Список разделов › Личные разделы › Персональные форумы наших участников › Форум просто Сони
Ну, это ж метафора, да?Соня, насчет уровня иллюзии. Ведь дерево, которое видят художники, - всего лишь интерпретация их мозгом отраженных от дерева лучей видимого спектра. А еще есть невидимый. ) И что такое дерево вне чувственной интерпретации - тоже неизвестно.
Бог это конечная ступень восприятия как начало бесконечности.Это понятно. Просто интересно, бог это конечная ступень восприятия или как в том фильме про девять смертников - бесконечный лабиринт уровней и победителя нет.
Тема в том, что знания о Боге - лишь ключик к знанию БОГА.//...?//
Если выбирать, то Адвайту или Дзогчен. Но вначале мне надо обговорить многообразно именно эти моменты.//...?//
Шри Праупада Бхактиведанта приехал в Москву (с большим трудом) кажется в 72м. Из гостиницы его никуда гебня не выпускала.//...?//
Буддисты и не считают Будду Богом.что до веры в свободного художника будду, то сие идолопоклонство и христиане НИКОГДА не признают сего "художника" от Бога, богом, разве что, повторю, идолом.
Одним из лучших американских приколов, является утверждение американской декларации независимости, что человеку свойственно стремление к счастью; The Pursuit of Happiness.//...//
Хоть зачем все это пишу, мне непонятно, но одна из надежд://...//
Несомненно. Вот и сонька о том.Обычно наш груз состоит не столько в недостатке ума, сколько в пороке существа (это уж на чей вкус - грехах или карме). А эти вещи преодолеваются трудом, а не знание.
Итак. Мы узнали, что было бы здорово отпустить груз, но отрясти его сросшегося с рукой, вряд ли получится.
Боже!//... тишина!//
Ну да!"Устави сердце мое от настоящего мятежа, и бдети укрепи мы во благих, хранителю мой, и настави мя чудно к тишине животней"
Кроме того, что стихи Миркиной, (как сказано в предисловии к одному одному из ее сборников)"Можно было бы оставить целую литологию тишины (немоты): от ломоносовской 'Оды на день восшествия...' до цветаевского перевода стихотворения Лорки ('...Тишина склоняет лица до земли') и пастернаковского '...Но жизнь, как тишина осенняя, подробна'. Но тишина в стихах Зинаиды Миркиной другая - так же как и автор другой. Обычно поэт, даже умаляя и умаляясь до детали - и мир любит как творение, и себя понимает творцом, а то и Творцом. А в этой книге любовь к Творцу преодолевает даже любовь к Творению, вещь почти отсутствующая в литературе не только светской, но и религиозной. Это такая интенсивность и подлинность жажды, когда без неловкости выписываются заглавные буквы."
Из рецензии Ирины Машинской в газете "Русская мысль"
А вы и не читайте.Нам бы опыт своих святых учителей освоить.
Это зафиксировано в воспоминания Л.К. Чуковской.Это она Вам сама рассказала?:)
Барышня 1926 г.р. и она во всем мире признана русским национальным достоянием и гордостью русской культуры.некие барышни уже все берега потеряли в словесном и стихотворном изобилии
я - не ценитель поэзии. мне потребны более "духовные лифты"...//...//
Поэт редко бывает чужд духовного опыта.//...//
Соня стихов не пишет; Бог миловал.//...//
Стихи Миркиной неприметны, как осенняя листва, попираемая ногами.//Стихи З.Миркиной корявые,графоманские.бездуховные//
И это тоже верно. Бывает, что не приврать даже, а литературно сгустить краски, что-то преувеличить, что-то преуменьшить, что-то похерить.В моем отношении к людям по дефолту предусмотрено, что они имеют право несколько приврать. Или наоборот, не приврать - на свое усмотрение.
"Внимательною молитвою взыщем обратить взоры ума на самих себя.//буддизм занимается самокопанием и отрицает "я"//
А не одно ли это и то же, выраженное с разных сторон://...//
В частности Его упоминает Н.О. Лосский в статье "Христианство и буддизм"Слышал термин "отрицательное богословие". Что он означает?
Христианский мистический опыт тоже усматривает в Боге невыразимость Его в наших понятиях, так что Бог есть Ничто, как этому учит, так называемое, отрицательное (апофатическое) богословие, систематически выраженное в христианстве в творениях Дионисия Ареопагита. Но Дионисий Ареопагит не останавливается на этом отрицательном результате: он поясняет, что Божественное Ничто есть Сверхчто: Бог не есть личность в нашем смысле ограниченного бытия, но это не значит, что Он безличен, Он есть Сверхличное начало; Он есть даже не бытие, подобное нашему бытию, Он есть Сверхбытие и т.п.
Отсюда открывается путь к положительному (катафатическому) христианскому богословию. Если Бог сверхличен, то Ему доступно и личное бытие. Мало того, Он, будучи Единым Богом, трехличен; Он есть сверхлично-личное начало. Противоречия между отрицательным и положительным богословием здесь не получается: если Божественное Единое начало выражается в трех Лицах, то это значит, что Его личное бытие глубоко отлично от нашего ограниченного единоличного бытия и термин личности мы применяем к Нему лишь по аналогии, указывая на то, что все ценное, имеющееся в личном бытии, есть в Боге, однако в такой превосходной степени, что все же нет тождества между понятием тварной личности и понятием Лиц Божественной Троичности. Их отличие от нас есть "металогическая инаковость", согласно понятию, выработанному С.Л.Франком.
Как уже сказано было выше, христианская религия понимает Бога в "отрицательном богословии", как абсолютно совершенную сверхвременную жизнь, без всякой множественности; и даже в положительном богословии, говоря о трех Лицах Св. Троицы и о Их внутритроичной жизни, как идеале любви, эти понятия высказываются лишь по аналогии с нашей жизнью, т.е. указывая на то, что в Боге существует все ценное, имеющееся в единодушной любви нескольких личностей, однако в такой сверхмировой форме, которая не тождественна с нашими понятиями. Далее, в своем учении об отношении между Богом и миром христианин может утверждать в определенных и точных понятиях, что Бог творит мир из сверхвременных индивидуальных личностей, наделяя их свободной творческой волей, которая при правильном пользовании ею делает человека достойным стать членом Царства Божия по благодати и творить в блаженном единении с Богом полноту жизни, т.е. совершенную жизнь с бесконечно сложным содержанием.
"Адепты отрицательного богословия знали и любили этот риск. Еще один шаг вперед — и связь с Богом потеряна. Бога попросту нет! Мы пробили брешь сквозь твердыню катафатики — но увидели в ней не лик Бога, а одну пустоту. Атеизм в его предельно трагической, экзистенциально обостренной форме уже готов занять место веры — но мы вовремя делаем шаг назад, спасая самое святое в наших душах. Однако искушение продолжается! И вот мы как бы осциллируем между “да” и “нет”, бытием и небытием, верой и неверием. Эти колебания законны для ищущего духа. Да не осудит их поверхностный богослов, — быть может, именно здесь проявляется вся полнота богоданной свободы. Балансируя, мы движемся по карнизу пропасти — и это эвристично: в безумии риска обретаются самые сокровенные истины.
Вот несколько цитат из Максима Исповедника — это самое заветное в апофатике: “Оба положения, что Бог есть и что Он не есть могут быть допускаемы в созерцаниях о Боге”. Кому-то такое равноправие тезы и антитезы покажется кощунственным, — но в сущности все наоборот: Бог только тогда Бог, если созданное им бытие настолько самодостаточно, что может мыслиться без всякого Бога. Это ли не знак совершенства? Но читаем дальше: “...оба эти суждения о Боге — я подразумеваю обозначение Его как бытия и как небытия — по праву допустимы, и ни одно из них невозможно в строгом смысле слова”. Несовместимое совместимо? Это заявка на принцип дополнительности в его теологическом варианте. Максим Исповедник понимает: альтернативные точки зрения нельзя соединить синхронно — но в процессе опытного богопознания возможно их чередование. Не эту ли пересменку мы порой наблюдаем в мятущейся душе мистагога? Динамика утверждений и отрицаний становится источником для новых озарений.
Лишь тот, кто допустил — хотя бы на мгновение — небытие Бога, имеет право на выход к Нему. Остальные веруют в антропоморфных фантомов".
2.2.1. Непознаваемость Божественной сущности
“Пространный Катихизис” утверждает совершенную недоступность Божественной сущности для познания, существо Божие “выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов”.
Это утверждение находится в полном согласии с данными Священного Писания:
“Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1 Кор. 2, 11).
“Бог обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может” (1 Тим. 6, 16).
Уразуметь непознаваемость Божественной сущности можно и логическим путем. Существо Божие уникально, поэтому мы не можем познать Его путем сравнений, по аналогии. К тому же мы не имеем необходимого инструментария для богопознания, ибо Бог трансцендентен миру. Кроме того, Бог — существо бесконечное, тогда как познающий человеческий разум ограничен и потому не в состоянии объять необъятное.
2.2.2. Понятие “сущности”
к Богу понятие “сущность” приложимо только с достаточной долей условности. Когда мы говорим о Божественной сущности, то имеем в виду не участие Бога в бытии, но Его бытие как таковое. Бог не просто участвует в бытии, Он Сам есть бытие, есть Тот, Кто обладает бытием, Тот, Кому бытие принадлежит. Поэтому святоотеческая формула “сверхсущностная сущность” более точно выражает истину о Боге, указывая на бесконечное превосходство Божества над всеми тварными сущностями.
“Представлять себя знающим, что есть Бог, есть повреждение ума”, — писал свт. Григорий Богослов.
Познать — значит дать определение, охватить понятием. Но “Божество необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения”.
Но в то же время “Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое, познается по одной только деятельности. Нет сомнения в том, что в сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил”.
Говоря философским языком, Бог одновременно и трансцендентен и имманентен миру.
4. Апофатическое и катафатическое богословие
Бог одновременно и трансцендентен и имманентен миру, поэтому возможны два взаимосвязанных пути богословия: апофатический (путь отрицаний) и катафатический (путь утверждений).
По Своей Сущности Бог не постижим. О Нем нельзя сказать, что такое Он есть. Ареопагит пишет, что Бог выше всяких имен и определений. Он не есть ни ум, ни слово, ни мысль, ни число, ни величина, ни сила, ни свет, ни жизнь, ни сущность, ни время, ни вечность, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни божественность, ни благость, ни дух в известном нам смысле. Он не может быть охвачен мыслью или описан словом, и в этом смысле Бог не есть предмет познания. Поэтому при восхождении к Богу правомерен путь апофатики. Это есть путь отрицания за Богом всех возможных свойств и качеств, отличающих тварное бытие, отрицания всего, что может быть хотя бы отчасти рассудочно познано - и изъяснено словами. Это путь аскетический, который включает два этапа: очищение и экстаз. На первом этапе имеет место процесс собирания сил души, сосредоточения и «вхождения внутрь себя», очищения ума и сердца не только от всякой страстности, но и от всех помыслов и образов чувственных и умственных. Таким образом достигается состояние бесстрастия, «исихия» — состояние покоя ума и чувств, собранных в единстве посредством молитвы.
На втором этапе действием неизреченного озарения свыше подвижник вводится Духом Святым в неведомое и неизреченное единение с Божеством. Святой Максим Исповедник именует такого рода богопознание таинственным богословием. В этом состоянии, по выражению святого Григория Нисского и святого Максима Исповедника, Бог познается уже не по Его отдельным действиям, или энергиям, а по Существу. Последнее отнюдь не означает, что Сущность Божия может быть рационально постигнута (как учил Евномий). Напротив, опыт познания Сущности сводится к познанию неизреченности, безграничности, непостижимости и безгрешности Бога. Таким образом, для рассудка этот опыт является сплошь отрицательным, т.е. апофатическим, остается для него тайной. Так, святой Иоанн Дамаскин пишет: «Бог беспределен и не постижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость». Положительное содержание таинственного богословия составляет неизреченное опытное познание и ведение Бога, которые, как невыразимые в слове, не могут быть переданы через научение другому лицу.
Апофатический путь богопознания святые отцы сравнивают с восхождением пророка Моисея на Синай для встречи с Богом. Так, приказание Бога во время синайского законодательства отогнать от горы животных аллегорически истолковывается святым Григорием Нисским в том смысле, что созерцание вещей Божественных превышает знание, даваемое чувствами. Чтобы достичь Бога, нужно освободиться от власти обычных представлений и понятий. Ареопагит пишет, что свое восхождение на гору Синай пророк начал со всяческого очищения себя, «после чего он услышал многогласные трубы и увидел светы многие, чисто сияющие, и разнообразные лучи. После этого он покинул толпу и с избранными священниками достиг вершины божественных восхождений. Но и там он беседовал не с Самим Богом и видел не Его Самого, ибо Тот незрим, но место, где Тот стоял. ...И тогда Моисей отрывается от всего зримого и зрящего и в сумрак неведения проникает, воистину таинственный, после чего прекращает разумное (рассудочное) восприятие и в совершенной темноте и незрячести оказывается, весь будучи за пределами всего, ни себе, ни чему-либо другому (кроме Бога) не принадлежа... и ничегонезнанием сверхразумное уразумевая».
Ниже таинственного и неизреченного познания Божества стоит катафатическое познание Бога по Его разнообразным проявлениям и энергиям. По словам святого Максима Исповедника, в творениях Божиих, в Промысле Бога о мире, как в зеркале, видимы беспредельная благость, Премудрость и сила Божества. Это откровение Бога доступно нашему уму и отчасти постижимо в своем таинственном содержании. Проникая в тайну и смысл бытия тварных существ, можно восходить к созерцанию их Создателя. На этом пути Бог познается как Премудрый, Всемогущий, Благой, Любовь и т.д. Из созерцания образа бытия тварей яснее уразумевается и сокровенная тайна бытия Самого Бога.
На самой вершине катафатики, на границе с таинственным (апофатическим) богословием, стоит величайшая тайна бытия Святой Троицы. В духовном опыте эта тайна, по учению святого Максима Исповедника, переживается подвижниками как озарение трисиянным Светом, как «незабвенное ведение», приближающее достойных к непосредственному богопознанию. В «Гимнах» преподобный Симеон Новый Богослов описывает бывшее ему откровение Святой Троицы: «В самой ночи и в самой тьме я вижу Христа, ужасно открывающего мне Небеса и Самого Себя, склоняющегося и видимого мной вместе с Отцом и Духом, Трисвятым Светом, будучи Одним в Троих и в Одном Трое. Они, несомненно, — Свет и Свет Один Трое, Который свыше солнца освещает мою душу и облистает мой ум, находящийся в потемнении... и поэтому чудо меня тем более поражает, когда (Христос) как-то открывает око ума... Ибо Он — Свет, во свете является видящим, и видящие опять-таки видят Его во свете. Потому что во свете Духа видят видящие, и видящие в Нем видят Сына, а кто удостоился видеть Сына, видит Отца, а видящий Отца видит Его во всяком случае с Сыном. Это и теперь, как я сказал, совершается во мне».
Никакого противоречия между апофатическим и катафатическим богословием не существует. Это два взаимосвязанных пути. Катафатический путь является опорой для апофатического восхождения. Под различными покровами и образами Бог являет Свое присутствие в мире: в жизни вселенной, в словах Писания, в богословии и литургической жизни Церкви и т.д., Здесь можно найти изобилие живых идей и образов, способных направить наш ум, преобразовать его для созерцания вещей Божественных, превосходящих всякое разумение. Каждая достигнутая ступень в богопознании не является окончательной, но открывает ряд новых ступеней. В комментарии на Песнь Песней святой Григорий Нисский изображает этот полет души к Богу, как стремление невесты к своему возлюбленному. Каждый новый опыт боговидения оказывается недостаточным и только возбуждает еще большую жажду познания. Предмет стремления души всякий раз ускользает от «объятия помыслов»... Этот продолжительный процесс завершается экстазом таинственного богопознания.
//..?//
Сейчас этот раздел просматривают: просто Соня и 2 гостя