Религия: форма и содержание

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Вс, 16 августа 2015, 11:24

о крышах и крысах

Имхо, ты идеализируешь религию, Соня.
В словарях в таких случаях (возможности разных значений одного слова) эти значения обозначают цифрами.
Без этого в разговоре можно и вовсе часами спорить о разных вещах, полагая, что речь идет об одном и том же. Потому как без уточнения - слова мукА и мУка формально совпадают.
---
Чаще всего под "религией" или (что то же -) "йогой" имею в виду ту или иную хорошо или плохо формализованную школу трансформации человеческой личности (или совокупность таких школ и методов).
Значительно реже (но не меняя термина) - упрощенную мифологию и социальные организации, которые вокруг таких школ существуют.
---
При этом, под "школой" можно понимать школу высокой мысли. А можно - неказистое неремонтированное здание с крысами и тараканами.

Обычно, оба значения существуют "неслиянно и нераздельно". Так что принципиально противопоставлять их нет необходимости.
Так, над головами учеников в платоновской Академии могла течь или отсутствовать крыша, а под ногами прогуливавшихся студентов Аристотеля вполне могли бегать крысы.
Но бывают и дырявые крыши без Платона, и крысы без Аристотеля.
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 26 апреля 2017, 18:20, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель


Re: Религия: форма и содержание

#3 acolyte » Вс, 16 августа 2015, 11:46

просто Соня писал(а):Чаще всего под "религией" или (что то же -) "йогой" имею в виду ту или иную хорошо или плохо формализованную школу трансформации человеческой личности (или совокупность таких школ и методов).

Наверное, надо различать цели, с какой целью производится трансформация личности. Под ваше определение подходят и психологические тренинги, и пилатес с аэробикой, и даже курсы кройки и шитья.
acolyte
Аватара
Сообщения: 2362
Темы: 34
С нами: 5 лет 1 месяц

Re: Религия: форма и содержание

#4 просто Соня » Вс, 16 августа 2015, 11:52

В моем контексте всегда имеются в виду только высшие цели.
В словарях в таких случаях (возможности разных значений одного слова) эти значения обозначают цифрами.
Без этого в разговоре можно и вовсе часами спорить о разных вещах, полагая, что речь идет об одном и том же. Потому как без уточнения - слова мукА и мУка формально совпадают.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#5 acolyte » Вс, 16 августа 2015, 11:56

А что значит высшие? Вот у шаманизма, язычества цели самые приземленные - ублажать духов, чтобы урожай родился, рыба ловилась, зверь в ловушку шел, чтоб болезни деревню обходили стороной. И тем не менее это религия.

Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
Кстати, и трансформация личности при этом не обязательна.

А есть религии, где акцент не на трансформации, а на выполнении формальных предписаний и законов - классические иудаизм и ислам, например.
acolyte
Аватара
Сообщения: 2362
Темы: 34
С нами: 5 лет 1 месяц

Re: Религия: форма и содержание

#6 Ли за » Вс, 16 августа 2015, 13:54

просто Соня писал(а):В словарях в таких случаях (возможности разных значений одного слова) эти значения обозначают цифрами.
Без этого в разговоре можно и вовсе часами спорить о разных вещах, полагая, что речь идет об одном и том же. Потому как без уточнения - слова мукА и мУка формально совпадают.
просто Соня писал(а):С каббалой знакома. Уж более 12 лет в свободные временные окошки своих б-м длительных залетов в Иерусалим посещаю лекции и семинары в крупнейшей ортодоксальной иешиве Эш-ха-Тора.
Ну, коль ты знакома с каббалой, то, следовательно, ты знакома и с устройством языка "иврит", который считается священным языком, и до образования государства Израиль, евреи в обиходе говорили только на идише (в какой бы стране они не жили), а иврит ими использовался только в синагогах при чтение Священных книг.
Сейчас не буду говорить об истории возникновения иврита - не по теме.
Но относительно приведенного тобой примера - на иврите такое невозможно.
Невозможно, поскольку буквы у евреев воспринимаются, как точки = Тьма = сосуды не наполненные Светом (как музыка у Канчели). А наполняться эти пустые сосуды могут или сверху (через Рош - голову), непосредственно в тело - Тох или подсвечиваться снизу (через Соф) => Света холам, шурук, хирик.
И потому каждая буква на иврите должна иметь один из трех выше обозначенных "подсветок".

И это не блажь тех кто ПРИДУМАЛ иврит. Буквы на иврите - это реальность человека - как он функционирует, живет, воспринимает и управляет той реальностью, в которую он погружен.

Да, сейчас в прессе и в И-нете на иврите в большинстве своем не ставятся эти подсветки, поскольку используются общеизвестные слова, которые и без этих "подсветок" всем понятны.

Но буквы на иврите - это 22 + 5 сил в Мироздании, которыми может управлять человек: по вертикали в буквах - это Свет Хохма (Мудрость, Свет Жизни), по горизонтали - Свет Хесед (Милосердие).

Как пример.
Буква Бет ב
С уровня Тифферет (уровень сердечной чакры) человек вырабатывает в себе Свет Милосердия, а затем направляет его вверх (к Творцу, Создателю), а затем склоняет пере Создателем голову в знак благодарности - это и есть истинная человеческая молитва.

"Буквы раби Амнона-Саба":

"37. Вошла к Творцу буква бэт и сказала: «Создатель мира, хорошо мною сотворить мир, потому что мною Благословляют Тебя и высшие и низшие. Ведь Бэт – это Браха – благословение». Ответил ей Творец: «Конечно, тобою Я создам мир, и ты будешь началом мира!» "
Ли за

Re: Религия: форма и содержание

#7 просто Соня » Вс, 16 августа 2015, 14:20

acolyte писал(а):А что значит высшие? Вот у шаманизма, язычества цели самые приземленные
Ответ содержится в вопросе :smile:
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#8 просто Соня » Вс, 16 августа 2015, 14:21

Если на банке написано "варенье", то имеют в виду ее содержимое.
А можно говорить и о самой банке.
Что имеется в виду - за мнимой ненадобностью обычно не уточняется.
Ведь все видят только банку. А варенье (если оно есть) пробуют немногие.

Картинка на банке вполне привлекательна. Такую и лизнуть приятно.

И потом, я ведь упрощаю: лишенная учителей школа может служить и другим полезным (хоть и не имеющим отношения к вывеске) целям: служить укрытием от непогоды, например.
Так это и называют: религия-убежище.

Банкой можно колоть мелкие орехи (некоторые жизненные проблемы). И славить за это всесильное варенье!
Последний раз редактировалось просто Соня Вт, 25 апреля 2017, 12:00, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#9 просто Соня » Чт, 21 июля 2016, 18:38

№1: Имхо было бы определеннее, проще и интереснее разобрать понятие:
Церковь: форма и содержание
А еще Уже: Православная Церковь: форма и содержание
№2: Под Религией, Соня, чаще всего (в 99% случаев) подразумевается более-менее формализованные институты связанные с почитанием сверхъестественного. С которыми иногда связаны школы трансформации человеческой личности ).

Это все больше, №1, (да простят меня прославленные историей и церковью покойники) - к крысам и тараканам. :cool:
А №2, соотв, - про стены и крыши.
То есть относится именно не к содержанию, а к форме.
Если на банке написано "варенье", то имеют в виду ее содержимое.
А можно говорить и о самой банке.
Что имеется в виду за мнимой ненадобностью обычно не уточняется.
более-менее формализованные институты связанные с почитанием сверхъестественного
это в моем понимании нечто вроде РЕН-ТВ.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#10 просто Соня » Чт, 21 июля 2016, 18:52

№2: Мы говорим о том что как правило подразумевается, не так ли? Так вот школа трансформации не подразумевается подавляющим большинством говорящих о религии почти никогда. из тех кого мне приходилось читать или с кем приходилась говорить (Соня в это число не входит ) )
"Соня в это число не входит"
Изображение

№2: Поэтому когда вы говорите о религии , готовьтесь к тому что вас с высокой степенью вероятности поймут превратно )

Это и называю: лизать этикетку на банке.
Потому и выдаю ниже уточняющее (имеющееся и в Вики) определение.

№1: Соня сказал(а): ↑
Если на банке написано "варенье", то имеют в виду ее содержимое.
А можно говорить и о самой банке.
Тут три варианта. Два крайних ты перечислила. А главный бесконечный: когда имеют в виду и банку и ее содержимое.
Тут м.б. грязная банка с трещинами, а там прекрасное варенье; восхитительная хрустальная банка с высокохудожественной этикеткой, а в ней тухлое заплесневелое варенье.

№1 прекрасно и более ясно описал содержание старта
Соня сказал(а): ↑
Обычно, оба значения существуют "неслиянно и нераздельно". Так что принципиально противопоставлять их нет необходимости.
Так, над головами учеников в платоновской Академии могла течь или отсутствовать крыша, а под ногами прогуливавшихся студентов Аристотеля вполне могли бегать крысы.
Но бывают и дырявые крыши без Платона, и крысы без Аристотеля.

Рели́гия (от лат.religare — связывать, соединять) — система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Природа организации может не иметь точного определения:
http://traditio.wiki/wiki/Религия

Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

Другие определения религии:
учение о воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре, как основная[2].
одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[3].
организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[4].
духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия


Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 28 апреля 2017, 1:57, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#11 просто Соня » Чт, 21 июля 2016, 19:09

Несовместимость хлеба и колбасы примиряется в бутерброде

№2: вы считаете что все ваши три последние сообщения образуют непротиворечивую картину? )
я? - да
Ведь все видят только банку. А варенье (если оно есть) пробуют немногие.
№2: а я - нет ) Просто вы так привыкли читать текст определённым образом , что уже не улавливаете иное (и основное) его значение. Это относится и к цитатам из Вики ) Пардон.
Поэтому в лучшем случае подразумевается что там в банке наверно что-то хорошее )

Ну да. Картинка на банке вполне привлекательна. Такую и лизнуть приятно.
И потом, я ведь упрощаю: лишенная учителей школа может служить и другим полезным (хоть и не имеющим отношения к вывеске) целям: служить укрытием от непогоды, например.
Так это и называют: религия-убежище.

Банкой можно колоть мелкие орехи (некоторые жизненные проблемы). И славить за это всесильное варенье!

Дело не в измах - дело в деле, духовном делании.
Как бабушка моя говаривала - "Боженька работу любит"

"Хлеб! Колбаса! - это же такие разные и даже противоположные вещи! Как их можно совместить?!"
Легко - отвечает Соня.
Если не смотреть на них со стороны, а употреблять внутрь.
***
Практически, реальные шансы "организационного суперэкуменизма" ныне ничтожно малы.
А вот приложить усилия, чтобы хотя бы во "внешней" риторике доминирующего исповедания было как можно меньше имперского высокомерия - было б славно.


Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 28 апреля 2017, 0:29, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#12 просто Соня » Чт, 21 июля 2016, 19:15

Пена лишь скользит по поверхности океана

№3: Дело в том, что буддизм по большому счёту не является религией.
Да будет вам.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм_Чистой_Земли
Форма теистической религии (не беря даже термин "религия" шире) есть самая демократическая, прямая духовно наиболее "удобная" и вовсе не обязательно вульгаризированная ее форма.

№2: Соня сказал(а): ↑ А вот приложить усилия, чтобы хотя бы во "внешней" риторике доминирующего исповедания было как можно меньше имперского высокомерия - было б славно.
Даже интересно, почему Соня ничего не пишет о всеправославном соборе ). Хотя страсти кипят как раз и по этой самой проблематике )
Это ж все - пена в океане духовной жизни. Пена бывает всякая. Бывает грязная, бывает не очень. Но главная ее черта - ее касательность. Пена лишь скользит по поверхности океана, едва его касаясь. Да и океан вряд ли особо ее примечает.


Изображение

И чего тут думать? Вот только что фейсбуркнула :
Хочу напомнить слова Василия Великого, некогда настолько хрестоматийные, что их пародировал даже Пушкин:
("Нам целый мир - чужбина; отечество нам - Царское село").
Св. Василий Великий в своей книге «О Святом Духе» говорит:
"Для христианина всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужбина."

Невпроворотное* (главы и возглавья**)

Даст ли (номинальная церковная глава) Гундяев Путину утянуть с собой в инфекционный изолятор и РПЦ;
захочет ли с этим войти/вляпаться в мировую историю, - дело имхо сугубо внешнее.

Могу допустить: усечение главы Иоанна Предтечи произвело на Иоанна Предтечу неприятное, возможно даже тягостное впечатление.
Но ничего по сути не изменило.
----
*
" ...явно подразумевают поворот, близкий к тому за который ратует Соня."

Изображение


**)"Что менялось? Знаки и возглавья..."
Максимилиан Волошин Северовосток (1920)
+++
... Войте, вейте, снежные стихии,
Заметая древние гроба:
В этом ветре вся судьба России -
Страшная безумная судьба.

В этом ветре гнет веков свинцовых:
Русь Малют, Иванов, Годуновых,
Хищников, опричников, стрельцов,
Свежевателей живого мяса,
Чертогона, вихря, свистопляса:
Быль царей и явь большевиков.

Что менялось? Знаки и возглавья.
Тот же ураган на всех путях:
В комиссарах - дурь самодержавья,
Взрывы революции в царях.
Вздеть на виску, выбить из подклетья,
И швырнуть вперед через столетья
Вопреки законам естества -
Тот же хмель и та же трын-трава.
Ныне ль, даве ль - всё одно и то же:
Волчьи морды, машкеры и рожи,
Спертый дух и одичалый мозг,
Сыск и кухня Тайных Канцелярий,
Пьяный гик осатанелых тварей,
Жгучий свист шпицрутенов и розг,
Дикий сон военных поселений,
Фаланстер, парадов и равнений,
Павлов, Аракчеевых, Петров,
Жутких Гатчин, страшных Петербургов,
Замыслы неистовых хирургов
И размах заплечных мастеров.

Сотни лет тупых и зверских пыток,
И еще не весь развернут свиток
И не замкнут список палачей,
Бред Разведок, ужас Чрезвычаек -
Ни Москва, ни Астрахань, ни Яик
Не видали времени горчей.

Бей в лицо и режь нам грудь ножами,
Жги войной, усобьем, мятежами -
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням -
Не дойдем и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганный наш храм, -

Нам ли весить замысел Господний?
Всё поймем, всё вынесем, любя, -
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий Бич! приветствую тебя.
Последний раз редактировалось просто Соня Пт, 28 апреля 2017, 0:45, всего редактировалось 2 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#13 просто Соня » Чт, 12 января 2017, 19:21

Религия

Как сказал Конфуций, начинать надо с "исправления имен", с уточнения определений. Для меня "религия" означает стремление человека трансцендировать свою ограниченность.
Для других напротив: "религия" значит стремление человека ограничить.

Что ж: самого человека одни оценивают по высшим устремлениям его духа,
а другие - по оставленных в отхожем месте продуктам его жизнедеятельности.
Спору нет: устремления духа - материя спорная;
второй же вариант - бесспорен: материя вполне материальная, весомая, зримая; хоть и грубая :) .

Согласна: религия как общественный институт, ставящий своей целью облагораживание человека, со своей задачей, мягко говоря, справлялся далеко не всегда и вообще заслуживает массу справедливых упреков.
Просто по мне религия как общественный институт есть лишь видимое (весомое, грубое, зримое) проявление религии;
для меня далеко не главное.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#14 просто Соня » Пн, 24 апреля 2017, 8:53

Религия как фетиш

Традиционный образ сравнивает Бога с врачом, а нас - с больными (не вошедших в полноту своего жизненного потенциала.)
Так вот. Вся совокупность традиций в каждой религии - это лекарства, средства. Не надо фетишизировать лекарства, средства. Богу-врачу надо, чтобы мы выздоровели, а не только всю жизнь принимали лекарства.
Ум очень любит подменять цель средствами; сами средства делать целью.
Некоторые так увлекаются питьем лекарств, что просто спиваются.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#15 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:33

выводы из этого следующие:
когда произносится фраза "человек не религиозный" , т.е. находящийся вне института. автоматически понимается: "лишённый устремлений духа, слепой, низший вид", и наоборот.
это единственный результат использования слова религия в том смысле, который вкладывает в него Соня
Как недавно сказал заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО : "Атеисты это больные. Это животные. Их надо лечить"
".... и будет тебе яко язычник и мытарь" (Мф. 18:17) у Иисуса
"Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. VI, :15) у ап. Павла, понятие "гой", "активно неверующий, злостный язычник" /а вовсе не национальность; язычник par excellence/

В обычном же, бытовом смысле, "религиозный" означает обрядово верующий, "соблюдающий".

Так что:
- "лишённый устремлений духа" - одно
- "слепой, низший вид" - надменная оценка самодовольного выспренного идиота/ки
- "находящийся вне института" - нерелигиозный в обычном, бытовом смысле.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#16 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:39

но этого никто никогда не узнает. потому что слово то одно
- Всякому и не лингвисту известно: всякое почти слово имеет диапазон значений. Порой незаметный носителям языка, но достаточно четко различаемый в словарях.
- Кроме этой "квантуемости" смыслов, Мандельштам говорил (что в его поэтике было весьма важно): всякое слово имеет не только ядро, но и окружающее его поле значений.
(«О природе слова»). Тут речь больше о контекстном влиянии.

Проблема, друзья, чисто лингвистическая. Точнее: изменение семантики слова в разных культурных средах. :)

Потому и: как сказал Конфуций, начинать надо с "исправления имен", с уточнения определений.
Большинство же не склонно задумываться над "и так" им уже известном.
Людям в простоте душевной свойственно полагать, что уж их-то 2я сигнальная система сигналит им безошибочно и единственным возможным образом.

Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке,
но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл.
– Жан Ростан



Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 25 июня 2017, 16:14, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#17 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:41

Религия

Если прежде менялись наши понятия о мире, то теперь меняются понятии о самом "феномене человека".

Многие прогрессивные атеисты не ведают, насколько они глубоко увязли в своем советском происхождении вообще,
и в полученном в прошлом веке высшем образовании в частности.

Просто надо последовать совету Конфуция и начать с "исправления имен". Под словом "орех" можно понимать как его ядро, так и жесткую кожуру. А слово-то одно :) .

Лично я под "религией" (хоть словом этим, если и пользуюсь, то весьма обобщенно и условно) имею в виду расширенную современным пониманием психологию личности и, как следствие, расширенное современной наукой понимание мироздания и его связи с человеком.
Как-то так.

Дело в том, что современная наука все больше теряет уверенность в самом существовании грани между субъективным и объективным.
Не говоря уж о всем прочем, от чего мышление прошлого века (чтоб не упасть в обморок) приходит в негодование и ужас.
Приходит оно в себя и подуспокаивается, когда о том же ей повествуют авторитетные ученые (такие как Карл Саган и др.), еще в прошлом веке в значительной степени освоившие наследие революции в физике ХХ века.

Если прежде менялись наши понятия о мире, то теперь меняются понятии о самом "феномене человека".

Семантика слов "религия" и "йога" совпадают. Это не "вера" и не "философия". Это комплексная плерома* систем преображения сознания человека.
Или - методологии превращения нашего обыденного сознания, как тополиное семя превращается в могучее дерево.
--
*) Можно слово "плерома" заменить образом слона из притчи о слепых мудрецах.

Религия в привычном бытовом смысле сюда относится лишь, в лучшем случае, потенциально.
Религия в привычном бытовом смысле есть частные случаи самых начальных (неловких и потому мало эффективных) шагов в бхакти-йоге.

Нынешней агрессии религиозных институтов достохвально решительно противостоять.
Но это именно достойная гражданская позиция,
никак не отменяющая поиски подлинного смысла своего существования.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#18 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:43

Не вижу в чем погрешаю против классических определений.
Вот прямо сейчас читаю в Шивананда - "Йога самхита":
"1. Что такое йога?
Йога--это наука, обучающая методу соединения духа человека с Богом. Йога--это божественная наука, освобождающая дживу и соединяющая ее с Абсолютом, врожденными атрибутами которого являются анатха ананда (бесконечное блаженство), парам шанти (высший покой), бесконечное знание, непреходящая радость и вечная жизнь.
Термин йога в ограниченном смысле он обозначает аштанга йогу, или раджа йогу Патанджали."


Просто язык отличается от математики тем, что слово может иметь не одно, а несколько значений. (В случае "йога" и "религия" и для данного рассмотрения можно говорить 1 - в узком и 2 - в широком смысле).
Что мало приемлемо в математике и вовсе невозможно в программировании (то и другое - варианты языка), - но для лингвистики является просто фактом.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#19 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 11:50

Религия земная и небесная; отделимы ли мухи от котлеты?

А вот лингвистика (в отличие от традиционной математики) - штука квантовая:
знаковое слово склонно принимать не одно, а несколько значений (См. любой словарь, в частности, различные дефиниции слова "религия"; пользуюсь лишь одним из них, причем в контрасте с другими).

Можно, конечно ж, ввести дополняющие определения.
Как в случае "Любовь земная" и "Любовь небесная" (Афродита Урания и Афродита Пандемос) Или на родном Тициану языке - Amor sacro e Amor profano.
Как видно из картины, кто из них земная, а кто небесная - сразу и не скажешь.
Земная даже выглядит значительно пристойнее.


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#20 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 12:11

С исправления имён, говорите, ссылаясь на Кон Фу Цзи? ОК, пожалуйста, София, тогда уточните определения понятий : 1."своя", "свой", (и как их отличить от "не своего"; 2. "ограничивать", "ограниченность" ; 3."трансцендирование", и как отличить его от симуляции трансцендирования и самообмана. И, самое главное 4. "религия", и как отличить ее от нерелигии.
3."трансцендирование" - в самих практиках описаны и все их ловушки
4. Как кожура и сам орех; хоть все вместе - и определяют одним словом
"Нерелигий" не бывает. Бывает
а) машина, которой не умеют пользоваться
б) сломанная машина (религия практически утратившая свою внутреннюю традицию)
в) игрушечная машинка: внешне похожая, но совершенно не функциональная.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

Re: Религия: форма и содержание

#21 просто Соня » Вт, 25 апреля 2017, 12:14

Функции , выполняющая которые религиозная "машина" должна считаться совершенно исправной

Основные:
1.обращение к высшим силам для решения текущих жизненных проблем
2. создание устойчивой картины мира и зоны метафизического комфорта
3.легитимация традиционных социальных институтов и культурных практик

Дополнительные:
1.высшая санкцция морально-этических норм
2. конструирование этничности
3. консервативно-эстетическая

в виде виньетки - санкционирование мистического опыта как дозволенного и канонического

роль мистического для религии, получение периодического подтверждения истинности традиции со стороны высших сил, в виде:
1. чудес
2. праведности и мученичества
3. (на глубокой периферии) мистического опыта (в основном как дополнения к первым двум пунктам)

Прекрасно сформулированное то,
о чем кн. Мышкин восклицал: "Ах не о том, не о том вы говорите!" :)
Труднехонько мне представить, скажем, Иисуса рулящим такой машиной.

Конечно, скорлупа ореха (религия в обычно употребляемом смысле) есть его часть и эволюционная стадия самого ореха; она не вполне ему чужда, служит защитой его ядра. Но такое отвердение и отчуждение своей части коррелирует со скорой гибелью и падением ореха: с древа жизни - на землю.

Образ ореха - метафора средней годности и покрывает лишь малую часть рассматриваемого явления: не более, чем корову - седло. Так что пользоваться ею можно в той узкой зоне, где она раскрывает, а не искажает мою мысль*.
Так что со временем, надеюсь, на ум и на язык подвернется нечто более годное.
---
*)Скажем, отношения ислама с суфизмом были отнюдь не идиллическими. Ислам не только на протяжении всей своей истории то и дело отказывался признавать суфизм своей находящейся под его защитой частью, но и попросту отказывался признавать суфизм частью ислама.**

**) "... Не только азхариты, но и марокканский философ персонализма Мухаммад 'Азиз Лахбаби придерживается такой же точки зрения: «Суфизм, будучи немусульманским по происхождению, изменил исконный дух ислама. Не надо забывать, как напоминает Л. Гарде, что мистицизм занимал в исламе лишь „периферийное положение по отношению к официальным религиозным наукам". И на это есть причины! Дело в том, что мистицизм чужд мусульманству, следовательно, все суфийские культы тоже немусульманские, если не антимусульманские»."
/Суфийские ордены в исламе - Тримингэм/
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5081
Темы: 247
С нами: 6 лет 10 месяцев
О себе: искатель

След.

Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя