Как сказал Конфуций, начинать надо с "исправления имен", с уточнения определений. Для меня "религия" означает стремление человека трансцендировать свою ограниченность.
Для других напротив: "религия" значит стремление человека ограничить.
Что ж: самого человека одни оценивают по высшим устремлениям его духа,
а другие - по оставленных в отхожем месте продуктам его жизнедеятельности.
Спору нет: устремления духа - материя спорная;
второй же вариант - бесспорен: материя вполне материальная, весомая, зримая; хоть и грубая

Согласна: религия как общественный институт, ставящий своей целью облагораживание человека, со своей задачей, мягко говоря, справлялся далеко не всегда и вообще заслуживает массу справедливых упреков.
Просто по мне религия как общественный институт есть лишь видимое (весомое, грубое, зримое) проявление религии;
для меня далеко не главное.