//Любая религия возникает прежде всего как психологическая потребность человека в утешении, когда он сталкивается с многочисленными проблемами в своей жизни. И как психологическая потребность в осмыслении окружающего его мира. Нередко и то и другое особенно в наше цивилизованное время идет рука об руку. Поэтому, все явления и феномены религиозного мышления человека нужно "расшифровывать" именно на языке психологии.//
Со всем, кроме как с ограничением "потребность человека в утешении" вполне могу согласиться.
Скорее, это (по мере возрастания в зрелости) чувствование буддийского дукха: правильно переводящееся не как страдание, а как осознавание несовершенства, непостоянства, невечности окружающего мира и себя самого в нем.
Да, это психология. Но только расширенная, как ныне часто говорят, - квантовая психология
---------------------------------------------------------
//Религия возникает как потребность восстановления нарушенной связи с Единым. Все остальные потребности - пожалуй, именно "психология")//
//Эйнштейн как-то сказал, что вера в бессмертие души возникает от трусости. По мне так ровно наоборот: от трусости идет неверие.//
Просто это бессмертие пройдет для нас незамеченным без существенного труда души при жизни.
//А я бы таки не упускал версию, что "прежде всего как" рычаг манипулирования. Ладно - управления сообществами хомосапиенсов (что не исключает непреждекаковости... и будд-христов как опор рычагам)...//
Это просто другой, нерелигиозный аспект. Социологический - к Марксу, психологический - к Фрейду. Это нерелигиозные аспекты. я ими не занимаюсь.
Почему? Потому что они меня не занимают.
//Да, психология кое что объясняет в религиозных людях и да, может существовать психология религиозности как дисциплина. Но саму религию никакая наука объяснять не может. И не должна, т.к. наука и религия суть две совершенно разные формы общественного сознания. И нет, религия, разумеется, НЕ "возникает прежде всего как психологическая потребность человека в утешении". Такое объяснение -- есть чистой воды дилетантизм, причём самый поверхностный. Никакое бессмертие не может "пройти незамеченным", коли мы допускаем такой термин. По своей сути бессмертие никогда "не проходит", кроме как в сказках и литературе.//
"пройти незамеченным" означает в полном забытьи
//Кажется, таково мнение адвентистов. Но ярче и глубже всех копнули на эту тему Сведенборг и Мень. В вечной жизни избравшие правый путь горят любовью к Богу и служат ему у его делу; выбравшие левый путь горятл юбовью к своему греху и служат ему и его делу. Без забытья. В противном случае христианство имеет мало смысла.//
Таково мнение тибетских буддистов, которые ярче и глубже всех копнули на эту тему. Именно их не идеологизированное мнение больше всего интересует занимающихся этой темой ученых. Именно оно больше всего соответствует собранным в последнее время научным фактам.
Мень - молодец, а сведения Сведенборгу сообщили говорящие птицы-ангелы из его видений.
А у адвентистов такова общая участь, вне зависимости от духовных достижений

//Ну ведь это же Сиддхарта (который принц) - автор буддизма?! Ведь так же, ведь правда же? Это же вот непосредственно Иисус - автор христианства, ведь же правда же или как же?... Организую-ка я религию, решил однажды Заратустра... - О! И я, и я, - подхватил Гуру Нанак. - И мы, - поправил Кабир, - я ж первей придумал, ты чё?!!//
Сиддхарта (который принц) - НЕ автор буддизма. "автор буддизма" - это вид банки сбоку припеку. А Иисус - уж точно не автор христианства
//Я помню, есть такое - ВСС (В Смысле Сони, да). Но в опшчеупотребительном смысле имено шо таки буддизм и хрыстианство называют религиями...//
в общеупотребительном смысле именно - это и есть "взгляд на банку со стороны".
И пророки (Нанак, Кабир) вносят свой вклад совсем иначе.
Талмуд спрашивает: почему в традиционном обращении бога называют "Б-г Авраама, Б-г Исаака, Б-г Иакова"?
Ведь в священном тексте (имеющем статус Торы) все сжато, сконцентрировано до предела. Ни одного слова всуе, ни одного слова втуне? Почему не говорить "Б-г Авраама, Исаака и Иакова"?
И отвечает в следующем смысле. Дело в том, что до поры до времени Айзик и Яков только "слышали О" Б-ге от их отцов.
Но в определенный час они нашли каждый нашли СВОЕГО, личного Б-га. А затем с удивлением убедились, что их Б-г и Б-г их отцов - один и тот же.
Назвать родоначальников религий их авторами - все равно как евреям назвать чудом исторгнутую из скалы воду - водой Моисея.
Конечно, воду из Волги или Иртыша можно назвать "Водой Волги, водой Иртыша". Это именно то место, где язык, пытаясь передать суть, может ввести в заблуждение.
Нанак, Кабир, как и все прочие пророки, не присоединились, а своей преображенной личностью развили буддизм; придали ему новые краски, грани, новое измерение. Новое цветное стекло в Земляничном окошке.

//Религия начинается там где личные отношения с Богом/богами переводятся в общественно социальную сферу и строится структура и потом сразу структура подменяет личность и человек зачастую рассматривает себя как часть структуры, но уже обезличенный. Вводится понятие идеи и сакральности//
Ну, а я рассматриваю прежде всего и только - исключительно индивидуальный аспект религии: religare — «связывать, соединять» личность с Единым, Высшим, главным Смыслом. Или, что тоже - йога (коих по Шивананде чуть менее сотни).
А структура, что подменяет личность, если и связывает человека, то только цепями.
Подлинная мистика, праджня (начинающаяся с интуиции) есть форма познания. Причем есть есть форма познания истины (видья, "истинного видения"). В отличие от нашего обычного восприятия действительности. Которое есть авидья. Подобно всей той полной и насыщенной жизни, которую мы переживаем в ярком сне.
Конфуций: "Как всегда - каждый прав в рамках своих определений". [im

А сказала я прямо противоположное. Не наука соответствует тибетской мифологии, а ее откровения - все более соответствуют современным научным данным.

\\ и могут ли сравниться вьідумки ума - сравниться с тем, что "превьіше всякого ума"?
Ап.Павел: " И мир Божий, которьій превьіше всякого ума, да соблюдет сердца ваши в Господе нашем Иисусе Христе".\\
Это не выдумки ума. Это просто человеческий опыт (хоть и немного сверхчеловеческий )
Это именно то, что и у Ап.Павла: "Стяжай мир Божий, которьій превьіше всякого ума, - и блюди его; как и он блюдет сердца ваши в Господе нашем Иисусе Христе".
Основная практика буддизма и любого другого богопознания.
Не важно, что написано. Важно, как понято.