Экуменизм истинный и ложный

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

Куратор темы: просто Соня

#1 просто Соня » Сб, 18 февраля 2017, 7:32

Экуменизм истинный и ложный
(сПХБ: с полей христианских баталий)

Речь о соотношении замкнутой, оборонительно охранительной, -
и подлинно кафолической (вселенской) позицией и традицией в православии.

У меня нет никакой позитивной программы.
Сплошь одна негативная.

1. Раздраженное, поучающее, высокомерное, снисходительное, полу-презрительное отношение к любым верованиям, не подпадающим под уголовный кодекс, -
не имеет никакого отношения к христианству.

2. Является антихристианским по духу ("Не знаете, какого вы духа") и по букве (буквально иллюстрируя притчу о мытаре и фарисее)

3. Являя по видимости пример защиты и твердости в вере, -
на самом деле является ярким свидетельством

а - неверия,

б - страха перед собственным тайным неверием,= "недо-верия",

в - "недо-верия" в другом смысле: слабое знание христианской матчасти,
Компенсируемое насмешками над теми, кто не знает ее вовсе.

г - стагнации в духовной жизни.
"Несколько часов проговорив-проспорив со своим христианским другом, но так и не убедив друг друга, Мартин Бубер и его собеседник замолчали.
Потом встали и со слезами на глазах обняли друг друга.

Ни тот, ни другой НЕ ИЗМЕНИЛИ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ.
Но….. что-то они ПОЧУВСТВОВАЛИ."
/Г. Помернанц/
Мартин Бубер
Изображение

2.
В Википедии приводится близкое к этому по духу высказывание о. Александра Меня:
Что вы думаете о сказанном им?
"В словах о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт." ?
Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. В словах о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник — культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия.

Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Мейстер Экхарт, Серафим Саровский, и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились её носителями.
3.
А вот в отличие от этого, создание универсальной всечеловеческой религии подобно тогда смешению всех любимых в одного супер-героя с предложением “любить всем одного и одинаково”.

Изображение

4. И вот сходные слова об о. Александре Шмемане из вступительной статьи к его дневникам:
о. Александру душно от "религиозности", которую слишком многие христиане, в т.ч. православные, исповедуют вместо веры во Христа-Богочеловека. Он выводит страшную формулу: не атеизм, а "… неочищенная, непросветленная религиозность и есть средоточие демонического в мире". Он ясно видит, что и в церкви, и в культуре начинается торжество "Ферапонтов" Достоевского или, как еще называет их о. Александр - "нео-нео-славянофилов", у которых "только одни враг, - человек, свободный "во Христе", т.е. единственно подлинно свободный".
Автор: Протоиерей Александр Шмеман Дневники. 1973-1983

5.
Занимаются доказательством превосходства своей веры (любой),
либо пряча от самого себя свои тайные сомнения,
либо компенсируя застой в духовной жизни.

О. Александр Шмеман и вл. Антоний (Сурожский).
Изображение
Последний раз редактировалось просто Соня Вс, 13 августа 2023, 14:04, всего редактировалось 5 раз(а).
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7814
Темы: 377
С нами: 14 лет 5 месяцев
О себе: искатель


Re: Экуменизм истинный и ложный

#21 просто Соня » Чт, 26 декабря 2024, 7:15

Имхо, это* все же все достаточно внешнее.
Акценты - да: действительно отличаются. В аскетике, например.
Все то же: Тышкевич* идеализирует (показывает идеальную форму) один из (вполне условных и не обязательных) духовных принципов. Да: идею папизма можно использовать во благо.
Точно так же как и идею симфонии (духовной и светской власти): часто прискорбная практика имеет самые возвышенные обоснования.
Так что и цезаропапизм (православия) и папоцезаризм (католичества) прекрасны в теории, но в меру ужасны на практике.
------------
*
) //Католичество вольно или невольно, но строится вокруг "папской" идеи. Ежели почитать знаменитого Тышкевича, то можно увидеть тип размышлений на тему "священство выше царства". Главное обвинение православным - подчинение Церкви властям, главное достоинство католиков (с этой т.з.) - возможность УПРАВЛЯТЬ земными властями через систему религиозно-нравственных рычагов.//

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7814
Темы: 377
С нами: 14 лет 5 месяцев
О себе: искатель

Re: Экуменизм истинный и ложный

#22 просто Соня » Чт, 26 декабря 2024, 7:21

"Мы" /всякое слово понимается в контексте/*
.
Страдающему техническим не столь образованием сколь мышлением невдомек: всякое слово понимается в контексте.
Необходимость постоянно это напоминать даже заставило сделать эту не для всех очевидную истину своей подписью.
- - "Мы" в данном случае означает православные.
"Мы" в данном (и всяком подобном) случае необходимо, поскольку иначе такие утверждения с моей стороны выглядели бы надменным поучением, поучительством.
.
Даже много менее меня пекущийся о чувствах ближних, способен (после трехкратного перечитывания) понять сказанное.
============
*) И вообще: упирать на "католичество" как некое сомнительное христианство я б поостереглась. Все основные (до 1054г) святые у нас общие. Отличия гл. обр. политические, исторические, обрядовые и в некоторых спекулятивных (умозрительных) концепциях.
.
Обе главные христианские ветки носят одно и то же двойное доопределение: обе Ц. кат(Ф)олические/вселенские и православные/ортодоксальные.
Так что прятать христианское за католическое - негоже: христианство вдвое ширше (потому как протестанты - не ангелы тож).
.
При том что наши умыслы на католичество есть домыслы. Мы же ведем себя как схизматики (сектанты-раскольники) /психологически/ совершенно объективно:
горды, заносчивы, обидчивы.
Не важно, что написано. Важно, как понято.
просто Соня F
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 7814
Темы: 377
С нами: 14 лет 5 месяцев
О себе: искатель

Пред.

Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя