Три палки дзен
---
Когда речь заходит об ударах палкой мастера, в наших далеких от Японии и дзенского монастыря умах возникает смутное и неточное представление. Уж не знаю, виноватить ли тут двойные переводы с английского или еще что, но в идее японской "палки" имхо хорошо бы различать три образа
- посох дзенского наставника роси (хоссю)
- палка бо, применяемая в бодзюцу
(длина (наиболее часто 127 см, так же распространены 198 см и 264 см) зависит от вида боевого искусства, толщина (24-30 мм) - от школы и личных предпочтений.)
- и легкая расщепленная бамбуковая трость, специально предназначенная для таких неожиданных ударов.
При том что трость, видимо, может использоваться в качестве посоха, а удары и самим крепким посохом тоже, видимо, встречались нередко. Однако, такое неожиданное применение посоха считалось экстремальным, а на удар расщепленной тростью продвинутый ученик мог надеяться в любой миг.
Дело в том, что, точно так же, как птенец и сам может проклюнуться из яйца, но на какой-то зрелой фазе можно помочь ему пробить скорлупу извне; не повредив птенцу, но ускорив его второе рождение, - точно так же и ученику дзен можно помочь скорее открыться Бескрайности и Необъятности.
Можно дождаться, когда любой случайный звук (крик кукушки, рассыпавшаяся поленница дров) заставит треснуть скорлупу ("когда приходит весна, трава растет сама по себе".
А можно и заставить это случиться раньше. Но тут уже нужен шок посильнее.
Удар расщепленной бамбуковой палкой, поэтому, производит именно шок; не столько боль, сколько ошеломляющий громкий звук.
Основатель школы Сото Риндзай с той же целью обходился без палки, но применял куда более сильные средство: он вдруг издавал прямо в лицо созревшего ученика необычайно мощным рёв, знаменитый рык Риндзая.
Однако еще более мощное воздействие мог оказать смех. Не удар палки и даже не рык, - а все сотрясающий хохот просветленного существа
http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/zen_practice/zen_practice_12.htm