о духовных причинах различных зависимостей - алкоголизма, наркомании, игромании -
православный психиатр
Дмитрий АвдеевУчастник союза писателей Российской федерации Дмитрий Авдеев пользуется очень широкой популярностью среди читателей на родине и в зарубежных странах своими профессиональными работами, которые описывают душевное и психическое состояние человека и выход из сложных ситуаций на их страницах. Имея несколько высших образований (медицинское и богословское) он очень профессионально относится к проблемам общества с христианской моралью. Заболевание психики и психическую зависимость он изучил не только теоретически. Православный психотерапевт оказывает большую практическую помощь и дает консультации по проблемам исцеления душевных и телесных заболеваний после психических расстройств и отклонений. Публикуя свои книги, он вносит свой вклад в развитие христианского мировоззрения и отношения на современные проблемы психического здоровья нашего общества.
"...- Дмитрий Александрович, давайте начнем с медицинского аспекта проблемы. Существует ли всё-таки наследственная склонность, генетическая предрасположенность к алкоголизму?
- Генетическая предрасположенность к алкоголизму существует, и это научно доказано. В печени человека есть специальный фермент алкогольдегидрогеназа, отвечающий за разрушение алкоголя в организме. Активность этого фермента зависит от возраста, пола, расовой принадлежности и наследственности, и снижается с ростом частоты и регулярности употребления алкоголя. То есть физические способности у людей разные и далеко не каждый может позволить себе выпить литр водки, а то и делать это регулярно на протяжении месяца или двух – тут нужны силы и здоровье, организм должен иметь хорошую дезинтоксикационную способность, чтобы перерабатывать поступающий в него яд и быстро приходить в себя.
Имея предрасположенность к алкоголизму, зная о ней, нужно быть трижды внимательным. Но алкоголизм, как и наркомания, и другие состояния зависимости – это болезни более всего духовные. В основе пьянства, употребления наркотиков - духовная опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрата смысла бытия.
Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Отсюда понятно, что только медицинскими методами страждущему не помочь (в данном случае я имею в виду классическую медицину, а не ту оккультную практику, которая «прилепилась» ныне к наркологии и которой – по причине сильнейшей опасности и духовной пагубы – надо категорически избегать). Убеждения, психологическая и медикаментозная поддержка, конечно же, играют определенную роль. Но страждущему человеку для преодоления недуга в первую очередь необходимы личная решимость истрезвиться, покаяние и помощь Божия. Если в сердце больного алкоголизмом есть место вере Христовой, то следует напоминать ему о том, что он опутан узами греха. Нужно знакомить его с основами православной веры, приводить примеры исцелений, которые Господь дарует раскаявшемуся грешнику.
- Как показывает практика, к священникам и специалистам чаще за помощью обращаются родители или супруги алкоголиков, тогда как сами они не хотят ничего менять. Что здесь можно сделать?
- Таких обращений, действительно, большинство. Родным и близким алкоголика, если им небезразлична его судьба, его душа (а понимая последние слова дословно – суд Божий о его душе), надо обязательно пытаться хоть как-то ему помочь – это их крест, их долг. Родственники должны не только молиться и переживать, но и протягивать руку помощи, когда это необходима. Равно как и задача врача, задача психолога – помогать, покуда жив человек, пока он дышит.
Всех родственников в подобной ситуации можно условно разделить на проявляющих равнодушие или активное участие в судьбе близкого человека. Там, где имеет место быть равнодушие, и родители говорят заблудшим детям: «Вот тебе Бог, вот тебе порог, ты сам волен решать, как тебе жить», дети уходят из дома, попадают в притоны, спиваются и в конечном итоге погибают. А когда имеет место забота, когда матери безустанно ходят по врачам, ищут совета священника, заказывают молебны, события всё чаще разворачиваются как в сказке про лягушку, попавшую в молоко и в конце концов взбившую его в масло. Господь презирает на такую любовь, такое усердие и посылает Свою помощь. И это не нравоучительные слова, это статистика.
Если родственники больного алкоголизмом – верующие люди, то они должны усердно молиться за него дома и в храме, позаботиться об освящении жилища, если оно не освящено. Надо убеждать заблудшего постоянно носить нательный крест, читать молитвы, с верой и благоговением употреблять освященную воду. Только верой и терпением, только через покаяние и милость Божию можно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет!
- Можно ли сегодня говорить о какой-то возрастной тенденции, о том, что пьянство молодеет?
- Экспансия алкоголизма, к сожалению, очевидно выражена во всех возрастных группах. Запивают старики, запивают одинокие бабушки, пьют и подростки, и студенты, и люди среднего возраста – одиночество, проблемы личного характера часто сопровождаются стремлением утопить их в вине. А тут как назло агрессия со стороны производителя, и навязывание посредством современного кинематографа, литературы, СМИ раскрепощенного образа жизни. Современное общество шатко, многие люди не видят ни в ком правды. Курсы валют скачут, продукты, лекарства, вещи постоянно дорожают, хотя и происходит всё это как-то незаметно, то есть ни стабильности, ни социальной защищенности у людей нет.
Съездить куда-то отдохнуть, решить жилищные проблемы, заняться спортом – это теперь всё очень дорого. Остается выпить какого-нибудь недорогого суррогатного алкогольного коктейля или пива. По статистике, в последнее время произошло значительное увеличение потребления именно слабоалкогольных напитков, но это несет в себе не меньшую угрозу, чем злоупотребление напитками крепкими.
- Что же остается из недорогих радостей?
- Остается много чего, но надо захотеть этим воспользоваться. А когда человек находится в тисках нерешенных проблем, в его жизни нет любви, нет взаимопонимания, у него нет семьи, безденежье – он впадает в депрессию. Это такой тонкий перекресток духовного, психологического и социального...
Но всё опять же упирается в собственное желание. Личная решимость – это ось, хребет, позвоночник избавления от той или иной страсти. Без личной решимости вся аддиктология (аддиктология – находящаяся на стыке психиатрии и наркологии наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации – ред.) меркнет, ведь душа человека свободна, бессмертна, разумна – такой ее Господь создал; и Господь не начальствует над душой. Личная решимость – это основа выздоровления. Вся современная наркологическая помощь разнится только сервисом. Но если нет личной решимости, ни новейшее импортное оборудование, ни тайский массаж, ни свежие фруктовые соки и экзотические салаты не помогут. Еще раз повторю: личная решимость, помощь Божия и оздоровление среды вокруг – без этого решить проблему алкоголизма невозможно.
- Если один из членов семьи – алкоголик, должны ли остальные ее члены отказаться от спиртного вообще или алкоголь всё же допустим, что называется, с умом и в малых дозах? Несет ли алкоголь в себе хоть какую-то положительную составляющую?
- Без сомнения, некоторые положительные составляющие в алкоголе есть. Вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15), если его употребление не является проблемой и не влечет за собой пагубных последствий. А для алкоголика это проблема, это страсть. Он потерял контроль, потерял способность спокойно вступать во взаимоотношения с алкоголем.
Мы ведь прячем ножи от маленьких детей. Здесь та же самая ситуация. Провоцировать алко- и наркозависимых просто безнравственно и опасно. Если на столе или в буфете будет стоять открытая бутылка водки или коньяка, алкоголик приложит все свои усилия, чтобы до нее добраться. По случаю можно, конечно, выпить бокал шампанского или хорошего вина, а если замерзли – рюмочку коньяка, но лучше это сделать не при нем. Надо щадить такого домочадца, понимать, что он одержим страстью, что он болен, что он может сорваться. Это надо помнить всегда.
Помогая человеку преодолеть пагубное пристрастие к бутылке, надо взглянуть и внутрь себя. Не надо ли и нам принести покаяние за те страдания, которые испытывает наш ближний? Нет ли здесь и нашей вины? Родители могут припомнить, что, как бы шутя, давали выпить спиртного сыну или дочери – подросткам. Всегда ли мы сами были образцом трезвости и умеренности в употреблении вина? Не потому ли начали выпивать наш супруг (или супруга), что мы долго не желали разрешить семейный конфликт? Нет ли у нас повода для покаяния? Думается, что такой повод есть всегда. Помоги нам Господи!
Что делать человеку, решившему избавиться от алкогольной зависимости?
• Ему необходимо осознать, что пьянство – это тяжкий грех, осознать необходимость покаяния, исправления. Когда на приеме я завожу речь о покаянии, борьбе со страстями и пороками, молитве, то, к сожалению, души многих из тех, кто сам обращается ко мне за помощью, остаются глухими и невосприимчивыми. Вместе с тем постоянно звучат пожелания назначить им «сильнодействующие уколы» или прописать «какие-нибудь лекарства от водки»... Но лекарств «от водки» не существует
•Принять глубокое, твердое решение не пить спиртное и не поддаваться уговорам, насмешкам со стороны недоброжелателей, дружков-собутыльников.
•Заранее продумать варианты своего поведения в трудных жизненных обстоятельствах и наоборот, за праздничной трапезой, если на столе спиртное.
•Научиться трудиться, не пребывать в праздности, стремиться быть полезным людям. Также научиться с пользой для души и тела отдыхать."
Духовные причины пьянства- Спойлер
- По данным Минздрава РФ в России зарегистрировано 2,5 миллиона людей с официальным медицинским диагнозом - «хронический алкоголизм». Негласная статистика насчитывает 7 миллионов человек страдающих алкоголизмом. Для медиков «алкоголизм» - заболевание, для священников – грех. И те и другие предлагают свои методы преодоления этого недуга.
В бутылке «топят» неудачи, неразделенную любовь, семейное неблагополучие или супружескую измену. Причиной пьянства могут стать разочарование в себе или предательство друзей. Немало и тех, кто «снимает» подобным образом стрессовую напряженность и высокий темп жизни. Ученые говорят и о наследственной предрасположенности к алкоголизму. Причин много, всех не перечислить. Однако есть одна главная - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.
Истоки «алкогольной» личности
Психологи определили некоторые характерологические черты, свойственные «алкогольным» личностям. В частности было установлено, что одни из них легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны, другие – излишне самоуверенны, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Если на эти черты характера наслаивается еще и психотравма, то вероятность нервного срыва и запоя очень велика.
Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов происходит задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, «играют во взрослых», разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают «детское вино» под одобрительный гул родителей и гостей.
Нет сомнения, что уже в это время в сознании ребенка начинает формироваться представление об алкоголе, как об универсальном спутнике взрослой жизни. К 11–12 годам у подростков формируются вполне устойчивые стереотипы отношения к алкоголю. На путь пьянства подростка подталкивает и та атмосфера бездуховности, греха, которую он видит во взрослом обществе и, в первую очередь, в своей семье. Пьянство родителей уродует душу ребенка. Сердце обливается кровью, когда видишь истерзанных этим горем детей, лишенных внимания, ласки и заботы отца-алкоголика, а теперь нередко и матери.
Сегодня алкоголиком стать просто. К алкоголизму ведет употребление, как многим кажется, безобидного пива. К сожалению, люди довольно плохо осведомлены о коварстве этого напитка. Злоупотребление пивом крайне отрицательно влияет на сердце. Формируется так называемый синдром «пивного сердца», сердце становится дряблым, а его функции «живого мотора» теряются безвозвратно.
Формирование алкогольной зависимости
1. Неврастеническая стадия
Усиливается влечение к алкоголю, утрачивается контроль над количеством выпитого. На этом этапе доминируют симптомы нервной слабости: раздражительность, злобность, снижение работоспособности, бессонница, кошмарные сновидения, головные боли и др. В быту начинающие алкоголики становятся конфликтными и неуживчивыми. Окружающий мир им кажется серым, безликим, и лишь только водка или вино делают повседневную действительность как-то переносимой. Здоровье день ото дня ухудшается. Таких людей беспокоят сосуды: «прыгает» давление, появляется вегетососудистая дистония, нарушаются функции печени, поджелудочной железы, кишечника. А самое главное – необратимо разрушается головной мозг.
2. Наркотическая стадия
Патологическое влечение к алкоголю становится непреодолимым. Появляется абстинентный синдром – похмелье. Он проявляется дрожанием рук, головокружением, слабостью, отсутствием аппетита, потливостью, повышением артериального давления, сердцебиением, сухостью полости рта.
Пьянство становится практически ежедневным, возникают запои. Личность постепенно деградирует. Мышление становится бедным, однообразным. Круг интересов сужается до минимума. Прогрессивно ослабевает воля. Доминирующая потребность — алкоголь. Клятвы и обещания родным и близким, оставить свое пагубное пристрастие, забываются ими в тот же час. На этой стадии алкоголизма нередко возникают острые алкогольные психозы.
3.Энцефалопатическая стадия
Это завершающая стадия алкоголизма. Характеризуется дальнейшим распадом личности и полной потерей здоровья. Чтобы напиться допьяна, уже достаточно небольшой дозы алкоголя. Абстинентный синдром более продолжительный и тяжелый. Деградация личности явная. Смыслом жизни становится алкоголь. Тяжело страдают внутренние органы. Цирроз печени, гастрит, миокардит, алкогольный психоз и слабоумие, атрофия половых желез – вот что ждет алкоголика. Любые заболевания на фоне алкоголизма протекают значительно тяжелее, и исход их не всегда благоприятен.
Как избавиться от алкогольной зависимости?
Подход к лечению алкоголизма должен быть комплексным, включающим в себя три аспекта.
Медицинский
Медики, как правило, используют всевозможные дезинтоксикационные растворы, назначают психотропные средства, препараты вызывающие отвращение к алкоголю из-за выработки отрицательного условного рефлекса, общеукрепляющие средства и витамины.
Все это позволяет облегчить физические страдания алкоголика.
Психологический
Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист дает советы и рекомендации, обучает бороться со стрессами, преодолевать конфликты и т. д. В ряде случаев проводятся различные психотерапевтические процедуры, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни. Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он непременно преодолевает сам.
Духовный
Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Поэтому только медицинскими методами и психотерапией страждущему не помочь. Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимы духовные усилия.
Условия исцеления – покаяние, молитва, чтение Святого Евангелия, церковные Таинства. Так и искореняли пьянство еще в дореволюционных православных обществах трезвости. Кстати, до революции, только духовенством, на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.
Страждущему человеку необходимо осознать, что пьянство – грех. Поэтому, прежде всего, нужно принять глубокое, твердое решение не пить спиртное. Не пить совсем! Другого пути не существует. Не поддаваться уговорам, насмешкам со стороны недоброжелателей, дружков-собутыльников. Продумать варианты своего поведения – в трудных жизненных обстоятельствах, за праздничной трапезой, если на столе спиртное. Научиться трудиться и с пользой для души и тела отдыхать.
допустимо ли кодирование?
http://www.daavdeev.ru/multimedia/cd-dvd/dushevnyie-zabolevaniya-pravoslavnyij-vzglyad/dopustimyi-li-kodirovanie-i-gipnoz-kak-metodyi-lecheniya-alkogolizma-i-drugix-zavisimostej.htmlкнига
Православная энциклопедия
"Домашний доктор"
в вопросах и ответахсайт врача
http://www.daavdeev.ru/biografiya.html