Два вида духовности
Конечно, обожествление природы, в религиозном смысле, летает не слишком высоко.
Хоть обвинения в пантеизме часто доставались и не по адресу,
сам по себе пантеизм есть промежуточное, не окончательное религиозное переживание.
(Это в ответ на очередной наезд на Миркину )
Есть два вида духовности, два вида религиозности, два вида созерцания и устремленности.
Львов С.Л в своей книге о Дюрере прекрасно пишет
(я уж перескажу менее прекрасно):
Теми ж альпийскими тропами, что проходил Дюрер на своем (изменившим всю европейскую живопись) пути в Италию, -
останавливаясь, чтобы запечатлеть каждый кустик, чертополох и зайца -
до него проходили два Франциска:
Франциск Ассизский и Франциск Сальский*.
Франциск Ассизский весь лучился и пламенел, (как м.б. Дюрер и Миркина) божественной и внимательной любовью ко всему сущему.
Франциск же Сальский (как может быть и вы)**, был настолько погружен в божественное созерцание,
что вряд ли сознавал, где ступает его нога.
Альбрехт Дюрер. Большой кусок дерна.
*) https://ru.wikipedia.org/wiki/Франциск_Сальский
**) сПХБ: с полей христианских баталий
=====
Картинку приплела, потому что сама однажды оказалась в отвратительной ситуации.
Мой индивидуал заказал в Эрмитаже персональную экскурсию по Возрождению.
Зашла речь о том, как же это Боттичелли, самый что ни на есть придворный художник двора Медичи, вдруг подпал под влияние (воинствующего обскуранта, и арто-ненавистника, чистейшей души фанатика) Савонаролы, устраивавшего костры, небось, и из его картин.
Да при том в такой степени, что остался предан ему душой и после, когда все прочие, как водится, прозрели и отвернулись от казненного еретика.
(В Эрмитаже висят как раз две его поздние работы последнего 10-летия жизни, где он символически изображает этого отвергнутого проповедника. Захотите - загружу картинку, а пока не буду вас грузить).
Экскурсовод же тоже был не штатный, а заказной. Вызванный по именной просьбе моего клиента (знакомого с его работами); какой-то PhD искусствоведения.
И вот этот PhD, то ли будучи, как часто с ними бывает, не вполне адекватным, не вполне проснувшимся или не вполне трезвым, в ответ на переведенный(!) вопрос клиента, (хоть и прозвучавший из моих уст) стал размахивать руками и жарко объяснять что-то не ему, а мне.
"... ну, ведь вы представляете себе Гентский алтарь*..." и стал вплетать в свою речь фигуры этого алтаря. Причем что он вырывал из алтаря и его контекста, куда это ставил и как это все было переводить, - было совершенно непонятно.
Разинув рот и плавно оседая, с ненавистью заметила, что клиент мой без всякого моего перевода, из одной только этой русской безумной жестикуляции... задумчиво кивает, гад.
Ну вот просто видит он перед глазами этот Гентский алтарь, - и все тут.
А я -нет. А он - да.
Если б пила, я б запила.
Это было такое профессиональное позорище ...
С тех пор засела за книжки и включила живопись в свой индивидуальный учебный план.
А Гентский алтарь (раскрытый) - вот он. И напрямую связан с Дюрером.
(Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь их усовершенствовал.
И о его путешествиях на юг Европы тоже слагают легенды)
--
*)
Ну, алтарь (как тогда не понимала) это просто жанр живописи.
И в нем Гентский алтарь - как гамма до мажор в музыке.
==========
Гентский алтарь (закрытый)
Дюрер - Заяц