В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? Очень интересное видео.
Эксперименты Лэндиса
- Спойлер
- Карини Лэндис из университета Миннесоты начал исследовать человеческую мимику. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами и змеями.
В мгновение выражения эмоций студентов фотографировали. И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, выходило за всякие рамки этики. Лэндис просил каждого испытуемого оттяпать ножом голову белой крысе. Все участники эксперимента поначалу отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но затем большинство из них согласились это сделать. Хуже всего было то, что почти все участники эксперимента, что называется, в жизни и мухи бы не обидели и совершенно не представляли, каким образом исполнять требование экспериментатора. В результате животным причинили немало мук.
Последствия эксперимента оказались куда как более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым выявить не удалось, но психологи получили доказательство того, как легко и просто люди готовы подчиниться авторитету и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не сделали бы никогда.
Замечательный советский фильм Я и другие
Эксперимент с куклой Бобо
Эксперимент Аша
Эксперимент Джонсона
- Спойлер
- Этот эксперимент, проведенный в 1939 году в Университете Айовы, также называется «Чудовищным экспериментом» ввиду тяжелых последствий, с которыми столкнулись испытуемые после его завершения.
Уэнделл Джонсон изучал особенности нарушения речи у детей, и в рамках своего эксперимента планировал доказать, что жестокое обращение является одним из главных факторов появления речевых аномалий, в частности, заикания. Для проведения эксперимента ученый отправился в сиротский приют в американском городе Давенпорт, где отобрал для участия 22 детей без нарушения речи. Все они были отправлены в Университет в Айове под предлогом проведения тестов у логопеда, где Джонсон разделил испытуемых на две группы.
Первая группа испытуемых получала регулярное положительное подкрепление — дети читали вслух, учили стихи и разговаривали с учеными, а те, в свою очередь, активно хвалили подопытных и всячески мотивировали их на новые свершения. Вторая группа детей столкнулась с обратным поведением — участники эксперимента подвергались жестоким насмешкам, упрекам, критике. Их выступления прерывались криком и замечаниями в их адрес, а каждое действие вызывало неодобрение.
Мари Тюдор, проводившая эксперимент под руководством Джонсона, писала: «5-летняя Норма Джин, которая месяц назад свободно разговаривала и не демонстрировала никаких речевых отклонений, практически все время молчит. Мне крайне сложно добиться от нее хоть слова». Другие дети также стали страдать нарушениями речи и проявлять признаки замкнутости — многие из них просто боялись произнести хоть слово, ожидая критики и негативных оценок, и у некоторых испытуемых подобные проблемы сохранились на всю жизнь.
Одна из участниц эксперимента, 15-летняя Хейзел Поттер, однажды объяснила свое нежелание общаться следующим образом:
«Я просто боюсь сказать следующее слово. Я почти не разговариваю»