//нужно разделять духовное и общественное... иначе так и получается: где-то Николай, защищающий преступника; а где-то Иоанн, благословляющий черносотенские погромы...//
Никуда не уйти и не спрятаться от факта вопиющей парадоксальности христианства.
Тут не поможет ни наивность обоснования непротивленчества Толстым,
ни мужественная трезвость апологета Белого движения Ильина. («О сопротивлении злу силой»)
Совершенно верно! +100
Авраам, за всю свою жизнь ни слова не возразивший Господу,
смолчавший даже в ответ на Его требование чудовищной жертвы,
начинает свою дипломатию, как и положено по психологическим канонам переговорщику.
Не сомневаясь в справедливости Бога, отец всех верующих начинает с вопроса, на который невозможно ответить отказом.
Но с любезной Богу еврейской хитрецой не подсказывает очевидное решение,
уже и так, без всяких его просьб принятое Богом:
спасти агнцев и погубить козлищ. Тут, как мы видим, Авраам куда больший христианин, чем сам Иисус
.
Но затем он после риторического ("неужели") вопроса просит ради праведников НЕ губить и нечестивых!
"может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего(!) места сего ради пятидесяти праведников, (если они находятся) в нем?"
А потом, выдавая свое волнение о судьбе врагов своих, повторяет: "не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым"; и уж совсем дерзко вдругорядь: "чтобы то же было с праведником, что с нечестивым"
прибегая затем уже к прямой беспардонной манипуляции:
"... не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?"
.
И ради чего весь этот сыр-бор? Неужто омерзевшее в глазах Бога не мерзко и самому Аврааму? Стоило ль ради этих открытых своих ненавистников (первых антисемитов
) идти на риск спора с Творцом всяческия и владыкой живота своего?
.
И куда подевалось его внезапно прорезавшееся красноречие при вести о невозможном для Бога велении человеческой жертвы?
Неужели у такого, как выясняется, одаренного адвоката вдруг не нашлось аргументов,
когда речь шла о жизни его возлюбленного сына?
Неужто чужие содомляне дороже ему родного Исаака?
---
Что мы в который уж раз тут видим?
Неспособные переустроить своего Ветхого Адама по божеским лекалам,
мы, христиане, вместо того чтобы переделать себя по-божьему,
тщимся самого бога перекроить на свой лад по-человечески.
Бог - не фраер. Должен жить по понятиям. По нашим понятиям!
Удобный господь для ищущих своего удобства господ.
---
Ответ 2* на "Как относится Бог к нашему согласию на осуждение грешников?" **
/Сперва - на что ответ; Соня сказала:/
1. Конечно же, вопрос темы не столько иллюстрирует праздник, сколько лишь отталкивается от него.
Тема больше всего об Аврааме, вступившемся за нечестивых содомлян.
И далее - о Иове, друзья которого считали его наказанным справедливо.
Иов был потрясен и сломлен именно беспричинностью и несправедливостью кары.
Рушился сам смысл его существования и существа:
Либо Бог не всемогущ (и миром правит Сатана),
либо Он не справедлив, не праведен, поступает не по правде.
Именно это, а не поразившая его болезнь и мучения, стало причиной отчаяния и бунта человека, стойко перенесшего от Смысла его жизни - Бога - все испытания и лишения вплоть до гибели собственных детей:
"Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно Его имя!"
2. Суд над людьми - дело Божие. Наше же дело - беречь свое сердце от осуждения, от закваски фарисейской гордыни и молитвы фарисея из притчи; почитания себя лучше других.
Нежелание в сердце осуждения Богом кого бы то ни было и назвала в теме праведным "спором с Богом", который и самого Бога радует.
Осуждение же любого человека, пусть и вполне обоснованного и на библейских текстах основанного, - никому не приносит духовной пользы.
Так что мысль тут одна и очень простая:
"Не судите, да не судимы будете".
3 Бог понимает нас гораздо лучше, чем мы думаем; гораздо лучше нас самих.
Бог ВСЕГДА прощает. Что не означает, что мы не должны расплачиваться.
4. ... Во втором, еще более важном, эпизоде о погублении Содома Авраам не довольствуется Божиим обещанием избавить от кары праведников, но парадоксально требует от Него ради немногих праведников пощадить всех грешников.
Это (в наших терминах) какое-то сверх-супер-христианство, да?
-----------------------------------
*) Ответ 2*
1.
((Соня сказал(а): ↑
Либо Бог не всемогущ (и миром правит Сатана),
либо Он не справедлив, не праведен, поступает не по правде.))
Книгу Иова, как и прекрасный анализ Ф. Козырева "Искушение и победа святого Иова" читал давно, но помню привкус недоответа в этой притче. Прямое обращение Бога к Иову выводит и его, и друзей из человеческих представлений о могуществе и справедливости. Последующая компенсация потерь вроде бы с лихвой покрывает издержки эксперимента. Но страдание-то было - и с согласия Бога? Какой-то этот Бог не очень добрый выходит. Я не помню, объяснил ли Он, для чего было всё это нужно самому Иову и другим людям? И не уверен, что проигравший в споре сатана перевоспитался.
Может, этот анализ вообще мало прибавляет к главной (имхо) цели притчи: утешить нас, страдающих, примером предельного страдания, выводящего на новые горизонты.
2.
((Соня сказал(а): ↑
Суд над людьми - дело Божие. Наше же дело - беречь свое сердце от осуждения, от закваски фарисейской гордыни и молитвы фарисея из притчи; почитания себя лучше других.))
А политиков-то можно осудить, хотя бы в фейсбуке?
Я не уверен, что Бог вообще судит. Вот бесы - да, только успей помереть - сразу же. А Бог только и делает, что спасает. К суду земному это не имеет отношения. Недаром в христианской истории самые трогательные истории про суды - когда приходит святой (например, Николай) - и нарушает процедуру.
3.
((Соня сказал(а): ↑
Бог ВСЕГДА прощает. Что не означает, что мы не должны расплачиваться.))
С кем расплачиваться? Да и можно ли расплатиться?
4.
((Соня сказал(а): ↑
... Во втором, еще более важном, эпизоде о погублении Содома Авраам не довольствуется Божиим обещанием избавить от кары праведников, но парадоксально требует от Него ради немногих праведников пощадить всех грешников.))
Очень люблю эту историю торговли. Бог уступал, уступал, пока, наконец, просто не удалился, иначе Авраам выторговал бы всех. Но если Бог задумал погубить, а Авраам спасает, то как-то странно получается, что он добрее Бога.
===================
**) сПХБ(с полей христианских баталий)
/Тема: пандемия христианской злобности и мстительности/
В храме Николы в Хамовниках слева - большая фреска, реплика картины Репина, где свт. Николай изображен в стремительном порыве перехватить меч, готовый опуститься на голову осужденного.
Вопрос: Как относится Бог к нашему согласию на осуждение грешников?
Как относится Бог к нашему несогласию с Ним?
Позволительно ли спорить с Богом?
Когда? Кому? Как?
==============================
Сотвори и меня, многогрешную, не осуждающей, а защитницей осужденных, - хоть бы и словом царевым, хоть бы и словом Твоим, Царя царей.
И сопричти меня с Моисеем*, вставшего на пути Твоего гнева на согрешивший народ Израилев.
И Авраамом**, молившем о спасении не одних только праведников, но грешников ради праведников.
Да буду я среди благословляющих, а не среди проклинающих.
Среди призывающих милосердие, а не с ревностными судьями.
---
* Моисей, в ответ на решение Бога отвергнуть и извести евреев после их грехопадения с золотым тельцом (эйгел), а новый избранный народ произвесть от самого Моисея,
- отважно с Ним спорил, предлагая себя быть отверженным в искупление греха своего народа.
**) Авраам впервые осмелился спорить с Богом, заступившись за своих ненавистников грешных содомлян.
Не важно, что написано. Важно, как понято.