Палка дзен 6 - Жалеть значит не жалеть

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Чт, 14 апреля 2016, 12:37

"Жалеть значит не жалеть" /А. Бек "Волоколамское шоссе"/
--
Для лучшего понимания всего дальнейшего следует иметь в виду, что речь идет о людях, которые видят в просветлении весь смысл своей жизни. "Смысл" с самой что ни на есть большой буквы. То есть Смысл жизни, который важнее и самой жизни.
Как для птенца или младенца (если б они могли выражаться нашими понятиями) плата за то, чтобы не остаться гнить в скорлупе или утробе, не может быть слишком высока.
"И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну"/Мф. 18, 8; Мк. 9, 43/
И поэтому выброшенный Риндзаем из окна ученик, обретя просветление и навек оставшись калекой, навек же остался благодарен своему мастеру.

Итак, при общей у мастера и ученика системе ценностей, даже и сильные болевые ощущения воспринимаются и расцениваются ими иначе, чем далекими от такого целеустремленного поиска мирянами.

Мастер спросил монаха: "Как схватить пустоту?"
Ученик сделал хватательное движение в воздухе.
- "Разве так можно ухватить пустоту?", - упрекнул его наставник. И вдруг, быстро схватив того за нос, стал мотать его из стороны в сторону.
- "Ой! Что вы делаете?!", - гнусаво завопил тот.
- "Вот", промолвил, наконец-то отпуская его мастер. "Только так и можно ухватить пустоту."

Для демонстрации важнейшего, но общеизвестного утверждения Сутры сердца праджняпарамиты "Пустота есть форма, форма есть пустота" не было нужды в столь жестоком эксперименте. Все дело было в том, что мастер видел: этот монах уже готов к просветлению. И лишить его возможности реализовать такую готовность было бы куда более жестоко.

Нас иногда подводят в иных контекстах вполне подходящие метафоры (вызревания плода, метаморфоза куколки в бабочку, выше мной приведенные или им подобные). Приближение просветления редко бывает линейным поступательным процессом. Иногда следующего удачного момента надо ждать не одну жизнь.

=========

Боль, крик и смех

Вот еще три примера боли, рева и смеха.

Однажды, когда Хякудзе и его учитель Басо гуляли, над ними пролетела дикая утка. Басо спросил: «Что это такое?» - «Дикая утка», - ответил Хякудзе. «Куда она летела? » - спросил вновь Басо. «Она улетела», - возразил Хякудзе. И в этот момент Басо с силой дернул Хякудзе за нос, так что тот взвыл от боли. «Куда же она могла улететь?» - закричал Басо. Эффект этого лечения шоком был таков, что Хякудзе внезапно получил просветление. На следующий день он явился выразить почтение Басо и, вернувшись в свою комнату, начал громко плакать. Один монах спросил его, в чем дело, и Хякудзе велел ему спросить об этом у Басо. Когда монах обратился с вопросом к Басо, тот возразил «Спроси у Хякудзе». Монах, недоумевая, вернулся, чтобы спросить у Хякудзе, что же происходит. На этот раз Хякудзе рассмеялся от всего сердца. Монах так и не мог ничего понять. Он пожаловался, что Хякудзе говорит: «Недавно я плакал, а сейчас смеюсь», и продолжает смеяться еще громче. Освобождался долго подавляемый поток внутреннего давления. Когда человек достигает кэнсе, такая разрядка внутреннего напряжения может длиться не менее трех дней. Она подобна непокорному лесному пожару.

Хякудзе изучал дзэн со своим учителем еще двадцать лет. Когда он достиг зрелости и собрался уйти в мир в качестве последователя дзэн, он пришел к Басо, чтобы еще раз выразить учителю свое почтение. Увидев, что он идет, Басо высоко поднял хоссю (род посоха, верхушка которого была украшена длинными белыми волосами). Хякудзе спросил: «Вы пользуетесь им или не связаны с ним?» Басо на это повесил хоссю на угол своего стула. Спустя некоторое время он спросил: «Как ты теперь откроешь два листка своего рта, чтобы трудиться для других?» Тогда Хякудзе взял хоссю и высоко поднял. «Ты пользуешься им или не связан с ним?» - спросил Басо, и Хякудзе повесил хоссю на угол стула. В это мгновение на голову Хякудзе обрушился мощный рев, подобный сотне громовых раскатов. Текст утверждает, что Басо испустил громкий крик, и Хякудзе был оглушен на три дня. Но поучения Басо, должно быть, звучали в ушах Хякудзе не только три дня, а и в течение всей жизни, преграждая доступ другим звукам.

Анализ этих явлений приведен тут
http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/zen_practice/zen_practice_12.htm

Выписки из этой важнейшей книги можно посмотреть хотя бы вот здесь
http://forum.arimoya.info/threads/Син-юнь-Чаньские-беседы.1784/
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель


Re: Палка дзен 6 - Жалеть значит не жалеть

#3 просто Соня » Вт, 1 августа 2023, 21:51

О самоубийцах (и просто убийцах своей жизни и радости)

В моем понимании, депрессия - один из тех ограничителей привычных радостей, который Жизнь дарует людям, достигшим значительного уровня развития, но все еще не переключившимся всерьез на поиски выхода из Матрицы.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7657
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 9 гостей