Дева Мария и одухотворение

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

  • 1

#1 просто Соня » Ср, 17 июня 2015, 4:15

Дева Мария и одухотворение
(Стоило, видимо прихлобучить к теме шапку:

Сердечно поздравляю всех моих братий и сестер во Христе Иисусе в праздником Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!
Иудеев же и просто евреев столь же сердечно поздравляю с праздником Суккот, праздник кущей, выпадающем обычно на то же время. Мазлтов!

В русской традиции употребляется синоним слова куща – скиния.
В Апостоле (Евр. 9:1-7) содержится мысль, что
Матерь Божия была прообразована в Ветхом Завете скиниею.
Палама однозначно утверждает, что Ветхозаветная Скиния (центр всей метафизической традиции иудеев) была предначертательным образом Девы Марии, и введение Богородицы во Храм явилось буквальным осуществлением всего Завета:
символ сочетался с тем, что он символизировал.)

Календарное совпадение праздника Рождества Пресвятой Богородицы
и еврейского праздника кущей дает повод задуматься о той глубине, которая отвечает глубинным чаяниям каждого человека, но в особенности православного.

Сопоставление позволяет различным духовным культурам лучше понять и узнать друг друга.
Узнать ту глубину, на которой искренне исповедуемые религии, продолжая разительно различаться,
тем не менее обнаруживают некую общую им преображающую тайну.

Изображение

Это никоим образом не означает объединения или смешения религий.
Прежде всего потому, что имхо процесс обОжения, несмотря на всю соборность, глубоко индивидуален.

Идея умственного создания создания "мировой религии" имхо основан на безразличии к любой из них.
И тут имхо не обойтись без обманчивого упрощенчества.

Прибегая к заниженному сравнению, - я ЗНАЮ, что люблю своего любимого, а про другую женщину я могу только ВЕРИТЬ, что она тоже любит своего. Хоть представить себе, что между кем-то еще может происходить то УНИКАЛЬНОЕ ТАИНСТВО ЛЮБВИ, невозможное больше нигде и никогда на свете – просто немыслимо.

Только прибегая к глубочайшему (для огромного большинства верующих – немыслимому) смирению, я могу вспомнить, что все мы произошли от одной Евы.
И то, что является РЕЛИГИОЗНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ для меня, - может быть возможно и для другой.*

Несколько часов проговорив-проспорив со своим христианским другом, но так и не убедив друг друга, Мартин Бубер и его собеседник замолчали.
Потом встали и со слезами на глазах обняли друг друга.

Ни тот, ни другой НЕ ИЗМЕНИЛИ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ.
Но….. что-то они ПОЧУВСТВОВАЛИ.
А вот в отличие от этого, создание универсальной всечеловеческой религии подобно тогда смешению всех любимых в одного супер-героя с предложением “любить всем одного и одинаково”.

Также нельзя имхо говорить о “равенстве” религий и верующих.

Под словом “любовь” каждый понимает свое. Одинаковое слово на этикетке не означает равнокачественности содержимого.

Пастернак говорит:
“Любимая,— жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
…………………………….
Но при этом
“Он видит, как свадьбы справляют вокруг.
Как спаивают, просыпаются.
Как общелягушечью эту икру
Зовут, обрядив ее,— паюсной.”

И понимает, что другие зовут “любовью” вовсе не то, что он.

Точно так же и с религиями, а главное – с верующими.
*) В раввинском мидраше на вопрос, “почему Бог создал только одного Адама, а не вылепил сразу все человечество, дается такой ответ:
“Чтобы никто не мог сказать, что он СОЗДАН ИЗ ДРУГОЙ ГЛИНЫ.”
(еврейская поговорка о претензиях на исключительность;
. само слово “адам” означает “красная глина”)
-----------------------------------------------------------------------------------------------)
“Вступительное слово” и так затянулось, поэтому интересные (в смысле сказанного) сопоставления иудаизма и христианства оставлю упрятанными в середину текста, подавляющая часть которого написана не самостоятельно, а заимствована из других источников.
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 7 января 2016, 21:03, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель


Re: Дева Мария и одухотворение

#3 просто Соня » Ср, 17 июня 2015, 4:18

Полнее всего метафизика Богородицы изложена в исихастской традиции, которая именно в ней видит главную фигуру и основной символ христианской инициации и духовной реализации. Это учение ясно представлено у святого Григория Паламы.

Согласно Паламе и православному святоотеческому преданию, Дева Мария воплощает в себе максимум чистоты, возможной в рамках Творения. Она - есть архетип Совершенного Человека. Иногда метафизическое качество чистоты символизируется ее необычайной, несравненной красотой. В Деве Марии провиденциально от века сходится все лучшее в Творении, все, не затронутое деградацией и упадком. В ней эсхатологически воспроизводится райская природа, предшествующая грехопадению. Она принадлежит логике закона, но в его наиболее эссенциальном, райском качестве; она есть очищенная субстанция Творения, материя, Мать Мира в ее первозданном качестве. Можно сказать, что Дева Мария есть сущность Вселенной, ее архетип, ее таинственное зерно. Причем, таковой она была изначально, еще до благовещения и избрания, что таковой она была всегда от начала мира. В некотором смысле человеческая личность Богородицы совершенно растворяется в ее архетипическом универсальном измерении, где она целиком отождествляется с вселенской и человеческой природой как таковой в ее наиболее высоком "богоподобном" аспекте.

Очень важно подчеркнуть, что в православнии именно Дева Мария считается архетипом Совершенного Человека, вопреки Генону, который считал, в соответствии с исламскими эзотерическими доктринами, архетипом Совершенного Человека Христа. "Совершенный Человек" - означает полноту реализации всех возможностей в рамках трех миров Творения (Проявления), - и на деле свершившийся перенос бытия отдельного существа с космической периферии в неподвижный центр всех вещей. Совершенный Человек - это ось, вокруг которой вращаются три проявленных мира: телесный, душевный и духовный.
Генон в книге "Царь Мира" подчеркивает, что в евангельской традиции эти три аспекта Совершенного Человека символически запечатлены в "поклонении волхвов", три подношения которых младенцу Иисусу он сопоставляет с тремя уровнями Совершенного Человека. Золото символизирует "полюс" материального мира (это золото можно назвать "алхимическим золотом" или "философским камнем"); смирна, миро - "полюс" душевной реальности (намек на миропомазание монарха); а ливан, ладан -"полюс" духовной небесной сферы (подчеркивающий жреческую, священническую функцию).

Важно отметить интересную параллель между "тремя волхвами", пришедшими поклониться младенцу Иисусу, и "тремя мироносицами", отправившимися к гробу Христа после распятия. Этот параллель акцентирована в православном предании, что запечатлелось в пасхальных текстах Цветной Триоди.
Причем важно отметить, что, если волхвы были персонажами мужского пола, то мироносицы -женского; кроме того подчеркивается, что среди них была Мария Магдалена и "другая" Мария (имеется в виду сама Богородица). Так что мы вправе провести аналогию между Райским Адамом, Совершенным Человеком начала цикла, три аспекта которого символизируют собой волхвы и их дары, и аналогичной миссией Жены, Девы в конце цикла, которая по дуальной симметрии становится Совершенным Человеком в эсхатологический период. С другой стороны, св. Григорий Палама настаивает на том, что первой о Воскресении Господа узнала сама Богородица, которая явилась к гробу Господню одна. На инициатическом уровне эти два сценария не противоречат друг другу, но лишь акцентируют тройственное совершенство Девы Марии в трех тварных мирах, ее центральную, царскую функцию в отношении к реальности
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#4 просто Соня » Ср, 17 июня 2015, 4:18

Огромным значением обладает праздник Введения Богородицы во храм. Этот сюжет, повествующий о введении Девы Марии во младенчестве во Храм и ее непрерывном (4) пребывании в Святая Святых, т.е. в алтарной части, подчеркивает метафизическое тождество Богородицы с самой Святая Святых, со Скинией Завета, с Центром Мира, с Престолом Господним. Палама однозначно утверждает, что Ветхозаветная Скиния (центр всей метафизической традиции иудеев) была предначертательным образом Девы Марии, и введение Богородицы во Храм явилось буквальным осуществлением всего Завета: символ сочетался с тем, что он символизировал. Палама подчеркивает, что пребывание Девы Марии в младенчестве в Святая Святых проходило в совершенном молчании, покое и умозрении. Все эти моменты имеют огромное значение:

1) Младенчество Богородицы символизирует изначальное, чистое, архетепическое, райское состояние (5);
2) ее пребывание в Святая Святых означает отождествление с Центром Мира, с осью Вселенной;
3) ее молчание указывает на реализацию трансцендентных принципиальных уровней, предшествующих всякой актуализации, так как "молчание", "тишина" в эзотерической перспективе относятся к самой божественной нетварной реальности, предшествующей Творению, как "тишина" предшествует "звуку".
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#5 просто Соня » Ср, 17 июня 2015, 4:22

Это три определения состояния Совершенного Человека, стоящего на центральном месте Вселенной, в неподвижности, в незатронутости внешним ходом вещей, в полной духовной сосредоточенности на том, что лежит по ту сторону, выше высших небесных регионов Вселенной, в нетварной реальности чистого принципиального света.

Этот период из жития Богородицы является чрезвычайно важным, так как православная практика была основана именно на молчании, неподвижности и созерцании. Такая ритуальная имитация качества Совершенного Человека при определенных условиях и должна привести к подлинной духовной реализации. Можно сказать, что в данном случае вполне правомочно говорить о духовном "подражании Богородице", в отличие от латинских мистических путей "подражания Христу" (Imitatio Christi), которое, на самом деле, есть снижение Трансцендентного Человека до уровня Человека Совершенного.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#6 просто Соня » Ср, 17 июня 2015, 4:22

Отождествление Богородицы со Скинией Божьей в контексте православного эзотеризма напоминает каббалистическое толкование "Шекины", "Присутствия Божия", которое считается имманентным аспектом Бога, пребывающим в центре Проявленного… Как бы то ни было "Шекина", "женская" сторона Бога, рассматриваемая иногда как Его "Невеста", в каббалистической перспективе имеет много сходных черт с пониманием Девы Марии в православнии. Как через "Шекину", по утверждению каббалистов, можно достичь соединения с божественными мирами Сефирот, так через Богородицу и только через Богородицу в православной реализации возможно достичь обожения и стать сопричастником троического Света.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#7 просто Соня » Ср, 17 июня 2015, 4:23

Совершенный Человек есть Посредник по преимуществу между тварным и нетварным, между имманентным и трансцендентным, между метафизическим Небом (и тем, что над ним) и проявленной Вселенной (землей). Совершенный Человек - это ось, пронизывающая миры и сообщающая всем существам причастность к области Принципов. Именно эта функция характерна и для Богородицы, которая называется "Предстательницей", "Хадатаицей" за всех живых и мертвых перед лицом Господа. Являясь универсальной чистой Природой, она близка всему тварному, но став избранной Богоновестой и будучи взятой "одесную" Господа ("предста Царица одесную Тебе" - Пс. 44.10) после Успения, она оказывается ближе всего к нетварному Свету. Богородица, в православном предании, сравнивается с клещами, с помощью которых, в видении Исайи, серафим взял угль с жертвенника, чтобы коснуться им уст пророка. Угль в данном случае - это нетварная трансцендентная реальность, божественная природа Сына; уста, предназначенные для очищения и пророчества -тварная реальность; серафим - исполнитель Промысла. Этот прозаический цеховой инструмент становится таким образом высшим знаком, символизирующим Богородицу.

Основные события жития Богородицы, соответствующие православным праздникам, отмечают собой различные стадии духовной реализации и в православном эзотеризме приобретают метафизический смысл. Рождество Богородицы от богоотец Иоакима и Анны (6), бывших до старости бесплодной четой (подобно Абраму и Саре), трактуется как указание на аскетический путь, предшествующий достижению состояния очищенной Природы. Неплодность Анны видится христианским сознанием в прямо противоположной иудаизму перспективе: если иудеи считали "малочадие" и стерильность признаком божественного гнева, то аскетическая и трансцендентально ориентированная доктрина христианства, напротив, усматривала в этом величайший символ "кенозиса", наградой за который является обретение качества Совершенного Человека. Так, целомудренность и аскетизм Иоакима и Анны завершаются триумфальной Непорочностью Девы. Введение Богородицы во храм (7) обнаруживает метафизическую избранность Богородицы. Но она покидает Святую Святых, следуя импульсу "расточения", добровольного отказа от духовной полноты ради облагодетельствования мира и осуществления Промысла. Благовещение (8) является кульминацией духовного пути Пресвятой Девы, где ее качество Совершенного Человека напрямую соприкасается с областью нетварного и трансцендентного. Архангел Гавриил благовествует: "Не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога" (9). Эта благодать описывается так: "Дух Святой найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя: темже и Рождаемое свято наречется Сын Божий" (10).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#8 просто Соня » Ср, 17 июня 2015, 4:34

Очищенная природа, прошедшая цикл освящения покоем и молчанием Скинии, Кивота, принимает в себя нетварные энергии Троицы, получая высшее и совершеннейшее крещение…

После Воскресения Богородица соучаствует в апостольском служении, будучи по своей природе высшей из апостолов, духовной главой их. В Успении (11) Пречистая первой среди человечества воскресает в теле еще до Страшного Суда и поднимается в небеса, к высшей их точке, на самую границу между тварным и нетварным, становясь "одесную" Бога. Вместе с Богородицей преображается и становится небесной вся человеческая природа, и эпоха всеобщего Воскресения в тайне начинается.

Палама в одном месте сравнивает ее с Небом, а самого Христа - с Солнцем. Если в земной жизни Дева Мария стала плотским престолом для Божественного Присутствия, объемля (как на многих иконах) младенца Христа, то после Успения она простерлась подобно Небесам, служащим световым престолом источнику всякого Света, Отцу Светов.

Этот путь является парадигмой(образом) законченного развития каждого христианина, идущего по стезе духовной реализации. Его стадии могут быть определены как: 1) аскеза действенная, борьба за утверждение внутреннего против внешнего ("извнутри вся слава Дщери Царевы"), соответствует праведному бытию Иоакима и Анны, их аскетическим подвигам; 2) сосредоточение внимания на сердце, погружение ума в сердце - рождество Богородицы; 3) начало созерцания, умного делания, неподвижность, дыхательная практика, углубление в сердце - введение Богородицы во Храм и ее пребывание в Святая Святых; 4) призывание Имени Божьего, молитва Иисусова, которая по истечении времени оказывается услышанной, и явным становится божественный ответ - Благовещенье; 5) проявление Христа в сердце, внутренняя просветленность - Рождество; 6) пресуществление собственной душевной и телесной природы, открытие духовного зрения (духовидчество), наука различения духов - Преображение Христа на горе Фавор; 7) полное укрепление духа в нетварном Свете божественных энергий, совершенное "обожение", становление богом - Успение Богородицы, Воскресение.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#9 просто Соня » Чт, 7 января 2016, 21:01

Богородица играет в православной метафизике исключительную роль, поскольку в ее фигуре, судьбе, функции, природе и сверхличной личности сосредоточен тот предел, в котором выразилась кенотическая ориентация самого Абсолюта, как в его трансцендентной апофатической ипостаси, так и в его онтологическом проявлении. Можно сказать, что именно в Деве Марии обнаружилась со всей метафизической очевидностью Троичность Абсолюта… Пречистая Дева - это последняя онтологическая грань, где жертвенный кенотический процесс, коренящийся в Абсолютной Возможности, достигает полноты и совершенства... Фактически, Дева Мария равна всему Творению в его Первый День: она - Небо и Земля, Мать Мира, а также Небесная Лествица, соединяющая и то и другое... Динамическая, силовая экспансия Света Светов повсюду, за все пределы, охватывая и преображая собой все, и даже ничто, снисходит на избранный сосуд, непорочную Деву, которая и есть абсолютный объект Божественной Любви по ту сторону истории, по ту сторону человечества, по ту сторону Неба и Земли, по ту сторону Творения и эонической вечности ангелов.-

В благовещенской формуле архангела Гавриила сосредоточились все "громы Абсолюта": "Дух Святый найдет на Тя, и сила Всевышняго осенит Тя". Это таинство Высшего Брака, мистерия Абсолютной Любви.

В православнии считается, что "Песнь Песней" Соломоновых относится в своем наиболее глубоком, метафизическом измерении именно к таинству этого Брака, Брака искупительного и спасительного. Это Непорочная Дева говорит: "Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы!" "Черна", потому что есть иное, нежели сам Бог, отличное от Него по природе. Но "прекрасна", потому что взыскует Бога, безмерно тяготеет к нему, страстно желает Возлюбленного, Отца Светов. И кенотическая Воля Абсолюта отвечает на это: "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе."

Иерогамия осуществляется как Воскресение. Тварь обожается и преображается. Тело, нижний предел Творения, просветляется Божественным Присутствием и сверхразумным образом выходит за пределы Творения. Вселенная через Богородицу как бы опрокидывается внутрь Божественной Троицы, оказываясь более не снаружи, а внутри. Логика обычной нехристианской метафизики отвергнута. Мудрость мира посрамлена. Любовь победила все - закон, судьбу, пределы, порядок, необходимость.

"Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мной - Любовь".

1 Эти три символических дара трактуются следующим образом: золото - как знак царственности Христа, смирна - как его крестная спасительная смерть, а ливан - как нетварная божественная жизнь. 2 "Еже прежде солнца Солнце, зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини, приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшего Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира, яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение." (Икос 6-й песни Пасхальной службы). Параллель жен-мироносиц с волхвами подчеркивается и численно (и тех и других - три), и в том, что они несут миро, и в сравнении пелен младенца с пеленами савана. 3 Иногда предание утверждает, что жены-мироносицы суть те же три женщины, которые были у Креста во время распятия Спасителя. "Стояху же при Кресте Исусове мати его, и сестра матери его, Мария Клеопова, и Мария Магдалена". От Иоанна, XIX, 25. Важно, что имена у всех были одинаковы - Мария. В некотором смысле, три Марии или три жены мироносицы суть три аспекта одного и того же архетипа Совершенного Человека, подобно тому, как три волхва суть три аспекта Царя Мира или Совершенного Человека в дохристианском контексте.
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 10 января 2016, 9:53, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#10 Natish » Пт, 8 января 2016, 1:29

А вот если бы еще такие светлые мысли выражали нормальными словами, то и анекдоты не были бы нужны. Но, тогда было бы скучно совсем, видимо :ugu:
Natish

Re: Дева Мария и одухотворение

#11 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 9:39

Вы все правильно поняли :)
Как постановка и попытки решения задачи важнее простого приведенного в конце задачника ответа, -
так и ход, линия мысли для меня важнее и интереснее той конечной куцей точки, к которой она приведет.

Правда, Астафьев называл такие непроходимые мыслительные и словесные дебри "дурниной" и "вертепником". :-D
Но покойник, говорят, был снисходителен к слабому полу.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#12 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 9:46

В принципе, статья призвана показать, как православие работает с таким религиозным ключом, как Дева Мария. Если для других традиций он кажется странным, то ведь и нет нужды всем пользоваться одним и тем же ключом. Как разная пища (в данном случае - духовная) служит одной и той же цели, так и разные ключи открывает не одну и ту же, но разные двери, - ведущие в иные измерения бытия.

Ключей даже в одном и том же вероисповедании немало.
Мало тех, кто умеет пользоваться хоть одним из них.

Обличать ереси неплохо. Если только эти обличения не служат компенсацией собственного возрастания во спасении.

Ну, а все возражения, как вы знаете, из того же атеистического ларя, что и критика Христа и христианства и уподобления его сходным языческим культам.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#13 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 9:53

И дело даже не в том, что в рай, на лоно Авраама, могут пустить кого-то по усмотрению Христову,
а не нашему. Даже без христианского партбилета.

Дело в том, что даже при его наличии и справке об уплате членских взносов, туда кого-то могут и не пустить.

Не надо конфету путать с оберткой.
Путь святого (мы ведь помним: все мы призваны именно к святости)— это путь аскезы. Не обязательно физической. Это путь психологической аскезы — погружение в источник своей веры. Как я называю это: жизнь у Бога за пазухой. Все, что вне этого, не имеет для святого вообще никакого значения. Никакого. Он минимально поддерживает свое биологическое существование только для того, чтобы свидетельствовать источник своей веры. Все. Больше его в этом мироздании ничто не интересует. Ничто. Он даже не очень интересуется, свидетельствует ли он. Он пребывает в этом. И все.
Так что замена пути простым голосованием: я за Христа, а не за какого-то там Будду", - это, простите, детский сад. Не позволительный для настоящего зрелого христианина.
Это даже не "словесное молоко". Это просто детская хитрость, уловка. Попытка перехитрить Бога.
И искренне стремящийся к Богу кришнаит очевидным образом ближе к Нему и более достоин рая, чем гордящийся своим "христианским партбилетом".
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 10 января 2016, 10:17, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#14 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 9:54

Тема простая и в хорошем смысле лукавая :)
Коль использовать пришедшие на ум категории иной, философской догматики минувшей эпохи - тема о диалектике формы и содержания, противоречия и единства.
Тема, где могли бы разжать кулаки и призадуматься о фундаменте своей веры и убеждений как староверующие (католики и православные), так и протестанты.
Так вот, если разжать кулаки, сложить часть своего вооружения и брони, то трудно не признать что с одной стороны.
- согласясь с протестантами
1. Действительно для мариологии, поклонения матери Иисуса в Библии нет никаких РЕАЛЬНЫХ оснований.
- согласясь с атеистами и научной критикой
2. Образ Богородицы, Девы Марии имеет разительное сходство с Великой Богиней во всех ее благочестивых ипостасях под разными именами при очищении этого культа от всех его языческих форм.
- - согласясь со староверующими
3. Углубясь в сам характер поклонения и в характер замечательных поклонявшихся ей христиан (назовем их святыми) последнего тысячелетия, трудно не только назвать сам культ языческим, а этих святых - язычниками, но и оторвать поклонение Богородице от самого тела христианства.

Посему этот (не отдельный культ, а_) аспект традиционного христианского поклонения можно было бы признать несколько языческим (даже не по форме, а по происхождению), но вполне христианским по содержанию.
Как такое возможно? Некоторые подходы дает приведенная (не моя) статья. Подходы к тому, чтоб пытаться сочувственно понять других, а не бронзоветь в небезопасном чувстве религиозного превозношения над прочими людьми, основываясь всего лишь на аргументах собственного исповедания и не ведая, что другие конфессии с равной для ее членов убедительностью (используя иные места Писания) превозносятся над ними и утверждают свою правоту.

Протестанты могли бы сравнить образ Марии и образ Креста. Как равно
- дорогие сердцу верующего
- дорогие и сами по себе, но лишь постольку, поскольку они возносят их молитвенные мысли ко Христу
- и равно не имеющие РЕАЛЬНОГО библейского основания :)

Представьте что кто-то, пользуясь формальной логикой и признаками, стал доказывать, что использование креста как священного символа есть идолопоклонничество.
Имхо, доказать такое было бы несложно, равно как и найти достаточное количество последователей; и так основать новую протестантскую церковь "христиан-антикрестиан" :)
/"Все разумное - действительно", и такие церкви, конечно же, уже есть./

Далее. Пытаясь определить свое отношение к той или иной конфессии или религии, обращаться не к устоявшимся взглядам своей конфессии и не к поверхностным не внушающим вам симпатии утверждениям иноверцев.
А либо докопаться в чуждом религиозном космосе до чего-то для нас с вами поучительного и глубокого,
либо (за неимением для этого ни времени, ни желания) просто украсить свое общее негативное суждение спасительным во всех отношениях знаком вопроса:
"Насколько мне известно такая-то религия - полное фуфло и отстой. Впрочем, глубоко я в этом не разбирался и пользовался вполне для меня убедительными соображениями моей конфессии и уважаемых мною людей".

Мой же взгляд на это можно выразить известным анекдотом:
Ангел (ап. Павел) ведет экскурсию по раю для вновь прибывших:
"Тут у нас мусульмане, тут у нас иудеи, тут у нас буддисты.... А тут у нас христиане. Тссс...Тихо проходим на цыпочках: они уверены, что здесь они одни."
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#15 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 9:57

Есть два аспекта.
Исторический ( могущий быть интересен разве что гинекологу)
Религиозный (существенный)
Богословский (несущественный); он же технический.

1. Библия - текст для верующих. В ней нет ни единой попытки "доказать" или "обосновать"
веру в Бога.
Так что неверующим - стороночкой-тропиночкой-через "огородами", -
прямиком в публичную библиотеку за "Забавной Библией".
Ее и читайте.

2. Существенный. Верующему, что Бог создал мир за шестоднев из ничего
просто смешно недоумевать по поводу этого малейшего из чудес, коими полна эта Книга книг.

3. И наконец, - "технический".
Вне зависимости от исторических и биологических подробностей
(не знаю, кто как, - но я не страдаю постыдным и бесстыдным любопытством
и манией подглядывания там, где и херувимы, и серафимы крыльями лики свои закрывают.)

- Мария должна была быть Девой по одному неосторожному выражению Матфея.
Он привел пророчество Исайи "Се Дева зачнет во чреве...", чем
а) породил немыслимую и нескончаемую полемику о том,
-- каким в оригинале было слово, переведенная как Дева,
-- и что бы это значило.
б) вынудил церковную историю соответствовать изреченному пророчеству.
Это я и называю "технической" или богословской причиной Девства.
О котором никто, кроме Ее супруга, св. Иосифа-обручника,
как вы догадываетесь, ничегошеньки знать не мог.

И последнее
Дева Мария, Матерь Божия, вселенский символ чистоты и святости, -
в чьем существовании и присутствии в моей жизни я сомневаюсь меньше,
чем в существовании этого вот ноута передо мной -
благодатная Заступница, помощница и молитвенница за весь мир -
есть самый символ чистоты, девства, непорочности и святости.

Дивная дарованная возможность общаться и обогащаться этими Ее чудными свойствами, -
лежит в совершенно иной плоскости, чем малопочтенный в данном случае интерес
к пикантным биологическим обстоятельствам.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#16 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 9:58

Странное дело. То что мир создан из ничего, - это нормально.
А вот такая по сравнению с этим мелочь (непорочное зачатие) - вдруг занозит?
И это при наличии партеногенеза и прочих казусов.
Кстати: а зачем понадобилось целых 6 дней?
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#17 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 10:03

Под "девством" понимается особый горний воздух духовного пространства.
Мне трудно изъяснить это словами.
Это такое возрастание духа, когда все засады на пути скатываются с него, как капли воды с лепестка лотоса.
"Присно Блаженная и Пренепорочная" как по чистоте своей устремленности неуязвимая и свободная от любых ловушек и хитросплетений самости.

Так, странный и чуждый (для чуждых материнскому христианства и иудаизма) символ стал
"рострой" (гальюнная фигура женщины на носу корабля), символом чистого и верно поставленного паруса, самонаправляющегося прямо к истинной Цели.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#18 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 10:09

Сопоставление позволяет различным духовным культурам лучше понять и узнать друг друга.
Узнать ту глубину, на которой искренне исповедуемые религии, продолжая разительно различаться,
тем не менее обнаруживают некую общую им преображающую тайну.

А демонизирование иных религиозных культур... Это, простите, ниже уровня обсуждения.
Не знаю как насчет бесов. Но, о полнейшем БЕСкультурье, бесспорно, свидетельствует.

Демонизация же культа мадонны есть демонизация практически всей европейской духовной и художественной культуры вряд ли может свидетельствовать о чем бы то ни было уме.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#19 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 10:27

Естественно, в этом мой духовник, уважаемый иеромонах, одного со мной мнения.
“Не всякий,говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное” (Матф.7:21).

Тут мы оба с духовником и со многими моими друзьями общего мнения:
протестанты в основном и целом - значительно большие христиане, чем громадное большинство номинальных православных.
Хоть бы по одному тому, что это - как правило, религия собственного выбора. А не сами знаете что ;)

я "отстаиваю" совсем другое.
Да, в православии много формально (а часто - и по сути) языческого. Ну и что?
Кстати уж: библиолатрия ничуть не лучше мариолатрии и прочих форм язычества.
Язычество не в вере, а в ВЕРУЮЩИХ.
Страх и самолюбование ведет к вызванным непониманием насмешкам над иными религиозными представлениями и акцентами.
Под видом христианства часто кроется целый рой несовместимых с подлинным христианством чувств и понятий.

Из Св.Писания каждый выбирает свое. Часто вовсе не Св. Да еще и толкует своим, вовсе не Св. образом.
"Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек ... - выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его." /От Луки 6/
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#20 просто Соня » Вс, 10 января 2016, 12:05

Это все спор о словах. Своих, чужих, канонических...
Между тем как слова - вторичны. Слова Писания рождены духовным опытом,
и манипулировать ими приносит примерно столько же пользы, сколько крыловской мартышке, - улучшить свое зрение
...Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

"Принимать слова" (скажем, "Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим .. и всем помышлением своим" вовсе не значит лишь соглашаться с их смыслом или даже выучить их наизусть.
Это простое детское лукавство, милый самообман.
Потому начетчики так боятся большего и так держатся за накопленные ими конфетные фантики слов.
Ни вкус конфет, ни значение "блаженны нищие духом ибо их /а не буквоедов-фарисеев/ есть Царствие небесное" - им неведомо.

Как же это детское, начетническое христианство похоже на свидетелей Иеговы.
Считающих, что самое главное - "знать правильное божье имя"
Таким и в голову не приходит, что это один из видов обыкновенного язычества.
Им кажется, что все дело в том, поклоняются они Ваалу, Иегове или Иисусу.
Это даже не детские игры с Богом.
Это детские игры в Бога.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель

Re: Дева Мария и одухотворение

#21 просто Соня » Ср, 11 января 2023, 2:31

Тому, кто в полноте жизни с Богом не нужно уходить от мира. Потому, что если их бог только в келье обнаруживается где им так хорошо "вместе", то это типовое извращение, когда через воображение вызывают "мистический экстаз единения с богом".
Не то чтобы со всем тут согласна, но раз уж мы взяли такой резкий тон, то ... :cool:

Как и в медицине,
в религии тоже есть свои градации:
виды глупости.

Полагающий, что начав во внешней тишине и уединении,
надо продолжать за них держаться -дурак.
Кто видит в том свое достоинство - идиот.
А кто еще и провозглашает сие нормой для всех прочих - кретин.

Это подобно тому, как
продолжающий всю жизнь тренировку с той 5килограммовой гантелью, с которой ее начал -
мнил бы себя тяжелоатлетом.
Просто "за выслугою лет". :)
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7392
Темы: 363
С нами: 13 лет 6 месяцев
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость