Религия: форма и содержание; крыши и крысы

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Вс, 16 августа 2015, 11:24

Код: Выделить всё
Эпиграф ко все моим темам со сторонними диалогами:
Алиса в Стране чудес: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»
или
"Диалог живет самой своей открытостью, присутствием собеседника. Мы далеки от средневековых диспутов с их законченностью. Несмотря на свою незавершенность, диалог ценнее." /Г. Померанц/
-------------------------------------------
о крышах и крысах

Имхо, ты идеализируешь религию, Соня.
В словарях в таких случаях (возможности разных значений одного слова) эти значения обозначают цифрами.
Без этого в разговоре можно и вовсе часами спорить о разных вещах, полагая, что речь идет об одном и том же. Потому как без уточнения - слова мукА и мУка формально совпадают.
---
Чаще всего под "религией" или (что то же -) "йогой" имею в виду ту или иную хорошо или плохо формализованную школу трансформации человеческой личности (или совокупность таких школ и методов).
Значительно реже (но не меняя термина) - упрощенную мифологию и социальные организации, которые вокруг таких школ существуют.
---
При этом, под "школой" можно понимать школу высокой мысли. А можно - неказистое неремонтированное здание с крысами и тараканами.

Обычно, оба значения существуют "неслиянно и нераздельно". Так что принципиально противопоставлять их нет необходимости.
Так, над головами учеников в платоновской Академии могла течь или отсутствовать крыша, а под ногами прогуливавшихся студентов Аристотеля вполне могли бегать крысы.
Но бывают и дырявые крыши без Платона, и крысы без Аристотеля.


Изображение


Изображение


Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 1 декабря 2022, 13:30, всего редактировалось 10 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель


Re: Религия: форма и содержание

#3 acolyte » Вс, 16 августа 2015, 11:46

просто Соня писал(а):Чаще всего под "религией" или (что то же -) "йогой" имею в виду ту или иную хорошо или плохо формализованную школу трансформации человеческой личности (или совокупность таких школ и методов).

Наверное, надо различать цели, с какой целью производится трансформация личности. Под ваше определение подходят и психологические тренинги, и пилатес с аэробикой, и даже курсы кройки и шитья.
acolyte
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 11 лет 10 месяцев

Re: Религия: форма и содержание

#4 просто Соня » Вс, 16 августа 2015, 11:52

В моем контексте всегда имеются в виду только высшие цели.
В словарях в таких случаях (возможности разных значений одного слова) эти значения обозначают цифрами.
Без этого в разговоре можно и вовсе часами спорить о разных вещах, полагая, что речь идет об одном и том же. Потому как без уточнения - слова мукА и мУка формально совпадают.

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 18 августа 2023, 11:42, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#5 acolyte » Вс, 16 августа 2015, 11:56

А что значит высшие? Вот у шаманизма, язычества цели самые приземленные - ублажать духов, чтобы урожай родился, рыба ловилась, зверь в ловушку шел, чтоб болезни деревню обходили стороной. И тем не менее это религия.

Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
Кстати, и трансформация личности при этом не обязательна.

А есть религии, где акцент не на трансформации, а на выполнении формальных предписаний и законов - классические иудаизм и ислам, например.
acolyte
Аватара
Сообщения: 2349
Темы: 34
С нами: 11 лет 10 месяцев

Re: Религия: форма и содержание

#6 Ли за » Вс, 16 августа 2015, 13:54

просто Соня писал(а):В словарях в таких случаях (возможности разных значений одного слова) эти значения обозначают цифрами.
Без этого в разговоре можно и вовсе часами спорить о разных вещах, полагая, что речь идет об одном и том же. Потому как без уточнения - слова мукА и мУка формально совпадают.
просто Соня писал(а):С каббалой знакома. Уж более 12 лет в свободные временные окошки своих б-м длительных залетов в Иерусалим посещаю лекции и семинары в крупнейшей ортодоксальной иешиве Эш-ха-Тора.
Ну, коль ты знакома с каббалой, то, следовательно, ты знакома и с устройством языка "иврит", который считается священным языком, и до образования государства Израиль, евреи в обиходе говорили только на идише (в какой бы стране они не жили), а иврит ими использовался только в синагогах при чтение Священных книг.
Сейчас не буду говорить об истории возникновения иврита - не по теме.
Но относительно приведенного тобой примера - на иврите такое невозможно.
Невозможно, поскольку буквы у евреев воспринимаются, как точки = Тьма = сосуды не наполненные Светом (как музыка у Канчели). А наполняться эти пустые сосуды могут или сверху (через Рош - голову), непосредственно в тело - Тох или подсвечиваться снизу (через Соф) => Света холам, шурук, хирик.
И потому каждая буква на иврите должна иметь один из трех выше обозначенных "подсветок".

И это не блажь тех кто ПРИДУМАЛ иврит. Буквы на иврите - это реальность человека - как он функционирует, живет, воспринимает и управляет той реальностью, в которую он погружен.

Да, сейчас в прессе и в И-нете на иврите в большинстве своем не ставятся эти подсветки, поскольку используются общеизвестные слова, которые и без этих "подсветок" всем понятны.

Но буквы на иврите - это 22 + 5 сил в Мироздании, которыми может управлять человек: по вертикали в буквах - это Свет Хохма (Мудрость, Свет Жизни), по горизонтали - Свет Хесед (Милосердие).

Как пример.
Буква Бет ב
С уровня Тифферет (уровень сердечной чакры) человек вырабатывает в себе Свет Милосердия, а затем направляет его вверх (к Творцу, Создателю), а затем склоняет пере Создателем голову в знак благодарности - это и есть истинная человеческая молитва.

"Буквы раби Амнона-Саба":

"37. Вошла к Творцу буква бэт и сказала: «Создатель мира, хорошо мною сотворить мир, потому что мною Благословляют Тебя и высшие и низшие. Ведь Бэт – это Браха – благословение». Ответил ей Творец: «Конечно, тобою Я создам мир, и ты будешь началом мира!» "
Ли за

Re: Религия: форма и содержание

#7 просто Соня » Вс, 16 августа 2015, 14:20

acolyte писал(а):А что значит высшие? Вот у шаманизма, язычества цели самые приземленные
Ответ содержится в вопросе :smile:
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#8 просто Соня » Вс, 16 августа 2015, 14:21

лизание ярлыка

//А Религия остается вне формы и содержания (бытия)?//
Если на банке написано "варенье", то имеют в виду ее содержимое.
А можно говорить и о самой банке.
Что имеется в виду - за мнимой ненадобностью обычно не уточняется.
Однако ж все видят только банку. А варенье (если оно есть) пробуют немногие.

Картинка на банке вполне привлекательна. Такую и лизнуть приятно.

И потом, я ведь упрощаю: лишенная учителей школа может служить и другим полезным (хоть и не имеющим отношения к вывеске) целям: служить укрытием от непогоды, например.
Так это и называют: религия-убежище.

Банкой можно колоть мелкие орехи (некоторые жизненные проблемы). И славить за это всесильное варенье!

\\Печальнее всего, что на пустую банку лепят этикетку - "варенье"(\\
Не умея решить задачу, не стоит говорить, что она не имеет решения.
Не умея открыть банку, не стоит говорить, что она не имеет содержимого.

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 18 августа 2023, 11:50, всего редактировалось 7 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#9 просто Соня » Чт, 21 июля 2016, 18:38

№1: Имхо было бы определеннее, проще и интереснее разобрать понятие:
Церковь: форма и содержание
А еще Уже: Православная Церковь: форма и содержание
№2: Под Религией, Соня, чаще всего (в 99% случаев) подразумевается более-менее формализованные институты связанные с почитанием сверхъестественного. С которыми иногда связаны школы трансформации человеческой личности ).

Это в значительной степени, №1, - к крысам и тараканам. :cool: (да простят меня прославленные историей и церковью покойники).
А №2, соотв, - про стены и крыши.
То есть относится именно не к содержанию, а к форме.
Если на банке написано "варенье", то имеют в виду ее содержимое.
А можно говорить и о самой банке.
Что имеется в виду за мнимой ненадобностью обычно не уточняется.
более-менее формализованные институты связанные с почитанием сверхъестественного
это в моем понимании нечто вроде РЕН-ТВ.
Последний раз редактировалось просто Соня Пн, 18 июня 2018, 12:01, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#10 просто Соня » Чт, 21 июля 2016, 18:52

№2: Мы говорим о том что как правило подразумевается, не так ли? Так вот школа трансформации не подразумевается подавляющим большинством говорящих о религии почти никогда. из тех кого мне приходилось читать или с кем приходилась говорить (Соня в это число не входит ) )
"Соня в это число не входит"

Изображение

№2: Поэтому когда вы говорите о религии , готовьтесь к тому что вас с высокой степенью вероятности поймут превратно )

Это и называю: лизать этикетку на банке.
Потому и выдаю ниже уточняющее (имеющееся и в Вики) определение.

№1: ((Соня: ↑ Если на банке написано "варенье", то имеют в виду ее содержимое.
А можно говорить и о самой банке.))

Тут три варианта. Два крайних ты перечислила. А главный бесконечный: когда имеют в виду и банку и ее содержимое.
Тут м.б. грязная банка с трещинами, а там прекрасное варенье; восхитительная хрустальная банка с высокохудожественной этикеткой, а в ней тухлое заплесневелое варенье.

№1 прекрасно и более ясно описал содержание старта
Соня: ↑ Обычно, оба значения существуют "неслиянно и нераздельно". Так что принципиально противопоставлять их нет необходимости.
Так, над головами учеников в платоновской Академии могла течь или отсутствовать крыша, а под ногами прогуливавшихся студентов Аристотеля вполне могли бегать крысы.
Но бывают и дырявые крыши без Платона, и крысы без Аристотеля.


Рели́гия (от лат.religare — связывать, соединять) — система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Природа организации может не иметь точного определения:
http://traditio.wiki/wiki/Религия

Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

Другие определения религии:
учение о воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре, как основная[2].
Изображение

одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[3].
организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[4].
духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия


Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пн, 27 сентября 2021, 1:07, всего редактировалось 8 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#11 просто Соня » Чт, 21 июля 2016, 19:09

Религия: форма и содержание; крыши и крысы - 6
Несовместимость хлеба и колбасы примиряется в бутерброде

№2: вы считаете что все ваши три последние сообщения образуют непротиворечивую картину? )
я? - да
Ведь все видят только банку. А варенье (если оно есть) пробуют немногие.
№2: а я - нет ) Просто вы так привыкли читать текст определённым образом , что уже не улавливаете иное (и основное) его значение. Это относится и к цитатам из Вики ) Пардон.
Поэтому в лучшем случае подразумевается что там в банке наверно что-то хорошее )

Ну да. Картинка на банке вполне привлекательна. Такую и лизнуть приятно.
И потом, я ведь упрощаю: лишенная учителей школа может служить и другим полезным (хоть и не имеющим отношения к вывеске) целям: служить укрытием от непогоды, например.
Так это и называют: религия-убежище.

Банкой можно колоть мелкие орехи (некоторые жизненные проблемы). И славить за это всесильное варенье!

Дело не в измах - дело в деле, духовном делании.
Как бабушка моя говаривала, - "Боженька работу любит"

"Хлеб! Колбаса! - это же такие разные и даже противоположные вещи! Как их можно совместить?!"
Легко - отвечает Соня.
Если не смотреть на них со стороны, а употреблять внутрь.
***
Практически, реальные шансы "организационного суперэкуменизма" ныне ничтожно малы.
А вот приложить усилия, чтобы хотя бы во "внешней" риторике доминирующего исповедания было как можно меньше имперского высокомерия - было б славно.


Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 18 августа 2023, 14:26, всего редактировалось 5 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#12 просто Соня » Чт, 21 июля 2016, 19:15

Пена лишь скользит по поверхности океана

№3: Дело в том, что буддизм по большому счёту не является религией.
Да будет вам.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм_Чистой_Земли
Форма теистической религии (не беря даже термин "религия" шире) есть самая демократическая, прямая духовно наиболее "удобная" и вовсе не обязательно вульгаризированная ее форма.

№2: Соня сказал(а): ↑ А вот приложить усилия, чтобы хотя бы во "внешней" риторике доминирующего исповедания было как можно меньше имперского высокомерия - было б славно.
Даже интересно, почему Соня ничего не пишет о всеправославном соборе ). Хотя страсти кипят как раз и по этой самой проблематике )
Это ж все - пена в океане духовной жизни. Пена бывает всякая. Бывает грязная, бывает не очень. Но главная ее черта - ее касательность. Пена лишь скользит по поверхности океана, едва его касаясь. Да и океан вряд ли особо ее примечает.


Изображение

И чего тут думать? Вот только что фейсбуркнула :
Хочу напомнить слова Василия Великого ( Один из трёх каппадокийских отцов Церкви...)
некогда настолько хрестоматийные, что их пародировал даже Пушкин:
("Нам целый мир - чужбина; отечество нам - Царское село").
Св. Василий Великий в своей книге «О Святом Духе» говорит:
"Для христианина всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужбина."
---
Андрей Рублёв
Изображение


Невпроворотное* (главы и возглавья**)

Даст ли (номинальная церковная глава) Гундяев Путину утянуть с собой в инфекционный изолятор и РПЦ;
захочет ли с этим войти/вляпаться в мировую историю, - дело имхо сугубо внешнее.

Могу допустить: усечение главы Иоанна Предтечи произвело на Иоанна Предтечу неприятное, возможно даже тягостное впечатление.
Но ничего по сути не изменило.
----
*
" ...явно подразумевают поворот, близкий к тому за который ратует Соня."


Изображение

**)"Что менялось? Знаки и возглавья..."
Максимилиан Волошин Северовосток (1920)
+++
... Войте, вейте, снежные стихии,
Заметая древние гроба:
В этом ветре вся судьба России -
Страшная безумная судьба.

В этом ветре гнет веков свинцовых:
Русь Малют, Иванов, Годуновых,
Хищников, опричников, стрельцов,
Свежевателей живого мяса,
Чертогона, вихря, свистопляса:
Быль царей и явь большевиков.

Что менялось? Знаки и возглавья.
Тот же ураган на всех путях:
В комиссарах - дурь самодержавья,
Взрывы революции в царях.
Вздеть на виску, выбить из подклетья,
И швырнуть вперед через столетья
Вопреки законам естества -
Тот же хмель и та же трын-трава.
Ныне ль, даве ль - всё одно и то же:
Волчьи морды, машкеры и рожи,
Спертый дух и одичалый мозг,
Сыск и кухня Тайных Канцелярий,
Пьяный гик осатанелых тварей,
Жгучий свист шпицрутенов и розг,
Дикий сон военных поселений,
Фаланстер, парадов и равнений,
Павлов, Аракчеевых, Петров,
Жутких Гатчин, страшных Петербургов,
Замыслы неистовых хирургов
И размах заплечных мастеров.

Сотни лет тупых и зверских пыток,
И еще не весь развернут свиток
И не замкнут список палачей,
Бред Разведок, ужас Чрезвычаек -
Ни Москва, ни Астрахань, ни Яик
Не видали времени горчей.

Бей в лицо и режь нам грудь ножами,
Жги войной, усобьем, мятежами -
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням -
Не дойдем и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганный наш храм, -

Нам ли весить замысел Господний?
Всё поймем, всё вынесем, любя, -
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий Бич! приветствую тебя.
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 18 августа 2023, 14:42, всего редактировалось 6 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#13 просто Соня » Чт, 12 января 2017, 19:21

Религия

Как сказал Конфуций, начинать надо с "исправления имен", с уточнения определений. Для меня "религия" означает стремление человека трансцендировать свою ограниченность.
Для других напротив: "религия" значит стремление человека ограничить.

Что ж: самого человека одни оценивают по высшим устремлениям его духа,
а другие - по оставленных в отхожем месте продуктам его жизнедеятельности.
Спору нет: устремления духа - материя спорная;
второй же вариант - бесспорен: материя вполне материальная, весомая, зримая; хоть и грубая :) .

Согласна: религия как общественный институт, ставящий своей целью облагораживание человека, со своей задачей, мягко говоря, справлялся далеко не всегда и вообще заслуживает массу справедливых упреков.
Просто по мне религия как общественный институт есть лишь видимое (весомое, грубое, зримое) проявление религии;
для меня далеко не главное.


Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 4 июля 2018, 23:29, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#14 просто Соня » Пн, 24 апреля 2017, 8:53

Религия как фетиш

Традиционный образ сравнивает Бога с врачом, а нас - с больными (не вошедших в полноту своего жизненного потенциала.)
Так вот. Вся совокупность традиций в каждой религии - это лекарства, средства. Не надо фетишизировать лекарства, средства. Богу-врачу надо, чтобы мы выздоровели, а не только всю жизнь принимали лекарства.
Ум очень любит подменять цель средствами; сами средства делать целью.
Некоторые так увлекаются питьем лекарств, что просто спиваются.
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 18 августа 2023, 22:21, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#15 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:33

возражают 1
выводы из этого следующие:
когда произносится фраза "человек не религиозный" , т.е. находящийся вне института. автоматически понимается: "лишённый устремлений духа, слепой, низший вид", и наоборот.
это единственный результат использования слова религия в том смысле, который вкладывает в него Соня
Как недавно сказал заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО : "Атеисты это больные. Это животные. Их надо лечить"
".... и будет тебе яко язычник и мытарь" (Мф. 18:17) у Иисуса
"Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. VI, :15) у ап. Павла, понятие "гой", "
активно неверующий, злостный язычник" /а вовсе не национальность; язычник par excellence/

В обычном же, бытовом смысле, "религиозный" означает обрядово верующий, "соблюдающий".

Так что:
- "лишённый устремлений духа" - одно
- "слепой, низший вид" - надменная оценка самодовольного выспреннего идиота/ки
- "находящийся вне института" - нерелигиозный в обычном, бытовом смысле.

[Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Сб, 19 августа 2023, 0:24, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#16 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:39

но этого никто никогда не узнает. потому что слово то одно
- Всякому и не лингвисту известно: всякое почти слово имеет диапазон значений. Порой незаметный носителям языка, но достаточно четко различаемый в словарях.
- Кроме этой "квантуемости" смыслов, Мандельштам говорил (что в его поэтике было весьма важно): всякое слово имеет не только ядро, но и окружающее его поле значений.
(«О природе слова»). Тут речь больше о контекстном влиянии.

Проблема, друзья, чисто лингвистическая. Точнее: изменение семантики слова в разных культурных средах. :)


Изображение
Изображение

Потому, как сказал Конфуций, и начинать надо с "исправления имен", с уточнения определений.
Людям в простоте душевной свойственно полагать, что уж их-то 2я сигнальная система сигналит им безошибочно и единственным возможным образом.

Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке,
но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл.
– Жан Ростан



Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Сб, 19 августа 2023, 0:21, всего редактировалось 4 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#17 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:41

Религия

Если прежде менялись наши понятия о мире, то теперь меняются понятии о самом "феномене человека".

Многие прогрессивные атеисты не ведают, насколько они глубоко увязли в своем советском происхождении вообще,
и в полученном в прошлом веке высшем образовании в частности.

Просто надо последовать совету Конфуция и начать с "исправления имен". Под словом "орех" можно понимать как его ядро, так и жесткую кожуру. А слово-то одно :)
Лично я под "религией" (хоть словом этим, если и пользуюсь, то весьма обобщенно и условно) имею в виду расширенную современным пониманием психологию личности - и как следствие, расширенное современной наукой понимание мироздания и его связи с человеком.
Как-то так.

Дело в том, что современная наука все больше теряет уверенность в самом существовании грани между субъективным и объективным.
Не говоря уж о всем прочем, от чего мышление прошлого века (чтоб не упасть в обморок) приходит в негодование и ужас.
Приходит оно в себя и подуспокаивается, когда о том же ей повествуют авторитетные ученые (такие как Карл Саган и др.), еще в прошлом веке в значительной степени освоившие наследие революции в физике ХХ века.

Если прежде менялись наши понятия о мире, то теперь меняются понятии о самом "феномене человека".

Семантика слов "религия" и "йога" совпадают. Это не "вера" и не "философия". Это комплексная плерома* систем преображения сознания человека.
Или - методологии превращения нашего обыденного сознания, как тополиное семя превращается в могучее дерево.
--
*) Можно слово "плерома" заменить образом слона из притчи о слепых мудрецах.

Религия в привычном бытовом смысле сюда относится лишь, в лучшем случае, потенциально.
Религия в привычном бытовом смысле есть частные случаи самых начальных (неловких и потому мало эффективных) шагов в бхакти-йоге.

Нынешней агрессии религиозных институтов достохвально решительно противостоять.
Но это именно достойная гражданская позиция,
никак не отменяющая поиски подлинного смысла своего существования.

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Сб, 19 августа 2023, 0:21, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#18 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:43

Не вижу в чем погрешаю против классических определений.
Вот прямо сейчас читаю в Шивананда - "Йога самхита":
"1. Что такое йога?
Йога--это наука, обучающая методу соединения духа человека с Богом. Йога--это божественная наука, освобождающая дживу и соединяющая ее с Абсолютом, врожденными атрибутами которого являются анатха ананда (бесконечное блаженство), парам шанти (высший покой), бесконечное знание, непреходящая радость и вечная жизнь.
Термин йога в ограниченном смысле он обозначает аштанга йогу, или раджа йогу Патанджали."


Просто язык отличается от математики тем, что слово может иметь не одно, а несколько значений. (В случае "йога" и "религия" и для данного рассмотрения можно говорить 1 - в узком и 2 - в широком смысле).
Что мало приемлемо в математике и вовсе невозможно в программировании (то и другое - варианты языка), - но для лингвистики является просто фактом.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#19 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:50

Религия земная и небесная; отделимы ли мухи от котлеты?

А вот лингвистика (в отличие от традиционной математики) - штука квантовая:
знаковое слово склонно принимать не одно, а несколько значений (См. любой словарь, в частности, различные дефиниции слова "религия"; пользуюсь лишь одним из них, причем в контрасте с другими).

Можно, конечно ж, ввести дополняющие определения.
Как в случае "Любовь земная" и "Любовь небесная" (Афродита Урания и Афродита Пандемос) Или на родном Тициану языке - Amor sacro e Amor profano.
Как видно из картины, кто из них земная, а кто небесная - сразу и не скажешь.
Земная даже выглядит значительно пристойнее.


Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 18 августа 2017, 4:45, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#20 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 12:11

С исправления имён, говорите, ссылаясь на Кон Фу Цзи? ОК, пожалуйста, София, тогда уточните определения понятий : 1."своя", "свой", (и как их отличить от "не своего"; 2. "ограничивать", "ограниченность" ; 3."трансцендирование", и как отличить его от симуляции трансцендирования и самообмана. И, самое главное 4. "религия", и как отличить ее от нерелигии.
3."трансцендирование" - в самих практиках описаны и все их ловушки
4. Как кожура и сам орех; хоть все вместе - и определяют одним словом
"Нерелигий" не бывает. Бывает
а) машина, которой не умеют пользоваться
б) сломанная машина (религия практически утратившая свою внутреннюю традицию)
в) игрушечная машинка: внешне похожая, но совершенно не функциональная.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#21 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 12:14

Функции , выполняющая которые религиозная "машина" должна считаться совершенно исправной

Основные:
1.обращение к высшим силам для решения текущих жизненных проблем
2. создание устойчивой картины мира и зоны метафизического комфорта
3.легитимация традиционных социальных институтов и культурных практик

Дополнительные:
1.высшая санкцция морально-этических норм
2. конструирование этничности
3. консервативно-эстетическая

в виде виньетки - санкционирование мистического опыта как дозволенного и канонического

роль мистического для религии, получение периодического подтверждения истинности традиции со стороны высших сил, в виде:
1. чудес
2. праведности и мученичества
3. (на глубокой периферии) мистического опыта (в основном как дополнения к первым двум пунктам)

Прекрасно сформулированное то,
о чем кн. Мышкин восклицал: "Ах не о том, не о том вы говорите!" :)
Труднехонько мне представить, скажем, Иисуса рулящим такой машиной.

Конечно, скорлупа ореха (религия в обычно употребляемом смысле) есть его часть и эволюционная стадия самого ореха; она не вполне ему чужда, служит защитой его ядра. Но такое отвердение и отчуждение своей части коррелирует со скорой гибелью и падением ореха: с древа жизни - на землю.

Образ ореха - метафора средней годности и покрывает лишь малую часть рассматриваемого явления: не более, чем корову - седло. Так что пользоваться ею можно в той узкой зоне, где она раскрывает, а не искажает мою мысль*.
Так что со временем, надеюсь, на ум и на язык подвернется нечто более годное.
---
*)Скажем, отношения ислама с суфизмом были отнюдь не идиллическими. Ислам не только на протяжении всей своей истории то и дело отказывался признавать суфизм своей находящейся под его защитой частью, но и попросту отказывался признавать суфизм частью ислама.**

**) "... Не только азхариты, но и марокканский философ персонализма Мухаммад 'Азиз Лахбаби придерживается такой же точки зрения: «Суфизм, будучи немусульманским по происхождению, изменил исконный дух ислама. Не надо забывать, как напоминает Л. Гарде, что мистицизм занимал в исламе лишь „периферийное положение по отношению к официальным религиозным наукам". И на это есть причины! Дело в том, что мистицизм чужд мусульманству, следовательно, все суфийские культы тоже немусульманские, если не антимусульманские»."
/Суфийские ордены в исламе - Тримингэм/
Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Сб, 19 августа 2023, 4:33, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 7 месяцев
О себе: искатель

След.

Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя