Понятие чуда носит прежде всего не физический, а психологический характер.
Когда для древнего человека сверкала молния, это было, с одной стороны, эпифанией, прямым, непосредственным, зримым и потрясающим всю душу (до пяток) и тело явлением божества.
А с другой (хоть обилие эпитетов выше включает и эту сторону) -
благоговейное ошеломление восторженного свидетеля.
Так, Рудольф Отто* считает чувство священного трепета и даже ужаса - основой любого настоящего религиозного чувства.
И хочется думать, что (умерший лишь через 10 лет после публикации и несомненно знавший эту эпохальную книгу) Рильке совершенно независимо от него восклицает: «Каждый ангел ужасен!»**
Чудо это не само явление, а восприятие его именно как ЧУДА.

-----
*) «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным»
** Дуинские элегии писались с 1912 года в течении 10 лет. Но именно тогда, за 5 лет до выхода книги, гуляя по зубчатой стене замка Дуино на берегу моря близ Триеста, Рильке услышал в яростном ветре первые строки Элегии Первой
===============
Наиболее известна его книга «Священное», она переведена более чем на 20 языков мира. В центре её — восходящее к Канту понятие нуминозного как абсолютно иного. Через книгу проходит систематическое сопоставление мистического опыта Запада (Мейстер Экхарт, Генрих Сузо, Эрнст Ланге, Герхард Терстеген) и Востока (мусульманского, индуистского, буддистского).
Рудольф Отто стал родоначальником западной феноменологии религии, после того как написал в 1917 году книгу «Священное». В ней он пытается объяснить феномен священного, конструируя особые понятия. Избегая немецкого слова «göttlich» («священное»), перегруженного различными смыслами, он вводит понятие «нуминозное» (от лат. numen — божество). По мнению Отто, понятие «святое» утратило в современных европейских языках некоторое ощущение «избытка», которым оно было нагружено в древних языках. Отто предпринимает попытку вычленения этого «избытка» путем исключения из понятия «святое» морального и рационального компонентов. Оставшийся иррациональный компонент Отто называет «нуминозным».
Сущность святого находится в нуминозном, а встреча человека с нуминозным происходит в чувстве благочестия. Фактором, обуславливающим нуминозное, выступает наличие в нём тайны. Поэтому, опыт на котором основываются все религии — это опыт «присутствия тайны». Соответственно выстраивается схема основных формы ощущения святого в религиозном опыте:
Чувство тварности (Kreaturgefϋihl)
Мистический ужас (Mysterium tremendum), который делится на моменты:
ужаса (Tremendum)
величия (Majestas)
божественной энергии (Energicum)
тайны (Mysterium)
Восхищение (Fascinans)
Священное как нуминозная ценность (Sanctum als numinoser Wert)
портреты - Рильке. фото - Отто