Список разделов › Прочее › Свои темы
Куратор темы: tatpit
- Спойлер
- Понимание природы души Гераклитом и естественнонаучные представления Алкмеона
Гераклит. Представители милетской школы, указывая на материальную природу психического, не дали относительно развернутой картины душевной жизни человека. Первый шаг в этом направлении принадлежит крупнейшему древнегреческому философу из Эфеса Гераклиту (530-470 гг. до н.э.). С представителями Милетской школы Гераклита связывает идея первоначала, но только за первооснову он принимал не воду, не апейрон и не воздух, а огонь в его вечном движении и изменении, вызываемом борьбой противоположностей: “Мир есть единый из всего, не создан ни кем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимися и мерами угасающимися”.
Развитие огня происходит по необходимости или по “логосу”, создающему все сущее из противоположного движения. Все возникает и исчезает через борьбу. “Война, — указывал Гераклит, — отец всего”. Превращения огня происходят по двум направлениям: “путь вверх” и “путь вниз”. “Путь вверх” как способ преобразования огня есть переход его от земли к воде, от воды к воздуху, от воздуха к огню. “Путь вниз” это обратный переход от огня к воздуху–воде–земле. Эти два противоположно направленных перехода огня из одного состояния в другое могут протекать одновременно, обусловливая вечное движение и развитие мира во всем его многообразии. Как товар обменивается на золото и золото на товар, так и огонь, по мнению Гераклита, преобразуется во все и все переходит в огонь.
Душа — это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название “психея”.
Следует подчеркнуть, что введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен термин “психология”, который, начиная с работ Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734) станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека.
“Психеи” как особые состояния огня возникают из воды и в нее же переходят. Наилучшее состояние “психеи” — это ее сухость. Сухое сияние “психеи” определяет ее наибольшую активность, увлажнение ее ведет к снижению активности и деятельности. “Психеям смерть — стать водою” — писал Гераклит. Он считал, например, что опьянение есть не что иное, как увлажнение “психеи”, которое делает ее более грубой, отчего человек теряет ориентировку и телесную координацию.
Деятельность души Гераклит ставил в зависимость, как от внешнего мира, так и от тела. Гераклитом было замечено, что люди часто не помнят своих снов. Эта потеря памяти происходит потому, что во сне ослабляется связь с внешним миром. Полный же разрыв с внешней средой ведет к смерти организма подобно тому, как гаснут вдали от костра угли. В таком же тесном контакте душа находится с телом. Душа с телом, по образному выражению Гераклита, связаны как “паук с паутиной”.
Таким образом, в вопросе о внешней и телесной детерминации психики то, что позднее будет названо психофизической и психофизиологической проблемой, Гераклит выступил как последовательный материалист.
Гераклитом было дано не только общее представление о “психее” и ее природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души. Большое внимание философ отводил познавательным актам, чувствам, а среди последних особенно зрению и слуху. Гераклит писал: “Я предпочитаю то, что могу услышать или увидеть”. Функции зрения и слуха ставились им в зависимость от общего состояния души и самих органов чувств: “Плохи свидетели для людей глаза и уши тех, кто имеет грубые психеи”. Хотя Гераклит отводил чувствам важное место в познании, однако, ведущим у человека признавался разум, поскольку органы чувств позволяют установить лишь внешнюю гармонию природы, тогда как разум, опираясь на чувства, открывает ее внутренние законы. Психеям и мыслям присущ самовозрастающий логос. Мысль человека саморазвивается, переходя от одной истины к другой. Основная цель познания заключается в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы и поступать сообразно ее законам.
Довольно подробно рассматриваются Гераклитом побудительные силы, влечения, потребности. Гераклит высказывает ряд важных положений, раскрывающих соотношение побудительных сил и разума, влияние предшествующих состояний на последующие, относительный характер побуждений и потребностей у различных живых существ.
По мнению Гераклита, потребности живых существ определяются условиями их жизни: Свиньи грязи радуются, ослы — золоту предпочитают солому, птицы в пыли или золе купаются, морская вода — для рыб пригодна. Указывая на зависимость переживаемых состояний организма от предшествующих, философ подчеркивает, что связанные с потребностями чувства удовольствия и неудовольствия узнаются через свою противоположность. Голод приятным делает насыщение, усталость — отдых, болезнь — здоровье. Раскрывая связь побудительных сил и разума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою “психеи”, т.е. злоупотребление вожделениями и низшими потребностями ослабляет “психею”.
Счастье человека, по Гераклиту, состоит не в увлечении телесными удовольствиями, в таком случае он уподобился бы быкам, насыщающим травой желудок, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природе сообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Главным в человеке является характер, понимаемый Гераклитом как рок, как главенствующий психологический фактор, определяющий судьбу человека в течение всей его жизни.
Взгляды Гераклита оказали большое влияние на развитие философско-психологических систем последующих древних мыслителей, у которых идеи, выдвинутые Гераклитом, получат дальнейшую конкретизацию.
Среди наиболее важных положений учения Гераклита необходимо выделить:
идею о материальной (огненной) природе души и зависимости психического от общих законов природы (логоса);
положение о внешней и телесной детерминации психического;
дифференциацию уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование) и психики (познавательные и побудительные силы);
4) внутреннюю зависимость и соотношение познавательных и побудительных сил, относительный характер последних;
изменчивость психических состояний, переход их из одного в другое;
процессуальный характер психического и его развитие (самовозрастание);
введение первого психологического термина “Психея” для обозначении. психических явлений.
Алкмеон. Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях, ставились в древнее время не только философами, но также представителями медицины. Обращение древних врачей к этим вопросам побуждалось их медицинской практикой, их личным опытом и собственными наблюдениями за работой различных систем организма, за поведением животных и человека. Из них особо выделяется крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI-V вв. до н.э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.
Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных, как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало, таким образом, новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время.
Наделяя животных душой, Алкмеон не был склонен к отождествлению психики животных и человека. От животных человек отличается разумом, а анатомической основой различия между ними является общий объем и строение мозга (у человека он больше и сложнее), а также органов чувств.
Хотя разум и отличает человека от животных, свое начало он берет в ощущениях, возникающих в органах чувств. Согласно Алкмеону, для возникновения какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств. Например, глаз, по мнению ученого, представляет собой сочетание огня или пламени и влаги, поэтому он способен воспринимать лишь огненное и светлое. Уши наполнены воздушной массой, которая содрогается под влиянием колебаний воздушной внешней среды. Таким образом, в выдвинутом принципе подобия — подобное познается через подобное — впервые в зародыше высказывается мысль о специфичности органов чувств, т.е. догадка о том, что различные органы чувств как бы настроены на внешние воздействия сходной физической природы.
Принцип подобия распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Если человек встречает себе подобного, это вызывает у него чувство приятного, удовольствие, и наоборот, отсутствие сходства или подобия в людях приводит к возникновению у них неприятных чувств.
Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особенностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови от жил ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти организма. Общее же состояние организма, его физическое здоровье определяются соотношением четырех стихий — воды, земли, воздуха и огня, являющихся строительным материалом тела. Нарушение равновесия ведет к различным болезням и в самом худшем случае — к гибели. Равновесие и гармония стихий в теле, а следовательно и здоровье человека, зависит от пищи, которую он употребляет, от климатических и географических условий, в которых человек живет, наконец от особенностей самого организма.
Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психики с мозгом (принцип нервизма), принцип подобия в объяснении возникновения ощущений и восприятий, идея о внешних и внутренних (гуморальных) факторах, определяющих общую активность и жизнедеятельность организма, оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. Достаточно сказать, что на идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах темперамента. Принцип нервизма станет основой для развития мозго-центрической точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.
...в истории христианства был такое. Не большой, а поместный маленький Бургундский собор. Собрались епископы Бургундии, назывался он Маконский собор. ... просто харизматичные епископы Бургундии собрались и решили обсудить эту тему. Есть ли душа у женщины?
И с перевесом, по-моему 1486 год или 1586 год, Маконский собор, Бургундия, и к чести христианства, надо отметить, что с перевесом в один голос, все таки победила та партия, которая, придерживалась точки зрения, что душа у женщины есть.
Сейчас этот раздел просматривают: 21 гость