот бубенчик шутовской,
И славы ждет с протянутой рукой,
И смерть приимет в тишине часовни
ДУША ЛИ ЭТО?
А я - гляжу в ночи на майский цвет.
Во мне - как будто вечности частица.
Стремится вдаль, в круговорот планет.
И рвется к ним. И хочет с ними слиться.....
ДУША - ВСЯ - В ЭТОМ
.
/Райнер Мария Рильке/,
о котором Цветаева говорила:
"Это не поэт - это сама поэзия"
============================
3. *)
В солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей,что
в лесу так много-много диких обэзъан.Вот как ловят обезьяну.
Охотник подвешивает к пальме выдолбленную тыкву с узким горлом, набитую арахисом, и уходит.
Прибегает обезьяна, сует туда лапу и хватает горсть орехов, а вытащить уже не может — мешает узкая горловина. Обезьяна рвется, бесится, но все без толку — она стала добычей своей же добычи. Тут возвращается охотник, связывает несчастную зверушку, а потом разламывает тыкву, чтобы освободить ее все еще сжимающий орешки кулак.
Надо б нам разжать кулак, хоть на время ослабить хватку, то есть отказаться от попыток овладеть своим "Я", совершенным, завершенным и неизменным. Ведь иначе — ни свободы, ни здоровья. Не выходит. Как и большинство человечества, мы попали в плен собственной самоограниченности и страха, тут уж рвись не рвись — все бесполезно. А что сулит будущее? Как и обезьянке — либо клетку, либо смерть.
1. Сюда попало стихотворение Киплинга " На далекой Амазонке" /песня Никитиных/
и сакраментальная реплика героини Александра Калягина из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!».
2. В изложении известной притчи о пойманной обезьяне использовался ее пересказ из книги Луи Повель "Мсье Гурджиев" с критическим изложением его учения.
Не важно, что написано. Важно, как понято.