Два вида духовности

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Вс, 24 июля 2016, 4:09

Два вида духовности

Конечно, обожествление природы, в религиозном смысле, летает не слишком высоко.
Хоть обвинения в пантеизме часто доставались и не по адресу,
сам по себе пантеизм есть промежуточное, не окончательное религиозное переживание.
(Это в ответ на очередной наезд на Миркину :) )

Есть два вида духовности, два вида религиозности, два вида созерцания и устремленности.

Львов С.Л в своей книге о Дюрере прекрасно пишет
(я уж перескажу менее прекрасно):
Теми ж альпийскими тропами, что проходил Дюрер на своем (изменившим всю европейскую живопись) пути в Италию, -
останавливаясь, чтобы запечатлеть каждый кустик, чертополох и зайца -
до него проходили два Франциска:
Франциск Ассизский и Франциск Сальский*.

Франциск Ассизский весь лучился и пламенел, (как м.б. Дюрер и Миркина) божественной и внимательной любовью ко всему сущему.
Франциск же Сальский (как может быть и вы)**, был настолько погружен в божественное созерцание,
что вряд ли сознавал, где ступает его нога.

Изображение

Альбрехт Дюрер. Большой кусок дерна.

*) https://ru.wikipedia.org/wiki/Франциск_Сальский
**) сПХБ: с полей христианских баталий

=====

Картинку приплела, потому что сама однажды оказалась в отвратительной ситуации.
Мой индивидуал заказал в Эрмитаже персональную экскурсию по Возрождению.

Зашла речь о том, как же это Боттичелли, самый что ни на есть придворный художник двора Медичи, вдруг подпал под влияние (воинствующего обскуранта, и арто-ненавистника, чистейшей души фанатика) Савонаролы, устраивавшего костры, небось, и из его картин.
Да при том в такой степени, что остался предан ему душой и после, когда все прочие, как водится, прозрели и отвернулись от казненного еретика.
(В Эрмитаже висят как раз две его поздние работы последнего 10-летия жизни, где он символически изображает этого отвергнутого проповедника. Захотите - загружу картинку, а пока не буду вас грузить).

Экскурсовод же тоже был не штатный, а заказной. Вызванный по именной просьбе моего клиента (знакомого с его работами); какой-то PhD искусствоведения.
И вот этот PhD, то ли будучи, как часто с ними бывает, не вполне адекватным, не вполне проснувшимся или не вполне трезвым, в ответ на переведенный(!) вопрос клиента, (хоть и прозвучавший из моих уст) стал размахивать руками и жарко объяснять что-то не ему, а мне.
"... ну, ведь вы представляете себе Гентский алтарь*..." и стал вплетать в свою речь фигуры этого алтаря. Причем что он вырывал из алтаря и его контекста, куда это ставил и как это все было переводить, - было совершенно непонятно.

Разинув рот и плавно оседая, с ненавистью заметила, что клиент мой без всякого моего перевода, из одной только этой русской безумной жестикуляции... задумчиво кивает, гад.
Ну вот просто видит он перед глазами этот Гентский алтарь, - и все тут.
А я -нет. А он - да.
Если б пила, я б запила.
Это было такое профессиональное позорище ...

С тех пор засела за книжки и включила живопись в свой индивидуальный учебный план.
А Гентский алтарь (раскрытый) - вот он. И напрямую связан с Дюрером.

Изображение

(Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь их усовершенствовал.
И о его путешествиях на юг Европы тоже слагают легенды)
--
*)
Ну, алтарь (как тогда не понимала) это просто жанр живописи.
И в нем Гентский алтарь - как гамма до мажор в музыке.
==========

Гентский алтарь (закрытый)

Изображение

Дюрер - Заяц

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пн, 23 июля 2018, 12:40, всего редактировалось 4 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель


Re: Два вида духовности

#3 просто Соня » Вс, 24 июля 2016, 4:14

Стиль Боттичелли в последнее 10-летие его жизни разительно поменялся (по сравнению с тем временем, когда он был главным художником двора Лоренцо Великолепного).
Вся Флоренция так же стремительно отвернулась от памяти Савонаролы, как прежде была очарована его призывами к покаянию. Но не Боттичелли. Он оставался приверженцем проповедника (таких называли "партией «плакс»") и после его сожжения, что было еще и небезопасно.

Изображение


На одной картине Савонарола изображен в образе св. Доминика, отвергнутого людьми и в человеческой пустыне собеседующего только с небесами.

Изображение

На другой - в образе св. Иеронима /дело в том, что именно так: Иероним (ит. Джироламо) звали монаха-еретика/.
Мы видим его не только отвернувшимся от мира, но и сошедшим в "тень смертную" какого-то склепа.
Из традиционной атрибутики Иеронима мы не видим единственного его друга льва (которого Иероним исцелил, вытащив у него занозу из лапы; тоже частый сюжет в иконографии), что значит: он остался вовсе без друзей.

Изображение

Нечто похожее на китайский гонг слева - его знаменитая красная шляпа. В руке же у него камень, которым по преданию Иероним неустанно в покаянии (основе проповеди Савонаролы) ударял себя в грудь.

Изображение


То есть: пафос фанатизма по-своему увлекателен, прекрасен, романтичен, духовен и все такое. Просто в запальчивости лучше удерживаться от паления себя, других, своих и чужих картин.

Но чтоб лучше понимать нынешних фанатиков,
славно было бы понимать все очарование фанатизма.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Два вида духовности

#4 просто Соня » Пн, 23 июля 2018, 13:49

№1: Имхо, в случае с Францисками, это, вполне может быть, не два вида, а два состояния, в которых оба бывали.
Но вообще вот это разделение на дионисийскую и аполлонийскую ветви (если речь о них) - относительно него возникает много вопросов. Вот тут был разговор об этом.
Кстати, у Уилбера описываются три ступени трансперсонального - экстрасенсорная, "нигилистическая" и "шуньятная" (два последних термина возникли просто оттого, что я забыл, как Уилбер их называл). Так вот, первая часто сопровождается именно пантеистическими ощущениями, осознанием того, что "я" не имеет чётких границ. Вторая - в отрицании всего, даже "я". Человек ищет - где "я"? - и не находит, заодно отрицая всё вообще. Это своеобразный аскетизм. Третья стадия - включение. Когда человек видит, что и "я" и "не-я" - это Шуньята.
№2: Три вида опыта: экстаз, энстаз, констаз
Померанц и Миркина об этом писали.
Ух ты! А я не читала.
Можно, хоть коротенечко!
№2: конкретно "За этими очевидными фактами стоит неочевидное господство разных типов глубинного опыта: 1) ощущение глубины как беспредметного чистого света; 2) как игры фантастических образов и 3) как предметного мира, но освещенного изнутри. Эти три типа опыта иногда называются энстаз , экстаз и констаз (5). В Индии шире представлены первые два, в Китае — третий."

Энстаз («enstasis») - исследование глубин у самых основ человеческой души. При этом человек все более углубляется в себя, пока не пробуждается внутри себя, в самом изначальном слое — или «в образе и подобии Божием», — что и является целью энстаза. Состояние энстаза достигается прежде всего с помощью чувства духовного прикосновения. Это можно сравнить с химическим экспериментом, который проводится на психическом и духовном уровне.

Констаз - стояние наpавне с пpиpодой, созеpцание всего под обpазом вечности.


Изображение


Спойлер
Тайна целого — не секрет, она не спрятана; надо только суметь увидеть. «Однажды наставника Хуитана спросили, в чем секрет дзэн. Тот ответил изречением Конфуция: “Вы думаете, я утаиваю от вас что-то, о мои ученики? Мне нечего скрывать от вас ”. Немного спустя, подойдя к цветущему кусту, Хуитан спросил: “Чувствуете, как он пахнет? — Да. — Так вот, мне нечего больше скрывать от вас”».
...Среди многочисленных течений индийского буддизма были параллели, довольно близкие дзэн. Однако созерцание Целого под образом «я не знаю» гораздо глубже укоренено в китайской традиции, чем в индийской.

Китайский здравый смысл признавал человека, свободного от всех социальных связей (не сына и не отца, не чиновника и не крестьянина) — только как существо, ни на что не годное, калеку или безумца. Свобода, отброшенная разумом, отвечала ему тем же, — отбрасывала разум, утверждала себя как абсурд, как юродство.

Исходя из этой местной традиции, ранний дзэн отбирает в духовном наследии индийского буддизма самые парадоксальные, гротескные сутры. Но любые индийские тексты оставались трудными для китайского восприятия. Санскрит (на котором написаны памятники северного буддизма) располагает к сложным абстрактным построениям; китайский язык тяготеет к поэтически конкретному. В Индии широко распространены живое переживание абстрактных символов и яркие видения, создающие причудливый мифопоэтический мир. Китайское воображение гораздо больше привязано к природе, какой мы ее каждый день видим. Мифология Китая, сравнительно с индийской, поразительно бедна. Зато живопись несравненно богаче и одухотвореннее индийской. За этими очевидными фактами стоит неочевидное господство разных типов глубинного опыта: 1) ощущение глубины как беспредметного чистого света; 2) как игры фантастических образов и 3) как предметного мира, но освещенного изнутри. Эти три типа опыта иногда называются энстаз, экстаз и констаз*. В Индии шире представлены первые два, в Китае — третий.

Анализировать типы сознания трудно, они слишком текучи и переходят в индивидуально неповторимое; но достаточно очевидных различий языка и культуры, чтобы понять трудности китаизации буддизма.
http://litlife.club/br/?b=185888&p=43
№2: Если оставить в стороне экстаз. То энстазом будет это чистое самадхи ("и человек и буйвол исчезли бесследно"), а констазом - восприятие божествености мира ("Идёшь в город с пустыми руками и бродишь привольно. Одной душой живёшь с девятью мирами, Сердце Будды во всех - и нет ничего другого")
Если отойти от психофизических различий, то экстатическим состояниям будет соответствовать переживание Бога как Существа (Личности, Ты), для энстатических Абсолюта как Пустоты (Света), для констатических как явленного мира (не путать с обожествлением природы).

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 31 мая 2023, 1:49, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Два вида духовности

#5 просто Соня » Пн, 23 июля 2018, 14:00

№2: конкретно"За этими очевидными фактами стоит неочевидное господство разных типов глубинного опыта...
Полностью согласна. Истина совершенно неравна формальной логике, а часто ей противоположна.
У меня об этом даже тема есть: "Логика несовместимая с жизнью".

Поэтому Иисус так странно отвечает Пилату на вопрос "что есть истина?" - "Я есть Истина!". И совсем уж неожиданно добавляет: "и Жизнь".
Для меня НЗ (и вся Библия) есть книга вопросов, а не книга ответов.
Имхо, тот, кто считает, что понимает Библию, НЗ, слова Спасителя - просто их не понимает.


Истину нельзя "знать". Знать можно только частные, маленькие истины. Истиной можно только быть.

Поэтому "рождение свыше", (о котором настойчиво говорится и в 1-й и в 3-й главе Ев от Иоанна) воспринимается как совершенно новое пакибытие.
Ты был слеп - и прозрел!
Ты был мертв - и ожил!
Прежнее существование помнится как смутный сон; как (по сравнению) почти коматозное состояние. Как не-жизнь.
Последний раз редактировалось просто Соня Пн, 15 января 2024, 9:46, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Два вида духовности

#6 просто Соня » Пн, 23 июля 2018, 14:03

№3: Соня: Истина совершенно неравна формальной логике, а часто ей противоположна.
Я в восторге!) Значит Вы, госпожа Соня, считаете что Истина и логика это разные вещи!) ;)

Можно сказать и так. Одной природы, но различны.
Как солнечный свет - и свет ночного фонарика.
Как пестрый многотканный ковер жизни, - и одна из его ниточек.
Следование лишь одной логической цепочке Померанц поэтому называет "однониточным мышлением" (образ ковра и нити взят у него).
А Гегель - "неразвитой напряженностью принципа."

Но.
Истина и логика - как счастье и миллион.
Когда говорю, что миллион не означает счастья, это вовсе не означает, что я собираюсь от него отказываться.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя