L@risa писал(а):Я говорю немного о другом. Скорее о неисследованном влиянии болезни тела на душу.
Изменение Отношения к жизни, сознанию, мировозрению возможно и при отсутствии связи с внешним миром как таковым, в привычном смысле. Насколько, один Бог знает, но я не отрицаю эту возможность.
Встретила недавно подтверждение этой мысли в книге Гнездилова А.В, где он говорит о том, что во время болезни, душа, ка бы добирает те ценности, с которыми уйдет Высшее Я на следующее воплощение, именно что то важное , из чего человек не действовал во время жизни. Это я своими словами - так понимаю.
Потому что любой наш поступок, мы совершаем исходя из своих жизненных ценностей, которые не обязательно нами осознаются.
Когда то поразила обычная история - про одного больного, с онкологией.,И возрастом он вполне трудоспособен, и на благо общества вкладывался успешно - директором там чего то был, и семье всего себя отдавал. И вот, он описывал, когда уже совсем собрался умирать -- стала прилетать на окно его палаты маленькая птичка, и просто там сидеть. Потом он стал ее подкармливать крошками и эта птичка стала самым важном и значимым, что было в его жизни.
Я понимаю, что таких рассказов может быть вагон и маленькая тележка. Но интересно другое - вот живет человек, действует вроде согласно логике и божественным законом -"нужно отдавать энергию, силы, заботиться о других" - а потом раз, и умирает. и вот во время болезни, понимает что то другое.
Вот может эти ценности и "добирает" душа в свой опыт,
Теперь про психотерапевта, психиатра известного, петербургского А,В Гнездилова,Услышала о нем - как выступая на одной из конференций, связанной с проблемой помощи умирающим больным - рассказывал о своей работе. Работает хосписе в Санкт-Петербурге, он и основатель хосписного движения в России.
Он вынес на сцену костюм такой настоящий, из синей парчи (преподаватель рассказывала, что он сам их шьет -на стареньком Зингере), одна из девушек, его сразу бросилась надевать - костюм правда был очень красив. Он стал рассказывать - как же работает с умирающими онкобольными в хосписе, вот, они ставят спектакли, из зала спросили - а спектакли про что? -Как про что? Про смерть, конечно. Вот и костюм смерти, посмотрите сами. Из зала голоса - "И что потом?" Потом - по палатам? - Да, по палатам" - Но они же потом умирают?" " Да, умирают"
Из книги А.В.Гнездилова "Психология и психотерапия потерь" Из предисловия " Опыт его работы получил признание в тех странах, где зарождалось хосписное движение. "Приоритеты духовности в русском человеке дают основы для несколько других подходов в психотерапии...Интересно в этом плане замечание английской медсестры, посетивший российский хоспис, о том, что Англии эффективнее справляются с болью, однако в России лучше облегчают страдания"-Б.С. Фролов
" Итак, основополагающим принципом паллиативной медицины является признание естественности смерти. Процесс смерти имеет самые непосредственные аналогии с процессом рождения. Некоторые акушеры свидетельствуют о значимости в развитии плода третьего, девятого и сорокового дня, когда закладывается экто- , эндо - и мезодерма. Религиозные традиции поминания также акцентируются на этих днях. Уход души из тела путем спиралеобразного движения, с "проходом через туннель", в конце которого "сияет свет", имеет аналогию с процессом родов. Существует мнение, что как человек рождается, так и умирает: тяжелые роды - долгая смерть, и наоборот. Дети повторяют сюжет жизни и смерти своих родителей и т.д. Конечно, эти мнения часто не обладают критерием строгой научности...
Второй постулат паллиативной медицины довольно трудно усваивается медиками, воспитанными в традициях радикальной медицины.Звучит он так:процесс родов наиболее благоприятен для ребенка и матери, если он протекает естественно, соответственно биологическим ритмам обоих, когда в него не вмешиваются извне. Точно такое же отношение переносится в паллиативной медицине и на процесс человеческого умирания. Если запущена программа смерти, то недопустимо тормозить умирание или стимулировать, ускорять его. Именно здесь особенно важна забота врача о душе пациента, которая предполагает помощь больному в том, чтобы выстоять перед лицом фатально неизбежных страданий. И, конечно, речь идет прежде всего, о способности принять и вынести страдания.
И снова мы апеллируем к фактору времени. Полагая правильным, что для созревания плода оптимальным сроком являются девять месяцев, мы должны признать, что поскольку смерть то же является естественным процессом, и она требует определенного времени для своего созревания. Этот момент доверия к природе достаточно важен вне зависимости от наших убеждений - существует ли "иной мир" за пределами нашего сознания или нет. Смеем напомнить, что окончательный ответ на этот вопрос нам живущим, в отличие от умерших, еще не дан. .."