Что знает слепой?

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

#1 просто Соня » Вт, 5 июня 2012, 14:48

Что знает слепой?
/Развитие темы "Видеть дерево и знать о нем"/
/viewtopic.php?f=146&t=32436

Апофатическое*, "отрицательное" богословие является истинным.
Дионисий Ареопагит и Нагарджуна прекрасно бы поняли друг друга.
(Предпочитая, все же, свою картину чужой).


Изображение


Апофатическое богословие является истинным. Но не "путеводным".
Катафатическое**, "положительное", дающее какие-то образы, смыслы, утверждения, -
является "условно истинным".
Истинным, при условии, что воспринимающая сторона, верующий, искатель, - имеет представление о чем идет речь, об источнике образа.
Поэтому на Востоке так часто предупреждают:
"Учение - лишь палец, указывающий на луну. Но не сама луна".
"Сообщить" луну (как учение) невозможно. Луны можно достичь только самостоятельным поиском, движением ей навстречу, открытостью лунному лучу.

Палец-учение очень красив, правилен и убедителен. Так и хочется за него схватиться.
Потому что это относительно просто. Тут тоже требуется работа и ума, и сердца.
Но работа это относительно легкая, относительно безопасная; она не требует тотального самоотрицания, "отвергнись себя и иди за Мной".
Движение же к луне по лунному лучу более требовательно, более тотально; такое движение дает начало "алхимии преображения".

я без всякого пренебрежения отношусь к катафатике; к писаниям и учениям.
Просто надо более отчетливо сознавать их смысл и цель.

Апофатика тоже таит в себе опасности. Она дает мгновенное экстатическое видение, интеллектуально-эмоциональное головокружение, восторг.
Но не дает опоры, метода, надежды.
После такого сногсшибательного путешествия, "нети-нети", остается легкое самодовольство своей продвинутостью и мысль: "До Бога высоко, до луны далеко".
До нее, как до хармсовского носа, "не допрыгать, не достать".
http://www.stihi-rus.ru/1/harms/6.htm

Положительное богословие дает учение, интеллектуальное понимание, образы, смысл и цель.
Порой, даже дает и значительные переживания.
Просто ни на чем этом нельзя останавливаться; надо идти дальше.

Искатель пришел в собрание старцев.
Слепой пришел в собрание зрячих. "Что есть свет?", - спросил он.
Зрячие только покачали головами. "Свет нельзя объяснить. О свете нельзя рассказать. Свет можно только увидеть. Увидеть самому. Прозреть".
Но слепой был так опечален; он был так чист и искренен в своем устремлении ... , что один из зрячих подошел к нему и положил свою прохладную ладонь ему на глаза.
(Представьте себе: добрая прохладная ладонь действительно может дать понятие о свете).

"Я понял! Я понял"", - воскликнул слепой и радостно умчался прочь.
Зрячие осуждающе покачали головой. "Из добрых побуждений, брат, ты сделал недоброе дело.
Раньше слепой знал, что он слеп. Теперь он думает, что знает."





Изображение


*) Апофатическое богословие
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EF%EE%F4%E0%F2% ... %E1%EE%E3%EE%F1%EB%EE%E2%E8%E5

**) Катафатическое богословие
http://azbyka.ru/dictionary/10/katafaticheskoe_bogoslovie-all.shtml
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 6 декабря 2017, 12:30, всего редактировалось 3 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель


#3 просто Соня » Ср, 20 марта 2013, 19:54

Вот, встретилась сходная мысль:
"Ко мне приходит слепой от рождения человек и спрашивает: «Что такое зеленый цвет? Какой он?» Как можно описать слепому зеленый цвет? Иногда прибегают к аналогии. Я отвечаю: «Зеленый цвет сродни мягкой музыке». О, мягкая музыка», — повторяет он. «Да, — говорю я, — сродни тихой мягкой музыке». Потом ко мне приходит другой слепой и тоже спрашивает, что такое зеленый цвет. Я отвечаю, что он похож на нежный бархат, очень нежный и мягкий на ощупь. На следующий день двое слепых колотят друг дружку по голове бутылками. «Он мягкий, как музыка», — кричит один. — «Нет, как бархат», — возмущается другой. И продолжают размахивать бутылками. Они не понимают, о чем спорят, иначе они вообще не затевали бы спор."

Осознание - Энтони де Мелло
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 27 марта 2016, 10:53, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель

Re: Что знает слепой?

#4 просто Соня » Пт, 1 апреля 2016, 6:09

Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель

Re: Что знает слепой?

#5 просто Соня » Пт, 7 апреля 2017, 1:16

//..?//

Понимаете, меня вовсе не интересуют истины, к которым можно прийти логическим путем.
Узнать, понять, доказать, исповедовать, - можно только истины.. Истиной же, как сказал Спаситель, можно только быть.
"Аз есмь истина." И почему-то невпопад добавил: "И жизнь".
А добавил именно потому, чтобы намекнуть, какого рода Истину Он имеет в виду.

Все, что не преображает меня, не преображает мое бытие, находится на периферии моих интересов.
Зачем мне "правильное" ресторанное меню, если его не укусишь? Главное в меню - дорога к ресторану.
Зачем мне любоваться картой, если в ней не указано, как добраться до самой территории?

Поэтому наставления по молитве Иисусовой, или по практике внимания к дыханию, випассане и шаматхе, - для меня важнее того как, в какой степени и каким образом Бог присутствует в мире; и как великая Пустота Будды и Николы Кузанского совпадает с великой Полнотой; каким образом ученое незнание через бесконечно малое приходит к бесконечно большому и каким зубом уроборос кусает свой хвост.
Последний раз редактировалось просто Соня Ср, 23 мая 2018, 6:30, всего редактировалось 3 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель

Re: Что знает слепой?

#6 просто Соня » Пт, 7 апреля 2017, 1:17

//...//
Апофатика указывает на трехмерный предмет, а катафатика, чтоб мы не заскучали, - рисует нам его образ.
Поэтому для меня важно не догматическая правильность катафатики, а насколько эта фишка дает мне импульс в правильном направлении.

“Ключ мудрости – не на страницах книг”

"Пергаменты не утоляют жажды
Ключ мудрости - не на страницах книг
Кто к тайне жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе черпает их родник"

(Гете, Фауст, Пастернак)
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 15 апреля 2018, 14:09, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель

Re: Что знает слепой?

#7 просто Соня » Пт, 7 апреля 2017, 1:18

//...//

Для меня Богопознание - вопрос чисто практический. "Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!"
"А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим."
и богословие для меня, как карта: является не только предметом благочестивого созерцания, но чем-то, чем карта была для Магеллана и Колумба.
Карта может быть плохая, неточная, неполная и не в той проекции. Но тем не менее, любая авторитетная карта может служить примерным и условным руководством к ПРАКТИКЕ молитвы и созерцания. Разительное несовпадение карт (тут сравнение натягивается и может перестать работать) не является препятствием. Свет - волна и свет - частица, - взаимоисключающие, но равно приемлемые представления для ищущего прозрения.
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 15 апреля 2018, 14:09, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель

Re: Что знает слепой?

#8 просто Соня » Пт, 7 апреля 2017, 1:20

Вот мне к этой теме прислали интересную выдержку.

"– Какая религия самая лучшая? – спросил один искатель истины.
– Самореализация, – ответил Учитель.
– По сути, Самореализация и есть единственная религия, ибо она составляет истинную цель религии, не важно, как люди называют свои верования.
Можно исповедовать христианство или иудаизм, буддизм или индуизм, мусульманство или зороастризм; можно утверждать, что единственный путь ведёт через Иисуса Христа или Будду или Мохаммеда, как, на самом деле, и делают миллионы верующих.
Можно считать, что такой-то ритуал или такое-то место поклонения дают спасение.
Но всё это сводится к тому, что представляет собой сам человек.
И тысяча Христов не приведут вас к Богу, если вы сами сначала не полюбите Его.
Какое Богу дело до того, как вы Его себе представляете?
Разве может какая-то догма вместить Его, Который есть всё и гораздо больше, чем всё?
И не кажется ли вам, что мусульманин или индуист, любящий Бога, так же дорог Иисусу Христу, как любой христианин, и гораздо ближе к нему, чем его собственные последователи, верящие в Бога умом, но не имеющие в своих сердцах любви к Нему?
Иисус Христос, как и любой великий учитель, приходил на Землю не для того, чтобы привлекать людей к себе самому.
Он приходил для того, чтобы вести их к истине – к той истине, которая, по его словам, «сделает вас свободными».
Божественное послание всегда безлично в том, что касается этой истины.
В то же самое время в отношении отдельного искателя истины оно носит личный характер.
То есть, учителя не говорят людям: «Вас спасёт та религия, которой вы следуете вовне».
Они говорят так: «Вас спасёт то, что вы лично делаете для утверждения своего родства с Богом».
Самореализация это извечное послание религии.
Каковы бы ни были ваши убеждения и практики, главная цель религии в том, чтобы помочь вам реализовать собственный высший потенциал как дитя Божия.
Волна должна сознавать, что её собственная реальность - реальность всего лишь волны - преходяща.
Она может появляться вновь и вновь, как и другие волны, но в конце концов ей придётся осознать, что реальность её заключена не в её отдельности как волны, а в океане, проявлением которого она и является.
Осознание того, что она есть на самом деле, требует слияния и единения с океаном.
Предположим, что иудей обращается в христианство.
Он больше не ходит в синагогу и начинает ходить в церковь.
Может ли одно только его обращение гарантировать ему спасение?
Нет, если в то же время это не вдохновляет его на более глубокую любовь к Богу.
Ваша религия это не наряд, в который вы облачаетесь внешне, а одеяние света, которое вы ткёте вокруг своего сердца.
Под внешним нарядом я имею в виду не вашу внешнюю одежду, а мысли и убеждения, которыми вы себя окружаете.
Они это не вы.
Пытайтесь понять, кто вы такие под этими внешними украшениями, и вы поймёте, кем были Иисус, Будда и Кришна.
Ибо учителя приходят на Землю для того, чтобы показать каждому человеку отражение его глубинного, вечного “Я”»."
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель

Re: Что знает слепой?

#9 просто Соня » Вс, 15 апреля 2018, 14:04

Диоген
-
Зачем Диоген днем с огнем "искал человека"? Не думаю, что с какой-то практической целью. Просто из интереса.
я вот даже особо и не ищу. Просто оставляю огонь на берегу океана Безмолвия. Может, когда человек и найдется. Может, когда меня уж в этом мире не будет...

Изображение

Изображение

Изображение

Добавлено спустя 7 часов 41 минуту:
//есть у меня стремление к вере, а ощущения никак не клеятся//

99% времени духовного поиска уходит на рационализацию нежелания духовной практики. А так же на замену изучения "теории" своими несистематическими размышлениями.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель

Re: Что знает слепой?

#10 просто Соня » Ср, 23 мая 2018, 6:05

«На нас надвигается новое Средневековье…»
Размышления над «Дневниками» протоиерея Александра Шмемана
(Священник Филипп Парфенов)
http://magazines.russ.ru/continent/2007/132/pa16.html

«Где дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17) и нет внешних подавляющих авторитетов. Если же наоборот, то «не только Бог, но, по сути дела, вся тварная реальность, все бытие вне Духа Святого превращается в “авторитет” — внешний, посторонний человеку принудительный порядок — отвратительный “мир объективности” Бердяева. Но главной функцией Духа Святого как раз и является упразднение авторитетов, — точнее, их преодоление, и Он достигает этого упразднением всего внешнего, что лежит в основе “авторитета” и самого “мира сего” как падшего мира».
То есть «церковность» или «религия», по Шмеману, относятся к миру объективации, где угашается дух и происходит отказ от свободы и связанного с ней богословского апофатизма. Он пишет: «Все “законченное”, завершенное и, следовательно, не открытое к другому, мне кажется тяжелым и самим себя разрушающим. Это в равной мере относится и к идеям, и к чувствам.
Я думаю, что открытость и незавершенность должны всегда оставаться, они-то и есть вера, в них-то и встречается Бог, Который совсем не “синтез”, а жизнь и полнота. Может быть, это и есть “апофатика”, via negativa: интуиция, что все “завершенное” — измена Богу, превращение всего в идола. Совершенство в искусстве пропорционально его открытости: совершенное искусство вечно открывает то, что оно открыло, являет то, чего явлением оно было. Потому и в “идеях”, богословии, философии и т. д. живет, остается лишь одно то, что сродни искусству, и только в ту меру, в какую оно сродни искусству».

В этом со Шмеманом удивительно сходен современный греческий богослов Христос Яннарас, который также настаивает на том, что отказ от апофатизма истины был первым еретическим искажением веры, и это радикальным образом изменило дальнейшее развитие христианской мысли и привело к возникновению средневековой схоластики. Практика юридических оценок и формулировок, характерная для Рима, пишет Яннарас, неизбежно порождает склонность к принятию жестких схем и моделей взамен полнокровного многообразия жизни. Так «истина была отождествлена с ее определением, а познание (то есть обладание истиной) — с индивидуальным усвоением формулировок. Истина оказалась оторванной от динамики жизни, была сведена к чисто рассудочному моменту, к правильному способу рассуждения.… Правильное мышление подменяет собой динамичную неопределенность жизни; жизнь втискивается в рамки «логики» (ratio), логика возводится на уровень высшего авторитета — будь то моральные нормы или же требования общественной и политической практики».

Продолжая мысль Яннараса, можно добавить, что в практике современной «церковности» (понимаемой в том смысле, который вкладывает в это слово о. Александр Шмеман) святые отцы, церковные каноны и даже отдельные стихи Священного Писания чаще всего воспринимаются и цитируются то ли в духе ведомственных профессиональных инструкций, то ли в духе классиков марксизма-ленинизма в былые времена (если и вовсе не в качестве параграфов Уголовного Кодекса…). Но только не в духе творческой свободы сынов Божиих...
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 5609
Темы: 273
С нами: 7 лет 9 месяцев
О себе: искатель


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя