"Учению" в обед 150 лет. Многое в нем отжило вместе с реалиями и ментальностью 19го века.//...?//
Но
- видеть его лишь обмотанным колючей проволокой и залитым потоками крови
- забывать о великих, благородных и САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ умах (в России, Европе и в разных частях света), отдававшим ему дань великого уважения
- смахивать рукавом из осознания мужественных, бескорыстных людей, шедших на муки, лишения и отдавших свои жизни делу освобождения человечества по Марксу, -
есть само по себе бескультурье и варварство.
Капитализм 19 века (особенно его 1-й половины) привел в ужас саму христианскую европейскую цивилизацию. (Весьма характерен в этом отношении Диккенс).
Можно сказать, вернулись времена огораживания, когда "овцы съели людей" /Томас Мор/. То есть открывшиеся внезапно возможности быстрого обогащения (и быстрого преодоления почти непробиваемого прежде сословного барьера!) снесло людям крышу и стали обращать своих же ближних в экономических рабов. Это и вызвало такое отрезвляющее отталкивание у нравственно вменяемой части общества. А также внесло важную составляющую в волну революций 1948 года. Таков контекст радикального социализма (КМанифест 1948г) и анархизма /"Собственность это кража" (Прудон)/
Вековая борьба (не только труда и капитала; но и совести с алчностью) /+ великие научные открытия/ привела в итоге к гуманизации капитализма.
Так что дело не в "измах", а в способе его употребления. Именно в это (а не в химическом составе) разница между лекарством и ядом.
Так и христианство (как и любую другую религию) можно с равным успехом использовать как для освобождения, так и для порабощения человека и человечества.