О стереотипах национально ориентированного мышления.

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

#1 просто Соня » Сб, 24 марта 2012, 22:51

(Как часто со мной бывает, тема разрослась из простой реплики;

в данном случае, сразу двух: *грех, мол, так яро шабесгойствоать девушке с такой чисто славянской внешностью*

и *противно глядеть на мою явно семитскую физиономию*)

Кто так уверен в своих способностях отличить еврейку от нееврейки?
С давних пор выдающимся образом русской красоты и женственности считается «Девушка, освещённая солнцем» Серова.
На картине изображена его кузина, Мария Яковлевна Симонович, (передавшая ее из Франции в дар Третьяковской галерее в 1940 году)*

Изображение

Желающим рассматривать деятелей культуры с еврейской кровью как бы отдельно от русских следует помнить: пожертвовать тогда им придется не только Левитаном, но и Серовым.

Происходивший из семьи крещеных евреев, отец его
(Мать Серова, Валентина Семеновна Бергман, талантливая пианистка - из ассимилированной еврейской семьи)
Александр Николаевич Серов, о еврейском своем происхождении узнал не сразу. Владимир Васильевич Стасов, страстный пропагандист и защитник всего русского, крестный отец
"Могучей кучки" и «Товарищества передвижников", передает следующий эпизод:
«Однажды пришел я к ним (к Серовым) как-то на праздниках, вечером, по-всегдашнему с большим свертком нот, чтоб нам с Александром играть в четыре руки. Я нашел его со старшей и любимой сестрой его Софьей, почти столь же даровитой и многоспособной, как он сам, в необыкновенном, еще невиданном состоянии духа. Они прыгали и били в ладоши около фортепиано, на котором только что играли, и громко кричали мне: „Вольдемар, какое счастье! Какое счастье! Вообразите – мы жиды!“ И мы все вместе, – заканчивает свой рассказ г-н Стасов, – принялись радоваться: у нас уже давно евреи считались самым многоспособным и талантливым народом».

Но о еврействе своем не забывал, (что сказалось хотя бы в названии самой знаменитой его оперы, "Юдифь").
Однако это не помешало его отношениям с Вагнером:
"Можно утверждать уверенно, что во всем мире у Вагнера едва ли был более восторженный, более самоотверженный и при этом более понимающий апостол нежели Серов".
Сам Вагнер называл его "поистине благородным и горячего любимым человеком"; он писал:
"Серов неизменно живет во мне. Он был и остается тем, чем был – одним из самых благородных людей, которых я могу себе только представить. Его нежная душа, чистые чувства, живой и образованный ум сделали проникновенную дружбу, которой он меня одарил, одним из самых ценных сокровищ всей моей жизни".
Такое случается нередко; в лучших друзьях у юдофобов - евреи, которые стараются не замечать этого их порока.
В 1880 г. Вагнер направил в Баварский парламент письмо, в котором предлагал уничтожить евреев***
и в то же время считал Леви** лучшим интерпретатором своей музыки.

-----
* ее сестра, Надежда Яковлевне Симонович, была возлюбленной художника Михаила Врубеля.
** Герман Леви был сыном раввина и личным другом Вагнера, как и многие другие евреи.

*** В памфлете «Еврейство в музыке» 1850г (напечатанным естественно под псевдонимом; даже в те времена юдоедство было несмываемым позором), Вагнер выражает свою основную цель. Одна из ее глав так и называется: "Окончательное решение еврейского вопроса" (он первый и ввел этот термин).
Вагнер написал и в баварский парламент, предлагая свой план уничтожения евреев. Никто и никогда до Вагнера не выступал с программой уничтожения народа.
Даже Ницше написал ему,
что за это предложение Вагнер достоин "умереть в тюрьме, а не в своей постели".
Последний раз редактировалось просто Соня Чт, 8 августа 2024, 1:38, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7645
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель


#3 abot » Сб, 31 марта 2012, 20:05

Можно только добавить, что Серов считал эту картину вершиной своего творчества
Спойлер
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=-VRRBuYpiEc[/youtube]
abot
Аватара
Сообщения: 807
С нами: 13 лет 4 месяца

#4 просто Соня » Вт, 24 апреля 2012, 11:32

Еще любителям "генитологии".
Только что в новостях звезданул очередной наезд на "Школу злословия" Татьяны Толстой и на ее якобы еврейскую национальность.
Еврейские корни у Татьяны Толстой не просматриваются.
Не вполне арийская внешность идет от примеси болгарской крови.
Сама она в частных разговорах утверждает, что такие корни все же есть. Что, якобы, некий ее пра-пра-дедушка (дед ее бабки, жены М.Л. Лозинского) был из Одессы и носил фамилию Шапиров, из рода одного из "птенцов гнезда Петрова" Шафирова, далекого предка Сергея Юльевича Витте и выдающихся деятелей русского религиозного возрождения и культуры князей Трубецких. Другой потомок Шафирова по линии его дочери Марфы – знаменитый поэт Петр Вяземский.
На праправнучке Шафирова Екатерине Андреевне Колывановой был женат знаменитый историк и писатель Н.М. Карамзин.
И, наконец, еще один интересный факт: М.Ю. Лермонтов по линии бабки Е.А. Арсеньевой приходится родственником Евреиновым, а Матвей Евреинов, основатель этого рода, – родственник П.П. Шафирова.

Прямыми потомками Екатерины Шафировой и Василия Хованского были князья Трубецкие и графы Строгановы, Русский писатель Алексей Николаевич Толстой тоже один из потомков Екатерины Петровны. О чем Татьяна Никитична, вроде бы, не упоминает.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7645
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

#5 ивн » Вт, 24 апреля 2012, 11:47

просто Соня писал(а):Еврейских корней у Татьяны Толстой не просматривается.
"Главное не кто ты,а какой" .
ивн
Аватара
Откуда: Новосибирск.
Сообщения: 742
С нами: 13 лет 8 месяцев

#6 abot » Вт, 24 апреля 2012, 19:07

ивн писал(а):
просто Соня писал(а):Еврейских корней у Татьяны Толстой не просматривается.
"Главное не кто ты,а какой" .
Логично. Мне например, Татьяна Толстая глубоко симпатична.
Спойлер
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=-VRRBuYpiEc[/youtube]
abot
Аватара
Сообщения: 807
С нами: 13 лет 4 месяца

#7 Holger » Вт, 24 апреля 2012, 20:33

просто Соня писал(а):В 1880 г. Вагнер направил в Баварский парламент письмо, в котором предлагал уничтожить евреев***

А это, случайно, не случай так называемого вранья? Можно пруф? Точную цитату Вагнера, пожалуйста, как он там предлагал евреев уничтожать.
Holger

#8 просто Соня » Вт, 24 апреля 2012, 20:56

Вам как привести, по-немецки?
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7645
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

#9 Holger » Вт, 24 апреля 2012, 21:05

Можно по-немецки.
Holger

#10 сиять » Вт, 24 апреля 2012, 21:16

abot писал(а):Можно только добавить, что Серов считал эту картину вершиной своего творчества
ужс. :-D лучше вообще не писать, чем это считать вершиной
построю лабиринт,где смогу затеряться с тем,кто захочет меня найти@
сиять
Аватара
Сообщения: 1819
Темы: 12
С нами: 13 лет 10 месяцев
О себе: 1,6180339887...

#11 просто Соня » Вт, 24 апреля 2012, 21:26

О Рихарде Вагнере
http://magazines.russ.ru/slovo/2008/57/te8.html
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7645
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

#12 Holger » Вт, 24 апреля 2012, 21:32

просто Соня писал(а):О Рихарде Вагнере
http://magazines.russ.ru/slovo/2008/57/te8.html

Ок, спасибо. Конкретных цитат из письма этого там нет, ну да ладно.
Holger

#13 abot » Пт, 27 апреля 2012, 20:00

сиять писал(а):
abot писал(а):Можно только добавить, что Серов считал эту картину вершиной своего творчества
ужс. :-D лучше вообще не писать, чем это считать вершиной
жаль что Серов не может узнать ваше мнение
Спойлер
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=-VRRBuYpiEc[/youtube]
abot
Аватара
Сообщения: 807
С нами: 13 лет 4 месяца

#14 просто Соня » Пн, 28 мая 2012, 5:10

Вениамин Смехов
"КОМПЛЕКСЫ МОИ ДОРОГИЕ".

Всю жизнь я уверенно врал, что живу без комплексов. Нету никаких комплексов: я сильный, независимый, высокий, здоровый, я нравлюсь людям, и я ни разу не слышал призывов бить меня, чтобы спасать Россию.

Сестра рассказывает... "Я в Германии вспомнила, как мне было стыдно в Москве. Я в школе исподтишка радовалась, что Лидия Васильевна ошибкой вписала меня в журнал - "русская". Фамилия-то на "ов" - вот она и написала. Я думала: какая же она добрая, что не написала "еврейка"! Представляешь, какой стыд? Я и всю жизнь тайком радовалась, что наша фамилия скрывает нашу национальность - вот стыд! А здесь, в Германии... как-то все само собой изменилось... позвонили в дверь... две немецкие девочки просят денег на нужды их церкви... вы не лютераниш? ага, вы - католиш? мусульманиш? Я говорю: нет, я юдиш. Они кивнули, извинились, а я пошла по своим делам. И только спустя время вдруг поняла: впервые в жизни не только не постыдилась, а просто не заметила, когда говорила, кто я... "
На эту же милую тему помню свой собственный крик-скандал, который поднял на бывшую жену 21 год назад... Собрали в школе родителей: дочь шла в первый класс, и вот учитель-старичок просит заполнять анкеты... Ясно даже младенцу, что советский народ завтра откажется строить свой любимый коммунизм, если я сегодня откажусь назвать национальность моего ребенка. Скандал я поднял из-за жены. Она требовала писать "русская", хотя наши родители, кроме ее мамы, были евреи. Мне стыдно не того, что мы написали неправду. Мне стыдно сегодня, что я не настоял на своем 21 год назад, потому что я втайне радовался за дочку. Как говорили истинно верующие: "Не мы, так хоть дети детей наших"...
Отец рассказывает... "В 1952 году, в разгар "дела врачей", - срочное собрание в издательстве. Директор по-деловому опрашивает всех завредов: сколько у нас евреев? "Наверху" требуют отчета, вы понимаете. И я, единственный еврей из зав. редакциями, тоже киваю. Тоже понимаю. И спокойно отвечаю: 33 и 3 десятых процента евреев в моей редакции. А представь себе, что я, как честный человек, стал бы кричать, возмущаться, вышел бы из партии, вышел бы из себя - глупо, самоубийство! Что было делать?.. " Что было делать... Что было делать Фадееву, который все сделал, дабы у него ни одного выхода не осталось, кроме самоубийства...

Что будут делать дети детей... внуков наших - со всем богатством наших отчетов, наших стыдов, нашей нищеты? Что они скажут, независимые, здоровые, без комплексов ребята? "Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит"? Нельзя давать медведю палец в пасть, нельзя идти начальником в советскую власть... А пошел - пеняй на себя. Жестоко будут говорить. И уже говорят. Обижаться глупо. Это у меня второй комплекс: аллергия на начальников советского типа. А может, и любого другого - я только своих типов знаю.

Одно есть исключение - режиссер. В театре или в кино это совершенно законная область тирании. Единственно справедливый монархизм - в театре. Желательно, конечно, чтобы просвещенный. А нет - так нет. Мы все, повязаны особым видом независимости: мы не зависим от культуры. А чем выше забрался - тем больше независимости. А если уж начальник - скрытый еврей... пиши пропало. В киностудии "Экран", где делали телефильмы, все сотни, тысячи работников знали, что главный редактор - скрытый еврей. Фамилия вроде на "ин" кончается, но с этого все и начинается... Вдвойне подхалим перед высшими чинами, вдвойне суров со своими, вдвойне хитер и осторожен, а уж как бдителен в национальном вопросе - это я и на своей шкуре познал. Режиссеры жаловались по секрету: лопнул наш роман, не дают мне тебя на главную роль, говорят, главный запретил... ты меня не выдавай, но это не мы зарубили твое участие в фильме (то есть не киногруппы в Москве, в Киеве, в Молдове, в Свердловске) это он, главный... но если ты меня выдать - сам знаешь, что мне будет... Вдвойне советским был А. Чаковский - особенно когда его газета "Литературка" выступала против мифологического "сионизма" или утопической "израильской агрессии". Прелестный анекдот был на тему лицемерия евреев-начальников. Валентин Зорин как-то в Вашингтоне, отдыхая от гневных трудов по разоблачению дяди Сэма, беседует с большим человеком - Генри Киссинджером. Слово за слово, заговорили о национальном вопросе в СССР. "А вы кто по национальности?" - спрашивает Киссинджер у Зорина. "Я - русский. А вы?" - "А я - американский", - ответил нескрытный госсекретарь.

... Была зима застойного времени. Где-то 75 - 77-й год, допустим. В Переделкине - огромные белые сугробы. Мы гуляем по узкой тропинке. Андрей Вознесенский полушутя перечисляет великих поэтов XX века и подводит весело итог: мол, из настоящих гениев России чистокровных осталось только двое я и Володя Высоцкий. Тут он услышал мое возражение ("огорчу тебя, Андрей, - ты в полном одиночестве") и от изумления упал в сугроб. Я рассказал тогда же этот анекдот Высоцкому, он не засмеялся, только улыбнулся... Но всерьез выразился абсолютно согласно и с моим тогдашним правилом: я не могу себя считать никем другим, я только русский - по языку, по чувствам, по работе, по мыслям и по всему. Если бы мы жили в нормальной стране, а не в "стране рабов, стране господ", вопрос этот считался бы идиотским или сволочным: "Кто вы по национальности?"...

Я искренне, до глубины души ощущал себя до недавнего времени русским (а если и евреем, то примерно настолько же, насколько и татарином, армянином, цыганом). Но вот мой приятель физик Саша Филиппов из-за своих смуглых черт лица и из-за повышенной нервозности строителей коммунизма в Обнинске был кем-то назван евреем. И Саша, зависимый от культуры человек, устыдился отрицать заведомую неправду. "Да, я еврей. А что?"

И Виктор Некрасов, истинно русский интеллигент, не отрицал, когда его "обвиняли" в еврействе. "Зачем, Виктор Платонович, - спросил я еще в Киеве в 1971 году, - ведь это неправда?" (По известной традиции диаспоры, я втайне льстил себя надеждой прибавить к "нашему полку" еще одного великого человека.) "А при чем здесь, скажи мне, правда или неправда, если я еврей для них за мою речь у Бабьего Яра?

Если они евреем называют любого, кто против них? Любого, кто на них не похож?" И Виктор Платонович был тысячу раз прав, ибо когда антисемитизм вылез из подтекста в речи наших самодеятельных фашистов, там сразу зазвенели имена приговоренных к еврейству Сахарова, Лихачева, Евтушенко, Черниченко, Карякина, Старовойтовой... Конечно, это вранье, что Ленин и Сталин "во всем виноваты". Конечно, это народ - творец истории. И каждый из нас врал, трусил, скрывал и творил самолично - свою историю. Такую пошлую и такую подлую, чтобы потом обижаться на выводы детей и чтобы так горячо сваливать вину на чужого дядю...

Видный советский антисемит С. Лапин, самодержец телевидения, удивлял "интеллигентов" своим многолетним пристрастием к режиссеру А. Эфросу. "Как это так - Лапин, и вдруг такая любовь к еврею?" Но в этой паршивой игре Эфрос для Лапина не был евреем, для него как раз Любимов, Высоцкий, Визбор, Окуджава, Галич - эти да, эти евреи, "невзирая на лица". Эфрос ставил прекрасные спектакли на экране, но не качеством искусства он трогал ледяное сердце начальника. Он стал его выбором в паршивой игре. И когда Эфроса разменяли в борьбе против Таганки в 1984 году, он опять же не был евреем - ни для Гришина, ни для Зимяника, ни для Демичева, ни для "скрытого" Чаковского. Зато когда он выполнил их волю по "контринформации", и Таганка продолжалась без ненавистного создателя, и "трудовая интеллигенция" невозмутимо скушала новую ложь, тогда начальники затормозили - дарить режиссеру ордена и звания, ибо промеж себя снова приговорили его к еврейству. И всегда в СССР добровольцы-участники отлично знали и знают "ху из ху" в паршивой нашей игре. Георгий Товстоногов отлично знал, по каким случаям он был для них "евреем", а по каким - "русским". И Олег Ефремов знал, за что и когда впадал в "еврейство", а за что - подымался до "высокого" звания "свой"...

Мой друг, художник, в тяжкие дни таганской сумятицы, выразил свое потрясение А. В. Эфросом особым образом: "Как же он мог, будучи евреем, дать себя так провести? Ведь он кинул кость антисемитам!" И я лишний раз поразился мудрости художника, когда через месяц после моей мрачной речи в день "коронации" нового главрежа мне пришло вдруг по почте письмо. Авторы письма в грязных выражениях, хотя и белым доморощенным стихом, сообщали, что я - герой ордена Георгия Победоносца, чтобы я ничего не боялся отныне, ибо Бог Руси Великой - с нами, и он поможет нам в борьбе с... жидовским поросенком... топчущим своими... словом, мерзейшая галиматья. Так сомкнулись верхний и нижний уровни. Властители партии и народа даровали, кому хотели, титулы "своих" и "чужих", а теперь и самые низы черносотенного дна объявляли "чужого" меня - "своим", по прихоти паршивых игрищ.

Мне стыдно за мой стыд - называть имена дедов: Моисей Яковлевич и Лев Аронович. Я был рад услышать от коллеги коего отца, что, когда в институте, на совете, кто-то из кураторов "сверху" подчеркнуто произнес одобрение "профессору Смехову Борису Михайловивичу", отец резко отозвался с места: "Моисеевичу!" Я помню, на закрытом обсуждении караемого спектакля "Послушайте" начальство испытывало затруднения ввиду внепрограммного присутствия на стороне обвиняемого маститых писателей В. Шкловского, С. Кирсанова, Л. Кассиля. И два ляпсуса в речах того дня. Первый. Лев Кассиль, забыв, с кем имеет дело, вместо принятого за правило условия - только хвалить, только оборонять, оставляя критику для "своего круга", вдруг к 2000 слов в защиту спектакля прибавил два слова сожаления: мол, а вот тут бы лучше не в темных красках, а посветлее... Боже, что случилось с начальниками! Один за другим вставали и кляли, поносили премьеру - уже не от своего, а от имени "классика советской литературы"... И тут вскипела, вскочила Зина Славина, импульсивная актриса:

"Эх-х!!!" И все замолкли от трагического вскрика. "Эх! - повторила Зинаида и прожгла взглядом классика. - Эх, Лев Абрамович, Лев Абрамович! А я думала, вы - Кассиль... " На эту игру слов ответить было нечем, поэтому объявили перерыв. А второй ляпсус случился после перекура, когда, призывая себе в помощники писателей, круглая, бодрая начальница обратилась было с нежностью к Кирсанову: "Ну вот вы скажите, вас ведь так уважают советские читатели, Семен Александрович... " Ее перебил не крик, а визг Кирсанова: "Исаакович! Исаакович я, гражданка!" И "гражданку" выбросил, подчеркнуто картавя, и сдвоенное "а" в отчестве раскатил, как учетверенное - тут и села чиновница, потеряв надежду сделать "чужого" - "своим".

Теперь мне не страшно - и молю Бога, что навсегда: теперь я могу громко сообщить, что бабушку мою звали Рахиль Яковлевна. И когда в 1949 - 1950 годах вся семья теснилась за столом у деда и все старшие переходили на шепот или на идиш, и мы с двоюродным братцем раздражались на их чересчур активные перебранки, совсем не вникая в секретные глупости взрослых, из этих времен врезается в память громкая фраза бабушки: "Господи! Дети мои, будем молиться за несчастных идн! Я не верю, чтобы после Гитлера опять такое повторилось! Будем молиться, у нас есть один, на кого надо молиться: это Сталин. Нет, он не даст нас в обиду, он услышит, что нас опять хотят уничтожить, он узнает, он накажет, другого у нас нет: он любит идн, у него Лазарь - из самых близких друзей... " Для непонявших: это был пик "космополитизма", то есть "борьба с инородцами", слово "идн" (так я его слышал) - означает как раз этих инородцев: а слово Лазарь - не из Библии, а из преисподней, ибо так звали Кагановича. Каганович, Сталин, Берия, Суслов, Маленков, Жданов - все они одной национальности - бандиты, а кем по вероисповеданию были их предки, глупо и смешно брать в расчет. Впрочем, все равно берут, но не из соображений интернациональных, а исключительно - из антисемитских. "Евреи, евреи - кругом одни евреи... "

Комплекс аллергии к начальству, боюсь, никогда не пройдет. Жизни не хватит. А вот еврейский вопрос, кажется, получил в моей душе окончательный ответ. Признаюсь, я изжил мою болезнь - в Израиле. Я был там дважды, и этим все сказано. Пелена страха и вранья спадает сразу, как только ты восходишь к Иерусалиму. Если Бог внушил тебе разум - ничего другого не требуется. Это такой город, это такая земля. Кстати, я вот что слышал в Израиле о евреях. Эта тема никого здесь не трогает. Израильтяне говорят: это ваши проблемы - тех, кто в диаспоре. Израильских зрителей нельзя привлечь в театре ни анекдотами, ни новеллами на "проклятую" тему. Нет такого вопроса - есть прекрасная страна с тысячей собственных проблем. В том числе - как обустроить русских. Здесь называют себя как раз "по Киссинджеру": русские, американцы, марокканцы, голландцы... в Израиле такое тепло между людьми и такая красивая игра пейзажей, храмов, пустынь и гор - я вернулся в Москву и не заметил, что меня обокрали: я остался без комплекса еврейской неполноценности. Правда, у меня взамен не возникло особого гонора или, как пишут, "чувства национальной исключительности". У меня только укрепилась вера в то, что хороший или плохой человек, добро и зло, талант и бездарность, щедрость или жадность - все эти понятия никаким пунктам никакой анкеты не отвечают, как не имеют национальной (или географической) окраски ни жизнь, ни смерть.
http://www.smekhov.net.ua/liter_komplex.php
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7645
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

#15 qwertyyyy » Пн, 3 сентября 2012, 12:05

:cry: евреи..евреи..кругом одни евреи :cry:
О стереотипах национально ориентированного мышления---------а чичаз ,типа, все национальности могут ,типа, голову высОко поднять и заявлять о своей национальности громко и ясно? щаз. фиг вам. китайская изба. :water:
«Каждый умрет, так не лучше ли умереть, преследуя самую возвышенную цель»
qwertyyyy
Аватара
Сообщения: 224
С нами: 12 лет 2 месяца
О себе: Ехидна ,однако

#16 Milady » Пн, 3 сентября 2012, 12:10

qwertyyyy, Иисус и его мать с отцом тоже были евреями.
Спойлер
phpBB [media]
Milady F
Аватара
Сообщения: 1830
Темы: 19
С нами: 13 лет
О себе: Любимая злодейка А'Дюма

#17 qwertyyyy » Пн, 3 сентября 2012, 14:15

Отец Юз Асафа - Всевышний :rose:
«Каждый умрет, так не лучше ли умереть, преследуя самую возвышенную цель»
qwertyyyy
Аватара
Сообщения: 224
С нами: 12 лет 2 месяца
О себе: Ехидна ,однако

#18 qwertyyyy » Пн, 3 сентября 2012, 14:16

Юз Асаф- спаситель прокаженных, а также Иша Путра- сын Божий, а также -Иешуа. В санскрите нет буквы с :ugu:
«Каждый умрет, так не лучше ли умереть, преследуя самую возвышенную цель»
qwertyyyy
Аватара
Сообщения: 224
С нами: 12 лет 2 месяца
О себе: Ехидна ,однако

#19 просто Соня » Ср, 17 октября 2012, 11:11

Тема эта интересует не меня одну.

Григорий Чхартишвили "Жизнь и смерть веселого человека"
http://borisakunin.livejournal.com/75923.html

Впервые я наткнулся на это имя, читая воспоминания Сергея Волконского (бывшего директора императорских театров) о революционных годах:
«Один случай мне рассказывали. Был в Москве приговорён к расстрелу некто Виленкин. В то время расстреливали в Петровском парке. Когда его поставили, тот, кто командовал расстрелом, вдруг узнаёт в нём своего бывшего товарища. Он подходит к нему проститься и говорит:
– Уж ты, Саша, извини их, если они не сразу тебя убьют: они сегодня в первый раз расстреливают.
– Ну, прости и ты меня, если я не сразу упаду: меня тоже сегодня в первый раз расстреливают...»
Дорогого стоит, когда человек не теряет юмора перед расстрельным взводом, подумал я тогда и наверняка забыл бы не слишком приметную фамилию, если бы по случайности вскоре не наткнулся на нее опять в мемуарах гусара Владимира Литтауэра. Тот влюбленно пишет о солдате своего полка Виленкине, «романтике и поэте», который сочинял веселые стихи и отличался невероятной храбростью - получил семь из восьми возможных наград, причем от восьмой несколько раз отказывался, чтобы не слишком выделяться. Литтауэр, сам бравый офицер, с восхищением рассказывает, как весельчак, получив рану, начал немедленно сочинять стишок про это героическое событие, или как под ураганным огнем, когда все ждали смерти, Виленкин предложил полковнику шоколадку и был послан к черту.
Тут я заинтересовался этим шутником всерьез.
Оказалось, что человек он довольно известный: его поминают Роман Гуль, Ходасевич, Солженицын - и все самым приязненным образом. (В «Википедии», кто заинтересуется, есть отсылки на две хорошие и подробные биографические статьи).

Знакомьтесь: нестандартный гусар Александр Абрамович Виленкин

Изображение
Нижний чин гусарского полка


Почему нестандартный – понятно, да? Еврей, и вдруг гусар. Чуднó.
С чего вдруг иудея, студента-белоподкладочника, сына купца первой гильдии, понесло в кавалеристы, совершенно непонятно. Семья была богатая, интеллигентная. Александр закончил с медалью (по тем временам большая редкость для еврея) знаменитую Царскосельскую гимназию, классным наставником у него был замечательный поэт Иннокентий Анненский. А потом, уйдя из Петербургского университета, зачем-то поступил вольноопределяющимся в Сумский гусарский полк. Вначале не знал, с какой стороны к лошади подходят, но потом освоил все кавалерийские премудрости и стал любимцем полка. Ставил смешные спектакли, однополчане распевали сочиненные им песенки. Офицерского звания не выслужил – для этого требовалось сначала креститься. Виленкин был нерелигиозен, но менять вероисповедание не пожелал. Всякий человек русского воспитания, но еврейской крови оказывался тогда перед серьезным искушением: прими христианство, и все двери перед тобой откроются. Но чувство собственного достоинства мешало пойти на сделку с совестью. Уверовал – тогда да, а просто так, на холодную голову, стыдно. Старший брат Александра, крупный дипломат, повел себя точно так же: редкий случай, когда чиновник получил генеральский чин, дававший права потомственного дворянства, но дворянином так и не стал по причине «неправильной» веры.
Отслужив в кавалерии, Александр окончил юридический факультет и стал адвокатом. Участвовал во многих политических процессах, считался блестящим судебным оратором. Правда, репутации серьезного юриста несколько мешали слишком живой нрав и чрезмерное увлечение модой - Виленкин слыл первым московским щеголем.
Война застала его в столице дендизма, Лондоне, где Александр вполне мог бы спокойно досидеть до конца войны, но уже через три недели он на фронте, в прежнем полку, связь с котороым не терял все минувшие годы. Несколько раз был ранен, заслужил полный «георгиевский бант», но так и оставался унтер-офицером. Лишь после Февральской революции, отменившей дискриминацию, Виленкин получил первую звездочку, а к осени имел уже четыре.


Изображение
Штаб-ротмистр Виленкин, теперь с офицерским «Георгием»

Боевые награды, отсутствие какого бы то ни было заискивания перед толпой, а главное – ораторское остроумие сделали Виленкина очень популярным среди солдат. Его выбрали председателем армейского солдатского комитета (то есть на должность, стоявшую вровень с командармом). И это при том, что Виленкин был членом непопулярной на фронте кадетской партии и вообще сторонником строгой дисциплины.
После развала фронта Александр стал одним из руководителей «Союза евреев-воинов», объединявшего евреев-ветеранов. Большевики объявили, что Россия выходит из войны, и многие члены Союза хотели уехать, чтобы сражаться дальше в рядах английской армии.
Однако Виленкина больше волновала судьба России. Он вступил в подпольный «Союз защиты Родины и Свободы», где возглавил кавалерийский центр. В мае 1918 года, после доноса, чекисты арестовали офицеров, входивших в эту организацию. Виленкина взяли не сразу, он мог бежать, но задержался, чтобы уничтожить документы, которые могли бы выдать товарищей, и упустил время.
Сидел он в Таганской тюрьме, где сильно облегчал жизнь товарищам по несчастью: обучал их английскому, помогал выстраивать линию защиты, устраивал шахматные турниры, выпускал юмористическую газету и даже затеял какое-то кабаре.


Изображение
В Таганской тюрьме


Большевики долго не решались его расстрелять – многие из них помнили, как при старом режиме он защищал их в суде. Сам Дзержинский распорядился Виленкина не трогать – но и не выпускать.
На следствии участники заговора вели себя по-разному. Многие выдавали сообщников. Виленкин не назвал ни одного имени.
Как-то раз ему объявили, что смертный приговор вынесен и завтра будет приведен в исполнение. Он написал прощальное стихотворение:

От пуль не прятался в кустах.
Не смерть, но трусость презирая,
Я жил с улыбкой на устах
И улыбался, умирая.

Виленкина поставили перед ямой, дали залп в воздух – оказывается, это была попытка побудить его к даче показаний. Не сработало. (Значит, в Петровском парке его все-таки расстреливали не в первый раз, опыт уже имелся).
Чекистские цирлихи-манирлихи со следствием и прочими юридическими формальностями закончились, когда был объявлен «красный террор». Тут уж не помог и запрет Дзержинского.
5 сентября 1918 года, в первый же день массовых казней, Виленкина увезли расстреливать, теперь уже по-настоящему. Как он вел себя перед смертью, мы знаем. Это была не бравада, а всё то же ЧСД (чувство собственного достоинства). В прощальном письме сестрам Александр шутить не пытается: «Тяжело умирать, когда вся жизнь не прожита, когда многое еще впереди и три года войны остались позади – но я не боюсь смерти и буду спать так же спокойно, как и каждую ночь… Моя совесть чиста, поскольку я никогда не совершал бесчестных поступков и, смотря в лицо смерти, не поддался соблазну купить себе жизнь за счет других».
Те, кто читал мой роман «Аристономия», знают, что у меня большие проблемы с выбором моей стороны на Гражданской войне. Обе стороны мои - и не мои. И красные, и белые вызывают у меня сложное чувство, в котором восхищение смешивается с отвращением, и всех жалко. Поэтому история, которую я вам рассказал, не про героического борца с большевистской чумой. Это история про редкую и драгоценную вещь - легкое, ненатужное мужество. Таких людей очень мало, они почти всегда гибнут молодыми. Без них жить на свете было бы тошнее и страшнее.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7645
Темы: 375
С нами: 14 лет 2 месяца
О себе: искатель

#20 qwertyyyy » Пн, 26 ноября 2012, 0:51

просто Соня писал(а):От пуль не прятался в кустах.
Не смерть, но трусость презирая,
Я жил с улыбкой на устах
И улыбался, умирая.
:attack: :attack: :attack: :rosa:
«Каждый умрет, так не лучше ли умереть, преследуя самую возвышенную цель»
qwertyyyy
Аватара
Сообщения: 224
С нами: 12 лет 2 месяца
О себе: Ехидна ,однако

#21 qwertyyyy » Пн, 26 ноября 2012, 0:53

просто Соня писал(а):Это история про редкую и драгоценную вещь - легкое, ненатужное мужество. Таких людей очень мало, они почти всегда гибнут молодыми. Без них жить на свете было бы тошнее и страшнее.
спасибо за интересную историю жизни ...Виленкин...какая интересная фамилия
«Каждый умрет, так не лучше ли умереть, преследуя самую возвышенную цель»
qwertyyyy
Аватара
Сообщения: 224
С нами: 12 лет 2 месяца
О себе: Ехидна ,однако

След.

Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей