Щедровицкий добрался до Христа

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум dzadzenа

Модератор: dzadzen

Куратор темы: dzadzen

  • 2

#1 dzadzen » Пт, 14 апреля 2017, 15:54

Я как то пропустил, но с 2015 года стали выходить его беседы о Христе в виде книг. Подробнее на его официальном сайте http://www.shchedrovitskiy.ru/theology.php . Там же можно прочитать книги в электронном виде.

Можно спорить, соглашаться или нет, можно кивать что его критикует официальное Православие, хотя он и читал лекции в духовных семинариях, но заслуживает внимания его рассуждения, чтобы лучше понимать Библию.

Светильник для тела. Д. Щедровицкий. из книги "Свет, который в тебе".

…Еще один закон, притчеобразно изложенный в Нагорной проповеди, мы назовем «законом единства внутреннего и внешнего», или «законом излучения». Согласно ему, все внешнее, что нас окружает, прежде чем стать реальностью, проявляющейся в виде воспринимаемого мира, как бы «излучается» изнутри нашего духовного существа, «из глубины сердца»:

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;

Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Матф. 6, 22–23)

О каком же оке здесь говорится? О каком светильнике? О каком теле? Мы уже сказали, что здесь сформулирован «закон единства внутреннего и внешнего», или «закон излучения». Как понять этот закон?

Спойлер
Давайте прочитаем параллельное место, говорящее о внутреннем свете, в Евангелии от Луки:

Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. (Лук. 11, 33)

Внутри нас, как говорит Иисус, находится некое подобие светильника. И когда он излучает свет, то общающиеся с нами ощущают, что он «освещает путь» и для них («чтобы входящие видели свет»):

Так да светит свет ваш пред людьми... (Матф. 5, 16)

Этот внутренний свет («свет ваш») становится «видим» через добрые дела (там же, Матф. 5, 16). Сопоставим сказанное со словами:

Светильник для тела есть око… (Матф. 6, 22)

Какое же око подразумевается здесь: физическое – или же духовное, умственное, предназначенное для умо-зрения? Это становится понятным из продолжения речи Иисуса:

Светильник… тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло… (Матф. 6, 22)

«Все тело… будет светло». Но может ли быть «светло внутри» физическое тело? Разве не полная темнота необходима для функционирования внутренних органов – сердца, печени, почек, легких и т. п.? Если они вдруг окажутся освещенными физическим светом, разве не расстроится их деятельность?

Значит, буквальное толкование слов Иисуса невозможно. Но какие же еще, кроме физических, есть у нас и тело и око?

…А если оно [око] будет худо, то и тело твое будет темно.

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лук. 11, 34–35)

Каким же оком мы созерцаем не внешний свет, а тот, который «внутри нас»? Что такое «свет в тебе»? Мудрый Соломон говорит:

Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)

Внутренний светильник – наш собственный дух, созданный Богом и являющийся основой нашей личности. Что бы мы ни делали, в чем бы ни участвовали, наш дух испытывает наши состояния, следит за ходом нашей жизни. Но это лишь в том случае, если светильник зажжен! Если же светильник погашен, человек, пребывая в ожесточении и грехе, совершает зло – «ходит во тьме».

А каков же признак ходящего во тьме? Апостол Иоанн очень четко определяет этот признак:

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца... (I Иоан. 3, 15)

Именно такой, ненавидящий ближнего, человек

…Во тьме ходит и не знает куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. (I Иоан. 2, 11)

Имеется ли в виду физический орган зрения? Конечно, нет: это глаза души, очи духа!

Теперь возвратимся к изречению Иисуса о внутреннем свете:

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лук. 11, 35)

Выше мы уже отождествили тьму с ненавистью к брату.

И далее Иисус говорит:

Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием. (Лук. 11, 36)

Какое же тело имеет здесь в виду Иисус? На этот вопрос отвечает апостол Павел:

…Есть тело душевное, есть тело и духовное. (I Кор. 15, 44)

Душевное тело – то, в которое мы будем облачены, когда выйдем из «перстного», материального тела. Уходя из земного мира, мы скинем «кожаные одежды» – физическую оболочку, позволяющую нам обитать на земле, – и продолжим свою жизнь уже в душевном теле. В нем и станут проявляться наши воля, мысли и чувства. И слова Иисуса:

Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием. (Лук. 11, 36)

– относятся, конечно же, не к физическому, а к душевному телу.

А что же это за «темные части» в нашем душевном теле? Они образуются из недобрых свойств, проявлений и качеств нашей эгоистической личности – злобы, зависти, ненависти, агрессии, недовольства, ропота и прочих подобных черт. Всякий вновь творимый грех еще более сгущает «тьму». Темнеет, мрачнеет душевное тело… А всякая добрая мысль, чувство, слово и деяние – проявление любви к Богу и к ближнему – выбеляют и очищают нашу душу.

Сказано в Откровении Иоанна: блаженны те, которые «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7, 14). Это те, кто в «белых одеждах» предстанут пред Богом, ведь «белые одежды» – символ душевного тела, очищенного от пятен зла…

В притче о свадебном пире хозяин обращается к одному из гостей с вопросом:

…Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. (Матф. 22, 12)

Почему же он молчал? Потому что оправдываться уже бессмысленно! В духовном мире все мысли ясно читаются, и слова никого не обманут. Состояние «одежд» – душевного тела – уже само за себя говорит. И хозяин повелевает слугам:

…Возьмите его и бросьте во тьму внешнюю… (Матф. 22, 13)

Не испытавший и не прошедший внутреннего очищения, не приложивший к нему усилий в течение земной жизни низвергается «во тьму внешнюю», ибо привык только к внешней, физической, жизни, но не к внутренней, духовной.

И теперь для нас становится более ясным смысл сказанного:

Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием. (Лук. 11, 36)

Очищая свой внутренний мир, ты способствуешь очищению и всего окружающего, наполняя его любовью и радостью.

«Убелив» же полностью свои «одежды», то есть достигнув окончательного очищения всех качеств души, ты получаешь доступ «на брачный пир Агнца» – в мир Света и Истины.

…Только исполняясь добротой и любовью, мы становимся ближе к Богу. Даже целиком пройдя сказочные «семь морей и семь долин», мы не приблизимся к Нему ни на шаг: Он ведь не пространственно от нас отдален. А что же разделяет нас с Ним? Только наше собственное состояние! Он все отдает, всех питает, все живит, всех любит. А если мы эгоистичны, замкнуты, злы и постоянно «тянем одеяло на себя», то что же общего между Ним и нами? Поэтому, лишь очищая от темных пятен свое душевное тело, мы можем приближаться к Нему. Чем больше в тебе любви, сочувствия, милосердия, тем ближе ты к Отцу Небесному. Чем больше в тебе противоположных качеств, тем более ты удален от Бога, вплоть до того, что совсем не чувствуешь Его и даже не веришь в Его существование…

Вот почему, обращаясь к подобного рода людям, Иисус говорит:

…Ищете убить меня, потому что слово мое не вмещается в вас. (Иоан. 8, 37)

Его, вестника любви Божьей, «искали убить»! Потому что не только сама любовь, но даже и слово о ней не вмещается в сердца, заполненные тем, что любви противоположно… А в переполненный сосуд, как известно, уже ни капли не вольешь.

Что же переполняло тех, кто ненавидел Иисуса? Эгоизм, самолюбие, стремление к выгоде, поиск «своего, а не Божьего». Убивая Иисуса, враги хотели убить его Слово, угасить светильник его учения. Но Слово убить нельзя, оно вечно и властно, оно спасает и судит, оно «живо, действенно и острее меча обоюдоострого» (Евр. 4,12).

Так как же нам убелить свое душевное тело, как сделать светлой свою душу? В наших ли это силах – очистить ее, сделав прозрачной для духовного света? –

…Все тело твое будет светло… (Матф. 6, 22)

Для этого, согласно учению Иисуса, надо прежде всего очистить, сделать светлым наше духовное око – око умозрения, которым видит сердце. Когда же оно очистится, вот тогда мы узрим Бога:

…Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Матф. 5, 8)

Но ведь, как мы помним, сказано также и другое:

Бога не видел никто никогда... (Иоан. 1, 18)

Как же узрят Его чистые сердцем? – В любви и любовью!

…Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает... (I Иоан. 4, 12)

Чистые сердцем, то есть очистившие свое сердце для любви, узрят Бога, устроив Ему обитель в себе самих!

Все несчастье и отдельного человека, и всего человечества состоит в том, что мы хотим изменить одно только внешнее: улучшить приборы, машины, механизмы, усовершенствовать социальные связи между людьми… А сами люди остаются всё такими же! Какой смысл совершенствовать социальные связи между абсолютными эгоистами, каждый из которых стремится к пользе для себя одного, во вред другим? Чем более улучшаешь внешнее, тем хуже становится внутреннее. Чем более совершенствуешь технику, тем больше людей может она погубить. Газовые камеры и печи, лагерные крематории, атомные и прочие бомбы, биологическое, химическое и психическое оружие – все это творения не столько науки и техники, сколько оскверненных ненавистью сердец, затемненных очей, нечистых душ!

И только если сердца очищаются, а мысли направляются к Богу, открывается истинный путь спасения:

...В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе… (Флп. 2, 5)
…Мы имеем ум Христов. (I Кор. 2, 16)

Имеем не потому, что мы уже сами якобы стали такими любящими и умными, а потому, что Мессия дал нам непреходящий и наилучший образец того, как должно мыслить, чувствовать и жить…
помяни мя, Господи, во Царствии Твоем...
dzadzen
Автор темы
Пустота года
Аватара
Сообщения: 7760
Темы: 48
С нами: 9 лет 2 месяца


Re: Щедровицкий добрался до Христа

#3 dobrovolya » Сб, 15 апреля 2017, 1:34

dzadzen, :rose:
на самом деле, я несу добро. просто, не всегда доношу...
dobrovolya
Аватара
Сообщения: 13124
Темы: 25
С нами: 15 лет 1 месяц

Re: Щедровицкий добрался до Христа

#4 Око » Сб, 15 апреля 2017, 6:26

dzadzen писал(а):Имеем не потому, что мы уже сами якобы стали такими любящими и умными, а потому, что Мессия дал нам непреходящий и наилучший образец того, как должно мыслить, чувствовать и жить…

очень согласна. именно для этого нам и дан этот образ, образ Человека-Бога. это реальность, к которой мы можем стремиться
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 12871
Темы: 124
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: мать драконов)

Re: Щедровицкий добрался до Христа

#5 Natish » Сб, 15 апреля 2017, 21:43

иногда возникают конспирологические мыслишки, что большевики в свое время церкви позакрывали, чтобы сохранить православие :ninja: ..Точнее-Иисусово учение в нормальном состоянии...
Последний раз редактировалось Natish Вс, 16 апреля 2017, 13:24, всего редактировалось 1 раз.
Natish

  • 1

Re: Щедровицкий добрался до Христа

#6 Око » Вс, 16 апреля 2017, 5:31

Natish писал(а):иногда возникают конспирологические мымлишки, что большевики в свое время церкви позакрывали, чтобы сохранить православие :ninja: ..Точнее-Иисусово учение в нормальном состоянии...

я тоже об этом думала. :yes:
Осознанно это было сделано или нет (вполне возможно, что никакой конспирологии и не было), но почистили сонм служителей Церкви основательно. Прохиндеям, пришедшим туда за сытой жизнью, в то время ничего не обломилось. Остались, только искренне верующие люди.
Мне кажется, что с учителями и врачами такая же примерно ситуация: пока жирных кусков профессия не предполагает, туда идут по призванию. А жирный кусок часто привлекает людей-прохожих... для которых главное не призвание, а сам жирный кусок.
- Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим
Око
Модератор + Деликатность года
Аватара
Сообщения: 12871
Темы: 124
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: мать драконов)


Вернуться в Форум dzadzenа

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость